Во время пресс-тура в Нижний Новгород, организованного компанией «Гейдельберг-СНГ», журналисты отраслевых изданий 21 мая посетили ведущие полиграфические предприятия города, в т. ч. «Промис». Этой компании принадлежит 13,7 % российского рынка картонной фармацевтической упаковки. Среди её заказчиков — более шестидесяти российских и иностранных фармацевтических компаний (из 170 имеющих в России лицензию на производство лекарственных препаратов), которые очень требовательны к качеству упаковки. Поэтому борьбу за рентабельность коллективу типографии приходится сочетать с заботой о стабильном качестве.
Евростандарт? Берите выше!
Представление об уровне работы в «Промис» даёт тот факт, что именно эта компания стала первой в России, получившей сертификат PSO (Process Standard Offset) — ещё в 2010 г. В октябре 2013 г. сертификат был подтверждён. PSO — это отраслевой стандарт, для которого необходимо не только пройти процедуру проверки результатов печати, но и иметь соответствующее оборудование: печатную машину со сканирующим спектрофотометром, а не с ручным прибором для измерения шкал. В «Промис» печатные машины КВА были оборудованы сканирующими спектрофотомерами X-Rite Intellitrax. Затем, в сентябре 2012 г., была введена в эксплуатацию машина Heidelberg Speedmaster XL 75–6+L, оснащённая системой спектрофотометрического контроля качества Prinect Axis Control. В апреле 2014 г. в цеху были установлены фальцевально-склеивающая линия Diana X 80 A и универсальная печатная машина Speedmaster XL 75–6+L, подготовленная для печати УФ-красками и лаками.
Несмотря на очевидные достижения, Евгений Слиняков против того, чтобы к компании применяли эпитет «успешное предприятие»: «Мы только в начале пути» |
Сертификационная процедура UGRA-PSO требует не только наличия инструкций для персонала, но и регламентирует время приладки тиража. Таким образом, прошедшая сертификацию типография не просто может выпускать качественную продукцию, имея для этого соответствующее оборудование, но и делает это в режиме, необходимом для достижения большей эффективности.
Но в компании на этом не остановились. Фармупаковка часто печатается смесевыми красками, причём клиенты очень чувствительны к малейшим отклонениям цвета. Поэтому в прошлом году «Промис» получила ещё один сертификат — Pantone Certified Printer, причём стала первой такой типографией в Европе, т. к. стандарт новый, введён с 2013 г. В ходе сертификационной процедуры компания прошла инспекцию рабочих регламентов и оборудования по всему производству: допечать, цветопроба, подготовка красок, печать. Представители X-Rite/Pantone проверяют эталоны и приборы для измерения цвета, качество цветопробы, оборудование для краскосмешения и т. д. Теперь каждая операция на производстве должна контролироваться с помощью измерительных приборов и соответствующего ПО, а данные об измерениях — фиксироваться в соответствующих документах. Хотя X-Rite/Pantone делает упор на числовые характеристики цвета, все работники, которые так или иначе связаны с воспроизведением и оценкой цвета, должны пройти тест проверки цветового зрения Farnswort-Munsell 100 Hue.
Начинать надо было раньше…
Наглядная диаграмма программы «20 ключей», отражающая задачи, ответственных лиц и оценку полученных результатов |
После наступления кризиса в 2008 г. в компании поняли, что выжить смогут только эффективные предприятия. И с первого рабочего дня 2009 г. начали работу по внедрению бережливого производства. Сейчас генеральный директор Евгений Слиняков самокритично признаёт, что из сделанных до сих пор шагов половина были неправильные: «Если бы в 2006 г. начали сразу использовать инструменты “бережливого производства“, то достигли бы современного уровня быстрее. Не пришлось бы потом ломать стены и переносить оборудование».
В течение 2009-го г. было проведено выборочное обучение персонала. Вывезли с территории предприятия несколько тележек лишних вещей. Примерно такие же действия предпринимают и другие полиграфисты, которые пытаются заниматься бережливым производством.
К сожалению, на этом всё обычно и заканчивается. Но в «Промис» решили продолжать работу, для чего выбрали программу «20 ключей». Её изобретатель — основатель Mitsubishi Industries Ивао Кобаяси. Она применяется в таких компаниях, как Canon, Seiko, Siemens и др. В составе компании есть два выделенных сотрудника, которые занимаются только этой программой.
Разорвать шаблон
Посещение «Промис», что называется, «порвало шаблон» о невозможности перебороть специфический российский менталитет, мешающий сделать всё как положено. Дескать, невозможно с нашими людьми навести порядок и, тем более, поддерживать его длительное время. Это напоминает сетования по поводу того, что с коррупцией бороться невозможно — всё равно она везде имеет место, а у нас ещё и менталитет не такой, как хотелось бы… При этом имеется в виду, что негативные факторы должны исчезнуть в одночасье, а потом порядок будет поддерживаться сам собой. Разумеется, такого волшебного способа действительно нет. Поддержание порядка требует постоянных, систематических усилий — и тогда уровень негативных явлений становится во много раз меньше. Пример Сингапура, в котором коррупция и прочие «нехорошие излишества» несколько десятков лет назад пропитывали общество сверху донизу, а затем были успешно искоренены, показывает, что менталитет вполне поддаётся исправлению — было бы желание.
На стендах в производственных помещениях подробно разъясняются все детали технологических операций |
Брак тоже бывает у всех — но в разном количестве. И если это количество превышает разумные пределы — судьба такой организация незавидна. Если поставить цель и идти к ней, менталитет не помеха. Главное — чтобы у руководства была «политическая воля» и понимание того, что результат является следствием не одноразовой кампании, а внедрения системы, рассчитанной на длительную перспективу.
Не все усилия по наведению порядка бросаются в глаза, есть и невидимые, но важные моменты. Непременное условие для стабильного качества — регулярные профилактические работы. «Гейдельберг-СНГ» подтверждает, что в «Промис» машины находятся в идеальном состоянии. Как признаёт Слиняков, к образцовому порядку на производстве прикладывают руку и клиенты, которые следят в том числе и за состоянием техники: «Это фармкомпании — у них такой подход. Например в крэш-листах мы должны учесть все риски, которые могут привести с срыву сроков исполнения заказа, в том числе и из-за форс-мажора, такие как падение метеорита, затопление, пожар».
Открытость в отдельно взятой типографии
На печатной машине, как и на другом оборудовании, помещён лист с информацией о стоимости машины и амортизационных отчислениях. На мониторе рядом с пультом управления — график работы печатника |
Далеко не в каждой типографии можно запросто узнать, сколько стоит машина. В «Промис» из этого секрета не делают — как и из многого другого.
Слиняков считает, что обмен информацией между предприятиями принёс бы большую пользу: «Мы уже лет пять предлагаем обмениваться информацией. Что тут скрывать? Ни одна немецкая, французская, швейцарская компания такой статистики не скрывает. К сожалению, у нас эпоха открытости и прозрачности пока не наступила. Зато мы выяснили, что много пользователей любят посещать сайт “Промис” — особенно когда на нём появляется годовой отчёт, где размещается информация об итогах работы компании и сравнительная информация с другими компаниями, но информация, используемая для сравнения, устаревшая — с отставанием в один год».
Сейчас статистика «Промис» такова: из 274 российских предприятий, работающих в сегменте производства тары и упаковки из бумаги, картона и гофрокартона (примерно 150 из них являются производителями картонной упаковки) компания находится на 8-м месте по прибыльности. Сейчас в смену (7,5 часов) производится в среднем 52 000 листов (лучший результат европейских производителей картонной упаковки — 75 000). На данный момент средняя тиражность в «Промис» — 8000 листов, но есть и малые тиражи — по 500 листов. На сегодня сложилась такая рыночная ситуация, что в этой типографии клиентам выгоднее печатать именно малые и средние тиражи.
Рабочих учим сами…
Многие сотрудники активно участвуют в жизни компании, подают рацпредложения. Люди сами остаются после работы на час, чтобы решить, как повысить эффективность на своем рабочем центре. Хотя, разумеется, в каждой организации есть люди (их примерно 1/3), которых не заинтересовать ничем. Но при правильной работе с кадрами тон задают не они |
Результат зависит не только от оборудования, оснастки и программ, но и от уровня персонала, без которого бессилен самый гениальный владелец производства. В программу «20 ключей» вовлечёны весь коллектив без исключений: от уборщицы до генерального директора. В компании трудится 260 человек. Работают они в 3 смены по 8 часов, поскольку 12-часовая смена, принятая на многих других предприятиях, слишком тяжела для полноценного выполнения обязанностей с поддержанием стабильного качества.
Поиск кадров — трудная задача для любого предприятия, а для такого, которое хочет работать лучше других, — особая задача. И справляться с ней в «Промис» предпочитают своими силами. Например, печатников со стороны не принимают уже 10 лет. «Набираем грузчиками-транспортировщиками молодых ребят, — рассказывает Слиняков. — Желательно с техническими навыками. Примерно половина из них начинают учиться, из них 1/3 становятся наладчиками. Сейчас в любой нижегородской полиграфической компании есть люди из “Промис“».
И всё же проблема с кадрами остаётся. Количество желающих на одну вакансию по рабочим профессиям непрерывно падает. Проблема решается автоматизацией — даже на примере мойки посуды. Сейчас в компании планируют автоматизировать рабочее место по укладке продукции в гофрокороба.
К сожалению, существующие полиграфические учебные организации не удовлетворяют потребности производства. Генеральный директор считает, что система образования безнадёжно отстала от потребностей полиграфических предприятий — как по части высшего образования, так и по подготовке рабочих специальностей. Поэтому в отделе персонала «Промис» работают 5 человек, занимающихся не только кадровой работой, но и подбором, обучением: для повышения квалификации персонала разработано 26 учебных программ.
…и другим поможем!
18 сентября 2014 г. состоялось открытие учебного центра, в том числе и для внешних пользователей — в первую очередь для специалистов заказчиков. Также курсы повышения квалификации могут пройти и сотрудники других полиграфических предприятий — разумеется, платно. Например, предлагается курс для наладчиков фармкомпаний фальцовочного модуля GUK: обслуживание, профилактика, быстрая переналадка. Практические работы проходят на модуле, который разработан специально для нужд фармпредприятий. 30 октября 2014 г. пройдёт тренинг, организованный совместно с X-Rite/Pantone, который будет интересен пользователям программы InkFormulation.
Обучение необходимо не только для сотрудников, но и для клиентов. Они в этом секторе требовательны, но и типография, в свою очередь, дисциплинирует их самих: с каждым заключается подробный договор с указанием допусков по ΔЕ и другими требованиями. В «Промис» считают, что повышение уровня подготовки клиентов — дело рук самого поставщика картонной упаковки. 18 сентября на базе учебного центра «Промис» состоялся семинар для специалистов фармацевтических компаний «Виды несоответствий картонной упаковки». Каждый участник семинара получил «Альбом несоответствий» с образцами и описанием различных видов брака полиграфической продукции: по печати, вырубке, склейке.
На каждом производственном участке — резки, печати, высечки и тиснения — имеется подробный информационный стенд, отражающий состояние работы |
Также учебный центр может проводить занятия для специалистов полиграфических предприятий, дизайнерских студий и т. д. Учебные курсы в нём проводятся как сотрудниками «Промис», так и приглашёнными экспертами и тренерами. Для клиентов компании обучение бесплатно.
«Цель, которую мы поставили перед собой, — объясняет Слиняков, — создание отраслевого центра повышения квалификации. Это будет не учреждение для обучения с нуля, а курсы повышения квалификации продолжительностью от 3 до 7 дней».
Это не универсальный ключ
Слиняков предупреждает, что борьба за бережливость даёт конкурентные преимущества только в долгосрочном плане. В ближайшей перспективе, разумеется, выгоднее уволить «лишних» сотрудников и сэкономить на мероприятиях по бережливости. Первые результаты в «Промис» появились только через два года. Но система работает! И её эффект можно измерить объективно. Начиная с момента внедрения программы «20 ключей» производительность труда росла примерно на 20–25% каждый год, но в 2013 г. увеличилась только на 4%. Теперь каждый следующий год повышать производительность труда становится труднее.
И, разумеется, надо помнить, что к каждому производству нужен индивидуальный подход: опыт «Промис», по словам генерального директора Евгения Слинякова, — это не ключ к решению проблем, а идея по решению задач, стоящих перед компанией.