101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

"Умные" этикетки *

  • Леа Генуарио
  • 29 октября 2008 г.
  • 5552

Этикетка Istrip от CCL применяется при транспортировке биологических препаратов и вакцин

Современные «умные» этикетки не ограничиваются RFID-технологиями, демонстрируя разнообразие форм и функций.

По прогнозам, к 2011 г. объёмы продаж «умных» этикеток вырастут вдвое от уровня 2006 г. в 5 млн шт. (опубликованное в декабре 2007 г. исследование Freedonia Group). В отчёте «умная этикетка» определяется как устройство, несущее данные с возможностью их считывания/записи. В первую очередь речь идёт о метках радиочастотной идентификации (RFID), поскольку именно они способны революционным образом изменить цепочку поставок и управление складскими запасами в сферах здравоохранения и авиаперевозок, в библиотеках. Согласно приведённой в отчёте информации, ожидается бурное развитие сегмента как в уже сформировавшихся, так и в новых направлениях.

Из «умных» этикеток RFID-метки сегодня самые популярные — интерес подогревается выдвигаемыми в последние годы законодательными требованиями и связанным с ними ажиотажем. Хотя пока объёмы их реализации ниже, чем прогнозировалось, RFID-этикетки широко применяют в различных отраслях, и аналитики сулят им радужное будущее. Зачастую под «умными» этикетками подразумевают RFID-метки, но многие специалисты трактуют термин шире, относя к нему и другие технологии.

«Под “умной” понимается любая этикетка, предоставляющая расширенную информацию о статусе продукта, к которому она прикреплена. Для начала в эту категорию попадают этикетки с химическими индикаторами. Думаю, в ближайшем будущем их сенсорные возможности будут расширены», — рассказывает директор PakSense по маркетинговым программам Эми Чайлдресс.

Вице-президент по продажам и маркетингу CCL Label Роб Рикмен считает, что «умной» следует считать любую этикетку, не ограничивающуюся выполнением эстетических функций. По его словам, на RFID-продукцию приходится не более 20% выпускаемых компанией «умных» изделий. Вне зависимости от определений очевидно, что индустрия развивается и по объёмам продаж, и по технологиям.

«Будем откровенны: направление “умных” этикеток за последние 5 лет активно развивалось благодаря множеству предписаний, постановлений и законов», — комментирует Рикмен.

Индустрия «умной» этикетки сейчас куда лучше приспособлена к потребностям отраслей, чем всего 10 лет назад, — в последние годы технологии ощутимо шагнули вперёд. «“Умные” этикетки во всех формах стали экономически более обоснованными», — считает Рикмен.

От высокотехнологичного этикетирования особенно выиграли две отрасли — пищевая и фармацевтическая.

Борьба за свежесть

Испорченный продукт опасен. Каждый год Центры по контролю и профилактике заболеваний США фиксируют более 76 млн случаев отравлений продуктами питания. Основная часть носит лёгкий характер, но в конечном итоге госпитализируется 325 тыс. людей. Вызвать отравление способны самые разные продукты, включая испорченные мясо и птицу. Решить проблему призвана предложенная Food Quality Sensor International (FQSI) «умная» этикетка SensorQ. Отличительный признак печатающегося на узкорулонных флексомашинах изделия — большая буква Q. «Внутри буквы — патентуемый индикатор из природных компонентов, фиксирующий газообразные продукты жизнедеятельности бактерий и связанные с ними изменения цвета», — рассказывает исполнительный директор по маркетингу и продукт-менеджменту FQSI Меган Оуэнс.

Этикетки SensorQ от Food Quality Sensor дадут знать, если продукт испорчен
Этикетки крепятся на внутренней стороне мясной упаковки — покупатель видит их через прозрачную оболочку. Оранжевый исходный цвет меняется на жёлто-коричневый, как только фиксируется 10 млн колониеобразующих бактерий на грамм (стандарт международного научного сообщества).

Разработчики заверяют, что затраты на анонсированную в октябре 2007 г. технологию вполне приемлемы. На этикетку приходится менее 1% общей стоимости стандартной упаковки для мясных продуктов. Сейчас разработка проходит первые испытания на американских фермах по переработке ягнятины Superior Farms. «Потребовалась масса усилий со стороны FQSI и таких предприятий, как Superior Farms, чтобы разработать продукт, экономически оправданный для расфасовщиков, розничных торговых предприятий и потребителей, — прокомментировал президент и генеральный директор FQSI Марко Бонн. — Индустрия мясопродуктов и птицы теперь контролирует и домашние холодильники, повышая столь критичный в наши дни гарантированный уровень качества».

Контроль температур

Этикетки PakSense TXi цифровым способом фиксируют температуру при транспортировке продуктов питания, дабы убедиться, что они доставлялись в условиях заданного температурного режима. Используются с молочными и морепродуктами, мясом, птицей, вином и в некоторых узкоспециализированных сегментах. «Этикетки заключаются в водонепроницаемую безопасную для продуктов оболочку и маркируются уникальными серийными номерами», — объясняет Эми Чайлдресс из PakSense. Для фиксации колебаний температур RFID-технологии не применяются. «Все температурные показания сохраняются в памяти этикетки и через считывающее устройство загружаются в таблицу Microsoft Excel, которая автоматически записывается под присвоенным этикетке серийным номером», — дополняет Чайлдресс.

Этикетка толщиной 1,6 мм состоит из электронных компонентов для измерения и фиксации температуры и бумажной основы, вставляемых в безопасный для продуктов пластиковый пакет. Предлагаются её варианты для семи температурных режимов с предварительно запрограммированными стандартными диапазонами часто транспортируемых скоропортящихся продуктов. Возможен заказ изделий под индивидуальные требования клиента.

Светодиодные детекторы этикеток PakSense помогают оперативно выявить температурные отклонения при транспортировке. Недавно этикетку вместе с её обслуживающей системой опробовали на перерабатывающем предприятии JBS Swift & Company North America (США), применив для контроля доставки клиентам свинины и телятины. «Этикетка PakSense — технологический шаг вперёд по сравнению с заменяемым ею контрольным устройством, выводящим бумажную ленту с графиком», — прокомментировал ответственный за безопасность и качество продукции на JBS Swift Уоррен Мерчинг.

Сертификат для фармацевтов

Пищевая индустрия — не единственный сегмент, выигрывающий от «умных» этикеток. К январю 2009 г. маркетологи-фармацевты ждут от этикеточной отрасли выполнения требований калифорнийского закона ePedigree (electronic pedigree, электронный сертификат подлинности), хотя не исключено, что крайний срок отодвинут до 2011 г. «Никто не знает, будет ли закон отозван, и страсти в фармацевтической отрасли накаляются», — резюмирует директор по маркетингу и развитию новых направлений Hewlett-Packard Реймонд Дикинсон.

По новым нормам, на всех лекарственных средствах должны быть уникальные виды маркировки, а каждая перемена владельца в цепочке поставок должна отслеживаться и сохраняться в виде электронных записей.

«Закон гласит, что каждый контейнер отслеживается индивидуально, — рассказывает Рикмен из CCL Label. — Суть сериализации и закона ePedigree в том, чтобы сделать цепочку поставок более прозрачной. Станет проще отзывать продукцию и предотвращать незаконные действия».

Налицо серьёзные последствия для производителей этикетки, сотрудничающих с фармацевтической клиентурой.

Этикетки PakSen-se TXi отслеживают температуру при транспортировке продуктов питания

«Электронный сертификат не заставляет применять конкретную технологию, но обязательно наличие доступа к истории продукта», — объясняет Рикмен, добавляя, что RFID-передатчики и штрих-коды — самый логичный для этого способ. Хотя конкретные технологии не прописаны, по словам Дикинсона, производители лекарственных средств предпочитают сериализацию двухмерными матричными кодами из-за очевидного экономического преимущества перед RFID. На уровне групповых упаковок и паллет RFID-технологии более оправданны. Hewlett-Packard уже представила портфель решений по отслеживанию и аутентификации продукции, рассчитанный на экономичную массовую сериализацию и включающий дополнительные возможности по аутентификации с помощью печати переменных защитных данных. Предлагаемая система станет основой для отслеживания товаров в соответствии с законом ePedigree: предусмотрен весь пакет необходимых услуг — от создания защитного элемента и его печати до IT-поддержки. В русле нового закона Secure Symbology сделала ставку на двухмерное кодирование, предлагая систему ESC для нанесения штрих-кодов на этикетки. Готовые этикетки с пустыми фрагментами пропускаются через машину, которая печатает нужную информацию.

Возникает вопрос: зачем рассматривать усложнённый вариант с двухмерным кодированием, если сейчас норма — обычные штрих-коды?

«Линейные штрих-коды ограничены по количеству информации, а электронная сертификация значительно расширяет её объём», — объясняет президент Secure Symbology Камаль Мустафа. У двухмерного кодирования свои сложности. По словам Мустафы, для считывания сканерами качество печати должно быть безупречным: «До появления закона его коммерческое применение было крайне ограничено — считалось, что с появлением RFID оно стало бесполезным. Но RFID-метки оказались слишком дорогими и технологически проблематичными. Кроме того, сканеры есть у каждого торгового предприятия, а на обзаведение устройствами считывания RFID-меток уйдут годы».

Внимание — мороз!

Помимо отслеживания продукции, высокотехнологичные этикетки способны взять на себя в фармацевтике и другие функции.

Разработанная CCL Label технология Istrip, по словам Рикмена, особенно востребована при транспортировке биопрепаратов и вакцин. Её основная задача — выявлять температурные отклонения при дальних транспортировках, в первую очередь водными видами транспорта.

Тонкая этикетка служит экономичным индикатором замерзания и меняет своё состояние, если температурные условия были нарушены и не вернулись в норму. «Она помещается на откидной колпачок или горлышко сосуда, чтобы видеть, какая именно упаковка замёрзла, и не вскрывать весь контейнер», — объясняет Рикмен.

RFID

Рассказ об «умных» этикетках был бы неполон без упоминания о RFID-технологиях, играющих всё более важную роль во многих отраслях. По отчёту Freedonia Group по этикеткам, сейчас в мире используются сотни миллионов RFID-меток. Основные сферы — одежда, лекарственные препараты, книги и более мелкие направления.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 39