Круглый стол, посвящённый российскому рынку CTP для офсета, состоялся в редакции Publish уже в восьмой раз. Мероприятие по итогам 2013 г. оказалось самым масштабным — в очной и заочной форме в нём приняли участие 11 поставщиков (перечислены по алфавиту): «Безводные печатные технологии», «ВИПСИБИРЬ», «Гейдельберг-СНГ», «Комлайн», «Легион» (включая «НекстПоуз»), «ЛОГОМАШ», «МакЦентр», «НИССА Центрум», «Паритет», «Терем», «Терра Принт». Присутствовал также представитель производителя — руководитель полиграфического направления Kodak Сергей Парамонов. «ЯМ Интернешнл» отказалась от участия, данные об инсталляциях этой компании учтены по официальным пресс-релизам с её сайта. 4 из 12 компаний — новые поставщики. Из них «ВИПСИБИРЬ» и «Комлайн» вернулись на рынок после перерывов — обе с новыми марками CTP. Однако «Комлайн» больше не планирует поставлять оборудование Wifac. «ВИПСИБИРЬ» стала вторым дистрибьютором китайской Amsky и планирует продолжать эту работу в своём регионе. А стартовала с этим брендом в России компания «МакЦентр» и менее чем за год отметилась заметным количеством инсталляций. Ещё один новичок — «ЛОГОМАШ» — заявил о себе поставками сразу двух известных брендов: Agfa и basysPrint. CTcP из Бельгии вернулись в Россию после долгого перерыва. Неожиданным оказался дебют компании «Безводные печатные технологии» — она стала партнёром итальянской Optotec. До этого единственный аппарат One Ctp был в 2009 г. был запущен «Паритет» в собственном репроцентре. После демонстрации на «Полиграфинтер-2014» CTcP Streamliner немецкой IMT, представляющей собой модернизированный аппарат Cron, можно было ожидать возвращения на рынок ещё одного поставщика — «ВИП Системы», но этот момент отложен на 2014 г. Машина продана, но пока не установлена.
На этот раз круглый стол состоялся в пятницу, 13-го. Но мы люди не суеверные, поэтому прямой связи между датой круглого стола и спадом рынка не видим. К моменту подведения итогов всё уже было ясно — после бурного роста в 2011 г. на 42 %, в 2012 г. (хотя это был год Drupa) уже наблюдалось падение темпов роста — только плюс 10 %. И самые проницательные предсказывали следующий тяжёлый год ещё тогда. В итоге за год в России было установлено 91 CTP — это на 15,7 % ниже, чем год назад. С результатами 2012 г. можно ознакомиться в Publish № 1/2, 2013; http://www.publish.ru/archive/publish/2013/01–02/.
Впрочем, есть и позитивный момент — совместными усилиями поставщиков и типографий, ввозивших оборудование самостоятельно, российскому рынку всё-таки удалось преодолеть планку в 1000 систем — по итогам года в зачёте по поставщикам (мы считаем его наиболее точным) общее количество достигло 1002. Интересно, что именно в тот день, когда мы обсуждали итоги года, сразу в двух российских типографиях запускалось два CTP, одному из которых суждено было стать 1000-м. Специалисты «Легион» инсталлировали аппарат CRON TP-6648G в ЗАО «Белгородский завод металлоизделий», а коллеги из «НИССА Центрум» — Kodak Trendsetter 400F в ОГБУ «Издательский дом “Магаданская правда”». Поскольку в момент подписания акта о выполнении пуско-наладочных работ в Магадане в европейской части ещё не начался рабочий день, честь владения 1000-й российской CTP досталась нашим дальневосточным коллегам. А машина в Белгороде стала 1001-й. Конечно, это просто символ, но и тот нечастый случай, когда удача улыбнулась достойным, — ведь Kodak остаётся самой популярной CTP в России (255 инсталляций, 25,4 % рынка), а стратегический партнёр компании «НИССА Центрум» — лидирующим поставщиком на рынке с 224 аппаратами (22,4 % рынка). Редакция Publish подготовит сертификаты об установке 1000-й российской CTP и вручит их типографии, поставщику и производителю.
Производители и поставщики
Главные тенденции 2013 г. на российском рынке CTP определялись общей сложной экономической ситуацией в стране вообще и полиграфической отрасли в частности. Весь год не было ясности с пошлинами на мелованную бумагу, из-за чего крупные издательства воздерживались от перевода своих тиражей в Россию. Продолжается негативное влияние распространения цифровой печати на продажи офсетных машин и периферии для них. Хотя мы не оцениваем среднюю стоимость одной продажи на рынке CTP, очевидно, что она также снизилась — заметно выросла доля китайских CTP, позиционируемых в самом доступном сегменте. При этом снизился интерес к хорошо зарекомендовавшим себя американским, европейским и японским брендам. Давно не наблюдавшаяся тенденция — появление новых поставщиков.
Сергей Парамонов (представительство Kodak) подчёркивает, что главное кредо компании остаётся неизменным — поставка комплексных решений, обеспечивающих полиграфистам уверенность в результате |
По итогам 2013 г. лишь три производителя достигли двухзначных чисел продаж. Годом ранее таковых было четыре. Первое место — у Heidelberg: 22 аппарата (24,2 % рынка). А на втором, потеснив Kodak (16 CTP и 17,6 % рынка) на третье, впервые оказалась китайская Cron c 20 инсталляциями (22 %). В первой тройке только этой марке удалось существенно прибавить по сравнению с прошлым годом, когда у неё было 15 машин (13,9 %). Продажи Heidelberg после феноменальных 36 CTP снизились более чем на треть, потери Kodak менее существенны — примерно на четверть. Следующая явно выраженная группа включает три марки: Agfa (9 и 9,9 %), Amsky (8 и 8,8 %) и ECRM (6 и 6,6 %). Позиция китайской Amsky — ещё больший сюрприз, чем рост Cron. Ведь всего год назад в России не было установлено ни одного аппарата этого производителя. В сумме же на первые 6 марок приходится 89 % рынка (этот показатель за год почти не изменился — было 90 %), а оставшихся 6 было продано по 1–2 единице. И если результат продаж Fujifilm (2) равен прошлогоднему, то отсутствие в списке инсталляций Screen — настоящий сюрприз со знаком минус. К сожалению, официального объяснения этому факту мы получить не можем — обе марки продвигает «ЯМ Интернешнл», отказавшаяся от участия в круглом столе. Зато если сложить все инсталляции китайских марок за год, то их окажется 29 — почти треть рынка! Так что прошедший год можно считать первым годом Китая на российском рынке CTP. Вот и разгадка, почему наш CTP-самовар на обложке раскрашен в традиционные китайские цвета…
Как следствие, заметны и изменения долей рынка производителей за все годы. Порядок мест среди первых шести марок остался прежним, но числа выглядят иначе, а каждый процент рынка в этом году практически равен 10 машинам. Итак, лидирует Kodak, но доля компании снизилась с 26,3 % до 25,4 %. На втором месте — Heidelberg, которую можно поздравить с достижением рубежа в 200 инсталляций и небольшим увеличением доли рынка с 19,6 % до 19,9 %. Примерно на столько же снизилась доля ECRM — c 11,9 % до 11,5 %. Почти не изменилось положение Agfa, буквально дышащей вслед ECRM с разницей в три аппарата. Вполне возможно, что в следующем году совместными усилиями нескольких дистрибьюторов Agfa компании удастся потеснить ECRM с третьего места. Учитывая отсутствие продаж Screen, не удивительно, что марка потеряла свою долю — с 9 % до 8,2 %. Чуть меньше пострадала Fujifilm — доля упала с 8,4 % до 7,8 %. Cron ожидаемо обошёл «зафиксировавшуюся» после ухода с рынка Escher-Grad, заняв 7-е место с вполне весомой долей 4,2 %. Замыкает восьмёрку Lüscher с не изменившейся долей в 2 %. В 2013 г. компания сначала подала на банкротство, а затем получила новых владельцев (Wifag-Polytype Holding и Heliograph Holding) и продолжила свою деятельность под названием Lüscher Technologies Ltd. Единственная инсталляция была сделана уже после этих событий.
Мы отмечали выше, что минувший год стал рекордным по количеству поставщиков — 12. А ведь ещё год назад их было всего 9. Рост произошёл за счёт впервые вышедших на рынок и вернувшихся после перерыва компаний: «ЛОГОМАШ», «Безводные печатные технологии», «ВИПСИБИРЬ» и «Комлайн». Впрочем, погоды на рынке они пока не делали, однако, несомненно, оказали определённое влияние. Квартет лидеров, которые смогли добиться двузначных чисел продаж, остался неизменным, хотя результаты трёх из четырёх поставщиков оказались хуже, чем в 2012 г. На первом месте уже четвёртый год подряд остаётся «Гейдельберг-СНГ» — на долю компании пришлись все 22 (24,2 % рынка) установленные CTP под маркой Heidelberg Suprasetter. Однако это меньше, чем 30,6 % в 2012 г. Следом идёт «НИССА Центрум», установившая 15 аппаратов (16,5 %), из них 2 — доступные iCTP. Для компании это также шаг назад относительно 22 машин в 2012 г. Алексей Разумовский («НИССА Центрум») откровенно признал, что этот результат не соответствует возможностям поставщика и его главного бренда по CTP — Kodak. При этом поставщику удалось сохранить позиции в самых важных секторах — 6- и 8-полосных CTP, где стоимость единицы продажи выше.
На третьем месте теперь «Легион». Роста удалось добиться прежде всего за счёт дочерней фирмы «НекстПоуз», поставляющей CTP Cron. После 11 CTP и 10,2 % рынка в 2012 г. в прошедшем было установлено 13 систем (14,3 %). На четвёртое место опустился «Терем» с 12 CTP (13,2 %). И это также меньше, чем 17 аппаратов и 15,7 % рынка в 2012 г. На этот раз продажи разделились поровну между устройствами Agfa и ECRM — по 6 единиц. Как и у «Легион», основной объём продаж «МакЦентр» пришёлся на китайские CTP Amsky (7), ещё один аппарат — Agfa. За счёт этого компания получила 8,8 % рынка и вышла на пятое место по итогам года. Заметный прогресс по сравнению с 3-мя машинами (2,7 %) в 2012 г. На долю первой пятёрки пришлись 77 % рынка. Год назад почти аналогичную долю обеспечили первые четыре поставщика — предсказуемый результат на фоне роста количества поставщиков.
М. Ложников («Паритет»): «Я испытываю чувство гордости — три года назад, когда мы первые занялись поставками китайских CTP Cron, я видел огромный скептицизм со стороны коллег. А теперь время расставило всё по своим местам!» |
Сразу три компании установили по 4 CTP — «Паритет», «Терра Принт», «ЛОГОМАШ». Для первой это шаг назад после 6 инсталляций в 2013 г. и ухудшение доли рынка за год с 5,6 % до 4,4 %. Как и предположил ещё в 2012 г. Михаил Ложников («Паритет»), конкуренция между тремя поставщиками CTP Cron не лучшим образом повлияла на продажи его компании. «Терра Принт» свой результат сохранила, хотя год назад из 4 продаж одна пришлась на недорогую iCTP, а теперь устанавливались только аппараты Cron. У «ЛОГОМАШ» есть все основания быть довольными результатом — компанией запущено 2 CTP Agfa и 2 basysPrint.
Ещё 3 CTP были завезены в Россию напрямую типографиями — все марки Kodak. Как удовлетворённо отметил Разумовский, на рынке б/у CTP Kodak остаются самыми популярными.
«ЯМ Интернешнл», согласно информации с сайта компании, в 2013 г. запустила две CTP Fujifilm — 2,2 % рынка. Год назад на долю компании пришлись 7 CTP и 6,5 % рынка. Удивляет отсутствие информации о поставках офсетных CTP Screen, до этого неизменно присутствовавших в наших таблицах.
О. Тимофеев («Безводные печатные технологии»): «Будем пытаться найти подходы к клиентам в выбранной нише» |
Следует отметить двух дебютантов нашего круглого стола. «Безводные печатные технологии» заключили соглашение с итальянской Optotec. Олег Тимофеев рассказал, что его компания на рынке CTP всего 3 месяца, но уже успела выполнить 2 инсталляции термальных One CTP, а также приняла на обслуживание единственное ранее установленное устройство Optotec. Ориентироваться будут на рынок мелких и специализированных типографий, которые заинтересованны в технических решениях для высококачественной и чёткой печати (в том числе на сложных материалах) с разрешением до 7620 dpi. Максим Гельман (российский представитель Marks-3zet, дистрибьютором которой выступает их дочернее предприятие «Безводные печатные технологии») добавил, что со времени дебюта CTP на Drupa-2008 компания Optotec заметно изменилась. Теперь в ней сочетаются итальянские и немецкие ноу-хау, улучшен менеджмент. В 2012 г. было представлено второе поколение One Ctp. По всему миру установлено более 40 CTP этого производителя. Активно используются передовые технологии, включая дистанционную диагностику. Помимо клиентов из типографий с сухим офсетом, заметную долю составляют и клиенты, использующие традиционную офсетную печать.
Как сообщил участвовавший в круглом столе заочно Олег Офицеров («ВИПСИБИРЬ»), в середине 2000-х компания уже имела опыт продаж CTP Escher-Grad и ECRM (в сумме 4 системы), поэтому мы уточнили наши сводные данные по этим поставкам задним числом. С мая 2013 г. поставки CTP возобновлены — теперь это Amsky. Пока запущена одна система.
Учитывая огромную инсталлированную базу, даже существенные изменения продаж от года к году не приводят к существенным изменениям положений поставщиков за все годы. Лидеры не изменились, хотя два первых поставщика немного потеряли свои доли. В прошлом году рубеж 200 единиц преодолела «НИССА Центрум», остающаяся лидером с 224 CTP и долей рынка 22,4 % (23 % в 2012 г.). На втором месте по-прежнему «Терем» — 192 и 19,2 % (19,8 % в 2012 г.). Даже сбавив темп, «Гейдельберг-СНГ» почти вплотную приблизилась ко второму месту — 189 и 18,9 %, увеличив свою долю рынка на 0,5 %.
Три лидера с большим отрывом опережают остальных поставщиков. На четвёртом месте — «ЯМ Интернешнл» с 93 CTP. Компания снова потеряла свою долю — с 10 % до 9,3 %. Далее идёт «Легион» с 51 инсталляцией, опередивший группу компаний, ушедших с рынка. Доля «Легион» (включая «НекстПоуз») выросла с 4,2 % до 5,1 %. «Терра Принт» с 25 CTP увеличила долю с 2,3 % до 2,5 %. 0,1 % потеряла «Комлайн», 0,3 % выиграл «Паритет», ещё заметнее (за счёт низкой базы) прирост доли «МакЦентр» — на 0,8 %. Главные события для компаний «ВИПСИБИРЬ», «ЛОГОМАШ» и «Безводные технологии печати» — они появились в нашей сводной таблице, хотя пока и с долями менее 1 %.
Технологии и форматы
Обсуждение вопроса выбора технологий экспонирования постепенно трансформировалось в выбор типа пластин. Тем более, что существует прямая связь. Ещё в 2011 г. наметилась тенденция роста интереса к CTcP для экспонирования аналоговых пластин. В 2012–2013 г. она только усиливалась. Доля продаж CTcP (UV) в 2012 г. составляла 17,6 %, а в 2013 г. — уже 30,8 %. Это не могло не повлиять на другие типы CTP. Доля термальных аппаратов снизилась с 68,5 % в 2012 г. до 54,9 % в 2013 г. Неожиданным оказался прирост «фиолетовых» CTP — c 10,2 % до 12,1 %. В предыдущие годы они лишь теряли свою долю.
Бурный рост продаж CTcP прямо связан с продвижением китайского оборудования — 26 из 28 таких систем Made in China. Очевидно, что его покупают те, кто стремится максимально сэкономить на всём — от «железа» до пластин.
Больше всего CTcP было установлено под маркой Cron — 17, Amsky — 8, basysPrint — 2, Wifac — 1. Среди поставщиков такого оборудования лидирует «Легион» — 11, за ним следуют «МакЦентр» — 7 и «Паритет» — 4. По 2 аппарата в активе «Терра Принт» и «ЛОГОМАШ».
Основную массу термальных машин уже многие годы составляют аппараты Heidelberg Suprasetter (все 22) и Kodak (все 16). Ещё 6 установили партнёры Agfa, а 3 (и это новая тенденция) — Cron. Из поставщиков «термала» лидирует, естественно, «Гейдельберг-СНГ», за ним следует «НИССА Центрум» с 13 CTP, замыкает тройку «Терем» с 3 инсталляциями.
Более половины инсталляций «фиолетовых» CTP приходится на ECRM — 6. Как следствие, лидером в этом секторе является «Терем», установивший 8 «фиолетовых» CTP (включая 2 Agfa).
Что касается струйных iCTP, то состоялось всего две инсталляции. Разумовский объяснил это тем, что это направление является нишевым — технология используется в специфических ведомственных типографиях. «Кроме того, рынок малых форматов, на который ориентированы iCTP, сейчас переживает не лучшие времена», — заключил Алексей.
Что касается продаж систем по типам пластин, то, похоже, основной потенциал изменений здесь «съели» всё те же CTcP. Уже не первый год идут разговоры о переходе на беспроцессные и свободные от химии пластины. Но сравнение диаграмм продаж за 2012 и 2013 гг. говорит об обратном — спрос на такие решения даже упал. А на фотополимерные, напротив, неожиданно увеличился — с 5,6 % до 7,7 %.
Лидирует в секторе продажи свободных от химии систем «Терем» с 3 аппаратами ECRM и 1 — Agfa. Ещё одна поставка Agfa — в активе «ЛОГОМАШ». А единственное решение для беспроцессных пластин от Kodak поставила «НИССА Центрум».
Тройка продавцов CTP для фотополимерных пластин выглядит так: «Терем» — 4, «ЯМ Интернешнл» — 2, «МакЦентр» — 1.
С точки зрения формата наибольший спрос всегда наблюдался на 4-полосные CTP. Их в 2013 г. было продано особенно много — 45,1 % (после двух лет стабильных показателей в 38 % в 2012 г. и 38,8 % в 2011 г.). Очень заметно выросли и продажи 8-полосных аппаратов — с 24,1 % до 31,9 %. Несколько снизился спрос на 6-полосные и газетные системы — с 25,9 % до 22 %. А вот сектор 2-полосных систем просто исчез.
Лидеры в 4-полосном формате: «Гейдельберг-СНГ» (Heidelberg) — 17, «Легион» (Cron) — 11, «Терем» — 3. В 6-полосном (газетном): «НИССА Центрум» (Kodak) — 8, «Терем» — 7, «Паритет» — 4. Ровнее всего результаты в 8-полосном секторе: «МакЦентр» (Cron) — 7, «Гейдельберг-СНГ» (Heidelberg) — 5, «НИССА Центрум» (Kodak) — 5. Единственная инсталляция в VLF-формате — в активе «Легион».
Типографии и регионы
Основная масса инсталляций по-прежнему происходит в коммерческих типографиях, но их доля несколько сократилась — с 65,7 % до 60,4 %. Самый заметный прирост — в репроцентрах. Мы уже второй год уделяем пристальное внимание этому сектору, переживающему второе рождение после перехода с плёночных технологий на прямой вывод форм (см. Ю. Захаржевский «Вывод офсетных форм как услуга 2.0», Publish № 9, 2013; http://www.publish.ru/articles/201309_20013114). Количество репроцентров растёт, их всё больше появляется в регионах. Это подтверждает и структура инсталляций — если в 2012 г. в репроцентрах было установлено только 7,4 %, то в 2013 г. — уже 13,2 %.
Снова удивимся росту продаж в газетные типографии — с 6,5 % до 12 %. Зато этот факт объясняет повышение спроса на «фиолетовые» CTP, наиболее популярные у «газетчиков». Одна из причин — крупные газетные типографии дооснащаются, стремясь угнаться за тенденцией сокращения тиражей при росте количества заказов (см. Ю. Захаржевский «Не снижая темпа», Publish № 10, 2013; http://www.publish.ru/articles/201310_20013128). Михаил Рихирев («Терем») отметил, что среди установленных «фиолетовых» систем ECRM некоторые используются не только для вывода газетных форм, но коммерческих. Это подтверждает тенденцию «гибридизации» газетного рынка — типографии стремятся диверсифицироваться, оснащая рулонные машины сушками, закупая листовое оборудование и коммерческую послепечать.
Что касается распределения по регионам (федеральным округам), то здесь впервые за годы наблюдений почти ничего не изменилось — отклонения не более 1 % при всём желании нельзя отнести к тенденциям. Лидером остаётся Центральный федеральный округ, где уже второй год устанавливается 44–45 % CTP. А меньше всего их продаётся на Дальнем Востоке — 3 %. Интересно соотнести население округов со структурой продаж CTP. Тогда будет ясно, что некоторые регионы более насыщенны типографиями, чем другие. Например, доля Центрального федерального округа от общего населения страны — всего 27 %. Но он заметно более полиграфический, чем, например, Южный, где при 16 % населения было продано 8 % CTP.
К сожалению, в нашем анализе вскрылась недоработка — в 2010 г. из Южного федерального округа указом Президента выделен Северо-Кавказский ФО. Исправимся в следующем году, а пока все данные по двум округам засчитаны в ЮФО.
Примечательные инсталляции
Информация «Гейдельберг-СНГ» об инсталляциях была предоставлена заочно. Отмечен запуск Suprasetter A 75 в Издательском доме Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. В удалённом от Москвы регионе аппарат установлен в рамках инсталляции комплекса оборудования Heidelberg. По словам директора издательства Анны Михайловны Поповой, «основной задачей, которая стоит перед полиграфическим комплексом СВФУ, является обеспечение учебно-методического процесса университета качественной полноцветной полиграфической продукцией в ограниченный срок. Вторым немаловажным направлением деятельности Издательского дома СВФУ является предоставление качественных полиграфических услуг населению республики».
Ещё одно CTP Suprasetter A 75 в репроцентре «Литопресс» стало уже третьим устройством для вывода форм одной модели, установленным в этом репроцентре за два года.
А. Рулёв («МакЦентр») уверяет в надёжности решений китайского производителя: «Поломок оборудования Amsky пока не было» |
В типографии «Майер» (Санкт-Петербург) Suprasetter A 75 установлен в рамках инсталляции полного комплекса оборудования Heidelberg для нового цеха офсетной печати. С установкой этого комплекса у группы компаний «Майер» появились новые производственные мощности для печати офсетом. Инсталляция прошла с внедрением последних версий ПО Prinect.
Как отметил Антон Рулёв («МакЦентр»), 6 из 7 инсталляций аппаратов Amsky, сделанных его компанией, установлены в максимальной комплектации. Сотрудничество с Amsky «МакЦентр» начал с января 2013 г. По словам Антона, поломок оборудования пока не было. CTcP Amsky на «Тверской фабрике упаковки» интересна особенностями производства — там очень малый объём вывода, но большой — печати. А в «Формс» Amsky Aurora стал 4-м аппаратом, и все они управляются единым ПО. При паспортной производительности системы 28 пл./ч реально достигается показатель 40 пл./ч на китайских пластинах. «Фиолетовая» Agfa Advantage N TR XXT с производительностью до 245 форм в час работает в линию с проявочным процессором и устройством для пробивки и загибки форм фирмы Beil. Рулёв считает эту машину самой быстрой в России, хотя с ним не согласились коллеги из «Терем».
М. Рихирев («Терем»): «Инсталляции Agfa в этом году стали интереснее». Он имеет в виду более сложные и дорогостоящие проекты |
Алексей Хохряков и Артём Автономов (на снимке справа сзади) вывели компанию «ЛОГОМАШ» на полиграфический рынок летом 2012 г. В их активе за 2013 г. — поставка 4 CTP |
Рихирев («Терем») заметил, что аналогичная система Agfa чуть позже была установлена в типографии «Прайм-Принт Воронеж». Причём, по его словам, со скоростью экспонирования до 300 газетных однополосных пластин в час. «Вообще, инсталляции Agfa в этом году стали интереснее», — заявил Михаил. В московской типографии «Триада ЛТД» была запущено полностью автоматическая линия с термальным СТР высокого разрешения с автоподатчиком и с функцией вывода под лентикулярную печать.
Алексей Хохряков («ЛОГОМАШ») рассказал, что его компания поставляла в Россию CTP Agfa и basysPrint первый год. Поэтому по две инсталляции каждого производителя — хороший результат, тем более, что компания также занимается поставками печатного и послепечатного оборудования. По словам Алексея, выпускающая CTcP собственной разработки basysPrint активно развивается: «Машины, выпущенные в 2013 г., кардинально отличаются от тех, что делались 10 лет назад, — это уже 6-е поколение. У таких систем есть своя ниша, и, взявшись за их поставку, мы добьёмся результата». Представленная на стенде «ЛОГОМАШ» на «Полиграфинтер-2013» машина basysPrint UV-Setter 865x в полностью автоматизированной комплектации уже запущена в московской типографии «А2 Пресс». Ещё одна автоматизированная термальная AGFA Avalon N8–60 S была поставлена в типографию «Вива-Стар» (Москва).
Ложников подтвердил, что «Паритет» остаётся дистрибьютором Cron. Он также отметил расширение географии поставок — установлен аппарат Cron в типографии «Медиа Мост» в Хабаровске. «Примечательно, что на Дальнем Востоке не нужно уговаривать людей купить китайское оборудование — там давно и с удовольствием используют продукцию из Поднебесной, особенно пластины», — заметил Михаил. Что касается выбора конфигураций, то маленькие типографии склонны к покупке «голых» аппаратов, просто заменяя ими ФНА и копировальную раму на допечатном участке и сохраняя систему проявки.
И. Марченко («Терра Принт») считает, что каждая из четырёх инсталляций компании была чем-то интересна |
Игорь Марченко («Терра Принт») уверен, что все 4 инсталляции Cron были интересными. Но собравшихся особенно заинтересовали две термальных системы. Ведь ранее все устройства этого производителя продавались в Россию только в UV-конфигурациях, поскольку они не намного дороже термальных систем. Необычный выбор двух клиентов Марченко объяснил сочетанием их потребностей — могли влиять объёмы вывода, специфика производства, организация логистики пластин и т. п. Один из покупателей термальной CTP Cron — типография «Чистый город».
Тимофеев («Безводные печатные технологии») рассказал, что обе термальные CTP Optotec приобретались для вывода пластин под офсетные машины без увлажнения — для лентикулярной и коммерческой печати. CTP обеспечивают разрешение вывода 7620 dpi на пластинах Toray. Сейчас Тимофеев вместе с итальянскими партнёрами занимается разработкой специализированного ПО, которое позволит повысить эффективность вывода пластин в промышленном режиме (например, при сборке нескольких заданий на листе).
Николай Сизов («Легион» и «НекстПоуз») заметил, что из 13 проданных CTP 11 — CTcP. Аппараты Cron — 36-й серии. «Доступные машины для дешёвых пластин — понятная рыночная тенденция на этапе замещения старых формных технологий в типографиях, а также роста количества репроцентров на базе CTP», — резюмировал Николай. Зато установленное в Белгороде термальное CTP Cron VLF-формата стало первым в России и Европе.
Разумовский («НИССА Центрум») считает важным, что около 80 % запусков — переинсталляции. Речь идёт о замене или дополнении уже работающих систем. В одной из типографий «Комсомольской правды» предыдущее CTP Kodak отработало с 2004 г. без дублирующей системы. Алексей отметил также, что в типографии «Уральский рабочий» CTP Kodak было «наконец-то установлено поверх» устройства Fujifilm. Интересен также первый запуск беспроцессной системы в газетной типографии в Магадане (именно эта инсталляция оказалась 1000-й). «Второе поколение беспроцессных пластин (Kodak Sonora) подходит по задачам 99 % типографий — по тиражестойкости, скорости записи и другим параметрам», — уверен Алексей. А в Белгороде запускается гибридная система, предназначенная для вывода флексографских и офсетных форм. «Нередко подобная система решает сразу три задачи, закрывая вывод офсетных, флексо- и трафаретных форм», — пояснил Разумовский.
Тенденции и перспективы
Самые очевидные тенденции года, с которыми согласились все поставщики — общее снижение продаж на фоне роста интереса к системам CTcP для аналоговых пластин и доступному китайскому оборудованию. Не пропитаны оптимизмом и прогнозы на будущий год — сокращается рынок офсетной печати, а с ним — и потребности в обслуживающей периферии. Увы, не внушает надежд и политика государства в отношении малого и среднего бизнеса (дисбаланс налогообложения, недоступность кредитов или лизинговых ресурсов и т. п.), а также полиграфической отрасли — слушают в первую очередь производителей бумаги. Полиграфическое лобби слабое и не в состоянии решить самых насущных проблем. В итоге, в лучшем случае продажи CTP в 2014 г. ожидаются на уровне 100 единиц.
Рулёв («МакЦентр») согласен с общим тенденциями и прогнозами, но выразил надежду, что его компании удастся увеличить продажи. Видимо, за счёт хорошего спроса на китайское оборудование.
Ложников («Паритет») отметил устойчивый интерес к недорогим китайским CTP со стороны десятков небольших региональных типографий, продолжающих работать на плёнке. Здесь, а также в увеличении количества региональных репроцентров Михаил видит потенциал роста. А в 2014 г., как он считает, китайские CTP могут завоевать до 60 % российского рынка.
О. Гурулёв («Легион») пессимистично смотрит на перспективы отечественной полиграфии, особенно в свете низкой технологической культуры и ухудшения подготовки кадров |
Он также обратил внимание на то, что китайские производители уже делают следующий шаг: предлагают не отдельные продукты, а комплексные решения. Логика в этом есть — научились делать CTP и пластины, почему бы не объединить это с собственным специализированным ПО и не предлагать клиентам доступные системы под ключ? Впрочем, опыта поставки подобных решений в России пока ни у кого нет. Ложников думает, что в ближайшей перспективе этого не произойдёт. Пока CTP Cron подключают к уже существующим у клиентам RIP и допечатным АСУ ТП. На вывод отправляются 1-битные TIFF-файлы.
По этому поводу Олег Гурулёв («Легион») заметил: «Мне кажется, Китай сейчас повторяет послевоенную историю Японии, про которую говорили, что на куче мусора цветы не растут. Сейчас Китай отправил в космос человека и луноход на наш спутник, а также разрабатывает собственные программные продукты хорошего качества». О текущей ситуации Олег высказался так: «Многие типографии просто боятся инвестировать в новое оборудование — опасаются залезть в долги в условиях нестабильности. Даже небольшое ухудшение ситуации на рынке может привести к уходу мелких типографий с устаревшим оборудованием. А их очень много, и живут они на границе убыточности». А рынок, по мнению Олега, и дальше будет проседать темпами, характерными для снижения продаж расходников, — около 5 % в год. Он также отметил ухудшение подготовки специалистов, их повальное нежелание работать в полиграфической отрасли.
Пластины главнее!
Большинство представителей поставщиков, имеющих в своём распоряжении CTP и пластины, солидарны в том, что для них в паре «CTP–пластины» главным элементом является второй. Основная задача — заключить с типографией контракт на поставку пластин, а CTP здесь уходит на второй план. Впрочем, речь не идёт о навязывании каких-то услуг — поставщики готовы обсуждать наиболее выгодные условия поставок.
Рихирев («Терем») заявил, что поставляемые его компанией аппараты Agfa, рассчитанные на работу со свободными от химии пластинами Agfa, могут экспонировать и «чужие» пластины. Некоторые клиенты используют два набора пластин (дорогие и дешёвые) для заказов с разными требованиями к качеству. «Мы не ставим искусственных барьеров клиентам, какие пластины они могут использовать. Просто стремимся предложить заказчикам привлекательные условия для покупки пластин», — подчеркнул Михаил.
Николай Сизов («Легион» и «НекстПоуз») отметил, что пара «китайское CTP/китайские пластины» работает очень хорошо: «Из установленных нами аппаратов Cron, несмотря на отсутствие каких-либо препятствий к смене пластин, ни один клиент не работает не на наших пластинах Nextpose».
Сизов («Легион» и «НекстПоуз») отметил определённое ценовое сближение термальных пластин и предназначенных для CTcP. Поэтому он ожидает обратной тенденции — роста продаж CTP в термальном секторе.
Наталья Садыхова («Легион») отметила хорошие перспективы Lüscher в 2014 г. После того, как ситуация с компанией нормализовалась, в работе находится 5 контрактов.
По мнению Хохрякова («ЛОГОМАШ») вероятно дальнейшее повышение спроса на CTcP — их доля в общих продажах может возрасти до 40–50 %.
А. Разумовский («НИССА Центрум») уверен, что выход бюджетного CTP Kodak Achieve позволит расширить рыночный охват. Может быть и не до такой степени, как показывает Алексей, но по крайней мере поставщик сможет более активно действовать в среднем сегменте, где востребованны доступные, но качественные 4-полосные устройства |
Разумовский («НИССА Центрум») ещё раз подчеркнул, что наибольшее влияние на рынок оказывает падающая экономика в условиях нестабильной политической ситуации. Всё это замораживает инвестиции. «Крупные бренды уже не смотрят на Россию как ожидаемую точку роста», — отметил Алексей. Не оказывает положительного влияния и усиливающееся влияние государства на отрасль. В итоге всё большую конкуренцию отечественным типографиям оказывают коллеги из Китая и других стран. Сложную ситуацию в отрасли характеризует и количество CTP Kodak (не менее 5), сменивших за год своих хозяев. Он отметил, что заметный рост продаж китайских CTP стал следствием не только доступности аппаратов, но и активности продавцов — половина поставщиков на рынке имеют в своём активе такие решения. Покупатели таких машины — чаще всего новые типографии, не имевшие CTP. А давние лидеры рынка CTP в основном работают с уже существующими клиентами.
В течение года основной бренд — Kodak — находился под защитой главы 11, но 3 сентября успешно вернулся к нормальной работе. В России произошла реорганизация офиса, в связи с этим к «НИССА Центрум» перешли дополнительные обязанности — по логистике, работе с таможней и т. п. «Всё это не могло не повлиять на объём продаж», — признал Разумовский.
Оценивая перспективы 2014 г., Алексей отметил, что не ожидает повышения доли CTcP до 50 %: «Эта технология в чём-то замещает фиолетовую, а размер этого сегмента ограничен». Он также рассказал, что в 2014 г. начнутся поставки бюджетной CTP Achieve — это ответ Kodak на изменение рыночной ситуации. Решение ориентировано на средний сегмент рынка, где до последнего времени партнёрам Kodak было сложно конкурировать с менее производительными, но более доступными аппаратами. Часть этих систем будет беспроцессными. В связи с этим планируется более активная работа в сегменте 4-полосных CTP.
Рихирев («Терем») удивился, что падение не началось ещё в 2012 г., ведь общая экономическая ситуация принципиально не менялась: «Пожалуй, нужно благодарить Drupa, выступившую как драйвер спроса». Михаил согласен, что нишу самых бюджетных решений полностью займут китайские аппараты. Но эта ниша лишь частично совпадает с той, на которую нацелены «фиолетовые» CTP. Например, скоростные газетные аппараты будут востребованы в «фиолете» типографиями, заменяющими или расширяющими свои допечатные мощности. Сохранится и спрос на термальные аппараты, причём их стоимость в комплексных поставках уже растёт. Проекты становятся сложнее и интереснее. Рихирев отметил повышение интереса к решениям для лентикулярной печати. После установки «Триада ЛТД», в 2014 г. будет запущена ещё одно специализированное CTP Agfa. Что касается перспектив роста китайских CTP, то может повториться история с автомашинами — если люди «наездятся» на китайских аппаратах, то в продажах может произойти откат назад. «Терем» собирается сохранить приверженность маркам, с которым уже работает.
Тимофеев («Безводные печатные технологии») согласился с общим мнением об основных тенденциях и их связи с ситуацией в экономике. Он также отметил: «В среднем и нижнем сегментах ситуация со спросом менее прогнозируема. Мы будем пытаться найти подходы к клиентам сухого и традиционного офсета в выбранной нише. Помимо инсталляций с любыми офсетными машинами, мы альтернативно предлагаем решение на основе сухого офсета. Многие его боятся, потому что не знают. Когда мы объясняем, что можем наладить техпроцесс, отношение меняется. Сухой офсет имеет очевидное преимущество — короткие приладки». Олег видит перспективу продвижения комплексных решений на базе сухого офсета для выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью на пластике. А для допечатной подготовки требуются специальные CTP и ПО, которыми также занимается его компания.
Офицеров («ВИПСИБИРЬ») поделился мнением о тенденциях в регионах Сибири и Дальнего Востока: «После Drupa-2012 в наших регионах идёт массовая “ситипизация” небольших и средних типографий. В большинстве случаев это связано с поломками или полным выходом из строя устройств ФНА, а также высокой стоимостью фототехнической плёнки (особенно IR и LD). Активное предложение на рынке недорогих китайских аппаратов, работающих на УФ-чувствительных пластинах, подтолкнуло нескольких заказчиков к переходу с работающих ФНА к УФ-СТР исключительно из экономических соображений — разница в стоимости материалов в традиционной и УФ-СТР технологии позволяет в течение года окупить покупку УФ-СТР. Также происходит замена типографиями старых, инсталлированных в 2000-х годах “фиолетовых” устройств (ECRM, Cobalt, Heidelberg), работающих на дорогих ”фиолетовых“ пластинах, на более доступные по расходным материалам термальные и УФ-СТР системы. А вот к малохимическим и беспроцессным технологиям интерес в нашем регионе небольшой».
Что дальше?
Мы в Publish всегда стараемся смотреть на вещи оптимистично. Увы, перспективы 2014 г. выглядят нерадостными. Впрочем, некоторые позитивные моменты всё же можно отметить. Достигнут рубеж в 1000 инсталляций. За счёт появления доступных китайских CTP множество типографий впервые получили возможность перейти на современные формные технологии. Увеличение количества поставщиков повышает конкуренцию и расширяет выбор для типографий. И даже в общем падении продаж CTP можно найти позитивный момент — продолжается рост на рынке цифровой печати. Полиграфия меняется, но не умирает!