101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Карты, цифры, CorelDRAW

  • Елена Свистунова, александр свистунов
  • 30 сентября 2014 г.
  • 40056
Исчерпывающее руководство для всех, кто хотел бы начать рисовать карты с помощью привычного инструмента, а не зависеть от дорогого и сложного специализированного ПО.

Время — деньги. Это общеизвестно. Но также известно, что и времени, и денег Бог создал недостаточно. Когда-то, в далёком 1997 г., я путешествовал из Атланты в маленький американский город Кларксбург. Приземлившись в аэропорту Вашингтона и страшно торопясь (на работу надо было попасть хотя бы к 10), сажусь в такси и прошу побыстрее отвести меня куда-то в Америку. А водитель, кажется, мексиканец, с его испанским английским только молча кивает. Я, с моим русским английским, молча показываю ему визитку с адресом и жду, куда он меня завезет. А мексиканец достает туристическую карту Вашингтона и его окрестностей, и рисует на карте фломастером самый оптимальный путь. Я спокойно, а главное быстро, потому как всё можно купить, кроме времени, добираюсь в расположение офиса компании без пяти десять. Теперь мексиканцам в Америке, конечно, проще возить русских туристов. К нашим услугам — навигаторы, а в гаджеты закачены постоянно обновляемые карты. Но прежде чем карты попадают в навигаторы, кто-то их должен отрисовать. А как это можно сделать проще и дешевле? Наш вариант ответа — с помощью компьютера и CorelDRAW. Итак, берём карту Вашингтона, Москвы или Ташкента — кому что ближе…

 

Подготовка растровой основы карты в Corel PHOTO-PAINT

Начинаем с Corel PHOTO-PAINT. Задача: отсканировать карту, чтобы потом сделать из неё туристический путеводитель. Разрешение требуется не менее 400 dpi. Нужна также коррекция изображения. Делаем это командами «Файл • Получить изображение • Выбрать источник»; «Указать тип сканера» и «Получить» изображение.

Сырьё: результат сканирования фрагмента карты. Затем поворачиваем изображение на 90о против часовой стрелки

Если карта была отсканирована отдельными фрагментами, «сшиваем» их в одно изображение c наложением частей карты. Но фрагменты помещаем на разные слои. Для одного из объектов снижаем коэффициент непрозрачности и трансформируем, пока фрагменты изображений не совпадут. Затем поднимаем непрозрачность до 100% и объединяем объекты. Процесс трудоёмкий, поэтому предпочтительнее сканировать цельное изображение — здесь будет незаменим широкоформатный сканер.

Совмещение двух фрагментов с понижением коэффициента непрозрачности

 

Далее используем «Лабораторию по корректировке изображений» (меню «Настройка»). Наверняка нам потребуется изменить соотношения между светлыми, тёмными и промежуточными оттенками, усилить насыщенность цвета и повысить контрастность.

Результат изменения цветовых и тоновых соотношений
Локальная коррекция отдельных фрагментов с помощью инструмента «Эффект • Осветление/Затемнение». Выбираем кисть нужного размера и устанавливаем коэффициент непрозрачности применяемого эффекта
Если потребуется, воспользуемся командой «Эффекты • Удаление шума» и повысим резкость изображения с помощью команды «Эффекты • Повышение резкости»
Кисть ретуширования и клонирования позволит удалить потёртости, царапины, пятна и другие изъяны изображения

А если мы будем печатать нашу карту, то преобразуем её в подходящую цветовую модель в растровом редакторе командой «Изображение •Преобразовать в цвета CMYK».

После корректировки растровой основы перенесём наш объект в программу CorelDRAW для ручной векторизации.

 

Чем хорош CorelDRAW для картографии?

  • Разнообразные инструменты рисования.
  • Настраиваемые заливки различных видов, настраиваемые абрисы.
  • Поддержка работы со слоями.
  • Система графических, текстовых и цветовых стилей.
  • Поддержка работы с библиотеками символов.
  • Поддержка многостраничности (полезно при изготовлении атласов).
  • Большое рабочее поле документа.
  • Работа с различными цветовыми моделями, возможность производить цветоделение.
  • Наличие цветовых гармоний, позволяющих менять цветовые соотношения изображения.
  • Возможность подготовки электронных документов.
  • Работа со связанными изображениями.
  • Импорт-экспорт файлов различных форматов.

 

Векторизация карты в CorelDRAW

Предлагаем следующую последовательность работ:

  1. Импорт растровой основы.
  2. Создание цветовой палитрыкарты.
  3. Составление последовательности слоёв, создание новых.
  4. Оформление площадных объектов цифровой основы. Подбор цвета и типа штриховки для площадных объектов, используя инструменты рисования и узорную заливку.
  5. Отрисовка и окрашивание площадных объектов.
  6. Оформление линейных объектов. Подбор цвета, типов линий, стилей штрих-пунктирных линий для оформления границ объектов и выполнения линейных условных знаков.
  7. Выполнение отрисовки линейных объектов карты.
  8. Создание системы условных знаков для выполняемой карты, используя инструменты рисования и готовые библиотеки символов графической программы.
  9. Подбор гарнитуры, размера и цвета шрифтов, размещение подписей у соответствующих объектов.

А теперь рассмотрим каждый этап детально.

Импорт растровой основы | Отсканированную, а затем и обработанную в растровом редакторе карту помещаем на нижний слой нового документа. В «Диспетчере объектов» этот слой можно переименовать — назовём его «фон-карта» — и заблокировать от случайных сдвигов при редактировании (значком карандаша). Этот слой не выводится на печать, его можно заблокировать значком с принтером рядом с названием слоя в «Диспетчере объектов». Аналогично можно заблокировать любой слой для редактирования.

Создание цветовой палитры документа | Цветовая палитра карты делается на основе стандартной цветовой палитры, либо на базе растрового документа командой «Окно • Цветовые палитры • Создать палитру из документа» либо «Окно • Цветовые палитры • Добавить цвета из документа». В процессе работы цветовая палитра документа дополняется новыми цветами или редактируется с помощью «Редактора палитр». Кроме того, все цветовые соотношения можно сохранить в виде цветовых стилей. Их можно также преобразовать в различные цветовые режимы или смесевые цвета, чтобы подготовить документ для коммерческой печати.

Составление последовательности слоёв, создание новых слоёв | Слои — это набор прозрачных «плёнок», расположенных в определённом порядке. Слои можно менять местами, отключать, блокировать или удалять. Панель слоёв вызывается из меню «Инструменты • Диспетчер объектов». Слой создаётся с помощью значка «Создать слой» в нижней части докера «Диспетчер объектов» или из контекстного меню «Диспетчера объектов». Оно также поможет управлять слоями — перемещать, копировать, удалять, менять порядок слоев, скрывать или показывать свойства объектов.

Карты, цифры, CorelDRAW

Фоновый слой с заблокированным растровым изображением и контекстное меню диспетчера объектов

Карты, цифры, CorelDRAW

Последовательность тематических слоёв, созданных при отрисовке фрагмента карты с заблокированным для просмотра фоновым слоем

При работе со слоями карты следует придерживаться нескольких правил. Слои фоновых элементов располагаем ниже слоёв штриховых элементов. Дальше всё делаем последовательно. Т. е. главные дороги, которые пересекают второстепенные дороги и улицы, располагаем в верхнем слое, а текстовые надписи — выше слоя с символьными условными знаками…

Тематические слои создаём по мере отрисовки отдельных групп объектов или создаём сразу все слои, отрисовывая самый нагруженный фрагмент карты, чтобы потом вывести его на печать для корректировки цветовых сочетаний.

Создание условных обозначений — площадные условные знаки | Эти картографические знаки — озера, леса, сады, кварталы населённых пунктов. Их строят с использованием цвета, различного вида заливок и штриховок. Они показывают качественные различия закрашиваемых объектов.

Примеры знаков площадного типа с различными однородными и узорными заливками

Конечно, если знаки имеют однородную заливку, используем инструмент «однородная заливка». А в паре с ним — инструмент «интеллектуальная заливка», который создаёт новые объекты из замкнутых областей. Для оформления объектов, в которых фон сочетается со значками или штриховкой (сады, болота, площади), используем векторную узорную заливку, выбрав подходящий вариант из библиотеки контента в папке Vector Patterns (команда «Окно• Окна настройки• Connect») или создаём пользовательскую заливку и сохраняем её. Например, создадим заливку для обозначения фруктового сада — подготовим пример заливки, открываем меню «Инструменты• Создать• Заливка узором». Указываем тип узора и разрешение. Прямоугольной областью выделяем область будущего узора. Вновь созданная заливка появится в списке вариантов заливок инструмента «узорная заливка».

Создание и применение пользовательской узорной заливки

Создание условных обозначений — линейные условные знаки | Чтобы показать реки, дороги, границы, линии железных дорог, применяют линейные условные знаки. Мы построим их, используя инструменты рисования: свободная форма, кривая Безье, перо, художественное оформление.

При составлении знаков, изображаемых непрерывной линией, выбираем необходимый цвет, толщину и тип линии. Для вычерчивания пунктирных линий в настройках инструмента «перо абриса» есть список стилей пунктирных линий, который можно редактировать с помощью кнопки «Изменить стиль» и создавать/сохранять собственный вариант пунктирной линии, указывая длину штриха и величину пробела между штрихами.

Форма концов линий может быть скруглённой или квадратной. При оформлении карт используется вариант, когда конец штриха выравнивается по начальной и конечной точкам контура. Наконечники абрисов можно брать из набора, представленного в окне настроек абрисов, или создавать пользовательские наконечники на основе новых объектов.

Карты, цифры, CorelDRAW
Создание наконечника на основе векторного объекта. Настройка атрибутов наконечника

Способы создания линейных условных знаков:

Условные обозначения делаем из нескольких линий, например, линию железной дороги строим из сплошной и пунктирной. Рисуем произвольную кривую толщиной 0,8 мм, дублируем её нажатием на клавишу «+». Для верхней линии устанавливаем толщину абриса 0,4 мм и создаём стиль пунктирной линии, устанавливая по 10 точек для штриха и просвета. Для пунктирной линии выбираем белый цвет.

Двойную линию делаем на основе двух кривых с разными параметрами абрисов.

Сложная линия создаётся способом размещения символа из символьного шрифта вдоль произвольной кривой.

Для создания линий различного типа границ можно воспользоваться инструментом «Художественное оформление» — создавать собственные мазки для кистей разных типов или собственные пользовательские наборы элементов для распылителя.

Карты, цифры, CorelDRAW

Создание условных обозначений — точечные условные знаки | Точечные картографические условные знаки создаём из элементарных фигур прямоугольников, эллипсов, многоугольников, произвольных кривых, элементов символьных шрифтов. Можно создавать сложные объекты, полученные как результат логических операций над простыми объектами (объединение, исключение, пересечение). Символами могут быть группы объектов. Условные знаки отрисовываем с растровой основы или импортируем из геоинформационных программ.

Пример точечных картографических условных знаков

Отрисовка площадных и линейных объектов | Выполняем традиционными инструментами рисования: свободная форма, кривая Безье, перо. Для удобства быстрого переключения между инструментами назначаем «горячие клавиши» с помощью команды меню «Инструменты • Настройка • Параметры». В списке параметров выбрать подраздел «Команды». В раскрывающемся списке всех команд выбрать «Панель инструментов» и назначить новое сочетание клавиш необходимому инструменту.

Назначение «горячих клавиш» для активизации иснтрумента кривая Безье

Модифицировать отрисованную кривую можно, изменяя инструментом «Форма» положение узлов в точках перегиба, изменяя направление и длину касательных.

Полезное

Стили объектов и наборы стилей можно сделать доступными и в других документах. Для этого экспортируем их в файл таблицы стилей (.cdss) CorelDRAW. В документе присутствуют все стили объектов, наборы стилей, цветовые стили и стандартные свойства объекта. А ещё можно импортировать и использовать стили и их наборы из других документов.

Фоновые и площадные объекты на нижних слоях могут закрывать основное растровое изображение и мешать при отрисовке надписей. В этом случае временно применяем к нижележащим объектам эффект однородной прозрачности. Закончив отрисовку, выбираем все объекты, к которым применён единый стиль, и удаляем прозрачность.

 

Стили объектов | В CorelDRAW можно упростить векторизацию карты, создавая наборы стилей объектов различной вложенности. Например для отрисовки линии железной дороги создаём набор стилей «железная дорога». В него включаем два стиля — для внешней линии и пунктирной с просветами.

При отрисовке площадных объектов — жилых массивов, парков, зелёных зон — лучше заранее создавать наборы стилей, определяя цвет, толщину и тип абрисов, цвета и типы заливок. Можем создать стили заранее или по мере отрисовки отдельных тематических слоёв. Модифицируя стили, за одну операцию можно менять внешний вид всех объектов, к которым применен тот или иной стиль.

Создать стили объектов можно несколькими способами:

a) Создать новый набор стилей, присвоить ему название и выбрать параметры для абрисов и заливок.

б) Отрисовать векторный объект, выбрав для него определённые абрисы и заливки. В контекстном меню окна «Стили объектов» выбрать команду «Копировать свойства из…» и скопировать в стили свойства векторного объекта.

в) Отрисовать векторный объект, задать для него параметры абрисов и заливок и просто перетащить этот объект в «Окно стилей», поместив на имя нового набора.

Применение к линиям стилей абриса при отрисовке железной дороги и применение стиля «массивы» к площадным объектам

 

 

 

Карты, цифры, CorelDRAWПрименение к линиям стилей абриса при отрисовке железной дороги и применение стиля «массивы» к площадным объектам Карты, цифры, CorelDRAWВ наборе «карта» создан дочерний стиль «массивы», включающий в себя стили для фоновых объектов с разными однородными заливками

Также создаются стили для текстовых объектов. Здесь, помимо абрисов и заливок, указываем ещё гарнитуру, начертание, выравнивание, расстояния между словами и символами.

Работа со стилями объектов в версии X7

Работать со стилями объектов в CorelDRAW Graphics Suite X7 стало значительно удобнее. В абрисах появились новые настройки. Например, можно уточнять размещение абриса внутри, снаружи или точно по границе объекта.

Стили объекта с настройками свойств абрисов в версии X7

Усовершенствованы функции заливок растровым и векторным узором. Улучшенные интерактивные элементы управления в окне настройки «Свойства объекта» позволяют быстро находить, просматривать, применять и изменять заливки векторным и растровым узором. Также можно сохранять созданные или модифицированные заливки в новом формате FILL. Узорами в формате FILL можно свободно обмениваться с другими пользователями CorelDRAW. В фонтанных заливках появились два новых типа — эллиптическая и прямоугольная, а главное — отдельным узлам заливки можно назначать прозрачность.

Управление прозрачностью также включено в свойства и стили объектов. Это значительно расширяет возможности отрисовки условных обозначений. С помощью новых опций можно быстро указать, будет ли прозрачность применяться к абрису объекта, его заливке или же к тому и другому.

Теперь при наведении курсора на один из стилей в окне настройки «Стили объектов» появляется новое всплывающее сообщение, которое предлагает быстрый предварительный просмотр результата применения этого стиля.

Отрисовывать карты легче с помощью цифрового пера. В новой версии доступны инструменты, при работе с которыми можно изменять размер кончика кисти, скорость применения эффекта и силу нажима на цифровое перо. Новый инструмент «Сглаживание» удалит неровные края и уменьшит количество узлов кривой, что позволит точнее отрисовывать контуры картографических объектов.

Стили объекта с настройками свойств фонтанной заливки для площадных объектов
Управление прозрачностью теперь доступно и через стили объектов. Причем здесь же можно выбрать режим слияния для смешения цветов

И это ещё не все новшества, призванные значительно упростить работу по отрисовке карт…

В основной набор может включаться несколько дочерних стилей. Например, набор «массивы» для обозначения жилых массивов города включает стили с разными однородными заливками («жёлтый», «розовый», «оранжевый» и т д.), выделяющими разные районы города. Этот приём использован при отрисовке жилых массивов на туристической карте Ташкента. Если будет нужно изменить все объекты и залить их единым цветом, достаточно открыть контекстное меню стиля «массивы», выбрать все объекты и применить к ним главный стиль.

Работа с библиотекой символов | Итак, отрисовав площадные и линейные обозначения, переходим к работе с библиотеками символов. Для точечных условных знаков создаём слой «Знаки».

Для туристической карты отрисовываем символы, обозначающие музеи, выставочные залы, торговые центры, театры и кинотеатры, гостиницы и другие объекты (в программах-навигаторах их обычно называют POI — points of interest). Изменения для наших символов автоматически распространяются на все экземпляры, что упрощает и ускоряет редактирование карты.

Символы отрисовываются инструментами рисования или заимствуются из символьных шрифтов. При желании можем создать собственный набор символов и сохранить в виде символьного шрифта. Cимволы также можно импортировать из геоинформационных систем и других программ.

Теперь наши векторные символы помещаем на страницу документа или на рабочее поле. Открываем окно «Диспетчер символов». Выбираем нужный символ, щелчком правой кнопки мыши открываем контекстное меню и выбираем команду «Символ • Создать символ» (или в меню «Правка • Символ • Создать символ»). Для символа задается имя, и он помещается в библиотеку.

В библиотеку символ можно поместить ещё проще — достаточно перетащить объект в список символов в диспетчере символов и присвоить ему имя.

Карты, цифры, CorelDRAW
Размещение символа в библиотеке. Справа – содержимое библиотеки с добавленными символами

Далее символы редактируем, переименовываем, удаляем, превращаем обратно в объект. При удалении одного символа в документе удаляются все его экземпляры. Можно удалить и все символы, которые хранятся в библиотеке документа, но не используются. Символы, созданные для карты, сохраняются в файле. Если надо обменяться ими с другими пользователями, можно сохранить или экспортировать символы в формат Corel Symbol Library (CSL) и создать библиотеку символов. При сохранении рисунка в формате Corel Symbol Library (CSL) все экземпляры символа сохраняются вместе с документом.

На карту символы помещаются простым перетаскиванием из диспетчера символов.

Экземпляры символов, размещённые на фрагменте карты

 

 

Изменения символа «метро» в библиотеке сразу же отражаются на всех экземплярах

Текстовые надписи и подписи | Тестовые объекты размещаем на отдельных слоях. Для надписей одного вида аналогично создаются стили. Тексты размещаются вдоль произвольных путей.

Гармонии цвета | Карта отрисована, можно убрать прозрачность и подкорректировать цвета. Предварительно не забудьте включить все ранее заблокированные слои.

Переходим к гармонии цвета. Мы используем эту функцию для того, чтобы подобрать оптимальные цветовые сочетания. Связываем цвета, выбирая оттенки. А связав, можем менять их все вместе единовременно. А можем, если требуется создать и иметь под рукой и другие цветовые схемы, про запас.

Карты, цифры, CorelDRAW
Фрагмент карты с удалённой прозрачностью. Создание гармонии цвета на основе текущего документа. Справа – изменение цветовых сочетаний с помощью гармонии цветов

Все объекты при отрисовке карты — векторные. Создавая стили, мы не забывали включать масштабирование абрисов и заливок. Поэтому теперь можем изменить масштаб карты, не теряя качества, например, увеличить её формат.

Конечно, при печати карты потребуется подготовить легенду, заголовки, врезки, фотографии и рисунки. Сделаем их связанными файлами, тогда в основном документе они будут сохранены в низком разрешении, а при подготовке к печати все изображения будут собраны в высоком разрешении, что и позволит качественно напечатать нашу замечательную карту.

Теперь, когда карта отрисована, можно готовить её к закачке на любой из гаджетов путешественника по странам и континентам или к печати.

Конечно, в CorelDRAW нельзя сделать автоматическую привязку картографического изображения к географическим координатам и преобразование картографических проекций. Ведь CorelDraw — это универсальный графический редактор, а не специализированная картографическая программа, как Map Grafix, Mercator, Atlas Pro. Стоимость такого ПО очень высока, а на его освоение потребуется немало времени. Даже профессионалам–картографам бывает проще и удобней работать с CorelDRAW. Для тех, кто хочет профессионально разобраться в картографии, можем порекомендовать книгу «Оформление карт, компьютерный дизайн» (А. В. Востокова, С. М. Кошель, Л. А. Ушакова).

Решающий довод в пользу CorelDRAW — простота и удобство работы при создании именно туристических карт, интерактивных путеводителей, которые помогут в минуту трудных раздумий, у камня указателя на незнакомом перекрестке. Подскажут, куда пойти, чтобы и коня не потерять, и места диковинные посетить, и деньги свои не растратить попусту.

Об авторах: Елена Свистунова (elensvs@yandex.ru), преподаватель компьютерной графики; Александр Свистунов (alexsvs@yandex.ru; http://alexrash.livejournal.com/), писатель, директор интернет-компании InterNext.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Герои среди инспекционных систем

Для полиграфической промышленности с каждым годом всё более актуальными становятся решения, позволяющие в автоматическом режиме осуществлять процесс производства и контроль качества продукции благодаря их интеграции в различное печатное и послепечатное оборудование.

Типография «Санрайз»: автоматизация 2.0

На прошедшем в мае 2024 года в Петербурге полиграфическом форуме Print Park представители «Армекса» делали доклад о внедрении системы автоматизации производства в типографии «Санрайз». Нам стало интересно услышать мнение живых пользователей и посмотреть своими глазами, как это работает. Поэтому мы договорились с командой «Санрайза» о встрече у них в типографии.

Сочи — город контрастов

В минувшем апреле прошло сразу два отраслевых мероприятия, на которых Publish выступает медиапартнёром.

«Притяжение» будет

19 апреля 2024 года в Сочи состоится очередной слёт полиграфистов «Притяжение». О том, какие темы будут самыми актуальными на весенней встрече профессионального сообщества, мы поговорили с руководителем проекта AXIOM и организатором слёта Яной Ивановой и директором екатеринбургской типографии «Профиль» Алексеем Гончаровым.

Axiom-события осени

Отечественный производитель ПО для автоматизации рабочих процессов на полиграфических производствах рассказывает о своих новостях.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 40