101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Почувствуй чёрный!

  • Михаил Сартаков
  • 2 декабря 2011 г.
  • 48016

Речь пойдёт о рецептуре CMYK, заданной вручную, и о настройках генерации чёрного, установленных при изготовлении профилей цветоделения. Если макет позволяет, плашку можно получить не только в результате цветоделения, но и нарисовать четырьмя красками в заданных процентах.

Глубокий чёрный («суперчёрный» или superblack) можно создать по-разному. Рассмотрим, какие варианты более удачные и почему.

Отчего порой нарисовать лучше, чем поделить? Я собрал типичные CMYK-рецептуры «суперчёрного» и поставил их небольшой шкалкой в обычные офсетные тиражи в разных типографиях. Померил, что получилось (кстати, тоже разными приборами), а данные усреднил. Всё отличие этой шкалки от реальных плашек в том, что обычно они большие, полосные, а образцы на шкалке маленькие. Но там, где результаты в печати критично зависят от размера, я остановлюсь на этом отдельно.

Далее я импортировал данные замеров в табличку Exсel и для наглядности построил график, где одна кривая — величина полученной светлоты L (Lightness) у 11-ти сравниваемых образцов, вторая — их TIL (Total Ink Limit или предельное суммарное количество красок CMYK), третья — отклонение от нейтрали цветовых координат ab (без учёта светлоты L). За нейтраль была принята тиражная бумага. Она нормально отбелена и, как правило, имеет b-координату -4. Если полагаете, что нейтраль должна быть абсолютной, файлик Excel лежит по адресу http://rudtp.pp.ru/pdf/superblack.xls: пересчитайте отклонение от той нейтрали, которую считаете нужной. Четвёртая кривая на графике зеркально повторяет Lightness: это динамический диапазон или контраст, если кому-то удобнее оперировать им, а не светлотой.

Разбор полётов

Начнём с аутсайдеров… На последнем, пятом месте — образец 11 со светлотой L = 15. Это просто 100% чёрный без добавления триадных красок. Мало того, что светлота такой плашки оставляет желать лучшего, она ещё и нетехнологична: на больших раскатах будет заметно горизонтальное и вертикальное полошение, и все пылинки с марашками словно специально соберутся именно в этом месте. Для запечатки однородного чёрного фона такая рецептура как 0-0-0-100 не рекомендуется.

На четвёртом месте разные образцы 8 и 10 со светлотой L = 13. Плашка, рекомендуемая крупной журнальной типографией «Блиц-Принт» (Киев) с рецептурой CMYK 50-0-0-100 (№ 10), вышла очень светлой. Немного циана на чёрной достаточно, чтобы прикрыть марашки, но не хватает для серьёзного повышения контраста оттиска. № 8 — цветоделение «фотошоп по умолчанию», профиль — американский стандарт SWOP, рецептура 75-68-67-90 с TIL = 300. Как мы увидим дальше, в поделённом по-американски чёрном образце есть серьёзные изъяны: высокий TIL, много светлой жёлтой краски, краски CMY неправильно сбалансированы для печати «европейской триадой» и главное — мало самой чёрной краски. Класть много триадных красок в смесь суперчёрного и забыть положить самого чёрного — плохой рецепт для настоящего Superblack. А высокий TIL неизбежно приведёт к тому, что печатник убавит подачу всех красок до нижней границы своих норм во избежание отмара и других неприятностей, и большая плашка SWOP (а не мой маленький тестовый образец) будет реально ещё на пару единиц выше по светлоте и переместится на пятое место. Стало быть, рецептуру 75-68-67-90 деления чёрного «фотошопом по умолчанию» не рекомендую. Помимо слабого чёрного, она вообще не подходит для красок с колористикой европейской триады, используемых в Европе и России.

Третье место делят образцы 6, 7 и 9 со светлотой L = 11. Все три получены в результате релативного цветоделения, а не составлением рецептуры вручную. 6-й образец 78-68-58-95 с TIL = 299 — заслуженно популярный профиль ISOcoated_v2_300_eci (fogra39). 7-й и 9-й — профили ISOcoated_v2_eci (fogra39, 88-78-64-93, TIL=323) и PSO_LWC_Improved_eci (fogra45, 76-66-57-96, TIL=295). Самый высокий в тесте TIL = 323 не вывел чёрную плашку № 7 в лидеры даже на маленьком образце. Тем более плохо будет смотреться плашка с завышенным TIL на большом раскате с немного заниженной подачей краски. Большой TIL при цветоделении — это ещё и много жёлтой краски, а как известно, жёлтый — враг чёрного. Жёлтый полупрозрачный и светлый печатается последним, лежит поверх чёрного и других красок и осветляет их. Жёлтый нужен для нейтральности баланса (суперчёрная плашка вообще без жёлтого будет несколько фиолетовой), но он совсем не добавляет черноты суперчёрному, а наоборот. Поэтому обращу особое внимание, что при построении всех трёх популярных профилей, по которыми были поделены образцы, программой-профилировщиком было осуществлено мягкое форсирование анти-UCA жёлтой краски в глубоких нейтральных тенях (UCA — Under Color Addition или добавление цветных красок под чёрную). Алгоритм UCA служит для увеличения локальных контрастов при высоких TIL > 300. Анти-UCA — обратный процесс, вычитание из-под чёрного, работает на любых TIL и служит той же цели — увеличению локальных контрастов в тенях. Анти-UCA жёлтого в балансе — не строго регламентированное действо. Не все программы-профилировщики его делают (например, № 8: в профиле U.S. Web Coated SWOP v2 от Adobe анти-UCA жёлтого нет, как и в других профайлах от Adobe), однако в обоих профилях ISOcoated_v2 и в профиле PSO_LWC_Improved сделано именно так: жёлтый из-под чёрного вычитается.

Форсировать анти-UCA жёлтой краски в профиле в большинстве случаев можно смелее. Об этом чуть ниже: такой приём снижает и TIL, и светлоту чёрного, а контраст (динамический диапазон) оттиска растёт при той же бумаге и красках. А инверсия жёлтого не разрушает локальных контрастов в тенях, но усиливает: прозрачность осветляющего жёлтого усиливается при его уменьшении и светлота тёмных красок под ним снижается. А тоновая разделка от нейтрали к оттенку «воронье крыло» визуально дополняет яркостную. Поведение локальных контрастов в тенях в зависимости от разных UCA, TIL и BIL (Black Ink Limit, ограничение чёрной краски) — отдельная большая тема, которую я подробно раскрою в следующей статье по результатам новой тестовой печати в разных типографиях.

На второе место со светлотой L = 11 я поставлю плашки 2, 3 и 4. Почему не близкие им по яркости 1 и 5? Рецептура типичной плашки 3 с одинаковыми процентами красок CMY 50-50-50-100 далека от нейтрали. Она хоть и получилась приличной по светлоте, однако это, скорее, не чёрный, а коричнево-чёрный цвет. Смотрится не ахти… Часто встречаемая плашка 60-50-50-100 уже лучше по светлоте, но тоже не нейтральная, тёплая. Общеизвестно, что хорошие типографии стараются удерживать баланс в нейтрали и для печати красками европейской триады характерно балансовое соотношение процентов красок CMY как 1:0,8:0,8. Это соотношение типично для всей нейтрали от светов до теней. Например, смесь CMY 50:40:40 должна в хорошей сбалансированной печати быть одинаковой по цветовому тону с полутоном чёрной краски. Но 1:0,8:0,8 — это для CMY совсем без чёрного.

Когда мы печатаем нашу триаду поверх чёрного, а не поверх чистой бумаги (чёрный в триадном офсете всегда печатается первым), в действие активно вступает красковосприятие (trapping) — эффективность наложения одной краски поверх другой. И эта эффективность далеко не стопроцентная. Поверх 100% чёрного соотношение в нейтральном балансе CMY устанавливается приблизительно как 1:0,7:0,7. Поведение голубой краски меняется: то она ложилась просто на сухую бумагу, а теперь — на сырую чёрную краску. Голубой краски переходит на оттиск меньше, и её количество в процентах надо поднимать. Для пурпурной и жёлтой красок красковосприятие почти не меняется, поскольку и в балансовом наложении без чёрного они печатались не по бумаге, а по полутонам голубой краски. Иными словами, поверх чёрного нейтралью будет не CMY 50-40-40, а CMY приблизительно 57-40-40. И плашка 4 (60-40-30-100) с рекордно низким для нашего теста TIL = 230 вышла на второе место не случайно. В ней используется соотношение 1:0,7:0,7 плюс 10% анти-UCA жёлтой краски, она немного холодная по абсолютному оттенку, но низкая по светлоте и смотрится великолепно. Чёрный «воронье крыло», что на жёлтых, что на синих сортах бумаги, смотрится куда шикарнее тёмно-коричневого.

Я знаю много специалистов-цветокорректоров, которые предпочитают делиться дополнительно модифицированными профилями с сильно форсированной анти-UCA жёлтой краски: холодный рисующий чёрный по тёплому полутону резко поднимает визуальный контраст изображения. За исключением тех нечастых случаев, когда сильная анти-UCA жёлтой краски нарушает целостность изображения (например, синеватые тени на тёмно-коричневом предмете будут «чужими»), приём «тёплые света — холодные тени» работает отлично. И, как мы выяснили, не только визуально и на контрасте оттенков, но и на контрасте яркостей: измеренная светлота L действительно снижается при форсировании анти-UCA жёлтой краски.

Первое место со светлотой L = 10,6 делят рисованные плашки 1 и 5 с TIL = 240. Последняя (70-40-30-100) выглядит по оттенку, как и плашка 4 — «воронье крыло». Но по тоновому отклонению (красная кривая на графике) заметно, что оттенок приближен к оттенку тиражной бумаги: строго колориметрически выходит, что 5-й отклоняется от бумаги меньше всех. По абсолюту он не нейтрален, но баланс полутонов в печати мы тоже держим не по абсолюту: на жёлтой бумаге абсолютный баланс полутонов будет визуально синить, на синей — желтить. Небольшое увеличение TIL (240) всего на 10 единиц относительно плашки 4 только за счёт голубой краски обоснованно дало уменьшение светлоты.

Плашка 1 (60-40-40-100) также справедливо попала в лидеры. Она одна из самых низких по светлоте, имеет абсолютный нейтральный баланс (смотрится нейтрально и на синей, и на жёлтой бумаге), обладает низким TIL = 240, что весьма существенно для технологичности больших раскатов в офсете. Как видно из графика, отнюдь не высокий TIL, а лишь продуманная рецептура позволила плашке 60-40-40-100 вырваться на первое место по светлоте при высокой степени ахроматичности на разных по оттенку бумагах.

У образцов, вышедших на первое место, только один недостаток — они не могут быть получены в результате привычного цветоделения. Очень тёмные и просто тёмные насыщенные цвета неизбежно будут вырождаться при цветоделении профилем с TIL = 240 и ниже; цветовой охват подобных профилей, если их построить и применить, будет «зарезан» в тенях. Необходимый и достаточный TIL для полноценного цветового охвата теоретически должен быть 300, хотя можно и на пару десятков меньше: на практике не встречаются высокохроматичные 200% бинары, залитые 100% чёрной краски, типа 100-0-100-100.

Четыре правила суперчёрного

Попробую сформулировать некоторые правила, которыми можно руководствоваться при подборе рецептуры суперчёрного.

1. Оттенок. Если нужна нейтраль, ахроматичный чёрный, то соотношение красок CMY поверх 100% чёрной заливки должно быть приблизительно 1:0,7:0,7, а не 1:0,8:0,8, как для триады без чёрного. И уж тем более не 1:0,9:0,9, как в балансе суперчёрного по американскому стандарту SWOP.

2. Жёлтой краски должно быть поменьше, она враг суперчёрного. Если не принципиально отклониться от нейтрали в цвет «воронье крыло», жёлтую всегда лучше прибрать: светлота такой плашки снизится, динамический диапазон оттиска вырастет. В глянцевом журнале на контрасте с тёплыми телесными оттенками плашка «воронье крыло» 70-40-30-100 с низкой светлотой смотрится гораздо благороднее, чем коричневая плашка типа 50-50-50-100.

3. TIL не обязательно должен быть высоким. Чем он выше и чем больше площадь запечатки, тем сильнее печатник сбавит подачу красок, и плашка получится светлее, чем хотелось бы. Кроме того, по нашему тесту вышло, что плашки с высоким TIL, даже при очень хорошем накате краски, отнюдь не рекордсмены по уровню светлоты даже на маленьких образцах. На больших раскатах они проигрывают в офсете ещё сильнее, чем на маленькой тестовой шкалке. А разница между TIL = 300 и TIL = 330 в пользу второго по уровню светлоты порой заметна только на экране. В реальной печати мы часто получаем картину с точностью до наоборот: вместо повышенной «пластики» и хороших локальных контрастов в глубоких тенях — залипшие и не «глубокие» тени при завышенном TIL. На моей памяти была отпечатана плашка с TIL = 400, чудом проскочившая два префлайта — в препрессе и типографии; рулонному офсету с горячей сушкой (heatset) и такое не страшно. Плашка на оттиске была просто коричневая. Также проверено на тестовом оттиске, что кривая уровней светлоты плашек суперчёрного в нашем графике меняется в случае слабого наката чёрной краски при печати с большим отклонением от стандарта (ΔL = 5 и более). При нестандартной, завышенной светлоте L чёрной краски, триадные CMY начинают играть большую роль в светлоте суперчёрного. Образцы с высоким TIL и низким BIL догоняют и даже опережают победителей нашего теста. Разумеется, лишь в относительном сравнении: в абсолютном L таких образцов не дотягивает несколько единиц до значений на рис. 1.

Светлота, динамический диапазон, TIL и тоновое отклонение

4. Чем больше чёрной краски в суперчёрном, тем лучше. Однако BIL = 100 требует дополнительного пояснения. В офсете часто в составе изображений чёрный 95–98% и чёрный 100% под триадными красками практически не контрастируют друг с другом (на 100% плашке красковосприятие последующих красок хуже, чем на 95–98%). Чтобы относительный контраст сохранялся в самых глубоких тенях («разделка» в тенях), в профилях цветоделения часто устанавливают BIL 95–98. Но для плашки, создаваемой отдельно от цветоделения, можно смело задавать вручную 100% чёрного.

Существует мнение, что и на плашке в офсете точка должна быть открыта для увлажнения и плашку желательно задавать не 100, а 95–98%. Я не согласен: неоднократно наблюдал паразитные эффекты на листовых и рулонных машинах, связанные с открытой точкой на большой чёрной плашке.

Во-первых, весьма заметно шаблонирование: растровая плашка типа 95% шаблонирует куда сильнее, чем плашка 100%. Если в дизайне плашка расположена квадратной буквой О, то горизонтальные суперчёрные перекладинки будут отличаться от вертикальных заметнее на 95%, чем на 100% чёрного.

Во-вторых, если по плашке идёт вывороткой шрифт, особенно с засечками, то по плашке 95–98% он часто закатывается краской с краёв («засаливание»). Печатник кладёт много краски на плашку, чтобы получить не серый, а глубокий чёрный. Мелкие пробельные элементы 2–5% начинают затягиваться или «засаливаться» краской, вместе с ними она затекает и на края букв. На 100% плашке такого не происходит. Оба эффекта я проверял неоднократно на одном и том же кочующем из журнала в журнал макете: чёрная плашка буквой Г с текстом и картинкой в правом нижнем углу. Печатали и так, и эдак, а я наблюдал и делал выводы. Если в глубокой печати пробельные элементы на 100% плашках всё равно присутствуют в виде сетки или опорных точек, то в офсете обычно можно печатать настоящую 100% плашку без открытой точки, даже без самых мелких пробельных элементов на сколь угодно большой площади.

По графику видно, что рецептуры с открытой точкой в чёрном показали результаты по светлоте хуже, чем со 100% чёрной краской.

Четвёртое правило, возможно, самое важное: в суперчёрном, прежде всего, должен быть сам чёрный по максимуму, триада лишь дополняет эффект понижения светлоты чёрного и повышения контраста (динамического диапазона) оттиска. Не случайно американское цветоделение SWOP 75-68-67-90 заняло предпоследнее место по уровню светлоты: в ней TIL хоть и высокий, но мало чёрной краски. Рецептура 100-100-100-0 вообще без чёрного также не вышла бы в лидеры, я не внёс её в тест как заведомо вздорную, хотя встречал и такую рецептуру. У одного знакомого редактора был назначен отдельный цвет в шаблоне вёрстки: мелкие шрифты с засечками она оформляла стилем 100-100-100-0. Не шучу. Я даже отдельное правило написал для префлайта, где именно эта рецептура для шрифтов принудительно заменялась на 0-0-0-100, а PitStop Server исправно правило отрабатывал перед отправкой файлов в типографию. Этот курьёз и другие встреченные рецепты суперчёрного на плашках, разумного объяснения которым я не нашёл, и натолкнули на мысль написать этот текст.

Правила составления CMYK-рецептуры суперчёрного были бы иными при ином порядке наложения красок. В офсете в стародавние времена жёлтая печаталась первой, тогда она ещё была непрозрачной. В случае, если бы сегодня жёлтая в триадном офсете ложилась первой, она бы не осветляла чёрную и нетехнологичный завышенный TIL на большой рисованной чёрной плашке был бы оправдан, как он оправдан в глубокой печати. Но в современном триадном офсете, описанном стандартом, жёлтая полупрозрачная и всегда последняя, а чёрная — кроющая и всегда первая.


Об авторе: Михаил Сартаков, главный технолог «Ова-ПреПресс», автор некоммерческого интернет-проекта rudtp.pp.ru.

 

Автор благодарит за помощь в проведении офсетной тестовой печати Игоря Щёголева и типографию «Алмаз-Пресс» (Москва), Андрея Окунева и типографию «Артикул» (Екатеринбург).


О контекстном цветоделении

Модифицированные профили цветоделения требуют небольшого комментария: не всегда можно «нарисовать» чёрную плашку напрямую процентами красок, бывает необходимо её поделить вместе с полутоновым изображением. Хорошие профили цветоделения, доступные для свободного скачивания на сайте European Color Initiative (eci.org), построены, конечно, не в Photoshop, а в специализированной программе от Heidelberg — Color Toolbox (ранее PrintOpen). Они универсальные, но плохо подходят для специальных задач. Вроде, они и для всего, и ни для чего конкретно — ни рыба ни мясо, уравниловка. Например, профилями от eci.org очень плохо, с точки зрения технологичности и стабильности печати, делить ахроматичные и монохромные изображения, особенно в светах. Серый желательно печатать смесью с преобладанием полутонов чёрной краски, а не смесью триадных красок без чёрного. «Тяжёлый» чёрный с ранним (нулевым) стартом обеспечивает и нейтральность, и стабильность. Однако профили от ECI вообще не добавляют ни процентика чёрной краски даже в абсолютно нейтральные света. Подобное цветоделение хорошо для телесных оттенков (для них будет лучше ещё более «поздний старт» чёрного, чем у ECI), но крайне плохо для нейтрали — её становится сложно удержать в печати.

Если у читателей есть желание попробовать профили цветоделения, колориметрически идентичные профилям от eci.org, но с дополнительно форсированной анти-UCA жёлтой краски в глубоких нейтральных тенях, повышающей локальные контрасты в тенях, профили с тяжёлой GCR-генерацией чёрного для цветоделения ахроматичных и монохромных изображений и противоположные им профили со скелетной генерацией, идеальной для телесных, можно скачать по адресу: rudtp.pp.ru/profiles/.

Каждый профиль снабжен комментарием, для цветоделения каких изображений лучше всего подходит. С некоторыми оговорками, которые также выходят за рамки этой статьи, я выступаю за контекстное цветоделение и практикую его, но ограниченный набор профилей от ECI не даёт возможности полноценно использовать разную генерацию чёрного для разных задач.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Тире без отступа

Году в 2008-м в комментариях тогда ещё «Живого журнала» случился прелюбопытнейший спор об оформлении абзацного отступа: ведь правый край текстового фрейма даже при множестве переносов и с отключённой оптической компенсацией всегда выглядит сносно, а вот левый по умолчанию страдает — от красных строк и реплик; как с этим быть?

RGB-workflow в печати: почему «цифра», а не традиционный офсет

У дизайнеров есть мечта: получать в печати на бумаге нечто близкое по насыщенности к RGB-охватам, нежели тот маленький цветовой охват, что традиционно позволяют получить печатные краски европейской, да и любой другой триады CMYK.

Иллюстрируем мобильно

Приложения векторной графики для графического планшета Apple iPad почти готовы стать настоящими рабочими инструментами для профессионалов, ценящих мобильность. Предлагаем вам первую часть обзора таких приложений.

Допечатные эксцессы или 6 «детских» ошибок

Рейтинг самых частых ошибок в макетах печатной продукции по опыту типографии FastPrint, принимающей заказы через автоматизированную систему онлайн-проверки.

Лак и фольгирование со скоростью «цифры»

Подготовка макетов для цифрового облагораживания: выборочного УФ-лакирования и фольгирования.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38