На миллионы лет эволюции (если вы, конечно, в неё верите) глаз человека научился различать уйму цветов. К сожалению, многие даже близко не удаётся воспроизвести при помощи стандартного набора красок CMYK. К таким «непечатным» цветам относятся прежде всего яркий синий, насыщенный оранжевый, карминно-красный, все чистые светлые тона, кроме жёлтого, и т. д. А вот тёмные насыщенные тона — цвет красного вина, зелёного бархата, горького шоколада — попадают в цветовой охват, доступный при качественной офсетной печати. Но…
…цвета, красивые в RGB, становятся тусклыми и невыразительными в CMYK. Почему? Дело в максимально допустимой сумме красок (Ink Limit), указанной в профиле. Чем меньше сумма, тем больше приходится вычитать триадные краски из теней, оставляя лишь скучный бесцветный чёрный. А триадные краски в тенях теряют не только насыщенность, но и контраст, и детализацию. Хуже всего приходится жёлтой краске — её в тенях остаётся меньше всего. Это неплохо, скажем, для подводной съёмки, но никак не подходит для шоколада.
Часть 1. Шоколад
Сравните один и тот же фрагмент фотографии в каналах RGB и CMYK.
В каналах RGB полутона рав-
номерно распределены по всему диапазону, от высоких светов до глубоких теней, а в CMYК контраст в тенях резко проваливается. Тени светлее насыщенных участков изображения, и вся глубина теней получается только за счёт ахроматичной чёрной краски. Словом, каналы RGB выглядят значительно лучше и содержат больше полезной информации, чем каналы триадных красок. Этим мы и воспользуемся.
-
Сохраняем копию фото в RGB.
-
Переводим из RGB в CMYK. В нашем случае это стандартные параметры цветоделения для журнала Publish — профиль Euroscale Coated v2, максимально допустимая сумма красок — 300%.
-
Создаём группу слоёв Choco Separation и в ней два белых слоя — CMY и Black. В панели Blending Options (двойной щелчок на значке слоя в панели Layers) у слоя CMY отключаем Black, а у слоя Black — все остальные каналы.
-
Теперь понадобится та копия основного файла в RGB, которую мы сохраняли в самом начале. Канал Green копируем на слой CMY основного файла, в канал Magenta. Канал Blue — в Yellow. Cyan остаётся чистым. В RGB «рисующий» канал, отвечающий за насыщенность и общий контраст шоколада, — Red. Копируем его на слой Black основного файла, в чёрный канал.
-
Тоновый диапазон шоколада стал лучше, но вот цвет… Особенно не повезло сиреневой бумаге под коробкой. С неё и начнём. Возвращаемся в RGB-копию и переводим её в Lab. Именно там, в канале b, наиболее чётко видна разница между цветовым тоном шоколада и сиреневой бумагой. В основном файле создаём маску для группы слоёв Choco Separation и копируем в неё канал b из копии. При помощи кривых делаем маску контрастнее.
-
Условное наложение (Blend If: Yellow) для слоя CMY сделает сиреневый ещё чище — разъединяем белый треугольник на нижнем слое (Underlying Layer), щёлкнув на нём с нажатой клавишей Option (Alt). В тех областях, где на нижнем слое был сиреневый цвет (т. е. минимум жёлтого), верхний, шоколадный, слой отображаться не будет. Но это относится только к триадным каналам, а не к чёрному — он ведь не случайно остался на слое Black.
-
Последний штрих — корректируем цветовой тон шоколада и сиреневой бумаги. Мой рецепт шоколада в CMYK — 25C, 75M, 90Y, 60K. Создаём Adjustment Layer Selective Color, но не в группе Chocolate Separation, а над ней — мы уже работаем со всей фотографией, а не только с шоколадом. Убираем излишнюю красноту из шоколада, делаем цвет бумаги насыщеннее и глубже, чуть-чуть осветляем тени, чтобы не выходить за пределы суммы 300%.
-
Вот что получилось.
Часть 2. Martini
«Шоколадное» цветоделение годится не только для шоколада. Оно может быть полезно для любых фото, где есть насыщенные тёмные тона. Например…-
Сохраняем копию фото в RGB.
-
Переводим из RGB в CMYK. Смотрим на каналы. Cyan — так себе, плашка с рваными краями, провал в тенях и минимум полутонов. Magenta — те же проваленные тени, зато неплохой контраст и детализация в средних тонах и плавный переход к теням. Оставляем. Black вполне подходящий, без резких градационных скачков. Yellow вообще не содержит никакой полезной информации, кроме зелёной ручки у палочки для смешивания коктейлей.
К тому же, именно в Yellow — грязное жёлтое пятно в бокале с Martini. Оно появилось при переводе в CMYK слишком яркого голубого цвета. -
Создаём белый слой, называем его Cyan & Yellow. В панели Blending Options отключаем Magenta и Black — они пока остаются без изменений.
-
Канал Red из RGB-копии копируем в основной файл, на слой Cyan & Yellow, в канал Cyan. Жёлтый канал оставляем пустым — нам не нужен Yellow ни в глубоких тенях, ни в насыщенном синем цвете.
-
Надо вернуть ручке палки-мешалки её зелёный цвет. Переводим RGB-копию файла в Lab — из канала b проще всего сделать маску для зелёного объекта на синем фоне.
Копируем канал b, возвращаемся в основной файл, создаём маску для слоя Cyan & Yellow и вставляем в неё скопированный канал. При помощи кривых одновременно инвертируем маску (чтобы ручка была чёрной, а всё остальное — светлым) и резко поднимаем контраст.
-
Корректируем общий цветовой тон фотографии — она должна быть синей, а не фиолетовой. Сначала добавляем Cyan в синие тона при помощи Selective Color, а потом в кривых немного снижаем плотность Magenta по всему фото.
-
Martini готов :)
Приятного аппетита!
Об авторе: Модест Осипов (MOssipoff@vazari.ru ), руководитель отдела предпечатной подготовки бренд-билдингового агентства «Вазари».