Моя работа в полиграфии началась тогда, когда большинство художников думали, что Photoshop — это фотомагазин в переводе с английского. А я, в то время студент исторического факультета, уже был в курсе, что это программа для обработки картинок, и, не имея никаких талантов и навыков, смог получить разовую работу: меня попросили сверстать и сдать в типографию листовку на формате А2.
Ничего толком не понимая ни про вёрстку, ни про сдачу макетов, я отправился за консультацией непосредственно в типографию, где всё должно было печататься. Хороший специалист допечатной подготовки Слава потратил на меня полчаса, объясняя банальные азы. И у меня получилось! Вот так я стал профессиональным заказчиком типографий. Потом работал в издательстве и ещё в бюджетном учреждении. И везде моя основная работа была той же, что и в первый раз: сделать макет (афиши, календаря, газеты, брошюры), а потом сдать его в печать, так, чтобы было недорого, хорошо и без проблем.
Надо ли говорить, что этой специальности нигде не учат, шишки приходилось набивать самостоятельно. Учёба в процессе работы заставляла меня постоянно искать нестандартные пути решения задач: как напечатать множество разноплановой продукции в условиях сильно ограниченного бюджета. В одной типографии добрые женщины из производственного отдела прозвали меня цыганом. Ведь я постоянно что-то выпрашивал: то скидку, то обсчёт нестандартных видов продукции, ради которых им приходилось стараться и придумывать такие же нестандартные для них схемы производства. Это и составило половину моего опыта работы в полиграфии.
Следующий этап моей полиграфической карьеры — я сам стал работать в типографии. Первая должность с красивым названием — начальник участка послепечатной обработки — означала руководство коллективом из четырех женщин, большей части которых я годился в сыновья. На этот участке в основном вручную или с применением простейших устройств, вроде дырокола, делали всё то, с чем не могли справиться большие машины нашей типографии — весь нестандарт. Это означало, что никаких постоянных процессов по сути не было, каждый новый день приносил сюрпризы и вызвал вопрос: «А как это сделать-то?» Кроме того, мне объяснили, что место это — «расстрельное»: два предыдущих начальника работали каждый по году, а по результатам предновогодней запарки, называемой также «календарной кампанией», обоих неотвратимо увольняли. Последнее и заставило меня больше стараться — уж очень не хотелось пополнять ряды не справившихся. А так как на «послепечатке» вылезают ошибки, допущенные на любом другом этапе производства тиража, мне волей-неволей пришлось много узнать за этот год. Вот так я и стал странным специалистом на стыке двух профессий: клиент-полиграфист. И всё, что будет написано в этой колонке далее, — это и есть история моей учебы.
Нужно сразу оговориться — это точка зрения ни дня не работавшего в школе учителя истории (то есть меня), а никак уж не полиграфиста в третьем поколении. И написано это всё будет для таких же неспециалистов (а специалистов именно на эту позицию на самом деле никто не готовит), волею судеб оказавшихся на работе в типографии. Первое время они часто являются настоящей головной болью для руководства типографии, коллег и заказчиков. Поэтому многое я буду упрощать, что-то пропускать, но для получения базовых знаний и быстрого овладения началами профессии, смею надеяться, это не повредит. А уважаемые читатели, в будущем ставшие опытными специалистами-полиграфистами, смогут самостоятельно дополнить свои знания, исправив и мои неточности, и невольные ошибки.
Большие и маленькие
Есть множество видов типографских работ. С результатами некоторых из их мы все хорошо знакомы через газеты, книги, упаковку товаров и прочее. Чтобы сделать, например, книгу в твёрдом переплёте, требуется выполнить десятки небольших операций. Для каждой полиграфической операции разработаны особые приёмы (еcли речь идет о ручной работе) или специализированные машины, большие и маленькие, скоростные и не очень. Вот поэтому на свете и не существует двух одинаковых типографий: набор оборудования и процессов настолько велик, что даже статистически не может совпасть хотя бы в паре случаев.
И жизнь в разных типографиях может отличаться друг от друга как землеройка от голубого кита: вроде оба млекопитающие, но, глядя на них, даже и не подумаешь, что они в каком-то смысле родственники.
Вот сильно упрощенная классификация. Самая маленькая типография — это, наверное, салон оперативной полиграфии. Компьютер, пара принтеров и несколько простых ручных машинок, вроде переплётной и ламинатора. Я знаю, что главный редактор этого журнала когда-то сам создавал подобное небольшое издательско-полиграфическое предприятие, где он был и швец, и жнец, и на дуде игрец: начинали с компьютера, сканера и лазерного принтера, а в итоге охватили весь полиграфический цикл, печатая брошюры на ризографе и переплетая их или на скрепку большим степлером, или на компактном брошюровщике пластмассовыми пружинами.
Чуть больше — это место, где есть небольшие офсетные или мощные цифровые печатные машины. Это тоже оперативная полиграфия, но с несколько большими тиражами. Дальше идут типографии с несколькими листовыми многокрасочными офсетными машинами. Обычно они печатают большие тиражи цветных листовок и небольшие тиражи товарных каталогов и журналов. И самые крупные — это большие газетные, книжные и журнальные типографии с рулонными и листовыми печатными машинами. Из названий ясна специфика каждой, печатают они обычно большие тиражи — десятки и сотни тысяч экземпляров.
Также и в специализированных, и универсальных типографиях есть обычно еще какие-нибудь направления производства, которые не являются основными и не приносят большой прибыли, но по какой-то причине ещё не закрыты. Например, в моей первой типографии, помимо довольно больших цехов рулонной и листовой печати, в уголочке стояла узкорулонная флексомашина, предназначенная для производства упаковки и этикетки. Но то ли формат печати у неё был неловкий, то ли цена оттиска слишком высока, работал этот участок на грани убыточности. И хотя продавцам типографии постоянно твердили «продавайте больше флексы», загрузка на неё была не очень высока. Вывод такой: не все виды работ в типографии востребованы клиентами, несмотря на наличие оборудования.
Какая бы ни была ваша типография, первое, что вы должны узнать, — какая у неё фактическая специализация (что больше всего заказывают) и какие виды продукции лучше всего у неё получаются (исходя из существующего набора оборудования), и всё это при сохранении конкурентной цены. Именно тонкости производства этих видов продукции вам и следует начать изучать в первую очередь. Остальное узнаете по ходу работы.
Как тут работают
Точно так же упрощенно рассмотрим, как принимаются и исполняются заказы в какой-либо усредненной типографии. Начинается всё с заявки, которые бывают условно двух видов. Иногда в свободной форме заказчик сам пишет необходимые параметры тиража, который нужно отпечатать. В общем случае указав обязательно формат готового изделия, количество страниц, цветность, параметры бумаги, стандарт упаковки (сколько штук изделий нужно положить в каждую пачку). Или же такая заявка заполняется по форме типографии либо на сайте, либо непосредственно в типографии. Это самый важный момент, потому что от правильно понятых и записанных сведений будет зависеть и стоимость производства, и сроки, и вообще — именно ли это клиент хочет получить в итоге. Если есть готовые макеты в электронном виде, то к файлам прикладывается распечатка (часто чёрно-белая). Если макет делают в типографии, то нужно принять все материалы для этого — текст и картинки.
Готовый макет отправляется либо на участок производства форм, с которых потом идёт печать на печатных машинах. Либо, минуя изготовление форм, файлы сразу идут на цифровую печатную машину. После печати и сушки (что важно при традиционной офсетной печати) продукция подвергается необходимой послепечатной обработке. Список таких работ может быть очень велик, но минимум один вид обработки — резка — потребуется, даже если изделия совсем простые, например, плакаты. Обработанный и обрезанный на формат тираж упаковывается и отправляется на склад готовой продукции.
Разумеется, в каждой конкретной типографии свои особенности технологического процесса — от оформления заказа до выдачи тиража. Их-то вам и предстоит узнать лично в процессе работы.
И в завершение первой колонки — несколько слов о том, как хорошие мальчики и девочки должны вести себя в типографии.
Держите руки при себе
Это главный совет, который можно дать новичку на полиграфическом производстве, расшифруем его. В типографиях иногда, когда сходится одновременно много заказов, на рабочих столах бывает беспорядок. И только сами работники могут в нём разобраться. Но теряется там всё очень быстро — достаточно переложить пару листов на полметра в сторону. Поэтому не берите со столов никакой продукции или заготовок, даже просто посмотреть: можете перепутать тиражи разных заказчиков или разукомплектовать собранный заказ, и тираж потом не сойдется.
Заботьтесь о чистоте, ведь основная функция типографии — нанесение краски на бумагу, поэтому там бывает довольно грязно. Не дотрагивайтесь без надобности и не прислоняйтесь к стенам и рабочим столам — можно легко «поймать» краску и испачкать руки и одежду. Кроме краски в типографиях полно бумаги, её трогать без надобности тоже не нужно — случайные порезы рук об острую кромку листа очень болезненны.
Не суйте руки в машины: в лучшем случае отделаетесь прищемлёнными пальцами. Это я знаю по собственному опыту: захотел поправить листочек в резальной машине — тут же получил по руке прижимом. Хорошо, что не ножом. Обошлось ободранной кожей на указательном пальце, но теперь я подхожу к резке — и вам советую — только убрав руки за спину. Так они целее будут.
И почаще оглядывайтесь по сторонам, особенно когда собираетесь начать двигаться. В типографиях бывает очень шумно от работающих машин. К вам неслышно может подойти человек, один или с грузовой тележкой. Если сделать неосторожный шаг в сторону или назад, можно или ударить кого, или самому полететь с ног, натолкнувшись на неожиданное препятствие, которого минуту назад не было.
Для первого рабочего дня в типографии достаточно, продолжение — в следующем номере.