Опытные пользователи широкоформатных принтеров редко интересуются себестоимостью отпечатка того или иного принтера. И уж тем более расходом чернил. Чтобы рассчитать себестоимость, им нужно знать только цену чернил за литр. Во многих специфических нишах струйной печати, как, например, печать по керамике, УФ-печать, этикеточная, по тканям и т. п., ответ на поставленные вопросы не столь очевиден. А ведь ясный ответ очерчивает коммерческую целесообразность использования устройства струйной печати. Иногда слышу от коллег по цеху, что расход на их принтере «всего» 2–4 мл на 1 м2. Конечно, это вызывает улыбку у опытного человека, хотя в этих высказываниях есть доля правды. В этой колонке мы подробно обсудим себестоимость и расход чернил. Все способы расчёта расхода чернил при печати файла (самостоятельные, программные, «на глаз»), как рассчитать себестоимость, реальные пути снижения себестоимости, на чём можно экономить и многое другое.
Расход чернил и себестоимость отпечатка — в чём разница?
Для тех, кто ещё только начинает разбираться в столь сложном направлении, как струйная печать, раскрою некоторые термины подробнее.
Расход чернил — их количество, затрачиваемое для печати определённого файла или же одного квадратного метра отпечатка (в последнем случае правильнее говорить об удельном расходе).
Себестоимость отпечатка — стоимость расходных материалов, которые тратятся на печать одного отпечатка или одного квадратного метра отпечатка (удельная себестоимость).
Разницу между двумя этими параметрами нужно понимать и не стоит думать, что себестоимость отпечатка зависит только от расхода чернил. Если считать только так, то можно прославиться, как главный герой анекдота:
«Встречаются два друга, один другому хвастается, что начал собственный бизнес.
— Ну и чем занимаешься?
— Я беру 95 копеек, а отдаю один рубль.
После продолжительной паузы…
— Ну и как?
— Я прибыль ещё не считал, но обороты сумасшедшие».
Клик-контракты в струйной печати
Это направление довольно популярно в индустрии коммерческой печати на цифровых тонерных аппаратах. Одной из первых эту модель начала внедрять HP Indigo. Чтобы пользователь не «заморачивался» с расчётом себестоимости отпечатка, все затраты по расходным материалам (кроме бумаги) берёт на себя поставщик. Клиент платит только за каждую отпечатанную на аппарате копию. По сравнению со струйной печатью расходных материалов в тонерной печати довольно много, поэтому клик-контракты выглядят логично. А за многие годы развития струйной печати ни в широкоформатном, ни в однопроходном секторах не было ни одного производителя, который бы предлагал своим клиентам клик-контракты. Например, с фиксированной оплатой печати 1 м2, не принимая в расчёт разницу между файлами для печати. Но пока что этого не происходит, хотя для производителя это ещё отличный способ привязать клиента к своей расходке (чернилам).
Как рассчитать расход чернил?
Вопрос не имеет однозначного ответа — способов расчёта много. Их можно разделить на три основные группы: программные, производственные и весовые.
Программные решения | Во многих RIP есть модули или специальные функции (называться они могут по-разному), выполняющие функцию расчёту расхода чернил для печати выбранного файла. В некоторых RIP расчёт выполняется автоматически, в других необходимо выбрать изображение, задать разрешение, количество проходов, выбрать ICC-профиль и нажать на кнопку «Рассчитать расход чернил». Если в RIP введена стоимость одного литра чернил, то программа сразу выдаст в заданном денежном эквиваленте стоимость чернил, затраченных на печать определённого файла. Эти цифры приблизительны, ведь сам RIP не знает, какой размер капли используется (если она не указана изначально). Например, при каплях 6 и 14 пл расход может отличаться вдвое. Да и размер капли в те же 14 пл не абсолютен, а лишь приблизителен. Он может быть или больше или меньше в зависимости от выбранных параметров напряжения на головку, а также формы импульса и температуры головки.
В принципе, только функцией в RIP программные решения не ограничиваются. Ведь вопрос, как рассчитать расходы для какого-либо проекта до покупки, для многих начинающих клиентов весьма злободневен. Во время моей работы в Konica Minolta у нас было немало клиентов, которые интересовались расходом чернил на печать их файлов. Для этих целей сторонняя организация разработала для наших нужд программу ImageCalculator. Забросив в неё изображение, можно было получить данные по расходу чернил. Конечно, расчёт производится по определённому алгоритму, отличающемуся от используемого в RIP. Из-за этого один раз мы даже попали в неприятную ситуацию: одно и то же изображение мы сначала загрузили в программу ImageCalculator, а затем в RIP. Разница в расходе для одного и того же файла оказалась более 50 %. Затем проверили другие картинки — по ним разница была всего 10–15 %. Так что считать даже при помощи такого инструмента можно, но подсчёты всё равно будут приблизительными.
Пример расчёта расхода чернил для двух одинаковых по размеру, но разных по насыщенности файлов |
Производственные решения | Если вы уже счастливый обладатель струйного оборудования, тогда один из реальных способов получить расход чернил — вести подсчёт выполненных заданий и напечатанных площадей. После месяца работы, например, зафиксировать, сколько чернил ушло, разделить это значение на количество квадратных метров и получить точные цифры. Но будьте внимательны: учитывайте печать образцов, выполненную за этот период, а также фиксируйте брак. Чернила, затраченные на прочистку головки, тоже пойдут в общую копилку расхода. Конечно, такие цифры будут очень точными. Они отражают не просто расход чернил на печать файла, а их общие затраты с учётом промывок, прочисток и т. д. Пожалуй, это самый точный и близкий к жизни способ измерения. Но если весь месяц вы печатали заказ с белыми облаками на белом же фоне, то подсчёты будут существенно расходиться с цифрами при печати чёрных квадратов Малевича.
Весовые решения | Есть две возможности «взвесить» результат, какое количество чернил ушло на изображение. Первый способ скорее подойдет для УФ-принтеров, т. к. при использовании сольвентных или спиртовых чернил до 80 % состава будет улетучиваться при высыхании — замерять расход при помощи весов будет проблематично.
В общем, берём точные весы, желательно, показывающие два значения после запятой. На них заблаговременно взвешиваем нарезанный материал (хорошо подойдет баннер), показания записываем. Берём этот материал, подаём в принтер и печатаем выбранную картинку, чтобы она вся поместилась на «эталонном» куске. Затем оттиск кладём на весы для контрольного взвешивания. Разница в массе до и после покажет расход чернил.
В принципе, такой же способ можно применить, если есть возможность, чтобы каретка стояла на месте, а дюзы «выплюнули» все чернила. Опять же для этого берём пустую маленькую ванночку, взвешиваем её. Ставим под зафиксированную каретку с головками, «печатаем», потом снова взвешиваем ванночку, вычитаем её массу пустой и получаем расход.
Совсем другое решение, в котором необходимо использование весов, — замер массы основных резервуаров чернильных ёмкостей. Берём, ставим банки (резервуары) с чернилами на весы, смотрим значения до начала печати. Печатаем несколько больших заданий, после их выполнения снова смотрим на весы. Полученная разница — это наш удельный расход, если поделить его на площадь напечатанных файлов. Конечно, применять этот метод для расчёта только одного небольшого файла не стоит — результат будет неточным.
Как правильно рассчитать себестоимость?
Во время работы я узнал множество разных способов, при помощи которых клиенты считают себестоимость. Кто-то основывается только на расходе чернил, кто-то приплюсовывает амортизацию печатающих головок, аренду и зарплату печатника и т. д. На мой взгляд, самый полный вариант расчёта себестоимости (из которого каждый может вычитать «несущественные» пункты) должен учитывать следующие компоненты:
• стоимость принтера (учтите, любое цифровое устройство печати быстро падает в цене);
• стоимость замены как 1–2 комплектов головок за срок эксплуатации;
• стоимость одного литра чернил и расход на 1 м2;
• стоимость и расход УФ-ламп или светодиодных источников (за весь период эксплуатации, если мы считаем себестоимость УФ-принтера);
• зарплата печатника, стоимость аренды;
• ремонт и обслуживание принтера за весь период эксплуатации (может предоставить продавец);
• остаточная цена после эксплуатации;
• количество квадратных метров за период эксплуатации — это самый важный и значимый параметр, который самым серьёзным образом влияет на себестоимость отпечатка.
Чтобы упростить вам жизнь, могу поделиться готовой таблицей с формулами в формате Excel. Если кому-то понадобится этот файл, напишите по адресу sergey@belokurov.ru письмо с темой «Расчёт себестоимости». В полученную таблицу вам останется только вставить свои значения.
Как можно сэкономить?
Общее заблуждение кроется в том, что основной инструмент экономии чернил — это использование более дешёвых марок. Я с этим не согласен. Хотя, конечно, ещё встречаются ситуации, когда стоимость чернил в разы выше, чем у схожих по характеристикам аналогов. В этом случае, конечно, есть повод подумать. Серьёзно снизить себестоимость печати и сэкономить можно, просто увеличив объём печати. На печатниках экономить не стоит. Наоборот, благодаря своему профессионализму, опытный печатник может снизить брак, увеличить качество печати и производительность. Инвестировав в хорошего печатника, можно серьёзно сэкономить. Также, если есть возможность выбрать, печатайте на глянцевых носителях. На них чернил для получения яркой картинки уйдёт меньше, чем на матовом материале. А ещё используйте яркие чернила, чтобы тратить меньше.
Хотите разобраться в загадках струйных технологий? Пишите свои вопросы: sergey@belokurov.ru