Cовременные технологии стирают границы между упаковкой и этикеткой. Не знакомый с ними покупатель слабоалкогольных напитков, сока, молока или йогурта не даст себе труд задуматься, что перед ним: на 100% обтянутая этикеткой ёмкость или запечатанная специальными красками банка. Причиной революционных изменений всё чаще становятся термоусадочные этикетки, наносимые на ёмкость по двум технологиям: рукавной или рулонной. Рынок активно растёт даже в искушённой Западной Европе (по оценкам экспертов, на 5-6% ежегодно). Что уж говорить о Восточной Европе и гигантском российском рынке, на котором, по данным представителей Klöckner Pentaplast, ежегодные темпы роста составляют 17-20%.
Рынок этикеточной продукции взорвало желание производителей скрыть за красивой обёрткой от взгляда покупателя мутноватую жидкость слабоалкогольного напитка или дать возможность при любом положении продукта на полке прочитать информацию на эффектной обтягивающей этикетке. Как прокомментировал представитель питерской «Полиграф оформление Флексо», рынок термоусадки даёт отличные шансы к развитию, ибо свободного места на нём пока достаточно. Проблема, как всегда, в точных целевых инвестициях, знаниях технологии и грамотном маркетинге: недавний уход с этого рынка крупного московского производителя был вызван проблемами с качеством на устаревшем оборудовании и необходимостью незапланированных капиталовложений.
Как рассказал директор украинской «Монопак» (Днепропетровск) Виктор Шевченко, работающий на рынке термоусадочной этикетки с 2003 г., взрывной рост заказов стимулировал открытие собственного завода (до этого здесь только склеивали рукава). В основе производства — машина глубокой печати индийской Uflex и экструдер для выпуска полиэтилена, из которого будут изготавливать простые линейные этикетки и винные колпачки. Закупку PVC и PET «Монопак» продолжит за рубежом: в отличие от рынка BOPP, собственных производств на территории СНГ пока нет. Безусловно, отметил Шевченко, удел глубокой печати — большие или повторяющиеся тиражи, характерные для рынка упаковки соков, где фирма главным образом и работает. Более разнообразная по ассортименту термоусадочная упаковка (в т. ч. для молочной продукции) зачастую становится епархией флексографии, предлагающей заказчику доступные цены. В равной мере здесь преуспевают широко- и узкорулонные производства: любопытный пример первого демонстрирует ГК «Бородино» из Подмосковья, печатающая термоусадочную продукцию УФ-красками на машине планетарного построения Soma Flex Mini UVG. Наращивает присутствие на рынке термоусадки и лидер российской этикеточной отрасли «Окил», устанавливающий на своих площадях 10-красочную машину глубокой печати Rotomec MW80 и 9-красочную рулонную офсетную от Drent Goebel.Как и в случае с BOPP, спрос на термоусадочные материалы становится мощным стимулом местным производителям: гомельская Multipack намерена в середине лета запустить производство трёхслойного поперечно-ориентированного OPS с усадкой до 75%, российская «Биаксплен» вынашивает планы выпуска биаксильно-ориентированного полиэтилена (BOPE) c усадкой до 75% в обоих направлениях. Пока же в числе лидеров поставок высокачественных термоусадочных материалов на российский рынок — корейская Wedus Chemical и немецкая Klöckner Pentaplast.