101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Самые точные краски

  • Михаил Борисов
  • 10 ноября 2010 г.
  • 2990

Крылатая фраза «реклама — двигатель торговли» по-прежнему актуальна, особенно в упаковке. Наверняка вам встречались маркетинговые шедевры вроде «Встречайте в новой упаковке!». Действительно, встречают, как и раньше, по одёжке, поэтому в ход идут нестандартные конструкции, тиснение, металлизация, лакировка, высечка… Укрупнение отечественных компаний, глобализация торговли привели к тому, что понятие «корпоративный цвет» стало привычным. Если раньше для его воспроизведения, как правило, использовалась стандартная триада, то теперь всё чаще с целью поддержания высокого качества во всём тираже переходят на смесевые (плашечные или дополнительные, spot) краски. Процесс цветоделения с их использованием трудоёмок (Photoshop автоматически выполняет цветоделение лишь в CMYK), требует повышенного внимания к мелочам и полон нюансов. Статья — первая из серии публикаций о приёмах работы со смесевыми красками. Сейчас речь пойдёт о работе в Photoshop. Рассмотрим типичное задание.

Внешний вид макета представлен на рисунке. Задача — выполнить цветоделение с учётом замены красного цвета на смесевую краску (0%С, 100%M, 70%Y, 0%K), финальный результат собрать в QuarkXPress/InDesign; файл для предпросмотра должен представлять собой композитный JPEG с метками выполненного цветоделения. Имеющиеся материалы: макет в формате PSD.

Шаг 1. Подготовка

Анализ изображения показывает: краска Pantone должна покрывать практически всю площадь макета — за исключением изображения людей и снежинок, которые своим белым цветом естественным образом вырежут из смесевого цвета необходимые пробельные области. Очевидно, что заготовкой для дополнительной краски могут быть жёлтый либо пурпурный (оба входят в состав красного). Если взять за основу канал, в котором максимальная плотность не достигает 100%, в конце необходимо довести в нём плотность самых тёмных участков до 100% — например, взяв за основу Yellow, используя настроечные кривые (Curves), установить Input = 70% Output = 100%.

Что касается вроде бы тоже красных шарфов/шапочек, учтите: это фотография, в ней наверняка областей с чистым красным цветом нет, а потому переводить их в смесевой также нет смысла.

Обращайте внимание на эффекты, особенно тени (Effect • Drop Shadow) — если макет сделан в RGB (или в CMYK, но тень композитная), то впоследствии чёрный проявится во всех 4-х каналах и вместо полноценного Black останется его бледная копия. Если не уверены в качестве макета — оставляйте все характерные слои редактируемыми до последнего либо сразу же исправляйте ситуацию. Если макет передан в RGB, после конвертации в стандартную триаду приведите каналы к единому чёрному. Для этого проще всего новый RGB-документ сначала залить цветом, использованным в эффекте Drop Shadow, а потом перевести его в GrayScale — так вы получите необходимое значение Black.

Приступим к работе. Для удобства можно свести количество групп со слоями к трём (Layer • New • Group From Layers): фон с крупными снежинками и дугами окажется в нижней группе, люди — в промежуточной, мелкие снежинки поверх людей — в самой верхней. Это типичный подход. А если подойти творчески? Например, если запомнить область с людьми в виде маски (что впоследствии позволит вырезать необходимую область в смесевом цвете), то все остальные слои можно вообще объединить (Flatten). Но перед этим строго обязательна проверка характерных частей макета на корректность. В нашем примере цвет дуг отличается от фона — хотя очевидно, что он должен быть аналогичным, — поэтому делаем его идентичным фону (Effect • Color Overlay • Color: 0%С, 100%M, 70%Y, 0%K).

Шаг 2. Получение смесевого канала

Проверив все потенциально опасные места и сохранив маску слоя с людьми в виде канала «People», (Select • Save Selection • New Channel), сводим изображение в один слой (Flatten Image). Теперь в палитре Channels оставляем видимым только канал Magenta, именно он наиболее информативен в качестве заготовки для пантонной плашки (в нём есть 100% плотность краски). Результат на рисунке.

 

Для получения плашки с отдельной краской дублируем канал Magenta и удаляем из неё область с людьми: загружаем маску (Load selection • Channel: People), убеждаемся, что активен канал Magenta Copy и заливаем выделенную область белым цветом (Edit • Fill • White — нет краски). Получается практически готовый канал для отдельной краски. В случае необходимости треппинга чуть сужаем площадь под триаду (перед заливкой сокращаем выделенную область на 1 пиксель (Select • Modify • Contract). Это гарантирует, что при печати с типичными отклонениями (для них достаточно 1 px для 300 dpi) возможное несовмещение заметно не будет. Итак, канал со смесевым цветом сформирован, но пока не оформлен как дополнительный.

Двойной щелчок по нему в палитре Channels открывает его свойства (Channels • Channel option). Включаем необходимые опции (Color Indicates • SPOT), вводим требуемый номер из библиотеки Pantone (при этом Photoshop автоматически подставит корректное название канала), задаём параметр Density = 0% (краска-то прозрачная) и — вуаля: канал дополнительной краски готов, теперь его будут «видеть» любые программы. Оцените результат.

Шаг 3. Подчистка CMYK

Настала очередь из каналов стандартной триады (у нас Magenta и Yellow) убрать области, отошедшие к смесевому цвету, — фактически всё, кроме людей, залить белым. Делаем рабочими только эти два канала (воздействие будет распространяться только на них), снова загружаем маску с людьми, делаем инверсию (Select • Inverse) и выполняем заливку. Вообще-то, треппинг можно сделать и на этом этапе — сократив площадь под смесевой цвет. Включаем видимость каналов Cyan и Black и наблюдаем результат (для сокращения размера файла маску можно удалить — она нам более не нужна).

Как видите, никаких сложностей нет — нужно лишь понимать, как взаимодействуют смесевые каналы со стандартной триадой, и знать, что чёрный цвет в канале говорит о наличии краски, а белый — о её отсутствии. Если же, в отличие от данного примера, решите сохранить макет редактируемым, процедура получения отдельной краски будет той же. Придётся только больше повозиться со слоями, управляя Advanced Blending и Layer Style Blending Options .

Основная работа завершена, остались лишь финальные штрихи — собрать макет в пакете вёрстки и продемонстрировать выполненное цветоделение. Для этого сохраним результат в формате TIFF или DCS 2.0 с включённой опцией Spot channels (последний менее предпочтителен из-за экранной копии низкого качества). Поскольку текста или векторной информации в макете нет, в вёрстку вставляем один растровый файл. Для его цветоделения выполняют печать в PS-файл (PPD • AdobePDF, Printer • PostScript File) с соответствующими настройками: включить цветоделение из программы (Output • Color • Separation), добавить метки реза и приводочные кресты (Marks and Bleed). Затем, прогнав через Distiller (опции сохранения смесевых цветов Adobe PDF Settings • Color • Leave Color Unchanged и настроек надпечати Advanced • Preserve Overprint Settings должны быть включены), получают PDF и результат проверяют в Acrobat. Если всё сделано верно, у вас должно получиться 5 страниц (стандартная триада + Pantone).

Заключение

Вне нашего внимания остался важный момент. Сравните два изображения на рисунке ниже. Слева исходное изображение (CMYK), справа результат перевода красного в дополнительный цвет. Разница видна невооружённым глазом — переходная область в первом случае выглядит тёплой (заметен оттенок жёлтого), а во втором она бледная. Это не «глюк» Photoshop, на печати получается то же самое. Не буду вдаваться в нюансы эффекта, главное запомнить, что в разного рода свечениях после получения дополнительной краски желательна цветокоррекция.

Макет слева выполнен в CMYK, правый— с плашечной краской

Мы рассмотрели получение единственной дополнительной краски (такая ситуация встречается в 95% случаев); разложение на большее количество выполняется аналогично.


Такие разные Pantone

Для обозначения смесевых красок пользуются популярной библиотекой цветов Pantone (те самые «веера с пантонами», которые задумывались как инструмент для подбора заказчиком цвета). Например, корпоративный цвет MTC имеет номер 485. Для имитации различных условий печати существуют веера для: мелованной (Coated), немелованной (Uncoated) бумаг, каталог для металлизированных красок (золотая, серебряная) и т. д. Чтобы не возникало разночтений, в названия красок добавляют идентификатор: например, в красках из библиотеки Coated присутствует литера «С», из Uncoated — «U».

Одни краски можно воспроизвести, используя стандартные пигменты (обычный вариант, когда не нужно получить цвета, невоспроизводимые триадой), поэтому они остаются прозрачными, другие — нет. С технической точки зрения, использование смесевых красок позволяет, во-первых, добиться оттисков идеального качества, поскольку исключается ситуация, когда одной компоненты корпоративного цвета легло на бумагу больше, чем другой, что приводит к полошению, хорошо заметному на крупных плашках. Во-вторых, они позволяют в некоторых случаях даже сэкономить на печати: например, для воспроизведения красного традиционным способом нужно нанести краску в двух секциях (Magenta + Yellow), которые можно заменить одной (Pantone 485).

Названия дополнительной краски (если они используются в нескольких программах — например, в Photoshop и Illustrator) должны в точности совпадать. Иначе наличие в одном макете Pantone 485 C и Pantone 485 приведёт к выводу двух дополнительных сепараций вместо одной. В крайнем случае, если времени на переделку нет, в некоторых пакетах (например, InDesign) можно воспользоваться Ink Manager, указав, какие краски нужно объединить.

Что касается угла наклона растра: поскольку дополнительный цвет всегда плотный и по определению притягивающий внимание, то для него, как правило, используются те же 45°, что и для Black. Максимальную гибкость при работе со смесевыми красками даёт InDesign (достаточно вспомнить поддержку Mixed Inks). Illustrator в меньшей мере, но также способен помочь выполнить цветоделение дополнительными красками; в Photoshop же все действия придётся выполнять вручную. Как правило, смесевые цвета покрывают обширные плашки. Если на них наложены тени, то их выполняют чистым чёрным с надпечаткой (overprint); для всевозможных свечений и областей с традиционным CMYK в плашке с Pantone вырезают «дырки». Если же область с Pantone или производным от него цветом невелика, можно оставить её в CMYK. Качество не пострадает, а трудоёмкость подготовки к печати сократится.

Процедура традиционного цветоделения (ручного) в общих чертах такова (об альтернативных способах чуть позже): сначала для удобства слои объединяют в группы, чтобы их осталось всего три. Нижняя — с объектами, лежащими под смесевым цветом; средняя — определяющая области со смесевым цветом; верхняя — триада, лежащая поверх «пантона». В зависимости от сложности макета могут быть вариации, но общий подход таков.

Затем временно перекрашивают белым слои, которые остаются в CMYK (для вырезания пробельных элементов в смесевом цвете), после чего выбирают канал, точнее всего определяющий область смесевого цвета, и оформляют как дополнительный. Наконец, слоям, подвергшимся перекраске, возвращают исходный вид. При необходимости выполняют треппинг. Последний шаг — отключение слоёв, которые отошли к Pantone (иначе произойдёт их наложение на триаду).

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Тире без отступа

Году в 2008-м в комментариях тогда ещё «Живого журнала» случился прелюбопытнейший спор об оформлении абзацного отступа: ведь правый край текстового фрейма даже при множестве переносов и с отключённой оптической компенсацией всегда выглядит сносно, а вот левый по умолчанию страдает — от красных строк и реплик; как с этим быть?

RGB-workflow в печати: почему «цифра», а не традиционный офсет

У дизайнеров есть мечта: получать в печати на бумаге нечто близкое по насыщенности к RGB-охватам, нежели тот маленький цветовой охват, что традиционно позволяют получить печатные краски европейской, да и любой другой триады CMYK.

Иллюстрируем мобильно

Приложения векторной графики для графического планшета Apple iPad почти готовы стать настоящими рабочими инструментами для профессионалов, ценящих мобильность. Предлагаем вам первую часть обзора таких приложений.

Допечатные эксцессы или 6 «детских» ошибок

Рейтинг самых частых ошибок в макетах печатной продукции по опыту типографии FastPrint, принимающей заказы через автоматизированную систему онлайн-проверки.

Лак и фольгирование со скоростью «цифры»

Подготовка макетов для цифрового облагораживания: выборочного УФ-лакирования и фольгирования.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 40