Итак, новая революция (уже вторая после DTP-революции в конце прошлого столетия), которую долго готовили в Adobe, свершилась. Покупка нового софта ушла в прошлое, теперь программы покупаются по подписке. Причём, выбрав подписку на Adobe CC, а не на одно приложение, вы оказываетесь обладателем практически всего ПО, предлагаемого этой компанией. И это всегда будут новейшие версии. Плюс — полезные дополнительные сервисы.
Установка
Прежде чем начать загрузку программы, проясните для себя выбор языка локализации. По умолчанию на компьютер с русской ОС будет выбрано для установки ПО на русском языке. Если вас это устраивает, настройки можно и не проверять |
Подход изменился. Если Creative Suite устанавливался за один раз как пакет программ, то теперь загружается и устанавливается каждая программа отдельно. Это вполне оправданно, учитывая, что вы не получаете установочный диск, а скачиваете ПО с сайта Adobe. Сначала можно установить самое необходимое и быстро приступить к работе, а потом, по мере необходимости, загрузить остальное. Перед установкой (а не при покупке, как раньше) нужно определиться, какой язык для какой программы вы будете использовать, причём отдельно для каждой программы. А после удаления можно загрузить её снова на другом языке — просто подарок для тех, кто делает книги не только на европейских, но и на арабских языках. Мне нравится (за исключением всего нескольких терминов), как интерфейс этих программ переведён на русский язык, хотя многие предпочитают работать в оригинальной версии. Гибкость в выборе языков локализации — несомненный плюс нового подхода.
Если язык операционной системы на вашем компьютере русский, то при первой установке можно неожиданно обнаружить, что на машине был установлен софт на русском языке. Дело в том, что установщик по умолчанию выбирает языком программ язык операционной системы. Но эти установки можно изменить — они спрятаны в выпадающем меню шапки программы Creative Cloud. И само окно этой программы очень функционально — тут отображается информация об изменениях в размещённом в CC софте, и пользователь может сразу обновить у себя программы.
Кстати, InCopy CC тоже стала доступна в CC, раньше в составе CS её не было, и нужно было покупать отдельно. Ставим ещё один плюс Adobe.
Разрядность
Большинству программ, загружаемых с облака, требуется 64-разрядная операционная система. То, что и InDesign СС переписан под такую разрядность, очень хорошо. Во-первых, программа работает заметно быстрее, во-вторых, больше нет ограничения на максимальный объём оперативной памяти — в 32-разрядной версии ПО могло использовать только 3 Гбайт памяти. Справедливости ради надо сказать, что в облаке есть релиз InDesign СС и для 32-разрядной машины, но вы же будете не только с этой программой работать?
Полное переписывание кода программы для поддержки новой разрядности отняло у разработчиков немало времени. Вероятно, это одна из причин того, что в InDesign CC не так много новинок, как это было в предыдущих версиях. Но это качественный скачок, а значит, дальше всё пойдет быстрее.
Изменения в интерфейсе
Верстальщикам вряд ли понравится предлагаемый по умолчанию тёмный интерфейс. Ничего страшного — можно выбрать более удобный вариант |
Окна InDesign CC стали такими же, как мы впервые увидели их в Illustrator CS6, — тот же тёмный интерфейс. В настройках оттенка окон в панели Preferences есть четыре варианта: Light (светлый) — близко к тому, что мы видели в предыдущих версиях программы; несколько темнее окна будут с установкой Medium Light, Medium Dark — это установка по умолчанию; а для ценителей тёмных меню предусмотрена установка Dark. Моё ощущение — работать с таким темным экраном хорошо в программах обработки изображений, а у верстальщиков «главнее» текст. Когда цвет текста вёрстки чёрный, а команды меню вывороткой, работать некомфортно. Я установил Light — и глазам стало спокойнее. И текст, и команды меню чёрного цвета.
Экраны высокого разрешения
Сейчас уже выпускаются «маки» с Retina — экранами высокого разрешения (такие экраны называют еще HiDPI). Не исключено, что и другие производители предложат подобные разработки. А InDesign CC уже готов для работы с такими экранами.
Создание электронных книг
Adobe старается сделать InDesign основным инструментом создания книг в формате EPUB. Эта опция появилась впервые в InDesign CS4 и совершенствуется от версии к версии. Есть улучшения и в CC.
Можно делать книгу на базе собственной таблицы каскадных стилей, отключив создание её в программе. Или экспортировать книгу без таблицы каскадных стилей, при этом только классы, связанные со стилями, будут маркированы как HTML-тэги — никаких заменяющих классов не создается.
Но самое главное обновление для всех, кто делает книги в этом формате, — в EPUB-файлах появилось индексирование гиперссылок!
Новое в работе со шрифтами
В инструменте выбора шрифтов есть интересные улучшения. Во-первых, меню шрифтов в панелях управления и Character позволяет искать шрифт по части его названия. Это не то же самое, что было раньше, когда вводишь, например, Franklin, и на экране появляется первый из шрифтов с именем, начинающимся с этого слова. Теперь можно вводить второе или третье имя из названия, и все шрифты, в названии которых есть введённый текст, отобразятся на экране.
Я искал шрифты, в названии которых есть слово Light |
Во-вторых, изменился подход к динамическому отображению выбираемых шрифтов. Раньше в меню отображения текущего шрифта стрелками вверх и вниз этот шрифт обновлялся, и выбранному тексту присваивался текущий выбранный шрифт. Но на экране не отображался список шрифтов, перебор шёл, по сути, вслепую. Теперь отображается выбранный список, при движении строки выбора он динамически показывается и присваивается нажатием клавиши перевода строки.
Отображение только выбранных шрифтов. Начертания шрифтов теперь собираются в разворачиваемый список |
Далее: появилась возможность работать не со всеми шрифтами, а только с выбранными. В списке шрифтов рядом с каждым именем добавлена светлая звёздочка. Если щёлкнуть по ней, она станет тёмной — это признак, что шрифт включён в группу избранных. После просмотра всего списка и щелчков по звёздочкам для нужных шрифтов установите в меню отображения шрифтов флажок Show Favorit Fonts Only (Показать только избранные шрифты), и в списке шрифтов останутся только они. Эта установка действует не на текущую работу, а является глобальной. Да, ей пока далеко до функционала существовавшего когда-то инструмента работы со шрифтами Adobe Type Manager или отдельных менеджеров шрифтов. Но это же не последнее обновление!
И важно, что теперь в списке есть доступ не только к названию шрифта, но и к варианту его начертания в разворачиваемом списке.
QR-коды
Напомню, что QR (quick response — быстрый отклик) — двухмерный вариант штрихового кода, выглядящий как квадрат с маленькими тёмными и светлыми квадратиками внутри. Он считывается смартфоном или другим подобным устройством, и зашифрованная в картинке информация преобразуется в текст. Обычно там хранятся текстовое сообщение, гиперссылка или электронный адрес.
В InDesign CC можно готовить QR-коды. В меню Object и контекстном меню есть команда Generate QR Code. В диалоговом окне выберите вариант кода (ссылка на сайт, текст, телефонное сообщение, электронный адрес, визитная карточка), введите информацию и укажите цвет картинки. Созданная картинка — векторный объект, поэтому его можно масштабировать без потери качества. И когда курсор перемещается над QR-кодом, появляется строка с его содержимым. Эта картинка — встроенный объект, т. е. его не надо помещать в папку Links. И редактируется этот код командой из контекстного меню.
Сейчас есть немало интернет-ресурсов и отдельных программ, позволяющих создавать QR-коды, так что функцию нельзя назвать уникальной. Но удобство её в том, что можно сделать картинку с QR-кодом и, при необходимости, отредактировать её, не покидая InDesign, — это экономит время. Общая логика прослеживается ещё с момента принятого в прошлых версиях решения дублировать часть функций Photoshop в программе вёрстки — пользователю должно быть удобно работать в InDesign, не тратя время на переключение в другие программы для решения отдельных задач.
Вы спросите — можно ли документ с такой картинкой открыть в предыдущей версии программы? Сейчас InDesign позволяет сохранять верстку в IDML-формате, что даёт возможность открывать её в предыдущих версиях, начиная с CS4. Обычно программы предыдущих версий не распознают нововведения, но в части QR-кодов обнаружилось приятное исключение — он сохранится как картинка, хотя редактировать его, конечно, нельзя.
Изменения в окне New Document
Окно создания документа — изменения к лучшему |
В меню создания документа появился полезный флажок предварительного просмотра. Теперь пользователь до нажатия кнопки ОК может видеть, как будет выглядеть документ — полоса набора, поля, выпуск за обрез, колонки. Кнопка сохранения стиля стала пиктограммой, добавлена ещё одна — удаления установок. И опция с ничего не говорящим названием More Options стала понятнее — Bleed and Slug (Выпуск за обрез и служебное поле).
Adobe Exchange стала частью InDesign CC. И не только InDesign… |
Раньше для загрузки и установки расширений было отдельное приложение Adobe Extension Manager, с помощью которого выполнялась вся работа по установке расширений во все программы пакета CS. Теперь это приложение имеется в каждой программе CC. И в каждой из них выводится информация о расширениях конкретной программы. В каждом приложении с помощью Adobe Exchange можно устанавливать только свои расширения.
Для размышления
Итак, главные усовершенствования программы, которыми пользуются все, уже оформившие подписку: работа в 64-разрядной операционной системе, индексы и гиперссылки в EPUB-публикациях, улучшение процедур работы с символами, генерация QR-кодов. Но это не самое главное в сравнении с тем, что, перейдя на работу с CС, вы постоянно будете на гребне прогресса, используя самую свежую версию. Обновлений, делающих работу удовольствием, будет много. Это верно не только для InDesign CC, но и для любой программы Adobe.
В нескольких программах, входящих в Creative Cloud (Photoshop CC, Illustrator CC и др.), уже реализована функция синхронизации установок, рабочих пространств, наборов кистей и прочих настроек через облако, что делает работу удобной и на другой машине. В первом релизе InDesign CC этого пока нет. Но тут ключевое слово «пока». Уверен — скоро всё будет.
О других преимуществах облака уже много написано, повторяться нет смысла. Верно одно — продолжая работать в одной из прошлых версий, вы остаетесь во вчерашнем дне. Это может быть приемлемо для работодателей, не спешащих с обновлениями софта, у них совсем другие цели и амбиции. А хорошо ли это для конкретного дизайнера и верстальщика, каждый решает сам.