Как мы делали уникальную обложку на уникальной машине.
Та самая Komori Lithrone SX 729+C+UV+CF в типографии «Вайолет Принт» |
Всё начиналось с эскиза. Когда дизайнер Наталья Лебедева прислала иллюстрацию её видения темы «УФ-печать», у нас сразу возникло нестерпимое желание исполнить эту идею с настоящим блеском. Мы хотели больше металла, а ещё — много ультрафиолета! И сомнений в том, где это можно сделать, у нас не было — только в «Вайолет Принт». Ведь два года назад мы уже писали репортаж с презентации этой типографии («Блестящее начало», http://www.publish.ru/news/201202_19849216). Именно там после демонстрации на «Полиграфинтер-2011» была установлена листовая офсетная машина Komori Lithrone SX 729+C+UV+CF с 7 печатными секциями, включая лакирование и уникальную систему для холодной припрессовки фольги в линию (технология Cold Foil).
Тиснение плюс УФ-печать
Сама по себе технология холодного тиснения в линию — не уникальная и довольно давно активно используется полиграфистами. Однако на практике она широко распространена только в упаковочных типографиях, где конфигурации рулонных флексографских машин подбирают под требования определённых заказов, а тиснение фольгой весьма востребовано при изготовлении премиальной упаковки и этикетки. Издательская полиграфия — другое дело. Потребности в холодном тиснении фольгой в линию на листовых офсетных машинах довольно ограничены, поэтому спрос на подобные решения невелик. До 2011 г. в России таких машин не было вовсе, хотя они давно присутствуют в ассортименте ведущих производителей офсета (а также как предложения для модернизации от третьих фирм) и нередко демонстрируются на крупных выставках.
Преимущества технологии — её высокая производительность, качество нанесения фольги (хорошая детализация, возможность беспроблемного воспроизведения фольгой больших плашек и даже крупных растров — до 65 lpi, дешевизна формных процессов, отсутствие рельефа на обороте). А в сочетании с УФ-печатью (позволяет наносить любые сочетания CMYK поверх фольги) возможно репродуирование любых металлизированных оттенков — что мы и постарались продемонстрировать на обложке.
Проект
Чтобы вся эта история состоялось, потребовалось содействие нескольких компаний. Организационно помогал поставщик чудо-машины — компания «ЯМ Интернешнл». Разумеется, главную роль сыграла типография «Вайолет Принт», взявшая на себя печать. Огромную материальную поддержку оказала компания «Европапир», предоставившая бумагу для обложки — необходимые для нашего десятитысячного тиража 5600 листов глянцевой MediaPrint Gloss плотностью 150 г/м 2 формата 470×650 см.
К сожалению, дизайнер обложки Наталья Лебедева во время реализации проекта была не в Москве, поэтому техническую доводку макета редакция Publish взяла на себя. Состоялось две встречи с директором типографии «Вайолет Принт» Алексеем Решетняком и руководителем отдела допечатной подготовки Борисом Жухлистовым. Во время первой встречи мы ознакомились с образцами печати, наработанными за два года. Алексей любезно предложил в наше распоряжение любые возможности по дополнительной отделке, включая твин-лак (drip-off) и даже отделку фольгой тетрадки внутреннего блока — это не проблема для типографии. Однако после обсуждения деталей мы остановились на более скромном варианте — добавление припрессовки фольги на лицевую сторону сторону обложки, УФ-печать CMYK и сплошное глянцевое УФ-лакирование. Всё это машина способна выполнять за один прогон.
Понимая важность проекта, в «Вайолет Принт» зашли ещё дальше, предложив нам изготовить печатную пробу на тиражном материале. Её вы можете видеть на снимке — на пробе мы поставили варианты логотипа Publish в трёх оттенках фиолетового, чтобы понять, какой из них лучше всего сочетается с фиолетовым поверх фольги на стилизованных буквах «У» и «Ф». Под основную часть логотипа мы решили фольгу не подкладывать, посчитав, что в этом случае получится интересный эффект контраста фиолетовых оттенков — состоящего только из CMYK и наложенных поверх «металла». Кроме того, мы решили использовать высокую детализацию, обеспечиваемую технологией холодной припрессовки — все тексты обложки, выполненные полужирным шрифтом, «отпечатаны» фольгой. А остальные — вывороткой. Получился эффект контраста между белыми и металлизированными фрагментами текста. Кстати, это одно из преимуществ технологии по сравнению с УФ-печатью поверх металлизированных материалов — на них, сколько бы слоёв белил не накладывать, такого хорошего белого цвета, как цвет бумаги, добиться невозможно.
На снимке — эталонные образцы воспроизведения металликов, предоставленные «Вайолет Принт» (в центре), пробный и финальный оттиски обложки |
Фольгу можно заметить не только на первой полосе обложки. Мы использовали её и на корешке, выделив тему номера. А ещё добавили золота — в рекламу EDP Association на четвёртой полосе. Поскольку мы представляем Россию в этой ассоциации, то имеем возможность «подкрутить» рекламу. Не заметить невозможно! Кстати, выбор цветов существенно облегчается специальным буклетом, подготовленным в «Вайолет Принт» для клиентов. Им поделился Жухлистов — полосу с образцами цветных металликов можно увидеть на снимке. На практике оценить эффект печати определённого сочетания CMYK поверх фольги с экрана невозможно. И эмпирическое правило «фольга влияет так же, как 50% серого» помогает слабо. Ведь печатный продукт рассматривают при разных вариантах освещения, да ещё под углами — именно тогда металлики смотрятся особенно выигрышно, начиная сверкать и переливаться. Металлизированные краски такого яркого блеска не дают.
Всё остальное оказалось довольно просто. Фольга при подготовке макета задаётся как смесевой цвет с именем FOIL. Нужен ещё треппинг, но при наличии векторных объектов его легко выполняют уже в отделе допечатной подготовки типографии. С растровыми объектами сложнее — треппинг на границах металлизированных элементов следует выполнять вручную. Оценив печатную пробу, мы определились с окончательным цветом логотипа, слегка усилили оттенки фиолетового на буквах «У» и «Ф» и сдали макет в печать.
Как рассказала начальник производства Ирина Полякова, печать обложки заняла около трёх часов. Проекты с припрессовкой фольги дольше прилаживаются, поскольку сначала выполняется приладка красок, а только затем подключается припрессовка фольги (но по порядку она всегда наносится первой). В случае с Publish это заняло около получаса. Печать таких премиальных заказов обычно выполняется на скорости 6–8 тыс. отт./ч, чтобы можно было почаще выбирать листы для визуального контроля. По поводу бумаги MediaPrint Gloss, с которой типография раньше дела не имела, Ирина заметила: «Бумага оказалась качественная, не вызвав никаких проблем при приладке и печати. На самом деле так бывает не с каждой бумагой».
Эффект
Это то, ради чего мы продолжаем и будем продолжать выпуск бумажного Publish. Эффект воздействия необычного печатного продукта трудно переоценить. Полиграфия имеет огромный потенциал развития, а её возможности в области специальных эффектов до сих пор не по зубам электронным медиа. И наш совместный проект в «Вайолет Принт» лишнее тому подтверждение!