101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Послепечать широкого формата *

  • Стив Аранофф
  • 30 сентября 2014 г.
  • 7154
Тенденции в области цифровой высечки и финишинга для широкоформатной печати в 2014 г.
 

Тенденции в области цифровой высечки и финишинга для широкоформатной печати в 2014 г.

Осенью 2013 г. журнал Sign & Digital Graphics назвал Стина Миккельсена «изобретателем цифровой высечки/финишинга» (digital die-cutting/finishing). В 1999 г. Миккельсен сыграл решающую роль в объединении режущих плоттеров Zünd и i-cut (системы визуального распознавания, обеспечивающей совпадение файлов для резки с напечатанным изображением, а не исходным изображением), что позволило начать использовать технологии цифровой резки в индустрии трафаретной печати. В 2001 г. начала активно распространяться цифровая широкоформатная печать, а представители индустрии трафаретной печати, увидев, что новая технология работает для них в малых форматах, начали искать аналогичные возможности для всё более длинных и широких печатных заданий.

Средние размеры системы в 2003 г. всё ещё были относительно небольшими — обычно 1,5×1,5 м, а оборудование стоило значительно меньше 100 000 долл. За прошедшее десятилетие средние размеры и цена увеличились вдвое: зона резки может быть размером 1,5×3 м и больше, а цена может превышать 200 000 долл. Сегодня предлагаемые системы достигают 5 м в ширину и более 6 м в длину. Я лично видел систему лазерной резки с приводным дисковым ножом для раскроя ткани с размером стола 6×40 м. Изменения поразительны: технология, которая началась с усовершенствованных графопостроителей небольших размеров, теперь позволяет работать с гигантскими зонами резки на постоянно увеличивающихся скоростях.

На начальном этапе практически все решения для резки предлагали использование тангенциальных флюгерных и осциллирующих ножей и в основном предназначались для надрезки винила и фотобумаги. Сегодня рынок сильно изменился — современные системы могут обрабатывать и другие рулонные материалы, например, ткани и композиты; картон и гофрокартон; различные виды жёстких и полужёстких носителей — от панелей типа Coroplast и Sintra до акрила, дерева, сотовых панелей и даже алюминия, на котором профессионалы теперь тоже способны качественно печатать.

Развитие цифровой печати продолжается, соответственно, становится возможной печать на всё большем ассортименте материалов, особенно жёстких. В отчёте Ассоциации специальных видов печати (SGIA) об оборудовании для широкоформатной струйной печати утверждается, что развитие планшетных решений способствовало проникновению жёстких материалов в цифровую печать: «… Разные виды панелей из вспенённых материалов, жёсткие пластики, гофрированные панели — самыми популярные материалы в нашей индустрии».

Сейчас для финишной обработки растущего разнообразия печатных продуктов применяется всё больше различных видов операций, обеспечивая клиентам огромный выбор видов резки ножом, фрезерования, гравирования, а также возможности лазерной резки и травления. Первыми доступными решениями были лазерные системы, режущие плоттеры или фрезеры — все с визуальным корректированием обрабатываемых контуров. Сейчас рынок оборудования можно разделить на четыре реальных сегмента, определяемых требованиями компании к размеру, тиражу продукции и типам материалов.

Возможности «резки по отпечатанным контурам» сейчас доступны начиная с систем, где используется только технология лазерной резки в машинах небольшого размера. Обычно со столом размером 0,6×0,9 м для небольших компаний, производящих вывески или занимающихся трафаретной печатью, по цене от 30 000 долл. при наличии систем приводки. А далее — более функциональные предложения вплоть до систем размерами 3×3 м, использующих все технологии резки и фрезерования, а также различные опции автоматизации, по ценам до 300 000 долл. Какие бы ни были задачи клиента, решение найдётся. Возможности крупноформатной печати растут, скорость печати увеличивается, могут обрабатываться новые виды материалов, и вместе с этим меняются потребности рынка.

Наши

Мы сами производим и продаём оборудование с системами контурной резки для цифрового финишинга уже много лет. Могу сказать, что из года в год мы замечаем тенденцию к увеличению количества покупаемой техники с возможностью послепечатной вырезки изображений. Порой клиент покупает сразу два устройства (принтер + фрезер/планшетный плоттер), даже не ожидая поступления таких заказов.

Однако не каждый клиент, у которого есть печатное оборудование, имеет в своем арсенале системы автоматической финишной обработки. Потому что напечатать что-либо можно при помощи принтера (водного, сольвентного, УФ, латексного), а вырезать — одним из нескольких способов: обычным канцелярским ножом и линейкой, триммером, широкоформатным резаком, лобзиком, фрезером, рулонным или планшетным режущим плоттером и т. д. Получается, что инструментов для финишной обрезки заказа множество. Тем не менее, автоматизация в этом процессе налицо, но внедряется она не так быстро, как хотелось бы.

Если говорить про актуальность данных технологий в России, во многих регионах РФ, благодаря дешёвой рабочей силе, переход на цифровую высечку происходит медленно. Некоторым компаниям проще нанимать разнорабочих для выполнения таких работ вручную.

Автор пишет, что оборудование становится более универсальным и способно работать с разными видами материалов. К сожалению, наш опыт говорит и о другом моменте: универсальность всегда будет менее надёжной, быстрой, удобной и качественной по сравнению со специализированным оборудованием, которое предназначено для более узких задач. Это необходимо всегда иметь в виду при выборе.

Как справедливо советует автор, делайте тестовую резку различных материалов, оценивайте скорость и качество выполняемых работ. Обязательно определитесь с тем набором материалов, с которыми необходимо работать. Если 95% из них — твёрдые материалы, которые способен обработать только шпиндель, нужно выбирать фрезерный станок, а не планшетный плоттер. И наоборот. — Директор по маркетингу «Времена Года» Сергей Белокуров.

Наши

В контексте статьи хотелось бы отметить итальянские цифровые раскроечные системы рулонного типа Fotoba. Их можно назвать также «интеллектуальными триммерами» — они сочетают в себе уникальные для отрасли показатели по точности и скорости реза. Основные преимущества решений Fotoba — способность резать точно по меткам, при этом в режиме онлайн осуществляется корректировка ножей, компенсирующая кривизну намотки рулона. Автоматизация процесса резки позволяет добиться потрясающих результатов — рулон с намоткой 100 метров полностью нарезается на отдельные постеры в течение 10 минут.

Резаки Fotoba представлены на российском рынке полным модельным рядом, что позволяет компаниям разного уровня подобрать решение под свои конкретные нужды. Модели резаков Fotoba Digitrim подойдут, к примеру, для небольших фотостудий и салонов по оперативной полиграфии, а модификации Fotoba RollCut, Fotoba XL и Fotoba XLD170 предназначены для интенсивной работы в крупномасштабных рекламно-производственных компаниях и цифровых типографиях.

Fotoba была основана в 1974 г., за 40 лет успешной работы она достигла признания от клиентов по всему миру и на сегодняшний день является мировым лидером по разработке и внедрению систем финишной обработки рулонных материалов. — Руководитель отдела продаж оборудования и материалов для широкоформатной печати LRT Евгений Кузнецов.

 

Эти факторы влияют и на ПО для визуального распознавания. Если раньше система i-cut была единственным адекватным решением для приводки контуров резки к отпечатанному изображению, сейчас практически каждый производитель оборудования для финишной отделки предлагает либо свое собственное ПО, либо лицензированное. Клиенты могут выбирать из разных вариантов, отличающихся в основном пользовательским интерфейсом и возможностями самой машины, а не точностью приводки резки после печати. Интересно отметить, что для типичной компании, работающей на рынке специальных видов печати, корректное использование возможностей приводки резки после печати требует тех или иных напечатанных меток приводки, добавленных к файлу в Adobe Illustrator или программе RIP. С усложнением заданий для печати и расширением ассортимента материалов число необходимых меток приводки стало фактором, увеличивающим время выполнения задания. Поэтому возможность использовать решение без заранее напечатанных меток приводки влияет на успешность распространения цифровой финишной обработки. По крайней мере одна компания сейчас ожидает рассмотрения патентной заявки на новый тип системы визуального распознавания, которая позволит создавать точные линии резки в пять раз быстрее, чем при использовании меток приводки, и значительно уменьшит общее время, необходимое для выполнения небольших заданий с упрощением производственного процесса и без необходимости заранее печатать метки приводки.

В 2009 г., когда я перешёл из рынка широкоформатных режущих плоттеров на рынок лазерной резки и гравирования, типичная система цифровой отделки состояла из одного режущего плоттера, обслуживающего несколько принтеров. Это было связано как с ценой, так и со скоростью печати по сравнению с задачами цифрового финишинга. Когда в 2011 г. я вернулся на рынок цифрового финишинга, казалось, что недостающим звеном на рынке может быть более доступный по цене продукт, лучше отвечающий запросам небольших компаний, занимающихся крупноформатной печатью. Существует процветающий рынок устройств для финишной обработки ценой ниже 100 000 долл. Такие устройства, тем не менее, являются хорошим решением только для начального этапа, так как их возможностей может быть недостаточно для растущих запросов компании, которой необходимо выполнить финишную обработку любого материала, требуемого следующим клиентом. Я помню, что когда-то в типографиях были в ходу машины для горячего набора, более доступные из них просто имели меньший функционал. На этом рынке продавцам оборудования было чётко дано понять: маленьким компаниям на самом деле нужно больше возможностей — пусть даже такое оборудование будет медленнее — для того чтобы самостоятельно выполнять небольшие работы. Дело в том, что у маленьких компаний просто нет лишних сотрудников для выполнения заданий, которые более крупные компании выполняют по отдельности. Это же начало происходить в индустрии цифрового финишинга: компании ищут систему по разумной цене, которая позволит делать больше, а не просто решение подешевле.

Наши

Автор рассматривает действительно актуальные вопросы финишной обработки материалов после печати, и я бы не стал сегодня противопоставлять тенденции мировые и российские. К счастью, Россия идёт по общемировому пути технологического развития в данном сегменте рекламного рынка, и можно говорить только об одном отличии — скорости внедрения новинок, как технических, так и технологических.

Далее, я бы несколько по-другому определил как значение соединения системы приводки и универсального режущего плоттера, так и отмеченные автором тенденции развития рынка. Если вначале система приводки прежде всего рассматривалась как возможность точного эксклюзивного вырезания отпечатанных контуров, то вскоре акцент сместился в сторону повышения производительности и упрощения технологии финишной обработки. «Маятниковая» система раскроя (или «тандем»), появление режущих систем шириной около 3 м, устройства автоматизации подачи материла и выгрузки, модульность конструкций оборудования — всё это ведёт к повышению скорости и качества обработки материалов, расширяет диапазон обрабатываемых материалов. А в сочетании с новыми умными программами умное «железо» позволяет организовать реальный и простой технологический процесс, поддерживающий максимально возможную производительность системы финишной обработки.

Считаю очень правильным совет Стива выбирать оборудование не на основе обещаний продавцов, а по результатам тестовых кроев материалов. Сравнивать нужно такие характеристики, как универсальность, простота эксплуатации, возможность дооснащения, автоматизации, открытости системы для программного обеспечения других разработчиков. — Руководитель проекта Zünd в компании «ОктоПринт Сервис» Виктор Миленин

С другой стороны, значительные изменения в производительности печати и ширине принтеров начинают менять требования к финишной обработке для этого сегмента. Для того чтобы не отставать и обеспечить клиента всем, что он пожелает, нужно переходить на системы, которые могут обрабатывать рулонные и жёсткие материалы шириной около 3 м.

Также появляется необходимость «маятникового» фрезерования, при котором две панели размерами 1,5×3 м с печатью одновременно помещаются на стол, и готовые изделия из одной из них разгружаются в то время, как выполняется фрезерование другой. Подобная технология позволяет сэкономить много времени (до 25%) по сравнению с загрузкой и разгрузкой одиночных панелей. Возможность быстро и легко подавать и обрабатывать рулоны ткани шириной порядка 3 м тоже становится необходимостью. В этом случае вместо традиционных режущих инструментов будет использоваться система лазеров для обработки кромок полиэфирных тканей и предотвращения появления бахромы. Резка несинтетических тканей с помощью ножей также набирает значимость. Для подобных систем принципиально важна возможность работать с тяжёлыми рулонами и обеспечивать их быстрый раскрой.

Наши

В статье рассматривается целевая аудитория в очень «широком формате», но с явным упором на пользователей планшетных систем, не только для финишной обработки, но и печати. Критерий «ширины» будет определяться в каждом сегменте (трафаретная печать, производство вывесок, «рулонная» печать, «планшетная» печать) индивидуально, исходя из типичных для каждого ширин используемых (и производящихся) материалов. Для кого-то и метр широко, а кому-то и три метра мало.

Если рассмотреть потребности типичного принт-бюро или рекламного агентства, то с большой долей вероятности можно говорить об определённых стандартах ширины, как наиболее массовых: 24, 36 и 60 дюймов. В этих ширинах производятся материалы для печати (преимущественно струйной) и струйные принтеры. Это — массовая потребность. Безусловно, нельзя запретить желать извлечения прибыли из всего, максимально доступного, но в таком случае вряд ли стоит говорить о типичности ситуации.

Предприниматель, особенно не крупный, желающий выполнять целый ряд разных видов работ, у которого нет возможности иметь большой штат специалистов, ищет «универсальное» оборудование на все случаи жизни. Такое производство будет держаться на специалисте-уникуме до тех пор, пока он будет здесь работать. Можно долго дискутировать на тему полезности или ограниченности универсальных устройств, но в одном я уверен: такие устройства создаются для конкретного набора работ, а не ради универсальности вообще.

Для типичных рекламных производств, где в массовом количестве продолжают работать рулонные широкоформатные принтеры, и которым также нужна послепечатная обработка, на рынке появилось адресное решение. Это профессиональный планшетный режущий плоттер Summa F-1612 с возможностью обработки гибких рулонных материалов полной длины (намотки) и жёстких листовых материалов от европейского производителя режущего оборудования — компании Summa. Имея ширину рабочего поля 160 см, плоттер удовлетворит потребности производителей печати наиболее распространённых ширин 24, 36 и 60 дюймов. Запечатанный на принтере рулон без размотки и перемотки устанавливается в режущий плоттер для финишной обработки. Это — решение. — Игорь Литвиненко («Фирма ЛИР») имеет 20-летний опыт работы на российском рынке визуальных коммуникаций (виниловая аппликация, широкоформатная печать, гравировка, финишная обработка, специализированное программное обеспечение).

С учётом динамики, представленной выше, рынок, по-видимому, разделился на 5 основных сегментов:

Малоформатные машины, как лазеры, так и фрезеры, с системой визуального распознавания для компаний, которым нужно резать/обрабатывать небольшие печатные продукты, но это не является основным видом бизнеса. Средняя цена обычного решения в этом сегменте колеблется от 30 000 до 50 000 долл.

Крупноформатные фрезеры с ограниченными возможностями резки и/или режущие плоттеры с ограниченными возможностями фрезерования, подходящие рекламно-производственным фирмам и новичкам в области крупноформатной печати, в которой ограничены требования к материалу или производительности. Типичная цена машины будет в диапазоне 60 000–80 000 долл.

 

Крупноформатный цифровой финишинг, для которого нужны все режимы работы, а также имеет значение производительность. Некоторые решения могут иметь преимущество при резке ножом, некоторые при фрезеровании, какие-либо — при лазерной резке, тем не менее рынок требует наличия всех режимов по цене, привлекательнее цен прошлых лет. Цены на оборудование начинаются от 125 000 долл. и доходят до 225 000 долл. для машины с зоной резки 2,5×3 м.

Крупноформатные машины с разнообразными возможностями обработки материала являются новейшим сегментом рынка. Для этой ниши одинаково важны и производительность, и качество, а основным двигателем рынка стала возможность обрабатывать рулоны ткани шириной 3 м. Комбинирование этой возможности со способностью более эффективно обрабатывать жёсткие материалы привело к появлению систем, объединяющих в одном решении все виды финишинга, которые могут потребоваться клиенту. Необходимо всё — высокоскоростная работа в крупном формате, использование лазерной, механической резки и фрезерования. Многим компаниям все технологические возможности для своей ниши рынка не нужны, но существуют фирмы, которым они необходимы в полном объёме, для того чтобы финишная обработка после печати любых заказов клиентов не вызывала никаких затруднений. Цены на такие комплексные решения начинаются от 165 000 долл. за режущий плоттер размерами 3×3 м с опцией фрезерования и могут достигать 300 000 долл. за машину со всеми возможностями финишной обработки, включая автоматическую размотку для рулонных материалов и/или автоматическую подачу листов. Робототехническое оборудование также становится доступным для разгрузки обработанных печатных продуктов, но эта тенденция пока не набрала обороты. Ещё одним новым и развивающимся сегментом рынка является резка выкроек из одёжной ткани для индивидуальных проектов и в небольших объёмах. Одной из проблем в этой области является невозможность резать после печати выкройки, для которых не напечатаны ещё и метки приводки.

Последний сегмент рынка занимает крупноформатная высокоскоростная резка прямоугольников — без необходимости вырезания специальных форм — из рулонных материалов, которые запечатываются уникальными метками приводки, определяющими параметры резки. Эти системы могут работать с использованием технологий стального ножа или горячего ножа. Растущий рынок резки прямоугольных продуктов из тканей с печатью повышает спрос на возможности работы с горячим ножом для запаивания кромок ткани. В зависимости от ширины рабочей области и наличия горячего ножа цена подобной системы будет колебаться в диапазоне от 40 000 до 85 000 долл.

Мы не считаем, что приведённый ниже список включает в себя все компании, но он даёт небольшое представление о том, где в США можно найти решения финишной обработки, предназначенные в первую очередь для рынка печати. Список также разделен на пять категорий по виду продукта:

Малоформатные лазеры (обычно системы закрытого типа с размерами рабочей области от 30,5×71 до 61×122 см):

  • GCC
  • Epilog
  • Trotec
  • Universal Laser Systems

Фрезеры/режущие плоттеры среднего формата и средней скорости работы и системы для фрезерования и резки (решения начального уровня — обычно с открытым столом 1,2×2,4 м или больше):

  • AXYZ
  • Colex
  • Multicam

Фрезеры/режущие плоттеры среднего формата, работающие с более высокой скоростью, некоторые с возможностью лазерной резки или выполняющие только лазерную резку (обычно с открытым столом для резки/фрезерования размерами 1,2×2,4 м или больше с высоким уровнем производительности):

  • Esko Kongsberg
  • Kern Lasers
  • MCT
  • Vytek Lasers
  • Zünd
  • BigZee **
  • Summa F-series **

Крупноформатные фрезеры/режущие плоттеры с лазером или без него (системы размерами 3×1,5 м или сверх того — 3×3 м (типичная ширина для обработки рулонов ткани — 3,2 м), способные обрабатывать материалы шириной три и более метров):

  • Esko Kongsberg (фрезерование, резка ножом и бигование)
  • MCT (фрезерование, резка ножом и лазерная резка, бигование)
  • Zünd (фрезерование, резка ножом и бигование)
  • BigZee Cutter *

Резаки для прямоугольных форм с опцией горячей резки/запаивания или без неё (обычно системы с подачей из рулона от 1,5 м до 3 м шириной):

  • MCT-CREST Dutch Machinery
  • Colex-Fotoba

 

Наши

Esko C-series

Говоря о реалиях российского рынка широкоформатной печати, нельзя не заметить растущий интерес к устройствам послепечатной обработки. Предложенную схему разделения на категории устройств цифровой финишной обработки мы бы скорректировали, ведь речь в статье идёт о рынке широкоформатной печати, а не рынке наружной рекламы и интерьерного оформления в целом. К тому же надо учитывать появление на рынке новых материалов.

На рынке печати интерес к лазерам/фрезерам малого формата крайне низок, и эту группу мы смело можем отнести к рынку сувенирной продукции. Также крайне узкую нишу занимают фрезеры большого формата, так как вслед за Европой и США наш рынок начинает наполняться листовыми материалами из переработанного картона, имеющими превосходную жёсткость, вкупе с малым весом и дешевизной по сравнению с различными синтетическими материалами.

В итоге мы имеем три группы, различные по функционалу:

Устройства начального уровня и малого формата. Группа имеет рабочие площади от 0,7×1 до 1,6×3 м. Устройства могут быть ограничены в функционале или же в скоростных характеристиках. Представляют наибольший интерес для компаний, которые не имеют постоянной загрузки или же находятся на этапе развития.

Многофункциональные устройства цифровой обработки большого формата. Ввиду большого ассортимента материалов, производитель желает иметь на одном устройстве различные виды инструментов — осциллирующие и V-образные ножи, различные модули биговки. Это не исключает возможности установки на режущий плоттер высокопроизводительной фрезы, мощностью до 3 кВт и инструментов для обработки рулонных материалов.

Высокопроизводительные автоматизированные устройства цифровой обработки. Группа устройств с ограниченным набором инструментов обработки, но максимальными скоростями и опциями автоматизации. Рассчитаны на крупных производителей с устоявшимся спектром материалов, которым важна производительность. Говоря об автоматизации в сравнении с системами «маятникового» типа, Esko пошла по пути создания полностью автоматизированной системы подачи и съёма материала, дополненной конвейерной конструкцией стола. Подобные системы стоят на любом крупном производстве, так как позволяют минимизировать человеческий фактор и максимально позаботиться о безопасности оператора. Размеры устройств от 1,2×2 до 2×3 м. — Руководитель направления Esko компании «ПРИЗМИКС МС» Дмитрий Михайлов.

С точки зрения покупателя, выбор сейчас намного больше, чем в 1999 г., когда рынок цифровой резки только начал развиваться. Тем не менее, я должен подчеркнуть, что схожий внешний вид двух систем и одинаковые размеры рабочей области и набор инструментов не гарантируют их одинаковой производительности, и они не обязательно будут обрабатывать все материалы с одинаковой скоростью или качеством. Всегда имеет смысл провести тестовую резку разных материалов, с которыми вы планируете работать, для того, чтобы убедиться, — выбранное оборудование действительно сможет влиться в ваш производственный процесс. Другие аспекты, требующие внимания, — простота использования и интеграция ПО. На рынке существует много хороших решений, и не обязательно покупать их все у одного продавца. Также подумайте о том, какие процессы у вас автоматизированы, а где вам требуется помощь. Например, все продукты, определяющие время финишной обработки, делают это по-разному. Одни позволяют вам более точно рассчитать стоимость заказа ещё перед его получением, сохраняя баланс между вашими расценками и загрузкой производства. Другие не дадут никакой информации о реальных расчётах, но вы получите представление о том, когда поставить заказ в очередь на выполнение после его получения. Эти концепции сильно отличаются друг от друга. Аналогичные особенности могут существовать и в других областях рабочего процесса — от подготовки коммерческого предложения до доставки готового продукта, и каждая компания работает по-своему.

Удачной охоты, покупатель, и будь начеку!

Об авторе: Стив Аранофф — основатель и директор ARTTEX Associates с более 40 годами опыта в разработке и успешной продаже продуктов в области цифровой широкоформатной печати.

* Журнал SGIA Journal, май/июнь, 2014 г. Публикуется с разрешения ассоциации SGIA (c) 2014.

** С учётом комментариев российских поставщиков.

Послепечать широкого формата *

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Брошюровщик Ausjetech MFB: вариантов отделки много

Автоматический брошюровщик Ausjetech MFB представляет из себя модульное решение для изготовления буклетов в составе автоматического податчика листов с двумя лотками DCF33, проволокошвейного модуля SF33 и триммера для обрезки передней кромки T33, интегрированных в единую линию. Машина нацелена на сегмент средних и крупных типографий.

LIYU Platinum Q-Cut

На прошедшей в конце октября выставке «Реклама 2024» LIYU Russia впервые в России представила обновлённую модель цифрового режущего плоттера Platinum Q-Cut с рабочим столом 1600×2500 мм.

Больше запросов, и все интересные

На прошедшей в октябре выставке «Реклама 2024» одной из ярких площадок с широким спектром оборудования для рекламной полиграфии был стенд ГК «РУССКОМ», располагавшийся в центре павильона «Форум» в столичном ЦВК «Экспоцентр».

Отметка «1000» пройдена

В конце октября в московском «Экспоцентре» прошла международная выставка «Реклама 2024». Холдинг «Смарт-Т» представил на своём стенде 19 единиц техники для цифровой рекламной, сувенирной и текстильной печати и раскроя, и среди них — пять российских премьер. Несмотря на то, что самые продуктивные месяцы для отрасли ещё впереди, уже в октябре 2024 г. холдинг достиг объёмов продаж прошлого года, недавно миновав отметку в тысячу инсталляций. О предварительных итогах года, о том, как строится работа в «Смарт-Т», и о том, что планируется в будущем, рассказывает директор по маркетингу холдинга Дмитрий Грацков.

Режьте, братцы, режьте

Автоматический раскрой в рекламной индустрии



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38