Боб Флипс, генеральный директор/владелец Grafx Network
Каждый день наша сервисная компания получает запросы на ремонт широкоформатных (как правило, сольвентных) принтеров. И обходится он хозяевам в копеечку (наглядное свидетельство — выставляемые нами счета), поскольку речь идёт об оборудовании промышленного класса. Да, это часть непременных издержек бизнеса, но ведь планового техобслуживания принтеров большинство предприятий не проводит, а занимается техникой лишь после её поломки. Падение качества печати компенсируют снижением скорости принтера, самостоятельно выполняют лишь самые необходимые процедуры или, того хуже, предлагают заказчикам некачественную работу. Тут надо принять решение — заняться ремонтом принтера или заменить его?
Сольвентные принтеры базового уровня работают с двумя основными типами печатающих головок, каждая требует особых чернил и вспомогательных решений, а цена варьируется от 1000 до 2500 долл. и выше. От надлежащего ухода за ними (во многих принтерах печатающих головок несколько) напрямую зависит не только оптимальная работа оборудования, но и затраты на техобслуживание в долгосрочной перспективе.
В процессе переговоров по продажам продавцы оборудования редко касаются стоимости сервисного обслуживания и его периодичности (если вообще поднимают этот вопрос). Если в перечень работ не вошли новые печатающие головки, такое обслуживание (затраты на время простоя и материалы, посещение предприятия специалистом) обойдётся в 1000–2000 долл. Стандартный пакет профилактического обслуживания включает дамперы **, насосы, парковочные станции или только их компоненты, различные ремни и пр.
Полный список материалов существенно разнится в зависимости от модели, но их общая стоимость примерно одинакова. Ценник в 2000 долл. подразумевает более дорогие печатающие головки, но служат они дольше, а профилактику можно проводить реже. На машине с профилактикой за 1000 долл. печатающие головки гораздо чувствительнее, больше подвержены повреждениям и забиванию при отключении принтера. Хотя некоторые производители заявляют, что их реально восстановить, гораздо лучше нам это удавалось с промышленными системами более высокой ценовой категории.
Окупаемость
Задачи бизнеса и важных финансовых решений неизменно сводятся к выходу на прибыль. Вот типовой сценарий развития событий для компании, которая определяется с ремонтом либо заменой оборудования. У вас есть принтер, который когда-то обошёлся в 30 000 долл. Зачастую 4–6-летние принтеры такого класса отдают за сумму около 5000, если их состояние далеко от идеального. И первым делом такую технику стараются отремонтировать. Предположим, вы уже выделили те же 30 000 долл. на покупку нового принтера и теперь хотите самостоятельно продать старую систему. Дилеры неохотно принимают такую технику на реализацию, поэтому весь процесс ляжет на ваши плечи.
Соответственно, новый принтер обойдётся в 25 000, что при 5-летнем лизинге означает ежемесячные выплаты в 580 долл. плюс налоги, т. е. больше 600 долл. в месяц (сумма будет незначительно варьироваться в зависимости от кредитного рейтинга компании и других факторов).
Теперь включим в схему часть упомянутых выше затрат на профилактическое техобслуживание. Хотя большинство заказчиков, услышав сумму в 1000–2000 долл., недовольно морщится, выбора у них, по сути, нет. Вопросы возникают только при обсуждении новых печатающих головок, ведь с ними планка легко поднимется до отметки в 3000–4000 долл. Нам случалось полностью восстанавливать системы с четырьмя печатающими головками, выставляя к отплате счета от 6000 долл.
Вернёмся к окупаемости. Думаю, большинство согласится с тем, что для стабильной и, ещё важнее, прибыльной работы важно принимать решения, руководствуясь достоверной информацией. Арифметика здесь крайне проста: ремонт стоимостью 3000 долл. окупается меньше чем за 5 месяцев, 4000 долл. — меньше чем за 6. Не будем забывать, что с новым оборудованием предприятие получает дополнительный хомут в виде лизинга на весь оставшийся срок. В случае же с ремонтом к заполнению «финансовой дыры» вы приступаете сразу, за относительно короткий срок выходя на прибыль.
Несмотря на кажущуюся простоту схемы, на принятие решения влияют и другие факторы:
-
новая интересная технология, в которой вы ощущаете необходимость;
-
постоянные проблемы со старым принтером и дорогостоящие ремонты каждые пару месяцев;
-
просто желание заменить старую технику новой.
Хотя на первый взгляд доводы сложно оспорить, давайте кратко пройдёмся по каждому.
Новая технология
Впечатляющие инновации часто оборачиваются проблемами, которые не предвидел производитель, — сбоями оборудования и/или драйвера RIP (зачастую тоже нового). Не исключена нестабильная работа, ведь многие разработчики ориентируются на маркетинговые факторы, стремясь успеть к выставке или первыми заработать на новинке. Есть желание стать подопытной свинкой?
А что насчёт кривой обучения, неизбежной для любой новой технологии? Обучение — это не только издержки из-за простоев, но и время, необходимое для вывода оборудования на полную производственную мощность.
Не исключены проблемы и при освоении новых чернил: нужная адгезия к любимым материалам, стойкость к УФ-выцветанию, стабильность формулы, неподтверждаемая гибкость для УФ-отверждаемых составов, стойкость к резким колебаниям температуры и даже к влаге и химикатам.
Тестирование перед выводом на рынок не в состоянии охватить все факторы реального производства — голубой цвет третьего поколения вполне может не совпасть с первым, и панель, которую заказали повторно, внезапно окажется не такой, как остальные.
При старении оборудования снижаются производственные издержки — во-первых, заканчивается лизинг, во-вторых, параллельно освоению принтера, как показывает практика, падает расход чернил.
И хотя в некоторых случаях новые чернила сулят весомые преимущества (например, отсутствие летучих органических соединений), их стоимость в пересчёте на квадратный метр отпечатка часто весьма высока. Не стоит забывать, что чернила — Священный Грааль производителей печатной техники, поэтому в большинстве случаев с новым оборудованием приходят и новые, более дорогие чернила.
Если же новое оборудование при той же площади намного производительнее или предполагает серьёзное сокращение затрат на чернила благодаря новой системе подачи — это серьёзные аргументы в пользу обновления парка.
Слишком много проблем со старым принтером
Встречаются ситуации, когда оборудование исправно отработало свой срок и настала пора переходить на что-то новое — ввиду устаревания технологии, появления в той же линейке новых моделей с повышенной скоростью и надёжностью и пр. Однако мы уверены: если первый ремонт выполнен качественно, оборудование в большинстве случаев продолжает исправно работать — в следующий раз наши услуги заказывают не скоро. Мы настоятельно не рекомендуем клиентам экономить считанные доллары на мелких запчастях, чтобы в скором времени опять не столкнуться с проблемами. Издержки на посещение производства и работы слишком высоки, особенно с учётом накладывающихся убытков в виде простоя.
Не делайте распространённых ошибок.
Контролируйте процесс ремонта. Пусть сервисный специалист объясняет, какие компоненты заменяются и почему. Поинтересуйтесь, какие сопутствующие комплектующие могут потребовать замены сейчас либо в ближайшем будущем. Сравните их стоимость и затраты на вызов специалиста: возможно, дешевле будет заменить сразу и их.
Делайте всё правильно с первого раза! Заменяя печатающую головку стоимостью 1000 долл., установите сразу и новый дампер (около 30 долл. в зависимости от модели) — при демонтаже печатной головки сразу снимаются и дамперы. Некоторые дамперы оснащены фильтрами и, по сути, являются расходными материалами. Зачем приглашать специалиста ещё раз только для того, чтобы их поменять? У разных принтеров дамперов бывает 4–32 и более.
Настаивайте на детализированной смете техобслуживания с точным перечнем заменённых компонентов по каждому виду работ. Обязательно сохраните информацию: она пригодится при последующих ремонтах и снизит вероятность преждевременной замены компонентов до их износа (ещё один способ сэкономить).
Если оборудование действительно проблемное (крупный ремонт электрики, множество поломок и пр.), заниматься его починкой — не всегда лучший выход. Но если нерабочий принтер просто отключить, его ценность будет стремиться к нулю — печатающие головки засохнут, а с ними откажут и другие системы.
Всё взвесили и выбрали замену
При замене оборудования хочется хотя бы частично вернуть потраченные средства, продав принтер или сдав по программе trade in. Вот несколько советов.
Если принтер рабочий, но качество печати упало, отпечатайте серию тестов, проверив состояние сопел, или стандартные тесты на качество, чтобы показать его состояние.
Если оборудование всё ещё представляет ценность, не пожалейте средств на промывку, чтобы удалить из системы чернила. Не забывайте, что это не гарантирует 100% эффективности — полностью избавиться от остатков чернил, пигментов и частиц просто нереально. Имейте в виду: со временем испарится и промывка, и принтер останется полностью сухим (результат будет немногим отличаться от принтера с засохшими чернилами).
Если в целом принтер рабочий, но нуждается в серьёзном ремонте (например, в замене печатающих головок), лучше продать его «как есть», чем пытаться отремонтировать перед продажей (конечно, если процесс вы в состоянии взять на себя). При ремонте вы оплачиваете работу специалистов и запчасти по «розничным» ценам. Большинство покупателей не станет этого учитывать: если хотите полностью вернуть деньги за красивую кухню в вашем доме, продавайте его целиком.
Предположим, за принтер вы планируете выручить 8000 долл. Зачем вкладывать в него 4000, если его можно продать за 4000 и переложить проблемы с ремонтом на кого-то другого? Это особенно актуально, когда продажи идут через дилера или сервисную компанию, которые при ремонтах имеют дело с «оптовыми» ценами на комплектующие и услуги. Мы постоянно сталкиваемся с подобными ситуациями. Мы только что отремонтировали под заказ принтер, и теперь владельцы хотят его продать. Система работает безупречно и по состоянию отнюдь не соответствует «пробегу». С учётом функциональности стоимость его значительно выше стандартной, но всегда есть вероятность, что такую сумму выручить не удастся.
При любом варианте действовать нужно как можно быстрее: уточните у сервисного специалиста, как поддерживать принтер в рабочем состоянии, — чтобы проводить техобслуживание собственными силами и защитить печатающие головки. Мы не устаём повторять клиентам, что у сольвентного принтера они никогда не должны высыхать.
Важность регулярного техобслуживания
Учитывая стоимость техники и ремонта, не перестаёт изумлять безответственное и ненадлежащее к ней отношение со стороны многих отраслевых предприятий. Не меньше удивляет и отсутствие должной подготовки у пользователей оборудования (по меньшей мере, такой вывод напрашивается из общения с ними). Хотя данный раздел мог бы стать отдельной статьёй, ограничимся базовыми моментами.Задавайте вопросы: при установке оборудования будьте готовы уточнить информацию по требованиям к ежедневному техобслуживанию. Обсуждайте эти моменты со всеми обслуживающими принтер техническими специалистами. Есть рекомендации, которых нужно придерживаться, но у сервисных инженеров, как правило, свои методики и подходы. Узнайте о них. Не лишним будет задаться этими же вопросами перед покупкой. Так не только узнаете, что вас ждёт, но и увидите, насколько хорошо продавец знаком с принтером. Если менеджер по продажам не владеет информацией, попросите встречи с сервисными инженерами. Она, как минимум, даст представление о качестве последующей технической поддержки.
Поддерживайте чистоту: сюда относятся печатающие головки, парковочные станции, смахивающие резинки и пр. — все компоненты, с которыми контактируют чернила и где они скапливаются.
Головки должны оставаться влажными: промывку головок, очистку/промывку сопел (зависит от модели) выполняйте согласно рекомендациям. А лучше выделите немного времени и создайте небольшой файл с цветами всех чернил принтера, который распечатывайте ежедневно. Десятка сантиметров вполне достаточно — главное, чтобы активировались печатающие головки. Не забудьте про светло-голубой и пурпурный вместе с остальными не относящимися к CMYK вариантами. В системе должны всегда циркулировать чернила.
Резюме: индустрия уже далеко не молода, и технологии практически стабилизировались. Впрочем, на рынке всегда найдётся место для новых чернил и повышения скоростей, а значит, и потенциальных проблем при печати. Но при надлежащем уходе и техническом обслуживании практически все современные сольвентные принтеры широкого формата надёжно работают и приносят прибыль в течение нескольких лет.
Об авторе: Боб Флипс (bob@grafxnetwork.com), ветеран отрасли с более чем 20-летним стажем, совладелец Grafx Network, национальной сети технических специалистов по широкоформатным системам. Начав работать с водными составами, постепенно перешёл к сольвентным системам сверхширокого формата. Ранее ему принадлежала компания-дилер по продажам оборудования, расходных материалов и услуг, поэтому он прекрасно разбирается в оборудовании, материалах и рынках широкоформатной печати.
* Статья публикуется с разрешения и при содействии ассоциации SGIA. © 2011, SGIA Journal, май-июнь, 2011 г.
** Дампер (от англ. dumper) — модуль, предназначенный для фильтрации чернил и поддержания их постоянного давления в печатающей головке. — Прим. ред.
( Наши
Вопрос сервисного обслуживания — один из самых важных при выборе принтера и поставщика оборудования. Статья по форме не вполне конкретна, но претенциозна. Не называется ни одного бренда, непонятно, откуда такая стоимость, что именно автор ремонтировал и в каком объёме. Есть замечания к деталям. Неясно, что автор имеет в виду, когда говорит о двух видах печатных головок, а также их стоимости.
В целом, автор пытается провести идею, что ремонт лучше (экономически целесообразнее, проще, надёжней) замены на новый принтер. В реальной жизни не существует такого правила, и каждый конкретный случай потребитель должен оценивать сам.
4-6 лет — пограничные сроки использования современных принтеров (как и компьютеров). Как правило, далее старые системы перестают быть рентабельными или не выдерживают конкуренции (мы говорим о принтерах в ценовом диапазоне до 30 000 долл.). Индустриальные решения стоимостью от 100 000 долл. служат 10 лет и более.
Мировые производители предлагают новые модели практически каждый год и всегда с улучшенными скоростью, качеством, разрешением, сервисными функциями и расширенным спектром используемых материалов и т. д.
Возвращаясь к теме ремонтов, на основании более чем 15-летнего опыта обслуживания рекомендуем владельцам широкоформатных принтеров:
-
Следите и ухаживайте за принтером, особенно печатными головками (это, как правило, самые дорогие и быстро изнашиваемые его части). Следуйте указаниям поставщика, выполняйте ежедневные рекомендованные им процедуры.
-
Не экономьте на обустройстве помещения для принтера. Поддерживайте идеальную чистоту, постоянную температуру и влажность. Это сэкономит вам деньги — ведь поломки очень часто случаются именно из-за несоблюдения требований к помещению.
-
Серьёзно относитесь к выбору оператора. Помните, что обученный, грамотный, аккуратный оператор сэкономит вам много денег и продлит жизнь принтера. Человеческий фактор — важнейший при эксплуатации принтера. Хороший оператор допускает намного меньше брака и расхода материалов, что влияет на себестоимость продукции.
-
Создайте свой склад недорогих запчастей. Часто отсутствующие у поставщика запчасти приходится ждать неделями, а иногда и месяцами.
-
Не используйте неоригинальные расходные материалы и чернила.
При выборе и покупке принтера не забывайте о проблеме сервиса, запчастей и обслуживания:
-
Проверяйте поставщика. Узнайте его историю, опыт поставок и обслуживания, срок работы с данным брендом, изучите отзывы о его сервисе.
-
Не стесняйтесь задавать вопросы о величине склада запчастей, количестве сервисных инженеров и их квалификации. Познакомьтесь заранее с руководителем или менеджером сервисной службы, с которым будете контактировать по вопросам сервиса.
-
Старайтесь покупать новую (новейшую) модель принтера, чтобы через пару лет не встать перед дилеммой замены принтера на новый по причине морального старения. — Вадим Кирбатов, генеральный директор «ЛРТ»
Рынок широкоформатной печати очень динамичный, новые принтеры выходят достаточно часто и отличаются размерами, дизайном, скоростью печати и качеством воспроизводимой картинки. Прослуживший верой и правдой 4-5 лет принтер в ряде случаев оказывается морально устаревшим. Можно попробовать его продать, чтоб по минимуму покрыть покупку нового, или посмотреть на тенденции рынка и выбрать альтернативное использование, если современные технологии это позволяют.
Одним из таких вариантов как раз и является технология Sepiax, позволяющая старому станку занять новую позицию на рынке. Восстановив имеющийся принтер, подходящий по параметрам для использования Sepiax, клиент получает «новый принтер» и перспективную технологию одновременно. Конечно, наиболее удачный вариант, когда взамен старого приобретается новое оборудование, которое на 100% забирает на себя работу, исполняемую предшественником, а того переводят на новый сегмент, адаптировав для чернил Sepiax Aquares. Тогда клиент остаётся на прежнем сегменте с более совершенным оборудованием и может занять новую нишу, используя альтернативную технологию печати. — Павел Мохначёв, «Диджипром»
Автор статьи совершенно справедливо обращает внимание на необходимость регулярного техобслуживания широкоформатных плоттеров. Тем более, когда речь идёт о плоттерах, печатающих сольвентными чернилами. Хотя под понятие «сольвент» подпадают разные по составу чернила, на всех таких плоттерах необходимо проводить хотя бы минимальное техобслуживание. И чем выше доля содержания растворителя, тем чаще. Для «среднего» сольвента — ежедневно. Но есть и исключения. Для плоттеров Mutoh, работающих на чёрнилах Mutoh MS Ultra, хватит двух и даже раза в неделю. При этом засорения или засыхания головок и чернильных каналов не происходит.
Что касается повышения стоимости новых чернил, то в случае с Mutoh этот тезис не работает. Mutoh MS Ultra, превосходя предыдущее поколение по всем показателям (широте цветового охвата, яркости, насыщенности, уменьшению доли вредных летучих соединений и т. п.), предлагаются по той же и даже более низкой цене, чем Mutoh MS Plus.
Плоттеры, созданные с использованием новой технологии, действительно нередко преподносят сюрпризы. Поэтому опытные производственники настороженно относятся ко всякого рода новинкам. Принимая это во внимание, Mutoh, выпустившая свой первый плоттер с отлично зарекомендовавшей себя инновационной технологией волновой печати i2 ещё в 2008 г., только после длительного тести-
рования и обкатки внедрила технологию во все свои аппараты. И теперь преимущества i2 доступны всем их владельцам, а её необходимость ни у кого не вызывает сомнения. — Андрей Кукушкин, заместитель генерального директора «Фирмы ЛИР»
Воспользуйтесь объективными оценками цифрового оборудования
Перед покупкой ознакомьтесь с лучшим отчётом по цифровым печатным системам в эксклюзивной публикации Digital Equipment Evaluations от SGIA. Это подробная и непредвзятая информация для тех, кого интересуют инвестиции в широкоформатное оборудование. «Мы подготовили достаточно оценок ведущих на рынке продуктов для специализированной печати, — прокомментировал специалист SGIA по цифровым технологиям Джефф Бертон. — И теперь с помощью онлайн-отчётов пользователи могут сопоставить устройства уверенно и сделать выбор».
Hewlett-Packard
|
|
|