101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Термоусадочные технологии *

  • 4 августа 2008 г.
  • 4081
Конференцию открыл президент и главный исполнительный директор AWA Кори М. Реардон, вслед за которым выступил старший консультант ассоциации Уильям Левелин, детально рассмотревший состояние рынка рукавных этикеток. Он выделил три вида рукавной продукции (не считая круговых этикеток, которые относятся к клеевому типу) — эластичная, рукавная термоусадочная стандартная и оборачиваемая рулонная термоусадочная (ROSO, Roll-On-Shrink-On). Все они изготавливаются из полимерных плёнок, закрывают контейнер сверху донизу и дают возможность наносить круговую графику.

По данным Левелина, мировой спрос на эти виды этикеток в 2006 г. оценивался в 2,75 млрд м2, что составляет всего 7% общемировых объёмов этикетки, но показатель постоянно растёт. Самыми популярными остаются термоусадочные рукавные — 72% спроса. Крупнейший потребитель — Азиатско-Тихоокеанский регион (47,1% рынка); по прогнозам, в последующие 3 года лидерство по всем типам этикеток захватит Европа.

Технологические аспекты и тенденции

Эксперт Гэри Гейтс из американской Gates Packaging отметил: хотя эластичные этикетки временно утратили популярность в западном полушарии, теперь у них новые козыри — усовершенствованное этикетировочное оборудование и плёнки с увеличенным коэффициентом растяжения. Те же причины (скоростное оборудование и плёнки с большей степенью усадки) должны, по его мнению, стать причиной стремительного роста сегмента этикеток ROSO и стандартной термоусадочной продукции. На руку рынку снижение толщины плёнок и повышение их усадки, обеспечивающее лучшее облегание контейнера.

Директор по продажам Autobar Flexible Packaging Александр Канетти рассказал о новом поколении эластичных этикеток, во многих сегментах выступающих экономичной альтернативой термоусадочным. Вторично перерабатываемые эластичные рукавные плёнки из полиэтилена низкой плотности (LLDPE) не требуют клея и снижают энергопотребление (не нужен термоусадочный туннель), помогают решить и другие задачи, например, изготовить легко вскрываемую упаковку и вырезаемые промо-купоны. По мнению менеджера по продажам и маркетингу Klöckner Pentaplast Сандры Тайльке, блестящие перспективы у термоусадочных рукавных этикеток — благодаря им упаковка выглядит намного привлекательнее. У узкоспециализированного направления серьёзные темпы роста. Путь к готовой рукавной этикетке включает множество этапов — от изготовления плёнки, печати и формирования рукава до его нанесения и усадки. Сравнивая особенности плёнок, Тайльке отметила, что пока предпочтение отдаётся ПВХ как наиболее экономичному варианту, хотя очень перспективны PET с высокой степенью усадки и разрабатываемые многослойные плёнки. Об особенностях рынка оборачиваемых рулонных этикеток и его росте рассказал Сандер Райян, директор по развитию подразделения полимеров Avery Dennison. Он подтвердил, что до 2010 г. рост оценивается двузначными числами, а наилучшие перспективы у без- и слабоалкогольных напитков, товаров для красоты и здоровья. Райян представил разработанную Avery Dennison полиолефиновую рулонную термоусадочную плёнку с адгезивом, позволяющую изготовить этикетку, полностью обтягивающую бутылку (full-body) и соответствующую всем требованиям по переработке пластиковых отходов. Тему продолжил менеджер по плёнкам этикеточного направления ExxonMobil Chemicals Таркуин Крауч, указав на ROSO из ориентированного полипропилена как альтернативу стандартным термоусадочным рукавным этикеткам. Основная сфера применения — большие тиражи и объёмы производства. Не менее интересная технология — плёнки ROSO с повышенной усадкой, сшиваемые УФ-отверждаемыми термоклеями и новыми методами ультразвукового и лазерного скрепления. О термоусадочных плёнках для упаковки товарных комплектов рассказал менеджер по продукции RKW Маркус Пфайффер. Зародившаяся ещё в 80-е годы технология развивается и эволюционирует, приспосабливаясь к современной розничной торговле, — в первую очередь, за счёт растущего мирового спроса на минеральные воды. Любопытна тенденция североамериканского рынка — термоусадочные плёнки частично приходят на смену картонной упаковке. О перспективах биоразлагаемых плёнок PLA на основе полимолочной кислоты говорил Барт де Кейзер из Sidaplax Specialty Films: пока они достаточно дороги, но постепенно приближаются к цене традиционных полимеров. Одна из особенностей — вентиляция упакованного продукта — заставляет их использовать в пищевой упаковке. В не меньшей степени способствуют популяризации экологические достоинства плёнок и меньшая стоимость переработки.

Печать и послепечатная обработка

Краски — важнейший компонент техпроцесса изготовления рукавных этикеток. Бренд-менеджер XSYS Print Solutions Никлас Олссон рассказал об их УФ-отверждаемых сериях для термоусадочной продукции (10-15% объёма печатается с их помощью на флексомашинах). Важнейшие факторы успеха — высокая непрозрачность и отличные характеристики усадки. По словам Олссона, для выпуска рукавных этикеток подойдёт любое современное этикеточное производство при условии правильного выбора красок. Сейчас ведутся активные разработки специализированных красок для термоусадочных рукавных этикеток (металлизированных, флуоресцентных, стираемых).

Вопрос баланса инвестиций и окупаемости оборудования рассмотрел Симус Лофферти из Stanford Products на примере выпускаемого фирмой бобинорезательного и перемоточного оборудования. Как правило, работающая с плёнками перемоточная машина совместима и с рукавными материалами; инвестиции в оборудование будут небольшими, при условии проведения грамотной модернизации. Сделав обнадёживающие прогнозы о рукавных этикетках, Лофферти предположил, что активный спрос на декорированную групповую упаковку заставит многих присмотреться к рынку термоусадочной этикетки. Акцентировавший внимание на необходимости выпуска качественной продукции менеджер по продажам DCM Converting Винсент Хачет посоветовал всем работающим с термоусадочной продукцией инвестировать средства в инспекционное и финишное оборудование.


* Печатается в сокращённом варианте с разрешения журнала Label & Narrow Web, www.labelandnarrowweb.com

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 39