Секреты эксплуатации широкоформатных принтеров.
Предыдущий вариант этой статьи был опубликован в 2012 г. Перечитывая сегодня тот текст, можно заметить, что за прошедшее время многое изменилось. В той статье речь шла только о принтерах на сольвентных чернилах. В то время решения на основе сольвентных чернил доминировали на рынке, но со временем ту нишу, в которой раньше господствовали привычные сольвентные принтеры, заняли другие технологии, в частности, на основе латексных чернил. Кроме того, по мере роста экономичности разрабатываемых решений ранее экзотические технологии стали более доступными. Многие небольшие компании, оказывающие полиграфические услуги, приобрели и печатное оборудование на УФ-отверждаемых чернилах.
Как заметил один мой старый знакомый-полиграфист: «Принтеры всегда будут ломаться, а краски — выцветать». Да, это было сказано почти 20 лет назад, и современные краски уже не выцветают так, как это было тогда, но в целом утверждение остаётся верным — вечных принтеров не бывает. Хотя в аппаратах есть части и материалы, которые со временем обязательно изнашиваются и вызывают сбои при печати, пользователь тоже может сделать довольно многое, чтобы предотвратить неполадки.
Почти у всех есть автомобиль, и все понимают необходимость его периодического техобслуживания — замены масла, фильтров, регулировки тормозов, а также операций, проводимых через бóльшие интервалы времени, — замены цепи газораспределительного механизма или подшипников ступицы колеса. Но у многих вызывает изумление поломка печатной машины, проработавшей 3–4 года, отпечатавшей миллионы оттисков и ни разу не проходившей техобслуживание. Почти религиозная привычка заботиться о технике у таких людей распространяется почему-то только на автомобиль.
А ведь у печатающего оборудования нет принципиальных отличий от автомобилей: все они — механические устройства промышленного изготовления, которые состоят из металлических и пластмассовых деталей. И эти детали имеют свойство со временем ломаться. Печатные машины работают тысячи часов, и за это время их части совершают сотни тысяч однообразных возвратно-поступательных и вращательных движений, а печатающие головки выстреливают миллионы капель. Если представить себе сочетание этих цифр с отсутствием достаточного ухода за оборудованием и его техобслуживания, которое мы все слишком часто наблюдаем, то понятна неизбежность катастрофы — в нашем случае поломки, требующей дорогостоящего ремонта. Итак, чем же владелец может помочь своему принтеру и, следовательно, самому себе? Давайте разобьём проблему на отдельные категории.
Микроклимат в помещении
В технических характеристиках печатающих устройств большинство их производителей указывают рабочий диапазон температур окружающего воздуха примерно от 18 до 30 °C. Но лучше стремиться к середине этого диапазона и эксплуатировать принтер при температуре примерно 24 °C.
Рис. 1. Гигрометр |
А какое значение имеет влажность воздуха? Большинство производителей принтеров не указывают допустимый рабочий диапазон влажности воздуха, но чернилам на отпечатке надо высыхать, поэтому нужна относительная влажность воздуха 40–60%, а 50% можно считать оптимальным значением. Нужно приобрести гигрометр и постоянно контролировать влажность в месте установки печатного оборудования (см. рис. 1). Неплохой гигрометр с функцией термометра обычно стоит не больше 20 долл. При слишком большой влажности чернила не будут нормально высыхать, а бумажная подложка самоклеющихся виниловых материалов будет набирать влагу и морщиться, что приведёт к проблемам при печати и к повреждениям головки из-за ударов о материал. При слишком малой влажности появляется проблема статического электричества, которое может вызвать чрезмерное пыление краски и другие проблемы, например, сбои в обработке данных, дающие в результате плохие отпечатки. Для температуры и влажности есть «оптимальная зона»: за её пределами значения этих величин слишком малы или слишком велики, а внутри неё — как раз то, что нужно. Технология сублимационной печати особенно чувствительна к колебаниям влажности и температуры. Если влажность в помещении слишком велика — нужно установить осушитель воздуха, который можно купить в магазине хозяйственных товаров. Если, наоборот, воздух слишком сухой — нужен увлажнитель воздуха. Но нужно помнить, что нельзя один раз включить такое устройство и забыть обо всех проблемах: нужно учитывать и размеры помещения, особенности отопления и регулирования температуры в нём, его вентиляцию, а также другие факторы. Необходимо самостоятельно разобраться в этих вопросах или обратиться к профессионалам.
Поддерживать нормальные условия в печатном цеху — значит и не позволять, например, температуре опускаться до 10 °C и ниже в выходные в зимнее время. Ведь в случае такого охлаждения оборудования перед тем, как печатать, необходимо дать снова прогреться всему механизму, выполняющему печать, в том числе и печатающим головкам. Кроме того, холодный запечатываемый материал не будет правильно принимать чернила. Однажды в одной типографии мне пришлось ждать первого приемлемного оттиска 35 мин: температура в цеху была около 15 °C, а печатники были в тёплой одежде.
Нужно помнить о том, что температура и влажность в момент печати могут повлиять на цветопередачу: если чернила будут сохнуть дольше — они будут сильнее расплываться. Это струйный аналог знакомого офсетчикам растискивания: например, можно прислонить фломастер к листу бумаги и подержать его в таком положении — чернильное пятно на бумаге будет увеличиваться, и в результате вы увидите растискивание. При слишком быстром высыхании чернил будет недостаточное растискивание, а также неправильное смешение красок на поверхности запечатываемого материала. В этих условиях возможно появление полос на оттиске. В общем, помните об оптимальном диапазоне климатических условий в помещении.
«Слабые места» и части, требующие обслуживания владельцем
Конечно, отдельные модели и модификации цифровых широкоформатных струйных принтеров отличаются по своей конструкции, но есть узлы и системы, которые присутствуют почти во всех таких устройствах. Хотя названия ошибок и тексты сообщений, выдаваемых при их появлении, могут отличаться, почти во всех моделях печатающих устройств есть узлы и части, в которых время от времени могут возникать неполадки. Рассмотрим их подробнее.
Фильтры и вентиляторы | У большинства аппаратов есть фильтры и вентиляторы для охлаждения, особенно у УФ-принтеров в месте крепления УФ-ламп. Их надо держать в чистоте и заменять при малейшем сомнении в их исправности: стоимость фильтров и вентиляторов намного ниже, чем стоимость устранения неполадок оборудования, вызванных их неисправностью. Если в воздухе помещения повышенное содержание пыли — надо часто проверять состояние воздушных фильтров и заменять их, возможно, даже чаше, чем это кажется необходимым. Можно продуть фильтры сжатым воздухом — и вы удивитесь тому, как много скопившейся пыли из них вылетит.
Каретка и её вал | Вал каретки принтера нужно протирать мягкой тканью и использовать смазочное средство, рекомендованное производителем. Мы часто встречаем неполадки при движении каретки или ошибки перегрузки двигателя оси Y, многие из которых исчезают после очистки и смазки каретки. В более старых моделях принтеров на латексных чернилах присутствуют войлочная подкладка, ремень привода вала каретки и механизм его натяжения, а также вкладыши, которые требуют замены примерно через два года, особенно в тех моделях, где всё выделяемое тепло концентрируется под общим кожухом.
Рис. 2. Датчик позиционирования |
Система позиционирования (энкодер) | Она состоит из двух основных частей — собственно ленты позиционирования и датчика позиционирования (см. рис. 2 и 3). Лента представляет собой прозрачную полоску с нанесёнными на ней метками и тянется от одного бока печатной машины до другого. В некоторых распространённых моделях сольвентных принтеров она расположена с правой стороны вала каретки. Датчик имеет электрический чувствительный элемент и считывающее устройство: он считывает отметки на полоске, благодаря чему принтер «знает» положение головки. Если он не может считать положение из-за того, что полоска загрязнена, или потому, что датчик утратил точность после многих лет работы, возникают многочисленные ошибки, которые могут отличаться для разных моделей печатающих устройств. Ленту нужно аккуратно протирать изопропиловым спиртом, а датчик продувать сжатым воздухом, чтобы выгнать из него пыль. Если нужно заменить ленту, заменяйте с ней и датчик — они недорогие. Можете считать, что это что-то вроде смены масляного фильтра при замене масла в автомобиле. Нужно учитывать, что у более крупных принтеров (например, у УФ) есть система позиционирования каретки, позволяющая поднимать и опускать головку в бóльших пределах, чем у меньших по размеру сольвентных и латексных моделей. Но здесь применимы те же правила очистки и ухода.
Рис. 3а. Лента позиционирования |
Рис. 3б. Ленту позиционирования иногда сложно увидеть; она обычно тянется вдоль вала каретки и выглядит как прозрачная полоска с нанесёнными на ней метками |
Устройства подогрева | Разные типы и модели принтеров имеют разную конструкцию, но в большинстве есть нагреваемые части: они подогревают запечатываемый материал до, во время или после печати, выполняют сушку или отверждение чернил и т. д. В общем, здесь есть не так уж много возможностей предотвратить неполадки, но в некоторых моделях применяются вентиляторы для охлаждения нагревателей между печатными прогонами. Точки забора воздуха и нагреваемые поверхности можно продувать сжатым воздухом — см. раздел «Фильтры и вентиляторы». Чем эффективнее система — тем лучше она работает, и при этом тем она надёжнее и долговечнее.
Печатающая головка и системы подачи чернил | Это обычно самая чувствительная и самая дорогая в ремонте часть принтера. Когда-то существовали модели только со сменными картриджами. И вот появились принтеры с постоянными печатающими головками. Но «постоянные» головки оказались не совсем постоянными: согласно показателям «счётчиков капель», головки способны выбросить несколько миллиардов капель — это их приблизительный ресурс, по которому можно рассчитать время их работы. Применительно к распространённым типам головок принято считать, что они могут проработать примерно до 5 млрд капель, но мы видели и головки, вышедшие из строя после 3 млрд, и головки, всё ещё работающие после 10 млрд капель.
Так в чём же тут разница и почему одним владельцам удаётся «выжать» из печатающих головок больше, чем другим? Здесь нет однозначного ответа — слишком много влияющих факторов: возраст устройства, параметры микроклимата (рассмотрены выше), режим использования — непрерывный или время от времени, химический состав чернил, режим печати, задаваемый растровым процессором, а также то, как растровый процессор управляет печатающими головками, даже соотношение красок в заданиях (например, если в изображении преобладают области, залитые одной из красок). Но есть одно обстоятельство, которое часто коррелирует с вероятностью поломки, — проводилось ли техобслуживание в необходимом объёме или нет.
Что может сделать владелец
Сольвентные принтеры | В целом зона печатающей головки и её капы больше, чем другие узлы принтера, страдают от неправильных действий оператора, от повреждений и от неполадок, вызванных недостаточным уходом. Самое главное: капу и место её контакта с головкой нужно содержать в идеальной чистоте. Здесь чистота должна быть возведена в абсолют — грязная печатающая головка или её капа не смогут обеспечить герметичность пути подачи чернил, и насос не сможет правильно подать чернила в головку, а это может привести к многочисленным неполадкам. Нужно аккуратно протирать область возле краёв головки и капы, удаляя все засохшие чернила. Это делают тампоном из неволокнистой ткани, пропитанным жидкостью для техобслуживания (не Q-Tips!). Если наблюдается «выпадение дюз», нужно смочить печатающие головки неволокнистой тканью, смоченной специальной жидкостью для техобслуживания. Нужно удалить засохшие чернила из капы и периодически промывать капу потоком жидкости, сливая вытекающую из капы жидкость в ёмкость для отходов. Как и автомобиль, принтер работает лучше, если в него залиты чистые жидкости.
Принтеры на латексных чернилах | Есть два варианта конструкции принтеров для печати латексными чернилами — один со сменными печатающими головками (которые меняет сам пользователь), другой — с «постоянными» головками, как и у сольвентных принтеров. Преимущество конструкции со сменными головками — в том, что такие головки «самообслуживающиеся», то есть не требуют техобслуживания со стороны пользователя. Но и здесь есть несколько мер, с помощью которых пользователь может повысить надёжность их работы. Если головки постоянные, то они требуют примерно такого же ухода, что и постоянные головки сольвентных принтеров.
Принтеры на УФ-отверждаемых чернилах (УФ-принтеры) | Эти печатающие устройства часто бывают крупнее и дороже сольвентных такого же формата, но их теперь часто приобретают и небольшие типографии. Хотя у операторов очень интенсивный режим работы, иногда им стоит остановиться и заняться уходом за некоторыми узлами. (см. разделы «Каретка и её вал» и «Система позиционирования»). У некоторых моделей есть не только вал каретки печатающей головки, но и вал, по которому головка может подниматься и опускаться в зависимости от толщины запечатываемого материала, и у этого вала тоже есть лента и датчик позиционирования. У некоторых принтеров капы головок могут отличаться по конструкции, а у некоторых кап нет. Нужно изучить рекомендации производителя по очистке, защите и закрывании кап печатающих головок — вот где можно сэкономить деньги на ремонте.
Самое главное правило при работе с широкоформатным принтером любого типа: обращать внимание и реагировать на все отображаемые на дисплее предупреждающие сообщения. Как минимум, нужно обязательно спрашивать у опытного специалиста: что означает это сообщение и требуется ли здесь какой-то ремонт или техобслуживание?
Чего не следует делать
Рис. 4. Разорванный кабель |
Я уже перечислил много вещей, которые нужно делать самому владельцу принтера. А теперь — несколько слов о том, чего делать не нужно. Самое главное «не нужно» — не снимать печатающие головки. Известный тренер по американскому футболу Вуди Хэйс не любил, когда игроки увлекались игрой в пас, и говорил, что из этого «могут выйти только три вещи, и две из них — плохие». Также и с печатающими головками, но здесь плохих вещей может быть намного больше — головки можно поцарапать, дать им полностью высохнуть, повредить изнутри чрезмерным давлением жидкости или подключить их неправильно и устроить аварию в электросистеме принтера — вот неполадки, которые мы встречаем чаще всего. Если точно не знаете, как устранить неполадку, лучше предоставьте это сделать профессионалам. Вот посмотрите, что один из наших клиентов сотворил с кабелем печатающей головки. Он пытался самостоятельно устранить неполадку и в результате «сжёг» материнскую плату и много других компонентов. В результате ремонт обошёлся ему примерно в 5000 долл. (см. рис. 4).
Ремонт механики тоже лучше доверить профессионалам, если вы, конечно, не гений-самородок. В интернете много видео и описаний по самостоятельному устранению неисправностей, и во многих из них даже самые сложные действия выглядят простыми. Самый большой кошмар наших сервис-инженеров — приехать к клиенту и увидеть «свалку металлолома» на полу возле печатной машины.
Хорошие новости
Хорошее состоит в том, что, как и с автомобилем, правильный уход за печатным оборудованием может предотвратить множество проблем и сэкономить владельцу много денег. Есть вещи, которые может и должен делать сам владелец устройства. А более сложные операции должны выполнять профессионалы. Нужно как можно лучше заботиться о своей печатной машине — но иногда, как и с автомобилем, и при самом тщательном уходе всё-таки случаются неполадки. И тогда нужно обращаться к профессионалам.
|
Об авторе: Боб Флипс — опытный полиграфист с более чем 25-летним стажем, один из первопроходцев широкоформатной цифровой печати. Он начинал с печати чернилами на водной основе, а затем освоил технологии печати сольвентными, УФ-отверждаемыми и другими типами чернил. Сегодня Флипс — партнёр в компании Grafx Network, которая занимается техобслуживанием оборудования для широкоформатной печати на всей территории США. Компания выполняет в том числе заказы производителей и дилеров оборудования. Некоторые клиенты обращаются к ней как к аутсорсинговой компании — только когда не справляются с пиковыми объёмами работ, а другие сотрудничают с ней как с основным поставщиком услуг по ремонту и техобслуживанию техники.
* © SGIA Journal, сентябрь/октябрь, 2016.