На семинарах по монтажу автомобильной графики одним из первых мне всегда задают вопрос: как сократить время работы? Причём ответ зачастую обескураживает, поскольку подразумевает не одно и даже не два условия. Ключом к ускорению процесса становится экономия времени на каждом этапе, и в первую очередь на не относящихся непосредственно к нанесению графики.
Верно принятые решения до, во время и после работы при чётко установленном порядке процедур исключают ошибки и снимают моральное напряжение. В таких условиях специалисту гораздо проще выработать оптимальный подход к процессу, который максимально повысит эффективность и обеспечит прибыльность предприятия.
Важные шаги перед началом работы
Пусть за день до оклейки клиент вымоет машину | Чистую машину подготовить намного быстрее, нежели грязную. Но как сподвигнуть клиента на эту самую мойку за день до сдачи автомобиля… Тут помогут два совета:
-
Объясните клиенту, насколько важна чистота машины. Рассказав, что в этом случае графика закрепится лучше, вы дадите ему стимул вымыть машину и заставите почувствовать себя участником процесса.
-
Включите мойку машины в цену. Для чистой машины цена составит X долл., для грязной — плюс 50 долл.
Наведите порядок до приёмки автомобиля | Подметая пол в помещении с машиной, вы рискуете загрязнить подготовленную под монтаж поверхность. Незамеченные перед началом работ пыль или грязь попадают на клеящий слой — его придётся очищать или же пожертвовать качеством. Наводя порядок до прибытия автомобиля, вы обезопасите себя от этого и сможете убраться тщательнее.
Перед началом очистки и демонтажа убедитесь в наличии всех панелей | Зачастую после очистки и подготовки машины монтажник обнаруживает, что не хватает панели со стороны пассажира или фрагмента с крыши. В результате 45 минут на подготовку потрачены впустую, потому что кто-то счёл наличие всех комплектующих само собой разумеющимся. Не полагайтесь на авось! В работе с автомобильной графикой такое случается часто, даже с проверенными подрядчиками.
Правило пяти минут при демонтаже деталей | Хороший специалист должен уметь качественно и надёжно «обвести» плёнкой любые детали машины. Ориентируйтесь на то, что ничего сниматься не будет, и не рассчитывайте на демонтаж всех деталей.
Основное правило: если деталь снимается за 5 минут или быстрее — демонтируйте. Если нет, оборачивайте плёнку вокруг неё. Звучит утрированно, но если на демонтаж дверной ручки уходит 20 минут и масса усилий (умножаем на четыре дверцы), то эффективнее «обвести» её плёнкой, выбрав удачное место для совмещения.
Ещё один совет: проводите демонтаж до очистки. При обратном порядке действий на подготовленную к монтажу поверхность попадёт грязь — за фарами и зеркалами её всегда предостаточно. В итоге поверхность придётся очищать повторно, чтобы загрязнения не оказались под плёнкой.
Тщательная очистка | Если поверхность недостаточно очищена, не имеет значения, насколько эффективно или безупречно нанесена плёнка. Приходится возвращаться и подклеивать отошедшую кромку или пузырящийся фрагмент на загрязнённом участке — налицо исключительная неэффективность с потерей времени (и немалого), нервов и денег. Приступая к очистке, всегда начинайте с крыши, продвигаясь вниз: оставив крышу напоследок, рискуем при работе с ней загрязнить уже подготовленные части машины.
Нужен план | Независимо от того, работаете вы один или с напарником, обязательно составляйте план работ. Осмотрите автомобиль, обозначив для себя проблемные и наиболее простые участки. Если оклеивать будут двое, лучше, чтобы каждый знал свои задачи заранее — в процессе вы не будете лишний раз отвлекаться на обсуждения.
Монтаж
Помимо техники и навыков, эффективности монтажа способствует одно простое правило: полностью завершайте работу с одной панелью/частью и лишь потом переходите к следующей. Плёнку рекомендуется прикатывать сверху вниз. Дойдя до конца, обрежьте лишнее и сделайте необходимые подрезы. Такой подход унифицирует процесс и исключает оставленные на последний момент «недоделки».
Поддерживайте порядок на рабочем месте | Лишняя плёнка и подложка должны сразу отправляться в мусорное ведро — это повышает эффективность работы по нескольким причинам. Во-первых, ничего не мешает свободно перемещаться вокруг машины, особенно если нужно установить лестницу или леса. Нужные панели и мелкие части гарантированно не попадут в мусор (а это случается нередко). Да и клиент, видя в мастерской порядок, будет настроен менее критично. Зачем нервировать его, рискуя вызвать недовольство и потерять лишнее время?
Исключите внешние раздражители | Разговорчивый клиент, звонки на мобильный телефон, электронные сообщения — всё это отвлекает и отнимает время. Прерывая работу на любой из раздражителей, не забывайте, что время на монтаж растёт в геометрической прогрессии (как и вероятность ошибок). Оставьте звонки и сообщения на перерыв, а вернувшись к работе, приступайте сразу к делу, не вступая в длительные беседы с клиентом. Ничего плохого в них нет, но обсуждать работу предпочтительнее по факту её сдачи.
Оптимальный порядок |
-
Крыша: всегда начинайте отсюда. Так не рискуете случайно поцарапать или повредить графику на дверцах со стороны пассажира и водителя.
-
Капот: удобное место для «разогрева». Хотите понять, как плёнка поведёт себя сегодня? Начните с капота — самый простой участок работы и оптимальный вариант, чтобы в неё втянуться.
-
Мелкие детали. После крыши и капота следующие крупные участки — бока, задняя часть и бампер машины. Прежде чем браться за один из них, наклейте вставки (если предусмотрены). Они создадут ощущение, что дело близится к концу, ведь оклеивать большие участки проще. Разберитесь с мелочами — это снимет лишнее напряжение.
-
Стороны водителя/пассажира. Для вертикальных макетов начинайте со второй сзади панели. Она плоская: здесь проще закрепиться и снять точные мерки. Начнёте с задней панели — и потратите массу сил и времени на идеальное выравнивание.
Обратите внимание: если ключевой становится вторая панель сзади, одна кромка нахлёста будет обращена вперёд. Обычно ориентируются на то, что все нахлёсты должны смотреть назад: тем самым сводится к минимуму риск попадания под плёнку влаги. Если нахлёсты прогреты и выполнены по всем правилам, проблем не будет. Начав со второй панели сзади, сэкономите 10 минут и силы и получите ровную ключевую панель. Рекомендации с нахлёстами — излишество, замедляющее процесс монтажа.
-
Задняя часть/зеркала. Прежде чем переключаться на бамперы, завершите заднюю часть и зеркала. Львиная доля времени и усилий при монтаже приходится именно на бамперы. Если после них ждут ещё и задняя часть с зеркалами, велик риск наделать ошибок из-за усталости. Теоретически, оклеивать заднюю часть и зеркала можно и последними, но на практике перспектива после бамперов иметь дело ещё и с ними будет весьма угнетающей.
-
Бамперы: на них приходится 20–40% от всего затрачиваемого времени. Не начинайте работу с бамперов — лучше ими закончить. К этому моменту мастер уже вошёл в форму и отлично чувствует поведение материала. И скорость здесь не требуется — важнее не силы, а выверенные, тщательные действия. Скорость лучше развивать в начале — на боковых частях, капоте, крыше.
Последний этап: пост-инсталляция
Монтаж деталей | Если, сняв детали в начале работы, вы аккуратно поместили их в надёжное место, установить всё обратно будет проще простого. Недоразумения с болтами и шурупами в конце работы только отнимают драгоценное время и раздражают клиента, который уже готов забирать машину. Представьте, как выглядит мастер, который ползает под машиной в поисках болта…
Пятиминутная готовность | Хотя работа над всеми секциями и панелями была полностью завершена ещё в процессе монтажа, обязательно найдётся небольшой краешек или уголок, который нужно зафиксировать. Если финальную проверку игнорируют, слепо полагаясь на то, что всё прекрасно, качество результата обязательно заставит желать лучшего — под плёнку со временем попадёт влага, и графика начнёт отслаиваться.
Запишите размеры на распечатке с шаблоном | Если машину оклеивали целиком, обязательно замерьте места расположения текста и графики с обеих сторон машины. В первую очередь это актуально для парка автомобилей, но не будет лишним и для разового заказа. Если клиента устроила одна машина, скорее всего, он вернётся к вам со следующей. Имея под рукой все размеры, вам уже не придётся долго работать над макетом — и это сэкономит время. А все последующие машины будут выглядеть в точности, как первая: нанести графику строго по образцу будет несложно.
Если машину оклеивали одноцветной плёнкой, зафиксируйте размеры для каждой части. Это сэкономит время при работе с другим автомобилем того же типа. Ориентируясь на эти размеры, производственный отдел сможет оперативно сделать заготовки. В результате имеем дополнительную экономию времени и возможность без промедления приступать к монтажу.
По дороге домой ещё раз обдумайте проделанную работу | Звучит банально, но самые ценные советы по оптимизации работы могут осенить и на пути домой. Не пожалейте 15 минут, чтобы ещё раз мысленно проанализировать ход работ, пока он не стёрся из памяти, подумайте, как можно было повысить качество и эффективность. Уверен, что сокращать сроки монтажа мне помогает именно такой анализ каждого выполненного заказа.
К чему приводит несоблюдение описанных рекомендаций:
-
Грязная машина: плюс 20 минут.
-
Неподготовленное помещение: плюс 35 минут (на «пробежку» до хозяйственного магазина).
-
Демонтаж лишних деталей: плюс 40 минут.
Храните все детали в надёжном месте. Снимайте замеры, чтобы экономить время на аналогичных заказах.
-
Демонтаж деталей после очистки: плюс 5 минут (на повторную протирку).
-
Отсутствие плана: плюс 20 минут (нет отлаженного техпроцесса).
-
Ключевая панель отклонилась 5 мм: плюс 25 минут (каждую из соседних панелей придётся сместить, чтобы графика «работала», или аккуратно подогнать, чтобы работу приняли).
-
Отсутствие «пятиминутной» проверки: плюс 10 минут (видя торчащий уголок, клиенты становятся придирчивыми, обходя вокруг машины и выискивая другие недоделки).
-
Некачественный нагрев экономит 20 минут и оборачивается ещё 5 часами работы, когда участок начинает пузыриться или отклеиваться: приходится перепечатывать, ламинировать, обрезать, привозить в мастерскую, снимать некачественную панель и монтировать повторно.
-
Лишние затраты времени на работу: 2 часа 15 минут.
-
Общее время с учётом переделок: больше 7 часов и, скорее всего, навсегда потерянный клиент.
Ориентируясь на оперативное выполнение заказов и реалии скоростной оклейки, очевидно, что начинать нужно с оптимизации каждого технологического этапа. Экономия одной минуты на задаче выглядит незначительной, но в сумме оборачивается прибылями и сроками. Главное, помните, что эффективность — результат верного подхода к нанесению плёнки. Для каждого заказа.
Об авторе: Джастин Пейт (justin@justinpate.net) — профессиональный оклейщик и инструктор из Амстердама. 11 лет проработал в Нью-Йорке: занимался оклейкой зданий, окон, полов, стен, стекла, а сейчас специализируется на комплексной оклейке автомобилей. За 14 лет через его руки прошло более 2500 машин. Благодаря вечно спешащему Нью-Йорку и увлечению спортом, он выработал собственный метод оклейки, который именует «универсальной системой монтажа графики». Руководствуясь ей, практически любую машину Пейт без проблем обрабатывает в одиночку меньше чем за 4 часа, а грузовик — вдвое быстрее.
* Статья публикуется с разрешения и при содействии ассоциации SGIA. © 2010—2011, SGIA Journal, май/июнь, 2011 г. Все фото в статье предоставлены SGIA.