В большинстве наших типографий краска в офсетную машину пока подаётся вручную. Квалифицированные и высокооплачиваемые печатники или их помощники тратят время на открывание банок, удаление плёнки с поверхности краски, её размешивание, подачу в красочные ящики… Всё это отнимает немало времени, на «длинных» листовых машинах из-за этого может даже возникнуть необходимость в дополнительном операторе.
Печатники, стремясь «оптимизировать» рабочий процесс, стараются положить в красочный ящик побольше краски, чтобы реже повторять эту операцию. Но уровень краски в кипсейке, хоть не очень сильно, но влияет на её подачу на форму, поэтому одинаковый уровень на всех секциях, обеспечиваемый автоматикой, повышает стабильность печатного процесса. Поскольку уровень краски невысок, при её замене печатники могут быстрее очистить кипсейку.
Использование системы подачи краски повышает культуру производства, обеспечивает чистоту и порядок в печатном цеху (а следовательно — экономию времени при профилактике, когда машину отмывают от брызг и потёков краски).
Наконец, такие системы позволяют экономить. Количество краски в использованных банках зависит от аккуратности и настроения печатника, но даже если предположить, что в типографии работают только добросовестные и уравновешенные сотрудники, количество обратно пропорционально времени, которое они затратят на извлечение краски: чем меньше её останется, тем больше уйдёт времени.
Наши полиграфисты знакомы (обычно по рекламным материалам) в основном с системами подачи к листовым машинам, для которых краска поставляется в специальных двухкилограммовых картриджах. После использования в них остаётся менее 1% краски, а если она израсходована только частично, картриджи могут быть герметично закрыты для хранения.
Другой тип систем подачи краски доставляет её к машине из больших ёмкостей: бочек, контейнеров и т. п. Применяются они на рулонных машинах либо на листовых с форматом не менее первого и высокой загрузкой. Системы центрального снабжения отличаются наличием насосной станции и трубопроводов. Мощные и долговечные пневматические или гидравлические насосы высокого давления подают краску из бочки или контейнера к печатной машине. Сис-
тема трубопроводов может включать в себя фильтры для краски и устройства для измерения количества расходуемой краски. Минимальная ёмкость бочки — 20 кг, а самые большие ёмкости для газетных машин могут достигать 20 000 л. Разумеется, конфигурация и цена таких систем очень вариабельна и зависит от назначения. В частности, от протяжённости трубопроводов, следовательно — от величины машины и расположения ёмкостей с красками.
При установке централизованной системы подачи придётся озаботиться наличием и давлением сжатого воздуха, возможно, качеством бетонного покрытия в месте установки.
При обсуждении с поставщиком характеристик системы следует уточнить консистенцию красок. Покупателю придётся потрудиться: некоторые поставщики при вопросе о вязкости красок просто теряются. Особенно этот пункт важен в случае с УФ-красками: они намного более вязкие, чем обычные офсетные, не всякий насос справится с такой субстанцией.
Системы подачи краски делают такие компании, как Betz, Lincoln, Technotrans, Pamarco. Системы производства Technotrans в России наиболее известны. Они установлены в типографиях ПК «Пушкинская площадь», «АСТ МПД», «Молодая гвардия», «Немецкая фабрика печати»; «Черноголовская типография», «Девиз», «ППК», «Комсомольская правда — Казань», ИПП «Кострома», «Курьер» (Санкт-Петербург), «Экстра-М» (Красногорск) и др.
Компания производит системы доставки — от самых простых и компактных до самых больших и автоматизированных. Например, handy.fill — полуавтоматическое решение для машин малого и среднего формата.Система прямой подачи краски InkLine была разработана совместно Technotrans и Heidelberg. Она бывает двух типов: для подачи краски из картриджей и напрямую из бочек.
Тechnotrans direct ink.line при помощи адаптеров подаёт краску через централизованный трубопровод или картриджи, в зависимости от требуемых объёмов. Если в типографии есть машины, потребляющие намного больше краски, чем другие, то система direct ink.line позволяет комбинировать систему центральной подачи и полностью автоматические системы с картриджами: она адаптируется в соответствии с требованиями производства и имеет максимальную гибкость. Даже на одной печатной машине можно, например, триадные цвета подавать через центральную систему, а специальные — через картриджи.
Система ink.select ink позволяет снабжать машину двумя видами краски и переключать их в зависимости от потребности: обычную газетную или краску для печати на легкомелованной бумаге. Это актуально при росте количества рулонных машин, печатающих на разных видах бумаги *. Переключение осуществляется вручную или автоматически с пульта управления.
На трубопроводах можно установить счётчики, фиксирующие расход краски. Одно из лучших решений в этой области — система calcu.ink от Technotrans.Многих потенциальных покупателей систем автоматического дозирования для листовых машин отпугивает, что вместо привычных банок придётся иметь дело с картриджами. При всех преимуществах они пока обходятся дороже, что ставит под сомнение экономический эффект оборудования (а надо ведь ещё и окупить его стоимость). Покупатель становится более зависим от поставщика, что полиграфистам, естественно, не нравится.
Предлагаемая Betz система ColorPress для подачи краски из стандартных конусообразных банок (2,5 кг) позволяет использовать краску в привычной таре. Как и в случае с картриджами, устройство для выдавливания краски из банки автоматически передвигается над красочным ящиком, а замеряет уровень краски ультразвуковой сенсор. В случае неполадок или отсутствия краски включается сигнальная лампа.
Правда, есть и ограничения: пластиковые банки не подходят. Как и в системах, работающих с картриджами, при работе с ColorPress в банке практически не остаётся краски. Ещё одно преимущество системы — чистые банки можно сдавать в металлолом, а ведь обычно они выбрасываются в мусор, за вывоз которого приходится платить.
Есть у Betz и система централизованной подачи красок из бочек (25 и 200 кг), контейнеров (от 300 до 1500 кг) и танков ещё большего объёма.
Цена системы зависит от автоматизации: возможно автоматическое заполнение красочного ящика (Ink level controller Pro), полуавтоматическое при нажатии на кнопку и ручное с помощью шланга.
Lincoln поставляет системы, доставляющие краску в машину из бочек (20 и 200 л). В обоих случаях есть два способа заправки в кипсейку: автоматически и вручную — через красочный пистолет.
Бывают и нестандартные решения: например, в типографии «ВМГ-принт» устройство подачи краски для газетной машины сконструировали и установили самостоятельно.
Не всем и каждому
Решение о выборе такой системы — дело индивидуальное. Может оказаться, что при частой смене красок система лишь мешает: например, если типография оснащена 1-2-красочными машинами или 4-секционными, но часто используются смесевые краски, особенно если смесевых больше одной на каждый тираж.
Не для всех предприятий имеет смысл устанавливать счётчик краски. Да, можно узнать расход на каждый тираж с точностью до грамма. Но цена клиенту зачастую предоставляется менеджером до того, как в типографии увидят дизайн издания. Вот если хотите поставить стоимость работы в зависимость от расхода краски, необходимо его подсчитывать.
Разнообразие систем подачи позволяет выбрать подходящий по цене и комплектации вариант почти для любой установленной техники. И не стоит забывать об этом оборудовании при покупке новых машин.
* Захаржевский Ю. Второе дыхание газетных типографий // Publish № 9, 2011.
Сделай сам
Предлагает Technotrans и систему ID 5015/5008/2500 для дозирования и изготовления смесевых красок. К полностью автоматической системе для дозирования офсетных красок из банок (5 кг) или бочек (25 и 200 кг) подключается 15 основных цветов.
Готовые краски расфасовываются в банки весом 5-7,5 кг (брутто) с точностью ±0,4 г. Имеется дисковый накопитель для хранения формул с ёмкостью памяти до 100 000 составов. Обеспечена совместимость с системой Pantone и ПО Gretag Ink formulation со спектрофотометрической оценкой цвета.
Волшебный ящик
В статье рассмотрены системы доставки краски из ёмкости для транспортировки и хранения в красочный ящик. Но и сам он может быть модернизирован с помощью красочной системы Goss DigiRail, которая устанавливается в красочный аппарат печатной машины вместо красочного ящика и представляет собой систему замкнутого типа. Краска подаётся по трубопроводу под давлением, создаваемым шестерёнчатым насосом, и поступает к цилиндрическому клапану, который обеспечивает точность дозирования до 0,1%.
Применение цифровой красочной системы обеспечивает очевидные преимущества: в краску не попадает бумажная пыль и увлажняющий раствор, она не подтекает, нет необходимости её перемешивать. Очищается система при смене краски посредством переключения трубопровода и последующим прокачиванием краски. При этом её общие потери не превышают однократной ёмкости системы. Малая ёмкость красочного ящика (объём системы на ширину формата А2 не превышает 150–170 см3) позволяет очень быстро менять краски.
Система практически безынерционная и обеспечивает быструю реакцию на изменения зонального профиля краски. В результате необходимая порция краски быстро и точно подаётся в зону дукторного цилиндра, а затем и в красочный аппарат. А использование Goss DigiRail в сочетании с системой преднастройки машины по форматам CIP3/CIP4/JDF, а также при оснащении машины форсуночным увлажняющим аппаратом сократит технические отходы бумаги при печати тиража до пяти раз.
Система универсальна и подходит для установки на печатную технику других производителей, новую или уже существующую.
Статья по теме
Вруно М. Смешиваем и подаём краску быстро и без потерь // Publish № 7, 2007. http://www.publish.ru/publish/2007/07/4412707/