Вернёмся к реальности
Многие вещи должны непременно пройти проверку жизнью. Нам очень приятно есть сочное жареное мясо или сладкие десерты, но такое питание может негативно сказаться на внешности и здоровье. Так и новый материал не заменит ПВХ только потому, что экологически чист. Вдруг он окажется слишком тяжёлым или хрупким, вызовет проблемы при печати? А поддаётся ли он сварке, чтобы закрыть присущую строительным сеткам большую площадь?
Задумайтесь: ведь происхождение материала важнее, чем теоретическая возможность его переработки. Нужно документальное подтверждение, произведён ли материал из экологичного сырья или из вторично переработанного.
Ещё один важный фактор — цена. Да, крупные корпорации «требуют» экологичную продукцию, когда же выясняется, что это слишком дорого, сразу возвращаются к традиционному ПВХ. Но при адекватной цене легче идти «зелёным» путём. А если цена экологического материала ниже, как у ПЭ или ПП, он быстро становится популярным.
Важный фактор — ваша способность учитывать все эти экологические аспекты и сообщать клиенту. Например, в контексте материалов Wal-Mart ясно требует сведения об углеродистом следе (уровне выбросов парниковых газов при производстве материала).
Экологически чистые материалы для печати на выставках FESPA, ISA и SGIA
Поскольку Yeong Jeou экспонировала ПЭ на FESPA, скоро он там появится и от других производителей. Экспонирует свои новые экологически чистые материалы и Obeikan. На стендах Drytac демонстрируются материалы из бамбука, а DuPont показывает ПП и ПЭ под собственными торговыми марками. На FESPA было более 90 стендов, представляющих запечатываемые материалы. Более 40 стендов, в основном из Китая, экспонировали материалы на ISA. С нетерпением ждём результатов выставки SGIA.
«Зелёные» материалы в России
На выставке «Реклама-2010» водные чернила на основе смол Sepiax рекламировались на одном из популярных стендов — DigiProm. Были они и на других стендах в принтерах Mimaki и Mutoh. Не удивительно, что рекламные агентства компаний, входящих в список Fortune 500, выбирают для рекламных печатных проектов чернила Sepiax. Самой передовой в показе печати на технических ПЭ-тканях оказалась Matan. В России дистрибьютором технического материала Obeikan является Giftec. С российским дистрибьютором ПЭ как технического текстиля производители определятся ещё до начала «Рекламы-2011», на которой будет ещё больше таких материалов, как ПП, ПЭ и ПЭТ.
Исследования FLAAR
FLAAR стала известна потому, что обращает внимание не только на положительные качества широкоформатных струйных принтеров, но и на недостатки. Кроме принтеров, мы изучаем чернила и носители для печати, а с 2010 г. уделяем им больше внимания.
Изучая рынок «зелёных», экологически чистых материалов, мы находим всё больше и больше примеров «зелёного пиара» (greenwashing) — когда стенды и брошюры красят в зелёный цвет, используют изображение цветов и травы, постоянно говорят об экологичности, но скрывают количество вредных химических веществ в чернилах или носителях для печати, молчат о цене электричества для отверждения чернил. Так как электростанции наносят немалый вред окружающей среде в любой части мира, трудно согласиться с ярлыком «зелёное решение» для чёрнил, требующих для отверждения вдвое больше электроэнергии, чем конкуренты.
Иногда «зелёный пиар» становится нечестным и неэтичным: в брошюре одной китайской полиграфической компании слово «зелёный» использовалось почти на каждой странице, а рекламные баннеры и щиты были отпечатаны… на ПВХ.
Из сотни брошюр, собранных мною на выставках, самой оторванной от реальности оказалась выпущенная крупной немецкой торговой маркой. Там на каждой странице была трава… В посвящённом ПВХ разделе каждый абзац расхваливал его псевдоэкологичность. Смех сквозь слёзы! Компания продаёт всё больше ПВХ, у неё даже есть фабрика в Китае, а лозунг брошюры был таким: «Переходим на экотехнологии… Зелёные продукты для чистого мира» (Goes Green… Green Products for a clean world).
Понятно, почему ПВХ так популярен, — его много, на нём легко печатать, он относительно долговечен. Но зачем тогда создавать вокруг него «зелёную ауру»? Уже есть новая формула ПВХ, в соответствии с которой он стал биоразлагаемым винилом. Но не спешите радоваться: при разложении вредные вещества, которые использовались при производстве, никуда не исчезают.
В верном направлении идут такие компании, как Obeikan, лидер в производстве ПВХ, добавляющий к своей продукции ПЭТ и ПП. Obeikan не пытается преподнести ПВХ в «зелёном» свете, зато предлагает альтернативы: ObeSmart и ObeSmart Obeflex.
Выводы
В статье о «зелёных», натуральных материалах не стоит перечислять компании, щеголяющие словами «природа», «натура», «зелёный», «Верде», «эко», «окружающая среда», а потом рекламирующие ПВХ или худшие материалы. Особенно подозрительны брошюры, где вообще не указаны химические компоненты материала.
Возможно, и вам следует настороженно отнестись к компаниям, которые красят всё в зелёный цвет, но не указывают, из чего на самом деле состоят их материалы. Мало сказать, что материал «нетоксичен». Мы имеем право знать химические компоненты, не тратя время на поиск паспорта безопасности вещества. А печатники должны поддерживать честных и этичных производителей чернил и носителей.
Важно знать, нуждается ли запечатываемый материал в антистатической обработке или в каком-либо другом виде покрытия. Что толку сказать «обработан», «активирован»? Уловка используется, чтобы не сообщать о необходимости манипуляций с носителем перед печатью.
Мои фавориты среди «зелёных материалов» — бумага из натурального волокна для жикли (художественной печати). Но, будучи реалистом, я понимаю, что рынок баннеров, афиш и больших реклам — для ПЭ, ПП и ПЭТ. И эта статья посвящена материалам, доступным для широкого формата и серьёзного производства. В статье о печати жикли, художественной фотографии и декора сосредоточусь на бумагах из натуральных волокон.
Природные материалы более изысканны, их легче продавать как «зелёные», но преимущество ПЭ — в его лёгком весе. А это означает экономию на перевозке материала с завода на типографию и доставке печатной продукции заказчику. ПЭ легко разлагается, если вы цените такое качество материала. ПП ещё более универсальный продукт, который займёт место на рынке в качестве не-ПВХ-материала для рекламы и вывесок.
DuPont давно рекламирует Tyvek, и он уже стал известным, хотя не так много людей понимают, что это на самом деле ПЭ. Теперь DuPont предлагает Imvelo — по их определению, 100% ПП. Примеру последуют и другие компании. Сейчас ПП, как технический материал, легкодоступен от Yeong Jeou. Количество посетивших их стенд на FESPA-2010 крупных дистрибьюторов доказывает, что мир расходных материалов для рекламы меняется.
«Зелёные» носители РЕ, РР и РЕТ могут использоваться для рекламных щитов, фасадной сетки и больших баннеров. Есть и более «зелёные» носители — из бамбука, сахарного тростника, жмыха, джута… Но пока не хватает производителей натуральных волокон, поэтому весь технический текстиль производится на химической основе. Вот огромная возможность для китайских фабрик: они бы могли начать производить волокна для технического текстиля без полиолефинов (хотя они не являются ПВХ, это по-прежнему пластмасса).
Благодарности
Полезным образовательным ресурсом для меня стала программа HP по сертификации печатных свойств латексных чернил. В процессе сертификации мы тестировали ПЭ-материал на пригодность для печати с ними и УФ-чернилами. Метод выявляет разные свойства материала. Я отдаю честь команде HP: Алеиксу Ориолу и Ниру Двиру за их внимательность в обработке результатов тестирования, и очень ценю их инициативность в проведении встреч с крупнейшими производителями носителей, чтобы предложить им меры по улучшению. Благодаря встрече с Муратом Курду на выставке Sign & Digital UK, я узнал о заинтересованности Euromedia (FujifilmSericol Европа) в ПЭ и аналогах. Проявило интерес к теме американское представительство Fujifilm и Matan.
Я благодарю Мохамеда Али Хассе, Кенана Альжазира и их сотрудников из Obeikan за возможность недельного обучения на их фабрике по производству носителей в 2010 г. и трёх дополнительных дней в 2011 г. Благодарю Крэйга Адамса из YJ (США), Орсона Лин и Эрика Киу из Yeong Jeou за проведение недельного курса обучения на одной из их фабрик по производству ПЭ на юге Китая. Благодарю Ориола Гаска из HP за помощь в изучении латексных чернил и носителей. Высоко ценю Карла Эбнера и Франца Эйгнера из Sepiax и их дистрибьюторов по всему миру (в т. ч. GO в США) за возможность изучения их водных чернил на основе смол.
Я надеюсь на дальнейшее сотрудничество с дистрибьюторами чернил, носителей и принтеров, чтобы увеличивать цепочки поставок экологически чистых, устойчивых и перерабатываемых расход-
ных материалов для печати. Благодарю коллегу в Корее за помощь в поиске корейских компаний, делающих биологически чистые материалы для печати.
Благодаря любезности Obeikan, автор тестировал ПП-материал Cybertex на латексном принтере HP
( Наши
В первую очередь надо обращать внимание на конечный продукт, который и должен быть обозначен как «зелёный». Основные составляющие — материал-носитель и чернила. И если один из двух элементов не будет экологическим, то готовую продукцию отнести к «зелёной» нельзя. Не имеет значения, насколько экологичны и безвредны чернила, если используется материал, выделяющий вредные вещества в атмосферу, и наоборот. Конечно, получающийся продукт будет на шаг ближе к «зелёному», но таковым всё равно не станет. Это некоторое приближение к идеалу, достичь которого — основная цель.
Важно помнить, что проверить безвредность чернил проще, чем запечатываемый материал. Лист безопасности чернил должен предоставляться по первому запросу, чтобы легко узнать, насколько они безвредны и по каким параметрам. Узнать о содержании в материале неперерабатываемых или вредных веществ намного сложнее. И частенько производитель пишет о 100% экологичности материала, тогда как в его состав входят ПВХ или другие вредные вещества. Может даже оказаться, что сам материал безопасен, а дополнительная обработка, придающая ему определённые свойства, — нет. Хотите получить настоящий «зелёный» продукт — обращайте внимание на полные описания продукта, а не на громкие лозунги рекламы. — Павел Мохначёв, менеджер проекта компании «Диджипром»
* Окончание, начало в Publish № 3, 2011. Февраль, 2011. Специально для Publish. (с) FLAAR Report, 2011. Все фото в статье предоставлены FLAAR Report.