Индустрия, зарабатывающая на печати, явно недооценивает потенциал работы с тканями с помощью цифрового оборудования.
Это можно видеть по относительно небольшому количеству респондентов нашего традиционного опроса по теме номера на сайте. Вопрос формулировался «Есть ли перспектива в развитии направления цифровой печати по тканям?» Оказалось, что более трети ответивших такой перспективы вообще не видят. Возможно, они просто не интересовались деталями?
По оценках Smithers Pira объём рынка печати по тканям в мире составляет около 43 млрд долл., и лишь 1,5% (645 млн м2) приходится на цифровую печать. Интересно, что общие оценки объёма рынка печати по тканям существенно расходятся — называют даже цифру в 1 трлн долл. — но по всем источникам проникновение «цифры» в этот сектор крайне мало и находится в диапазоне 1–1,5%. Это говорит об огромном потенциале цифровой печати по тканям, начавшей активно развиваться около 20 лет назад.
Проекция кривой в перспективе до 2017 г. поражает. Она обещает ежегодный рост на уровне 30% в год — такие цифры роста не снились даже самым динамичным секторам полиграфии. Об этом стоит подумать, знакомясь с новинками в области цифровой печати по тканям с недавно прошедшей FESPA Digital, которая уже не первый год включает экспозицию FESPA Fabric, посвящённую исключительно печати по тканям. И если на обычной FESPA значительная часть решений — традиционные карусельные и ротационные трафаретные станки, то на FESPA Digital бал правит «цифра».
RIP особого назначения
Уже после завершения FESPA Digital известный производитель RIP для цветопробы и широкоформатной печати Onyx Graphics объявил о выпуске ONYX Textile Edition. Это ПО, разработанное специально для широкоформатной печати по тканям. Оно включает все функциональные возможности новейшей версии ONIX 11, плюс дополнительные инструменты, экономящие время и сокращающие отходы при печати по тканям.
Специализированные компании оценят лёгкость создания повторяющихся бесконечных орнаментов с помощью Step-and-Repeat. Инструмент Colorways позволяет быстро получать орнаменты различных оттенков из одного файла — достаточно выбрать сочетания цветов из Swatchbooks или задавать цвета вручную, создавая уникальные орнаменты.
При печати по тканям управление цветом особенно сложно. Здесь придут на помощью специализированный механизм управления цветом ONYX Color и Ink Configuration Builder — инструмент для быстрого создания уникальных наборов красок, обеспечивающий простые манипуляции с красочными каналами и т. п.
Рулонные новшества
Практически все новинки в области печати по футболкам были описаны в справочнике покупателя июньского номера, поэтому здесь мы остановимся лишь на наиболее интересных рулонных аппаратах, многие из которых пока не продаются в России.
Самым доступным способом выйти на рынок печати по тканям остаются универсальные принтеры, позволяющие использовать экосольвентные или сублимационные чернила. Разумеется, на практике решать, что именно вы будете делать на этих принтерах, желательно уже при покупке.
Mimaki JV300 в варианте сублимационного принтера с чернилами Sb53 |
Mimaki представила свою новую серию экосольвентных рулонных аппаратов JV300 с шириной печати 1,3 или 1,6 м. Для них предлагаются два типа водных сублимационных чернил — BS3 (CMYK для высокопроизводительной печати) и Sb53 (CMYK с обычным чёрным или высокой плотностью, CMYKLcLm с чёрным высокой плотности). По информации производителя идеальным материалом для печати является полиэфир, применяемый для изготовления одёжных тканей, спортивной формы, купальников и баннеров. Впервые в Европе показали также принтер для прямой сублимационной печати TX500–1800DS, работающий с новыми чернилам Sb300 на скорости до 150 м 2/ч.
Южнокорейская d.gen модернизировала 3,3-метровый Teleios Grande до версии G5, теперь печатающей дисперсными чернилами до 300 м2/ч. Также показали Artrix/GTII, способный, как уверяет производитель, печатать пигментными чернилам на любых видах ткани и печатающий на бумаге Papyrus |
Быстро навёрстывает упущенное Epson — компания представила усовершенствованную модель в линейке сублимационных принтеров, выпущенных всего полтора года назад. 64-дюймовый SureColor SC-F7100 оснащён чернилами UltraChrome DS и RIP ErgoSoft Professional в комплекте. Печатающие головки PrecisionCore TFP имеют переменный размер капли от 5,3 пл. Макс. скорость — 58 м 2/ч, чернила CMYK.
На выставке компания демонстрировала полный цикл производства спортивной одежды. Он включал дизайн, редактирование узоров, моделирование в программе Assyst 3D, вывод цветопроб, сублимационную печать на SureColor SC-F7100, термоперенос и даже создание финальных экземпляров одежды.
Пока совсем неизвестная в России португальская MTEX специализируется исключительно на печати на тканях. Принтер MTEX 5032 PRO — второе поколение самой популярной модели компании, 3,2-метровой MTEX 5032. В машине обновлена электроника, а также системы подачи и подмотки. Поддерживаются более тяжёлые рулоны. Всё это, а также новая система бесперебойной подачи чернил и встроенная инфракрасная фиксация обеспечивают увеличение срока работы без вмешательства оператора. Управление принтером и MTEX RIP выполняется с сенсорной панели.
Итальянская MS Printing Solutions показала машину промышленного класса MS P7 производительностью до 335 линейных м/ч при ширине печати 180 см. Машина демонстрировалась в линию с системой фиксации MS Power-D. Также на стенде можно было увидеть более доступную MS JP4 |
Hollanders, отмеченная за свой ColorBooster DS премией EDP Awards 2014, показала на выставке более доступный аппарат — ColorBooster 250. Модульная система может конфигурироваться в соответствии с пожеланиями клиента. Ширина печати — до 2,5 м, разрешение — до 1080×720 dpi. Варианты чернил — сублимационные, активные, кислотные и пигментные. Любопытно, что компания также предлагает версию аппарата для печати по коврам — именно на таком был отпечатан ковёр, украсивший стенд Hollanders.
Итальянская Reggiani Macchine впервые представила ReNOIR Plus Hybrid. Благодаря своей гибкости, принтер способен печатать на ткани и бумаге. Возможна установка промышленной системы фиксации в линию. А использование водных чернил делает решение экологичным.
Durst, ориентирующаяся на промышленный сектор, представила бескомпромиссный Rhotex HS с шириной печати 3,2 м и скоростью печати до 430 м 2/ч дисперсными водными чернилами.
Необычную систему показала австрийская Zimmer, более известная своими широкоформатными промышленными аппаратами. На этот раз представили Coloris NF, печатающий на… ленточках шириной до 70 мм с внушающей уважение скоростью до 50 линейных м/мин.
Nassenger на старте
Первый российский Konica Minolta Nassenger PRO 60 |
Печатающие головки Konica Minolta IJ хорошо известны на рынке. На недавней FESPA Digital 2014 можно было найти десятки оснащённых ими широкоформатных принтеров. Не было представлено только собственного принтера Konica Minolta для прямой печати по тканям Nassenger, а ведь у компании уже более чем 10-летний опыт выпуска таких аппаратов. Однако их развитие продолжается — новый Nassenger PRO 120 показали на FESPA 2013 в Лондоне. К счастью, уже с прошлого года Nassenger PRO 60 можно увидеть в деле в Москве — на производственной площадке компании «Пятый партнёр», занимающейся продвижением промышленных решений для текстильной печати Konica Minolta. Руководитель компании «Пятый партнёр» Александр Черников замечает: «Если в Европе тема прямой печати по тканям давно не новость, то России пока ещё, можно сказать, на низком старте. Мы видим постепенное возвращение интереса к печати активными чернилами».
А. Черников: «Основные сферы применения прямой печати — мода, домашний текстиль и корпоративная одежда» |
Дело это непростое — для полного производственного цикла прямой печати по натуральным тканям активными чернилами нужен не только специализированный принтер. Всё необходимое появилось на производстве «Пятого партнёра» совсем недавно: Александр с удовольствием продемонстрировал нам систему пропитки/смывки и зрельник австралийской Rimslow. Теперь стало возможным выполнять тестовую печать и коммерческие заказы только своими силами.
У цифровой печати есть преимущества перед традиционной ротационной трафаретной, на которую десятилетиями полагались фабрики по производству тканей. Во-первых, выгоднее изготовление малых тиражей. «В Италии эта граница находится на уровне 5000 линейных метров», — отмечает Черников. Во-вторых, нет ограничений по максимальной длине изображений — у самых крупноформатных трафаретных машин она составляет 1018 мм. «Фабрикам очень невыгодно браться за небольшие заказы от модных домов или частных предпринимателей, пытающихся наладить выпуск оригинального постельного белья, — объясняет Александр. — Поэтому в Москве есть немало студий, принимающих такие заказы для размещения на цифровых производствах в Италии».
Возможности даже младшей модели серии Nassenger (пока единственной в России) вполне способны решать подобные задачи. Макс. скорость печати — 60 м 2/ч (на практике работают со скоростью 30–40 м 2/ч), разрешение — до 1080 dpi. Ширина печати — 185 см. Цветовая конфигурация уникальна — 9-красочная (CMYK плюс оранжевый, синий, розовый, серый, небесно-голубой). Чернила поставляются в 5-литровых ёмкостях. По опыту «Пятого партнёра» их расход составляет около 20 мл/м 2. В реальных производственных условиях, когда принтер дольше работает в непрерывном режиме, расход должен быть ниже.
Производственный процесс выглядит так: сначала ткань пропитывается особым химическим раствором (в системе на переднем плане, совмещающей функции пропитки и смывки), затем запечатывается на принтере, после чего пропускается через зрельник (на дальнем плане справа), где выполняется обработка паром при высокой температуре для закрепления чернил на волокнах ткани. Рулон возвращается на смывку (для вымывания всех незакрепившихся частиц) и в ней же сушится (на заднем плане в центре). Именно так достигаются характерные для этой технологии высокая плотность и яркость изображения, стойкость к стиркам, выцветанию и т. п. |
Выбор режима печати зависит от многих факторов — от плотности и вида ткани (хлопок, шёлк, лён и т. п.) до особенностей сюжета и требований клиента. Но для каждого вида ткани и режима печати требуется построение отдельного профиля. Впрочем, на практике с этим можно справиться за полчаса. Специфика печати по тканям — отсутствие стандартов. Поэтому нередко приходится практически вручную корректировать кривые, чтобы добиться желаемого клиентом цвета. Но, при наличии опыта, это не проблема.
Александр считает, что у Nassenger есть хорошие перспективы в России и СНГ. До конца года ожидается первая поставка более производительной модели Nassenger PRO 120. Ориентировочная цена этой модели — 235 000 евро (младшей PRO 60 — 165 000 евро). «В этом принтере сочетаются простота со всем необходимым функционалом для печати по такому специфическому материалу, как ткань, — считает Черников. — Мы уверены, что он станет надёжным и прибыльным инструментом для его владельцев, особенно с учётом того, что до настоящей конкуренции в этом секторе в России пока далеко».
Вспомогательное оборудование
Начинающие компании часто заказывают пропитку сторонним исполнителям, а также приспосабливают для стирки запечатанных тканей обычные стиральные машины, однако со временем возникает необходимость применения специализированных решений.
MTEX стремится стать поставщиком полного цикла для компаний, занимающихся промышленной печатью по тканям. В ассортименте — собственные системы пропитки и фиксации |
MTEX развивается, и теперь предлагает не только принтеры, но и вспомогательное оборудование, обеспечивая поставку комплексных решений. MTEX PAD — машина для пропитки тканей и нанесения на них покрытий со скоростью от 30 до 140 линейных метров в час. Наличие встроенной инфракрасной сушки позволяет получить полностью высушенную ткань, готовую к печати. MTEX W&D — система стирки и сушки, разработанная для эмуляции традиционных способов финишной обработки тканей, но с учётом особенностей цифровой печати. Имеет четыре танка для мойки и систему повторного использования воды Eco Friend, плюс двойную сушку с помощью вакуума и цилиндров, температура которых достигает 200 оС.
Setema подготовила более компактную, производительную и экологичную E-Wash |
Голландская Setema разработала систему стирки и сушки E-Wash, опираясь на опыт создания аппаратов Porta-Wash. Новый аппарат на 40% компактнее и на 30% быстрее. При работе с полиэфиром 120 г/м 2 производительность достигает 400 линейных метров в час, для такого же хлопка — 200 лин. м/ч. Возможные ширины — 1,85, 2,5 и 3,4 м. Начальная цена 1,85-метровой машины — 94 000 евро.
Чернила
Независимые поставщики чернил внимательно следят за развитием рынка цифровой печати по тканям и предлагают более доступные, а иногда — и более качественные альтернативы.
Sun Chemical расширила линейку Streamline. Сублимационные Streamline TX предназначены для печати вывесок на полиэфире и других синтетических тканях. Производитель обещает насыщенные и яркие цвета, высокую плотность чёрного.
Швейцарская Sensient Imaging Technologies представила сублимационные чернила для печати на хлопке на принтерах с головками Epson и Kyocera. ElvaJet PE 500 предназначены для новейших принтеров Epson. Пигментные ElvaJet PY 570 — для аппаратов с головками Kyocera. Помимо цветов CMYK, оба набора чернил поставляются в цветах золотистый жёлтый, красный, фиолетовый и серый.
Варианты продукции из запечатанной ткани. И это ещё не всё… |
На те же головки Kyocera рассчитаны и чернила J-Cube PK итальянской J-Teck3. Модификация J-Cube PR предназначена для головок Ricoh.
Ещё один производитель, представивший новые сублимационные чернила для головок Kyocera, — Kiian Digital с чернилам K-One. Портфолио также расширено за счёт сублимационных Digistar Gen-R для головок Ricoh и Digistar Hi-Pro для головок Epson.
Сменившая с ноября 2013 г. имя на SPG Print (бывшая Stork) показала дисперсные чернила Nebula — тоже для печатающих головок Kyocera. Создатели обещают максимальные надёжность и скорость печати, отсутствие красочного тумана и минимальную себестоимость. Чернила демонстрировались в работе на принтере Qualijet Leopard 8.
Незнакомый рынок
Таким он остаётся для большинства неспециализированных компаний, занимающихся печатью. Даже рекламно-производственные фирмы, имеющие большой опыт работы с широкоформатным оборудованием, порой опасаются открывать это направление. Не опоздаете?