В последние годы HP, как никакая другая компания, активно расширяла присутствие на рынке цифровой печати. Многолетние собственные разработки и относительно недавняя покупка Scitex, Nur Macroprinters и MacDermid ColorSpan открыли ей доступ ко всем сегментам широкоформатной печати — от недорогих устройств формата А2 для печати конструкторской документации (чуть более 1000 долл. за Designjet 90) до очень быстрых принтеров на УФ-отверждаемых чернилах (до 400 м2 у HP Scitex XL2200). Некоторый разрыв существовал в секторе сольвентных принтеров начального и среднего класса — сольвентные чернила несовместимы с термоструйной технологией печати, присущей разработкам HP. Проблема решило соглашение с японской Seiko I Infotech, по которому принтеры Seiko ColorPainter после небольших изменений и с новыми чернилами попадали на рынок под именем HP Designjet s (обзор модели 9000s см.: Publish № 6, 2006). В результате Seiko получила доступ к мощнейшему каналу сбыта, а HP — проверенные и относительно недорогие технологии сольвентной печати. Однако это сотрудничество завершается… Трудно сказать, что не устраивало руководство HP: возможно, не слишком комфортной и надёжной казалась чужая (я бы сказал — чуждой *) технология. Или хотелось преодолеть экологические ограничения сольвентных чернил — даже при том, что в Designjet с литерой s используются менее вредные низкосольвентные чернила, а опцией была станция очистки воздуха.
Так или иначе, но химики HP разработали новые чернила, которые в перспективе позволят отказаться от любых разновидностей сольвента. Их основа (по массе и объёму) — вода, поэтому они прекрасно работают в термоструйных печатающих головках. Дополнительные компоненты — некие растворители, цветной пигмент и вещество, в рекламных материалах именуемое «латексом» и давшее новинке название HP Latex. Впрочем, термин объединяет большую группу веществ (см. врезку) и не даёт детального представления о взаимодействии чернил с материалом. Судя по видеороликам, которые маркетологи HP разместили в Сети, красящий пигмент в жидких чернилах не связан с частицами полимера. После попадания капли чернил на разогретый материал вода испаряется, растворители размягчают поверхность, а частицы полимера работают как «клей», удерживающий на ней красящий пигмент. Впрочем, это скорее предположения, сделанные под воздействием рекламных материалов, которые могут отличаться от реальности…
К счастью, результат для нас значительно важнее процесса. По утверждению разработчиков, печать возможна на всех материалах, совместимых с сольвентными чернилами. При этом новые не имеют запаха и совершенно безопасны: ими можно печатать, как обычными водными (а отпечатки использовать в интерьере), без дополнительных мер безопасности. Изображения имеют хорошую устойчивость к истиранию, а принцип закрепления обеспечивает побочные, но полезные преимущества — чернила, в отличие от разновидностей сольвентных, не проникают в глубину материала (т. е. не нарушают целостность клеевого слоя на самоклеящихся материалах) и позволяют ламинировать оттиски немедленно после выхода из принтера.
Конструкция
У принтера две версии, отличающиеся шириной и ценой. В нашем распоряжении оказался «узкий» вариант 1067 мм, другой печатает на ширине 1524 мм. Во многом конструкция взята от HP Designjet Z6100 (см. обзор в Publish № 5, 2007): корпус, печатающие головки, система подачи материала — даже посадочных мест для картриджей 8, в т. ч. 2 закрытых заглушками. Разработчики не забыли и о встроенном спектрофотометре, который будет очень полезен, учитывая разнообразие материалов, доступных для нового принтера. От Z6100 унаследована и система автоматического контроля перемещения бумаги. В отличие от обычного способа косвенного измерения по датчикам с вала подачи, она работает с бумагой непосредственно. По принципу напоминает перевёрнутую оптическую мышь. С периодичностью несколько раз в секунду миниатюрная камера фотографирует обратную сторону бумаги, а микропроцессор анализирует изображения, определяя скорость перемещения бумаги. Система прямого контроля полезна для предотвращения горизонтальных полос на отпечатке. Ведь неправильное перемещение бумаги — вторая (после забитых дюз) причина появления дефекта.
Основное видимое отличие L25500 от базового Z6100 — система нагрева материала. В привычной по сольвентным моделям конструкции нагрев производится контактным способом за счёт подогрева стола печати, а здесь используется бесконтактный подогрев с помощью ИК-излучения. Оно генерируется нагревателем, расположенным по всей ширине печати на высоте около 10 см над материалом. Температура может доходить до 120 °С и подбирается вместе с другими параметрами печати. Материал подогревается (максимум до 55 °С) и на выходе — в зоне сушки, где дополнительно обдувается несколькими вентиляторами.
Принтер не рассчитан на листовые материалы и печатает только на рулонах. Зато оснащён моторизованной подачей материала и системой автоматического приёма отпечатков в рулон, а также резаком (на случай, если приём в рулон не требуется). Загрузка материала и установка картриджей — с лицевой стороны, т. е. принтер можно установить вплотную к стене, что экономит пространство.
Программное обеспечение
В отличие от большинства других Designjet, принтер не оснащён стандартным драйвером печати. Разработчики полностью положились на растровые процессоры от независимых производителей. В данном случае их задача сложнее обычной — ведь, кроме поддержки функции печати, нужно ещё управлять спектрофотометром, выполняя линеаризацию и/или профилирование принтера. На момент тестирования полная поддержка обещана в трёх растровых процессорах: Onyx, ColorGate и Caldera. Нет сомнений, что очень скоро все производители RIP включат в свои продукты более-менее полную поддержку нового принтера. HP не будет поставлять и поддерживать растровые процессоры — этим займутся партнёры.
Наш принтер работал под управлением RIP от Onyx. Рассказ о нём выходит за рамки отчёта о тестировании принтера. Отметим только, что всё ПО русифицировано — вплоть до служебных утилит модуля профилирования. Положительный факт несколько омрачается (или наоборот, расцвечивается) забавными переводами — термин FineArt (видимо, подразумевается векторная графика), например, переведён как «точные иллюстрации». В некоторых местах русский текст просто не помещается в интерфейс пользователя (русские слова содержат больше букв, которые ещё и шире латиницы). А перевод названий материалов облегчит жизнь только тем, кто не знаком с латиницей, и затруднит всем остальным.
Отпечатки
Максимальное разрешение печати L25500 — 1200×1200 dpi. Но размер капель относительно велик — 12 пл (как у низкосольвентного Designjet 9000s). Видимо поэтому, с точки зрения настоящей художественной фотографии, качество печати L25500 нельзя назвать фотографическим. Но в этой области свои требования, а вот у рекламной индустрии претензий не будет: L25500 выдаёт насыщенные изображения с плавными переходами и растром, заметным только при изучении отпечатка «в упор». Полошение есть лишь в самом быстром режиме — 300 dpi и 4 прохода.
Как и сольвентные, отпечатки чернилами HP Latex можно применять в наружной рекламе даже без ламинирования: производитель обещает светостойкость до 3-х лет. Механическая прочность отпечатка достаточно высока и зависит от свойств носителя: красочный слой удавалось повредить только вместе с материалом.
Стоимость отпечатка
В DJ25500 используются чернила обычной 6-цветной палитры: традиционный CMYK плюс осветлённые пурпурные и голубые чернила. Объём каждого картриджа 775 мл. Цена не шокирует — 140 долл./шт. (18 центов/мл). Дороже китайского сольвента, но дешевле обычных чернил для других Designjet. Встроенный в принтер счётчик чернил (запоминает информацию о последних 10-ти заданиях) позволил определить затраты и стоимость. Обычные фото потребовали 15-16 мл/м2 — несколько больше, чем обычно для струйных принтеров. Изображение, полностью залитое красным и зелёным цветом с заполнением около 200%, потребовало 25 мл/м2. Несложный расчёт показывает, что затраты на чернила в реальной жизни (не сферические 5% в вакууме) составят 3-4,5 долл./м2. Стоимость носителя оценивать бессмысленно — диапазон слишком велик.
Скорость печати
Onyx PosterShop позволял выбрать один из 30-ти режимов печати (разрешение/количество проходов/двунаправленность). Измерять скорость печати для всех режимов — дело слишком скучное, и мы ограничились тремя (см. таблицу). Особенность L25500 — длительная подготовка к печати каждого заказа. Время от начала поступления данных на принтер до начала нанесения чернил зависит от его состояния в начале печати. «Холодный» старт занимает минут 5. Частично время уходит на доведение нагревателей до рабочей температуры, но только этим задержку объяснить нельзя: печать после полного выполнения предыдущего задания начинается через 3,5-4 минуты. И готовый отпечаток выдаётся не сразу после окончания печати: принтер методично пропускает его «хвост» через зону сушки, потом несколько раз перемещает материал и только после этого срабатывает резак (или начинается подготовка к печати следующего задания). На это уходит 1,5-2 минуты. Но печать нескольких экземпляров внутри одного задания идёт без задержек. Такое поведение принтера вызывает удивление: печать нескольких заданий подряд могла бы выполняться без долгого перехода от одного к другому.
Таким образом, расчёт времени на выполнение определённого объёма работы окажется сложнее, чем простое деление площади на скорость печати. К времени «чистой» печати нужно добавить 5-6 минут на каждое задание. В этих условиях печать множества небольших форматов может затянуться, поэтому лучше объединять их в одно задание — благо все RIP позволяют выполнять такую операцию (обычно она называется Nesting).
Заключение
Универсальный принтер Designjet L25500 печатает изображения достаточно стойкие для «наружки» и безопасные для использования в интерьере. Выбор материалов огромен — весь диапазон носителей для сольвентных чернил.
Интересно, как сложатся их отношения с латексными. Хорошая экологичность и сильное имя разработчика против огромной инфраструктуры, быстро развивавшейся в течение последних десяти лет, и относительно невысокой цены. Последнее может оказаться решающим… или перестать быть таковым, если за производство латексных чернил возьмутся китайские компании. А они это рано или поздно сделают — если новые чернила окажутся такими же хорошими, как показались нам на первый взгляд.
Об авторе: Андрей Лыгун, консультант по системам управления цветом в фотографии и цифровой печати, владелец сайта RealColor.ru, посвящённого цвету и цветовой калибровке.
DesignJet L25500
Производитель: HP
Рейтинг: 5 / 5
Заключение: универсальное устройство для печати любых видов рекламных изображений выполнит работу сольвентного и экосольвентного принтеров на тех же материалах и с теми же областями применения, но без присущих сольвентным чернилам проблем с экологией. Затраты на настройку и обслуживание минимальные.
Цена: 25 900 долл. (1067 мм); 34 900 долл. (1524 мм)
Латекс — водная дисперсия полимеров (взвесь полимерных микрочастиц в воде). Наиболее распространены латексы каучуков. Натуральный латекс — млечный сок каучуконосных растений, главным образом бразильской гевеи, извлекаемый после надреза наружного слоя коры дерева; содержит 34–37% каучука, 52–60% воды и небольшие количества белков, смол, сахара и минеральных веществ. Синтетические латексы — водные дисперсии синтетических каучуков, образующиеся в результате эмульсионной полимеризации. К ним относят также дисперсии пластиков, например поливинилхлорида, поливинилацетата.