101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Идеальная послепечать для рулонных типографий (ч. 1) *

  • 23 марта 2012 г.
  • 5318
Web Ofset Champion Group

Здесь и далее цветом выделены примечания от партнёра проекта — «Первого полиграфического комбината»

CIP4 c JDF — универсальный формат передачи файлов, связывающий все этапы производственного процесса — от допечатной подготовки до отделочных операций. Открытый стандарт разработан совместно производителями полиграфического оборудования, не привязан к конкретной марке. Формат описания заданий JDF (Job Definition Format) содержит всю информацию, необходимую для производства тиража, — плотность красок в разных областях, расположении меток реза, фальцовки, шитья, сроках выполнения работ и многое другое, в т. ч. полное производственное задание.

Введение

Печатная продукция — это результат процессов творческого дизайна и производственного. Послепечатная обработка — завершающая часть, но было бы неверно рассматривать этот важнейший компонент интегрированного бизнес-процесса в отрыве от остальных составляющих. Проблемы на послепечатном этапе зачастую объясняются отдалённостью (физической и коммуникационной) брошюровального цеха от этапов дизайна и разработки спецификаций, что уже само по себе исключает надлежащее взаимодействие. Задача этого руководства — улучшить результат за счёт совершенствования коммуникаций и углубления понимания между всеми участниками техпроцесса: дизайнерами, пользователями печатной продукции, издателями, типографиями, брошюровально-переплётными цехами и отраслевыми поставщиками.

Послепечатные (отделочные) операции выполняют в линию с печатью или на специализированном автономном оборудовании. Причём этого требуют не только журналы, книги, отчёты и каталоги, но и газетная и сопутствующая продукция. Сейчас наблюдается рост конвергенции между ранее обособленными продуктами и процессами в полиграфии.

Два важнейших фактора, определяющих качество готовой печатной продукции, — метод послепечатной обработки и выбор бумаги. Послепечатная обработка (финишинг) представляет собой итоговую сборку продукта в трёхмерный объект, и вариаций таких объектов может быть бесчисленное множество. Задача отделки — заставить потребителя «коснуться» предмета. В этот момент к восприятию добавляются тактильные ощущения бумаги, которые не передаст ни один альтернативный медианоситель.

Достижения в сфере технологий и расходных материалов расширяют разнообразие вариантов отделки и обработки, помогая быстро и экономично повысить ценность печатного продукта.

Стандартные примеры продукции с шитьём. Фото: Muller MartiniКачество не ограничивается производственным этапом — на него влияют допечатная подготовка, печатный процесс, доставка заготовок от печатной машины и хранение. Стабильное качество при оптимальном соотношении затрат и продуктивности достижимо только через непрерывное и эффективное взаимодействие с обменом информации на протяжении всей производственной цепочки.

С появлением систем автоматизации и производственного контроля высокого уровня послепечатное оборудование и ПО претерпели серьёзнейшие изменения. Теперь за интеграцию послепечатной техники с допечатным и печатным этапами отвечает CIP 4 с JDF (Job Definition Format), обеспечивая предварительную настройку и автоматическую передачу данных для существенного повышения продуктивности и прозрачности операций. Дополнительное преимущество автоматизации — сокращение производственных травм и несчастных случаев.

ЭТО ВАЖНО: БЕЗОПАСНОСТЬ

Перед началом работы с любым компонентом машины убедитесь, что это безопасно (отключена подача воздуха, тока, газа). Работы по техобслуживанию должны выполняться только обученными людьми с соблюдением всех требований техники безопасности. Общий характер руководства не позволяет учитывать специфику всех решений и технологий, поэтому рекомендуется использовать его как дополнение к информации поставщиков, ориентируясь в первую очередь на их инструкции по технике безопасности, работе и техобслуживанию.

Руководство предназначено для полиграфистов всего мира и не всегда отражает различия в терминологии, материалах и специфике техпроцесса.

Конечный продукт

При разработке спецификаций и планировании техпроцесса начинают всегда с конечного продукта. Отталкиваясь от характеристик и функций готового изделия, проще выяснить требования к технологиям и материалам: сорт бумаги, стандарты воспроизведения, цветопроба, требования к измерительным приборам и послепечатной обработке.

Внешний вид готовой продукции, выбор типов послепечатной отделки и материалов зависит от:

  • назначения/использования печатной продукции с учётом целевой аудитории и рекламодателя;
  • размеров готового изделия, количества полос;
  • срока выполнения заказа;
  • прогнозируемого срока службы продукта;
  • способа распространения;
  • экономических факторов.

Имеющая U-образную форму скрепка с петелькой позволяет удобно хранить вместе многостраничные изделия. Для работы по такой технологии необходимы специальные головки для шитья. Правильно разместив вдоль корешка 2 или 4 скрепки, получим продукт, который можно подшить в папку для файлов. Фото: Muller MartiniПеречисленные критерии помогут определиться с дизайном, типом печатной продукции, предпочтительными вариантами скрепления, качеством обложки и бумаги — всё это будет диктовать себестоимость заказа. Финансовые и временные ограничения тоже важны для выбора послепечатных опций: обработка автономная либо в линию, ВШРА или КБС. Идеальная послепечать невозможна без эффективного сотрудничества поставщика бумаги, типографии, брошюровального цеха, издателя и дизайнера.

Отделка в линию

Для брошюрования розничных каталогов (а иногда и журналов с газетами) часто используют склейку либо шитьё проволокой в фальцаппарате печатной машины. В результате после подрезки она выдаёт полностью готовый к отгрузке продукт, позволяя сэкономить не только на автономных ВШРА, но и на промежуточных операциях транспортировки и хранения.

Берлинский формат, «берлинер» (англ. berliner) — современный формат газетных изданий размером 470×315 мм, промежуточный между стандартными A3 и A2. Признан наиболее технологичным и удобным для деловой прессы за компактность и динамичность. Несмотря на меньшие размеры, позволяет выпускать газеты с теми же печатными спецификациями, что и у широкоформатных.

Таблоидный формат, «табло́ид» (англ. tabloid) — современный формат газетного издания, равный А3 (297×420 мм), позволяющий приблизить газетный дизайн к журнальному. Компактность издания провоцирует на большее количество разворотов. Применяется в основном для развлекательной прессы, поскольку позволяет с удобством читать газету в транспорте, переворачивать страницы и т. д.

Евроскоба (файловая скрепка) — вид шитья изданий скрепками со специальными выгнутыми петлями, позволяющими вставлять готовые брошюры в папки с кольцевым механизмом для формирования подшивок различных материалов.

Популяризация берлинского и таблоидного форматов расширила сферу применения систем брошюрования газетной продукции в линию. Продукт приобретает дополнительную ценность и соответствует европейским требованиям к распространяемым изданиям: отдельные газетные листы необходимо скреплять, чтобы упрощать сбор макулатуры на переработку. При шитье либо склейке в таблоидных газетах с большим количеством разделов можно формировать чётко выделенные секции. Одним форматам подходит шитьё, другим — склейка. Таблоидные издания выгоднее сшивать, особенно если одновременно обрабатывается несколько разделов. Издания после подборки только сшивают. Весомый плюс систем склейки в линию — предотвращение растрескивания за счёт размягчения фальца. При этом издержки на склейку растут пропорционально формату продукта.

Автономная послепечать — шитьё или склейка?

Выбор между двумя технологиями скрепления зависит от желаемых характеристик продукта, включая эстетическую составляющую, а также от продуктивности и издержек производства.

Шитьё внакидку. С технической точки зрения, один из простейших методов брошюрования. Тетради открывают, подбирают, сшивают проволокой по корешку, а затем обрезают с трёх сторон. Процесс отличается быстротой приладки, а скорость обработки в три раза превышает клеевое скрепление. Технология проще (нет секций размягчения, склейки и сушки) и дешевле по сравнению с КБС, а оборудование дешевле и компактнее.

Типовые сферы применения — журналы, буклеты, листовки, розничные каталоги, вкладыши для CD, инструкции и технические руководства. Для эффективного производства подобной продукции необходимо адаптировать ВШРА под тип печатного заказа.

 

Полиуретановый клей — клеевой состав на основе полиуретана, полимеризующегося под воздействием влаги из воздуха или бумаги. После нанесения на блок сохраняет эластичность, устойчивость к разрыву, температурным изменениям и воздействию химии. Обеспечивает прочное скрепление и хорошую раскрываемость издания. Применяется при производстве толстых каталогов и журналов с длительным сроком использования.

Струйные системы впечатывания без проблем интегрируются в рулонные печатные машины и сопутствующее финишное оборудование: типографии увеличивают отдачу от оборудования за счёт выпуска маркетинговой и прочей продукции с дополнительной ценностью и расширения возможностей для бизнеса. Фото: KodakКлеевое бесшвейное скрепление.
Отдельные тетради соединяют в готовое изделие проклейкой корешка. Преимущества — более высокая гибкость процесса с обработкой от одного листа, более качественная и эстетичная продукция.

Клеевое скрепление отличается прочностью (зависит от типа клея) и обеспечивает высокое усилие листа на отрыв даже при интенсивных нагрузках. Технология предназначена для обработки тетрадей и отдельных листов с толщиной корешка 2–80 мм. Готовая продукция демонстрирует хорошую плоскостность в открытом состоянии, но уступает по этому показателю сшитым изделиям. На корешке можно печатать. Основные недостатки — низкая скорость обработки и высокая себестоимость производства по сравнению с шитьём на проволоку.

Типовая продукция для клеевого скрепления: книги в мягкой обложке, телефонные справочники, журналы, каталоги, брошюры, технические инструкции. Фото: Muller Martini

Воднодисперсионный клей — клеевой состав на основе водной дисперсии, закрепляющийся после испарения воды. Особые преимущества — экологичность, отсутствие резкого запаха, пожаробезопасность. Отличается длительным временем схватывания и возможным разрушением клеевых способностей при продолжительном хранении, из-за чего применяется в основном для брошюрования изданий небольшого объёма, для краткосрочного использования.

Брошюрованная продукция с дополнительной ценностью

Всё большим спросом пользуется получение в процессе послепечатной обработки продукции с дополнительной ценностью — и на ВШРА, и на КБС. Сюда относятся обложки и текстовые блоки с одинарным и двойным фальцем «калиткой», вклейки внутренние и наружные, приклеенные образцы, наклеенные «заметки» и открытки, нанесение адресов, персонализация и упаковка в плёнку на одной технологической линии.

Повышение продуктивности и качества отделки

Отходы на этапе брошюрования обходятся дорого, ведь ущерб от дефекта особенно велик, когда речь идёт о почти готовой продукции.

На качество готового изделия влияет множество факторов: от соответствия технологии брошюрования и/или определённых производственных параметров (тип краски и плотность красочной плёнки, бумага и сушка) до подготовки макета. Улучшить ситуацию с продуктивностью и отходами можно только анализом производства как взаимосвязанной системы, от составления спецификаций работ до их доставки.

Предварительная проверка публикаций. Несложные процедуры корректировки в состоянии предотвратить серьёзные проблем.

Определите оптимальные излишки. Не все заказы одинаковы. Приемлемые отходы при послепечатной обработке зависят от особенностей тиража — вид и плотность бумаги, формат, тип тетради и пр. При оптимизации отходов смело сокращайте общие нормы брака для брошюровального цеха на большинстве заказов без риска недополученного тиража.

Фальцаппарат. Повышение продуктивности послепечати начинается на выходе с него. Если тетради восприимчивы к статическому электричеству или слишком скользят, проверьте силиконовый аппликатор в машине. Перфорирование ведущей или задней кромки тетради в закрытом состоянии даёт возможность бумаге растягиваться, предотвращает морщины, улучшает плотность тетради.

Качество стоп. Правильное хранение отпечатанных стоп повышает производительность при клеевом скреплении и шитье на 25–30%. И наоборот: повреждённые пачки и тетради крайне негативно сказываются на продуктивности брошюровального оборудования. Несоответствующие стандарту пачки из-за проблем с каскадом тетрадей должны отделяться ещё в фальцаппарате.

Проблемы с подачей тетрадей. Зачастую для их устранения недостаточно сменить настройки в системе подачи — многие сложности с фальцаппаратом являются следствием проблем на более ранних отрезках конвейера.

Слипание. Иногда регулировкой настроек стекера его не устранить — источник может крыться в допечатной подготовке или сушке. В отдельных случаях снижение скорости машины быстро решит проблему.

Правильная упаковка. Не допускайте загрязнения и повреждения продукции при транспортировке — убытки будут наиболее высоки.

Отслеживание и подсчёт продукции. Для сокращения отходов крайне важно отпечатать заранее определённое количество тетрадей. А это требует точного отслеживания продукции в системе приёмки (на большинстве конвейеров к выходу из фальцаппарата одновременно направляется порядка 1000 тетрадей). Ошибки в подсчётах выливаются в источник постоянных отходов, которых реально избежать. Система для подсчёта экземпляров должна охватывать конвейер и с повышенной точностью анализировать каскад тетрадей с помощью кодового датчика. Помимо прочего, это позволит точнее оценить отходы от устройства склейки и смывки офсетных полотен, а значит, сократить общий объём брака. Резервная система на приёмке поможет бороться с простоями. Например, при заторе на линии ротационной подрезки каскад автоматически отводится на второй укладчик или рулон. По окончании печати тиража тетради из буфера вновь подают на модуль подрезки.

Поддержка производительности. Стабильное производство — это качество техобслуживания, чистота в цехах, датчики без пыли и т. д. Чтобы сократить отходы, повысить надёжность и общую скорость, внедряйте эффективные программы техобслуживания. См. руководство WOCG № 4.

Сброс настроек при приладке. По данным издания «Брошюрование, финишинг, рассылка» (Binding, Finishing & Mailing), для скорости приладки решающим фактором является исходное состояние послепечатного оборудования.

  1. Если последний обрабатывавшийся в машине тираж аналогичен ожидающему приладки и настройки машины не «сбрасывали», приладка следующего тиража занимает минимум времени.
  2. Если последний обрабатывавшийся в машине тираж существенно отличается от ожидающего приладки и настройки машины не «сбрасывали», приладка следующего тиража будет медленной.
  3. Если настройки машины сброшены, скорость приладки будет средней.

Выбор сценария зависит от специфики заказа и выполняемых работ. Сброс настроек оборудования рекомендован, когда размер подрезки, толщина бумаги и количество страниц следующего заказа не совпадают с текущим. Преимущества постоянного сброса настроек — снижение риска «потери» элементов издания, повышение качества техобслуживания и стабильная работа оборудования. Кроме того, сброс настроек не требует столь же высокой квалификации, как приладка; при анализе общих производственных издержек это стоит учитывать. Автоматизированная смена заказов — ещё один путь свести приладку к минимуму.

Автоматизация. Автоматизированная потоковая автоподача при шитье внакидку и клеевом скреплении сокращает трудозатраты и минимизирует отходы при брошюровании, параллельно повышая общую продуктивность. Системы распознавания тетрадей повышают стабильность процесса.

 

Типовые проблемы при послепечатной обработке (таблица)

 

Оптимизация печатных процессов для качественной послепечати

Предварительная проверка публикаций

Подразумевает проверку качества цифрового файла на корректность и полноту данных перед отправкой от дизайнеров и/или приёмом в допечатное производство (согласно изданию «Брошюрование, финишинг, рассылка»). Тот же принцип должен применяться и к отделочным операциям, чтобы выявить все потенциальные проблемы при послепечатной обработке и ошибки в макете. Задача — исправить недоработки, которые отрицательно скажутся на продуктивности или качестве готовой продукции. Возможные результаты предварительной проверки: 1) ОК, в производство; 2) отрегулировать параметры заказа с учётом ошибок; 3) вернуть макет дизайнеру на доработку.

Важнейшие моменты:

  • наличие соответствующей послепечатной разметки: центрирование, приводка, подрезка, фальцовка, подборка (в зависимости от выбранных вариантов отделки);
  • для листовой продукции нужны дополнительные метки под боковые выравнивающие упоры и грейферные захваты для качественной приводки при брошюровке;
  • на обрезаемые кромки можно добавить другую важную информацию: версии, языки и пр.

Кроме того, перед запуском тиража в производство изготавливают сфальцованный и сброшюрованный пробный экземпляр на тиражной бумаге. Это может быть и вариант без брошюровки или цветопроба с правильно разложенными страницами (обязательно разметьте фальцы, чтобы готовое изделие сложили правильно).

В идеале все заказы должны поступать на брошюровку с размеченным макетом печатного листа, где показаны подрезка, итоговые размеры, перфорация, биговка, фальцовка и пр. Это поможет сотрудникам послепечатного цеха заранее выявить проблематичные моменты и сократит время на настройку оборудования.

Выбор бумаги

Спуск полос — процесс размещения полос издания на печатной форме, обеспечивающий последовательное чередование страниц в тетрадях после фальцовки или оптимальное количество оттисков на бумаге в соответствии с техническими требованиями к печати и послепечатной обработке.

Приводочные метки (кресты) — вспомогательные графические элементы (обычно в форме крестов) на полях необрезанного листа для контроля точности совмещения красок на оттиске и оценки точности приводки после печати.

Как правило, качество готовой продукции определяют бумага и способы отделки. Издатели, рекламодатели, типографии и заказчики печатной продукции выбирают бумагу, учитывая цену и соответствие поставленным задачам:
  • желаемое качество бумаги и печати;
  • брошюрование или специальные виды отделки (чем выше плотность, тем выше жёсткость бумаги и эффективность обработки; подробнее о клеевом скреплении см. в следующих материалах);
  • соответствие продукта целевой аудитории;
  • жизненный цикл продукта (газета, рекламный каталог, журнал, книга);
  • экологические аспекты (переработка, отбеливание, заготовка древесины и пр.);
  • метод распространения: почтовые (вес = затраты), вставка в издание.

Регулировка красочной плотности на допечатном этапе

Применение этих методик поможет стабилизировать печатный процесс и повысить качество продукции, предотвращая чрезмерную краскоподачу и характерные проблемы с сушкой и отмарыванием. Ещё одно их преимущество — снижение расхода краски. С уменьшением краскоподачи ускоряется приладка, уменьшаются отходы, оптимизируется сушка.

Замена серого компонента (GCR, Grey Component Replacement) — вместо триадной краски с ахроматическим эффектом используется чёрная, причём обрабатываться может любой участок макета. Не стоит путать методику GCR с технологией добавления к чёрному UCA — первая нацелена на удаление лишних триадных красок из тёмных и нейтральных областей, а вторая их добавляет. Важно добавить дополнительную краску под чёрную, чтобы сохранить глянец и плотность (с помощью техники UCR). Для газетной печати IFRA рекомендует технику GCR, а не вычитание из-под чёрного UCR.

Добавление к чёрному (UCA, Under Colour Addition) — добавление хроматических цветов до нужного уровня плотности и глянца в тенях. В комбинации с GCR и UCR гарантирует приемлемую плотность и глянец чёрных плашек без избыточной подачи краски, проблем с сушкой и слипанием.

Региональная специфика красок

В разных странах и регионах используются разные краски. В Германии и Японии они насыщеннее, с увеличенным содержанием пигмента. Для соответствия стандартам ISO/PSO краски должны иметь достаточное содержание пигмента. Предусмотренная текущим стандартом ISO плотность красочного покрытия для многих газет будет чрезмерной. Обратите внимание: для газетной печати с сушкой стандарта ISO пока нет.

Дорогостоящие пигменты с лакировальными составами постепенно сменяются более дешёвыми красками. Для компенсации недостающего пигмента приходится увеличивать плотность красочного покрытия (TAC 320), что чревато проблемами с печатью и качеством продукции.


* В части пособия «Идеальная послепечать для рулонных типографий» (Perfectly Finished Web Printed Products) собраны эффективные приёмы работы и организации труда для типографий рулонной офсетной печати. Опубликовано Web Offset Champion Group (WOCG).

© 1998 & 2002. Все права защищены.

Группа WOCG сформирована в 1998 г. для пропаганды эффективного опыта работы в индустрии рулонной офсетной печати, позволяющего повысить производительность, качество, безопасность труда и добиться настоящих «чемпионских» результатов. WOCG — совместный проект международных компаний, сотрудничающих с ведущими специалистами отрасли, типографиями и ассоциациями по всему миру. Члены группы являются ведущими поставщиками технологии, материалов и оборудования для всех этапов технологического процесса — допечатного, печатного и послепечатного: Aylesford Newsprint, Kodak GCG, MacDermid Printing Solutions, manroland, Muller Martini, Nitto-Permacel, QuadTech, SCA и Sun Chemical.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
«Честный день»

Презентация первой ЦПМ Ricoh Pro C9500, установленной в России

Скромно, с перспективой на будущее

С 23 по 26 января в московском «Экспоцентре» прошла очередная выставка UPAKEXPO. Не претендую на статистический анализ, но возникло впечатление, что на этот раз «полиграфическая» часть выставки получилась довольно скромной, не случайно стенды знакомых полиграфистам поставщиков располагались в малых залах выставочного центра.

Хороший год

Чем ознаменовался для «Смарт-Т» минувший 2023 год, как провести за год более тысячи инсталляций оборудования и зачем внедрять систему наставничества, рассказывает директор компании по маркетингу Дмитрий Грацков.

Сто дней до drupa

Во время написания этой статьи до drupa 2024 оставалось чуть больше ста дней. Сразу после пандемии COVID-19 было много разговоров том, что традиционный формат выставок себя изживает и от него будут постепенно отказываться. Многие задавались вопросом, не ознаменует ли пандемия конец торговых ярмарок, на которых компаниям всё труднее оправдывать расходы, а посетителям — находить время для их посещения. Однако прошлогодний успех европейской Labelexpo, Printing United в США и специализированных выставок в Китае показал, что «пациент» скорее жив, чем мёртв.



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105