101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Насыщенная краска *

  • Джон Калковски
  • 31 июля 2008 г.
  • 4877

Новые краски появляются с завидной регулярностью, способствуя решению бесчисленных проблем полиграфистов с производством и маркетингом. Они важная составляющая триумвирата коммерческой печати наряду с носителем (как правило, бумагой) и печатной машиной. Не исключено, что с популяризацией цветной печати роль краски возрастёт. Заказчики ждут, что печатная продукция передаст богатство и разнообразие природных оттенков, а это непростая задача, учитывая ограниченный спектр безопасных химических составов, отвечающих требованиям высокой производительности, без которой конкурентоспособность немыслима.

Развитие красочной отрасли определяется четырьмя основными тенденциями: экологические аспекты, расширение применения энерго-отверждаемых красок и лаков, популяризация цифровой печати, повышение спроса на качественные и производительные краски. В каждом аспекте характеристики краски напрямую сказываются на прибыли типографии.

Ближе к природе

Один из самых серьёзных стимулов для инноваций в красочной отрасли — экология и охрана окружающей среды. На одном из экологических сайтов говорится: «Полиграфической индустрии не нужно особого приглашения, чтобы начать улучшать отношения с окружающей средой… Подобно основной массе промышленных процессов, полиграфия работает с множеством потенциально опасных химикатов, потребляет энергию и генерирует отходы, а в результате серьёзно влияет на воздух, воду и почву. Кроме этого, типографии находятся под пристальным вниманием федеральных и местных экологических служб».

Первыми внимание защитников окружающей среды привлекли запечатываемые материалы — из-за объ-ёмов энергии и древесины, потребляемых при производстве бумаги. Но по мере перехода типографий на экологически ответственные техпроцессы всё больше внимания уделяется краске. Самым распространённым способом печати остаётся офсет (65% рынка). Офсетные краски состоят из цветных пигментов и связующего на основе лака, которое может включать растворители, смолы, сиккативы, воск и прочие добавки. Производители активно пересматривают состав красок, избавляясь от потенциально опасных для окружающей среды летучих органических соединений (VOC), меняя пигменты на менее рискованные (например, не содержащие тяжёлых металлов). Невозобновляемое сырье на основе нефтепродуктов пытаются заменить маслами типа соевого, льняного и прочими составами растительного происхождения.

При скудных доходах отрасли, которые в 2006 г. составили всего 1,9% (данные Американской национальной ассоциации производителей печатных красок), «красочники» просто обязаны сократить цепочку поставок и производственные затраты. Взвинчивание цен на сырьё для них обусловлено дефицитом — часть поставщиков отказалась от производства красочных компонентов в поисках более прибыльных сфер.

Рынок сырья глобализируется — компоненты красок заказывают по всему миру. Ранее экономически привлекательные регионы выровняли цены и объёмы под влиянием международных тенденций. И всё же производители красок стараются заменить продукцию составами аналогичного качества, но с меньшим влиянием на экологию.

Тенденции к отверждению излучением

Если пересмотреть пресс-релизы основных поставщиков красок за 2007 г., бросятся в глаза многочисленные сообщения о новых и улучшенных отверждаемых излучением красках — в первую очередь, УФ- и гибридных (УФ-/традиционная печать). Причины просты:

  • пониженное энергопотребление без выделения летучих органических соединений;
  • мгновенное отверждение с оперативной послепечатной обработкой;
  • стойкость и высокое качество оттисков.

Добавьте к этому печать практически на любых материалах (включая невпитывающие пластики), и переход на краски УФ-отверждения — верный вариант. Установка УФ-ламп подешевела, но это всё ещё серьёзные средства. Работа исключительно с УФ-красками может потребовать дополнительного набора валиков, хотя многие машины поставляются сразу в УФ- или гибридной комплектации.

Сами краски в 2-3 раза дороже традиционных и требуют иного обращения из-за требований техники безопасности. Ориентируйся типографии исключительно на цену за килограмм, их не интересовали бы ни УФ-, ни гибридные краски, объединяющие лучшие качества традиционных и УФ-составов. Но если проанализировать общую себестоимость печати отверждаемыми энергией красками, всё окажется далеко не так печально.

Сказанное выше действительно для всех типов печатного оборудования, но наиболее широко технологии УФ-отверждения применяются в широкоформатной цифровой печати. По оценкам, 25% коммерческих типографий уже установили цифровое оборудование для печати коротких тиражей и нанесения персонализированных переменных данных (в основном на коммерческую продукцию типа брошюр и прямых почтовых рассылок). Для привлечения дополнительных заказчиков на машинах большого и сверхбольшого форматов печатаются вывески, баннеры, POP-стойки. Для этой продукции водные и сольвентные краски не подходят, т. к. не выносят длительного воздействия внешних факторов. УФ-краски выгодно от них отличаются плюс печатают прямо по жёстким, непористым поверхностям (пенокартон, Coroplast, Sintra, стекло и даже дерево), устойчивее к влаге и дневному свету.

Факторы качества

Заказчики рассчитывают на высокий, соответствующий спецификациям уровень печатной полиграфии. Им нужен глянец, чтобы подчеркнуть роскошь машин и драгоценностей. При этом проскальзывание желательно ограничить, чтобы удерживать готовые стопы продукции.

А для полиграфистов актуальны упрощающие работу краски, стабильные на высоких скоростях и сводящие к минимуму корректировки в печатной машине. Дополнительное условие — ускоряющая переналадку простота смывки. Любая типография хочет печатать больше, а краски расходовать меньше — с какой бы технологией она ни работала. Но есть ещё одно, прямо противоположное требование: краска должна оставаться насыщенной и яркой, казаться неразбавленной. Самый простой выход — увеличить насыщенность пигмента; многие поставщики красок так и делают, но лишь до определённой степени. Чем выше насыщенность, тем меньше нужно краски, но при этом растёт её себестоимость. Чрезмерное количество пигмента меняет текучесть краски, ухудшая её показатели при печати. Печатникам хорошо известно: если краска ведёт себя не так, как ожидалось, процесс печати сводится к простоям, отходам и перепечаткам.

Расширенный цветовой охват

Все прекрасно знают, что триадная печать стандартными цветами (голубой, пурпурный, жёлтый и чёрный) не в состоянии передать весь диапазон оттенков, хотя на фоне технологических достижений последних лет в сфере допечатной подготовки и красок типографии существенно расширили воспроизводимую цветовую гамму. С дополнившими триаду красками увеличилось количество доступных цветов, повысилась яркость зелёных, красных и синих оттенков. Современные допечатные системы выполняют цветоделение в 7 красок, но от дополнительных «триадных» цветов тоже требуется повышенная насыщенность и чистота цвета в комбинации со стабильностью.

Американские полиграфисты предпринимают первые попытки печати CMYK-красками с расширенным цветовым охватом, используя в т. ч. специально разработанные поставщиками красок составы под нужды конкретных производств.

Выросло значение систем управления цветом. Рекламодатели и производители инвестируют серьёзные средства в торговые марки, а цвет — ключевой компонент ценности бренда.

На повышение требований поставщики красок отвечают созданием объёмных библиотек формул для воспроизведения практически любого цвета. Подбор красок методом «мазка» обычно выполняется на тиражном материале. Результат измеряется сложными высокоточными инструментами, часто в составе систем с обратной связью, контролирующих весь процесс печати. Красочные формулы передаются в автоматизированные станции смешения, отмеряющие точное количество базовых красок для приготовления готового состава. Некоторые поставщики красок устанавливают системы непосредственно в типографиях. В зависимости от объёмов потребления предприятия они могут брать на себя также заказ, управление складскими запасами, переработку и утилизацию красочных отходов.

Об авторе: Джон Калковски, бывший менеджер по маркетингу Sun Chemical, главный редактор журналов Packaging Digest и Converting.


* Журнал Graphic Arts Monthly, январь 2007. Copyright © 2008, Reed Business Information, a Division of Reed Elsevier Inc. All rights reserved.


Красочные прогнозы

Как будет выглядеть печатный результат? С появлением лаков со специальными свойствами, красящих веществ и металлизированных составов вопрос стал ещё актуальнее. Решение SmartColour от Sun Chemical поможет спрогнозировать, как будут выглядеть корпоративные смесевые цвета на различных носителях: от макулатурного гофрокартона до прозрачной плёнки и молочного полипропилена. На октябрьской упаковочной конференции в Чикаго Sun Chemical впервые показала в Северной Америке ПО SmartColour, объявив о поступлении в продажу ограниченного количества экземпляров.

SmartColour — это реальный цвет и отображение результатов на любом этапе полиграфического техпроцесса с отображением реального цвета краски на конкретном материале и подбором узнаваемого на магазинной полке корпоративного цвета товара.

Лицензионная система MetalFX (внизу), включающая спецификации и комплект для подбора металлизированных оттенков, теперь доступна не только для флексографии и глубокой печати, но и офсета. Офсетную методику впервые в Северной Америке на рулонной машине уже опробовала Transcontinental на предприятии RBW.

Компания считает, что технология MetalFX на длинных тиражах, включая журналы и каталоги, — это потенциальные новые клиенты и дополнительная прибыль от рекламы для журнальных издательств. Благодаря металлизированным краскам, MetalFX отлично воспроизводит при печати блестящие хромированные поверхности, металл, бриллианты. Transcontinental уже применяет технологию в листовых типографиях в Монреале и Торонто, на книжном производстве Transcontinental Interglobe в США.


Цифровые технологии заставляют поставщиков пересматривать позиции

Необходимость тщательного подбора чернил для цифровой печати с учётом оборудования и носителей заставляет производителей пересматривать взгляды на устоявшиеся правила и роли. Предлагавшая до недавнего времени чернила и лаки Triangle (входит в INX International) теперь занимается и принтерами. В ассортименте Sun Chemical есть чернила Crystal и Persona для собственных струйных принтеров Sunjet. А EFI, которая в 2006 г. приобрела подразделение промышленных струйных принтеров Jetrion у Flint, предлагает для них соответствующие чернила.


( Наши

Для решения задач в области расширения цветового охвата красок фирма Flint Group K+E предлагает три красочных серии. Серия Novastar F 912 Magic Bio - это высококачественная краска на основе натуральных компонентов, которая подходит для двусторонней печати. Создание машин с переворотом способствовало дальнейшему развитию быстро закрепляющихся печатных красок. В последние 8-10 лет ставка делается на новое, натуральное сырье. Эти серии красок обладают технологическими преимуществами: снижение наслоений на печатном цилиндре, высокое качество печатно-раскатных свойств, устойчивость к колебаниям температуры. Всеми этими свойствами обладает серия Novastar 912 Magic Bio фирмы Flint Group K+E. Красочная серия NovaArt 2008 позволяет подняться на новую ступень качества: без материальных затрат добиться высокой интенсивности цвета и глянца оттисков. Новейшая разработка фирмы Flint Group K+E — серия Novaspace, которая позволяет значительно расширить цветовой охват при использовании программного обеспечения Hyperspace. Концепция Novaspace ориентирована на фотографическое воспроизведение при печати: снижение потерь в области цветового пространства при воспроизведении в печати. Целью является достижение максимальной красочности и насыщенности благодаря высокой кроющей способности, которой обладают краски Novaspace, при их использовании цветовой охват по сравнению с обычной триадой больше приблизительно на одну треть. — Ирина Соловьева, технолог-консультант компании «Гейдельберг-СНГ»

Чтобы использовать составляющие растительного происхождения, их необходимо вырастить, собрать, переработать, а для этого придётся задействовать механизмы и агрегаты, работающие на том же невозобновляемом сырье на основе нефтепродуктов, причинив тот же самый экологический ущерб. Да и свойства офсетных листовых красок на основе связующих растительного происхождения практически не отличаются от красок на минеральной основе.

Энергопотребление офсетных печатных машин с УФ-сушкой выше, чем без неё (расход электроэнергии на УФ-лампы и систему охлаждения). — Андрей Белобородов, технолог PrintHouse

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Лаки и краски: российский путь с восточным колоритом

Уход с рынка европейских поставщиков сказался не только на российском полиграфическом бизнесе, но и на производителях лакокрасочных материалов. Возникла жизненная необходимость переориентироваться в сторону азиатских поставщиков. О том, как это происходило, рассказал технолог полиграфического производства ГК «Tанзор» Владимир Непогодин.

Стойкость печатных красок

Перед оформлением заказа в печать на производство, если в техническом задании заказчика полиграфической продукции указана смесевая краска по вееру Pantone, перед технологом производственного отдела или менеджером встаёт вопрос: заказать у поставщика уже готовую краску или намешать на своём производстве?

Световое воздействие

Показатель светостойкости — цифра, которую печатник видит на этикетке банки офсетной краски. Светостойкость — одно из основных свойств краски, влияющее на «срок службы» конечного изделия. Под светостойкостью оттисков подразумевается стойкость к солнечному свету без непосредственного влияния атмосферных факторов или их устойчивость к воздействию света.

История освобождения от «цепких объятий» CMYK

Часть первая. Одна из проблемных тем в современной полиграфии — технологии многоцветного растрирования для печати с расширенным цветовым охватом.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38