Операции тиснения фольгой и конгрева имеют непосредственное отношение к высечке, ведь их можно выполнять на одном оборудовании. Многие высечные прессы подходят и для тиснения фольгой — для этого достаточно оснастить их верхней нагревающейся плитой.
Чтобы в насыщенном информацией современном мире сформировать запоминающийся образ продукта, для начала нужно сделать так, чтобы его заметили. В этом отношении обычная страница или упаковка серьёзно проигрывает изделию с конгревом либо тиснением. Добавление фольги, конгрева, голограммы ярко выделяет продукт из общей массы.
Тиснение фольгой становится своеобразной изюминкой, создаёт впечатление качества и дороговизны, а конгрев выгодно ассоциируется с высокими технологиями в производстве. Объединение цвета с текстурой даёт поразительные результаты. А голограммы пробуждают интерес и привлекают намного эффективнее традиционных методов печати.
Разрушая мифы
Графическим потенциалом конгрева и тиснения фольгой часто пренебрегают — из-за незнания специфики процессов и сферы их применения. Перечислим распространённые заблуждения на эту тему.
Фольга и конгрев обходятся слишком дорого | При выверенных процессах планирования и допечатной подготовки стоимость тиснения фольгой не так уж и высока. Дорогостоящими эти технологии делают ошибки в подготовке макетов и недостаточное взаимодействие между дизайнером, типографией и специалистом по тиснению.
С фольгой и конгревом сложно работать, это источник задержек и проблем | Задержки и проблемы обычно объясняются неадекватным подходом к предварительным этапам планирования и тестирования. Безусловно, с определёнными сортами бумаги, красками и покрытиями эти техники ведут себя лучше. Чем раньше вы привлекаете к процессу подрядчика по тиснению, тем выше шансы получить на выходе качественный продукт.
Выбор ограничен золотом и серебром | Металлизированная и пигментированная фольга доступна во всех цветах радуги, есть перламутровые и голографические (2D) варианты. Полные каталоги с образцами имеются у каждого поставщика фольги.
ТИСНЕНИЕ ФОЛЬГОЙ
При тиснении фольгой высечной штамп монтируется на нагревающуюся плиту пресса. После этого между штампом и обрабатываемым материалом помещают фольгу. В процессе контакта пресса для высечки/тиснения с фольгой красящий слой отделяется от рулона под воздействием температуры и закрепляется на бумаге.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ФОЛЬГИ
Как правило, фольга состоит из 4-5-ти очень тонких слоёв.
Слой первый. Полиэфирная прозрачная плёнка-носитель толщиной 0,5–1 мм, выступающая в рулоне основой для других необходимых слоёв.
Слой второй. Поверх первого слоя располагается антиадгезионное покрытие, которое при нагреве и/или давлении позволяет отделяться от плёнки остальным слоям. В зависимости от сферы применения оно может отделяться практически без усилий или при более интенсивном воздействии.
Слой третий. Следующим добавляют цветной слой в виде пигментов или красителей. В обычной фольге (металлизированной) он полностью либо полупрозрачный и предшествует металлизированному слою.
Слой четвёртый. Металлизированный слой — тончайшая алюминиевая плёнка, нанесённая на рулон с помощью вакуумного напыления. Она придаёт фольге характерный блестящий, металлизированный оттенок, одновременно делая материал непрозрачным. Отсутствует в цветных и пигментированных сортах фольги.
Слой пятый. Адгезионное покрытие, с помощью которого фольга закрепляется на обрабатываемом материале. Состав зависит от обрабатываемого материала — бумага мелованная и немелованная, пластик, кожа, ленты и пр. Если тиснение выполняется на значительной площади, адгезионного состава требуется больше, при отделке фольгой только букв — меньше.
ТЕХНОЛОГИИ ТИСНЕНИЯ ФОЛЬГОЙ
Плоское тиснение
В отличие от конгрева или конгрева с тиснением, отделанное фольгой изображение находится на одном уровне с бумагой. Фактически, может присутствовать небольшое углубление — изображение вдавливается в бумагу для достижения нужной адгезии между материалом и фольгой. Но углубление должно быть как можно меньше, чтобы поверхность бумаги после тиснения оставалась ровной. Если поверхность при тиснении подвергается избыточному давлению, оборотная сторона листа рискует оказаться продавленной — перевернув лист, мы увидим обработанное изображение, а это в большинстве случаев считается неприемлемым. На «пробивание» листа могут повлиять бумага, краски, тип фольги.
Фольга по фольге
Во многих случаях горячее тиснение выполняется по нанесённому ранее тем же способом слою фольги. Часто встречаются макеты для печати в 4 краски с последующим тиснением слоем серебряной или золотой фольги. Тогда решающим становится верный выбор фольги, потому что для этой цели подходят не все её разновидности.
Рефракционное тиснение
В последние годы эта методика приобрела большую популярность во многих сегментах. Для рефракционного тиснения используется особый гравированный медный штамп. Исключительно тонкие линии, вытравленные в нём, подчёркивают текстуру и детали отделки. Сорта фольги используются те же, что и при обычном плоском тиснении.
КОНГРЕВ
Для конгревного (слепого) тиснения бумаги применяется выгравированный вручную или на станке с ЧПУ комплект из матрицы и пуансона (контрматрицы). Бумага подаётся в пресс для горячего тиснения, где, оказываясь между матрицей и пуансоном, под воздействием температуры и давления растягивается и принимает форму изображения.
Существует несколько видов конгрева:
Одноуровневый – изображение поднимается над бумагой на один уровень, имеет скошенные или закруглённые края.
Многоуровневый – название говорит само за себя — тиснёное изображение с двумя и более уровнями и разной степенью скошенности/закруглённости краёв. Такое бывает на винных этикетках, канцтоварах, логотипах, папках, календарях, книжных обложках и дорогой упаковке (например, для косметики и парфюмерии).
Скульптурный – одна из самых эффектных и самая дорогая разновидность конгрева. Скульптурный конгрев подразумевает несколько уровней с разными типами кромок и скруглений. Гравировка делается вручную мастером, которому художник или дизайнер доверяет вдохнуть жизнь в иллюстрацию, картину, фотографию. Чаще всего к скульптурному конгреву прибегают для реалистичного воспроизведения лиц и других частей тела, деревьев, цветов, статуй — сюжетов с высоким уровнем детализации. С современными технологиями скульптурного эффекта может добиться и опытный компьютерный дизайнер (в этом случае нужный штамп получают на гравировальном станке).
ВИДЫ ШТАМПОВ ДЛЯ ТИСНЕНИЯ КОНГРЕВОМ И ФОЛЬГОЙ
Магниевые штампы
Быстрый, недорогой, универсальный выбор для тиснения фольгой и конгревом. В зависимости от размера изображения и типа материала может оказаться оптимальным вариантом для коротких тиражей. Магний показывает превосходные результаты при относительно небольшой площади тиснения фольгой, но не подходит там, где нужна высокая детализация или неравномерное распределение фольги требует меньшего давления пресса. Ещё одно условие при работе с магниевыми штампами — гладкие и мелованные материалы.
Некоторые специалисты за мягкость выбирают магний и для скульптурного конгрева. Тогда для тиража необходимо подготовить несколько дубликатов (supplicates). Это вариант для объёмных макетов, где скульптурное изображение неоднократно повторяется на листе. Если одним скульптурным штампом планируется обработать весь тираж, предпочтительнее изготовить его из латуни.
Медные штампы
Медь часто применяется при изготовлении штампов для плоского и одноуровневого тиснения. Материал отличается исключительной прочностью и хорошо поддаётся гравированию, поэтому рекомендован для тиснения фольгой средними и длинными тиражами.
Медь — хороший проводник тепла, поэтому долго сохраняет температуру. Это особенно важно, если тиснение фольгой выполняется на высокоскоростном оборудовании, где штамп активно охлаждается при перемещении в прессе.
Для средних и крупных плашек из фольги тоннаж и давление должны быть выше, чем для небольших изображений/шрифтов. Медные штампы рекомендованы там, где от инструментария требуется устойчивость к высокому давлению пресса — магний в таких ситуациях может раскрошиться. Оптимальны они и для макетов с мелкими деталями, поскольку медь обеспечивает чёткие края. Прекрасно подходит для тиснения на текстурной и макулатурной бумаге.
Латунные штампы
Латунь — самый универсальный из гравируемых металлов. Чрезвычайно прочна и подходит для штампов самого высокого качества. Широко используется для ручного гравирования штампов, машинного гравирования при конгреве (многоуровневом и скульптурном), на длинных тиражах с плоским тиснением. Благодаря простоте машинной обработки, медь идеальна для «открытых» сюжетов, где от фольги требуется чистое тиснение без сливающихся фрагментов.
Латунные штампы — отраслевой стандарт для комбинированного инструментария (тиснение фольгой и конгревом). Если изображение в один проход обрабатывается конгревом и фольгой, лучше выбрать именно латунь. Она легко даст нужный рельеф, позволив параллельно наносить фольгу и выполнять слепое тиснение. Латунь дороже магния и меди, поэтому при выборе стоит тщательно взвесить все факторы. Изготовители штампов для тиснения всегда с готовностью придут на помощь и посоветуют правильный вариант с учётом макета и бюджета.
Автор выражает благодарность ассоциации FSEA ** за помощь в подготовке главы. Подробную информацию по различным видам тиснения см. на сайте www.fsea.com.
* Гл. 22 из книги Роберта Ларсона «Мир высечки» (The World of DieCutting). Публикуется с разрешения и при содействии автора. Заказы на русское издание (планируется на 2011 г.) — publish@publish.ru, с темой «Книга о высечке».
** Ассоциация фольги и специальных эффектов печати (Foil & Specialty Effects Association, FSEA).
Мир высечки
Роберт Ларсон
«Мир высечки» (The World of DieCutting) — первая в мире книга, призванная дать полное представление о технологиях высечки. Автор постарался проследить все эволюционные вехи технологий с подвижным и неподвижным ножом, а также ротационной высечки.
Объединяя вехи… Немногие знают, насколько важное место высечка занимает в производстве многих товаров повседневного спроса. Высечные технологии задействуются практически в каждом городе планеты.
Во многих случаях этот процесс пребывает за кадром, оставаясь частью конвертингового товарного производства. Высечка — это обувь, упаковка в супермаркетах и магазинах, картонная и гофрокартонная тара, сальники автомобильного двигателя, приборная панель автомобиля, этикетки на винных бутылках, бельё и бюстгальтеры, пазлы, изделия из кожи, детали одежды, игрушки и настольные игры, гофрокартонные элементы рекламных стоек с продукцией, гибкие печатные схемы, рыбные бургеры и тысячи других изделий.
24 главы книги — это 560 страниц бесценной информации. Рассчитана она на две аудитории: имеющих представление о высечке и желающих узнать о ней больше; ничего о ней не знающих и готовых спросить «А что это такое?».
Чтобы подогреть интерес к миру высечки, мы публикуем перевод главы 22. Если, прочитав её, решите узнать об этой увлекательной технологии больше, добро пожаловать на сайт www.worldofdiecutting.com, где книгу можно заказать через интернет.
В 2011 г. Publish планирует выпустить перевод. Заказы на русское издание книги — publish@publish.ru с темой «Книга о высечке».