Pro C7110SX
Разработчик: Ricoh
Оценка:
Заключение: ЦПМ с близким к эталонному качеством печати и с высокой производительностью, имеющая возможность использования белого или прозрачного тонера, что позволит расширить ассортимент рекламной и представительской продукции. Особо рекомендуется для средних и крупных цифровых типографий, собирающихся использовать обычную и дизайнерскую цветную бумагу, а также материалы удлинённого формата.
Цена в Москве: 5,5 млн руб. (100 000 евро — минимальная конфигурация модели Pro C7110SX с дополнительным цветом, внешним контроллером, ЛБЕ-лотком большой ёмкости с вакуумной подачей, финишёром-степлером).
Числа и возможности
Скорость — 90 отпечатков А4 в мин (свыше 300 г/м2 — 75 в мин)
Разрешение — 1200×4800 dpi
Красочная конфигурация — CMYK + белый или лак
Макс. формат бумаги — 330×487 мм, с опциональным лотком для баннеров — 420×700 мм
Макс. область печати — 323×480 мм, с опциональным лотком для баннеров — 323×692 мм
Плотность бумаги — 52–360 г/м2
Масса печатающего модуля: 4 цвета — 560–580 кг, 5 цветов — 580–600 кг
Рекомендуемая месячная загрузка — 240 тыс. отпечатков А4, максимальная — 700 тыс.
С февраля 2015 г. в России доступна линейка ЦПМ Ricoh Pro C7100/7110. Особенно привлекает внимание, что модели с индексом Х способны дополнять обычную печать триадой белым кроющим или прозрачным бесцветным тонером. При этом «в поле» пятую краску не установят, поэтому выбор следует делать сразу.
Рассматривая Ricoh Pro C7110SX, мы, естественно, сравнивали эту модель как с предшественницей (Захаржевский Ю. Ricoh Pro C751EX; № 9, 2012; http://www.publish.ru/articles/201209_20012868), так и с единственным твёрдотонерным аналогом по красочной конфигурации — принтером OKI ES 9541 (Захаржевский Ю. OKI ES 9541; № 12, 2014; http://www.publish.ru/articles/201412_20013355). Конечно, по своим характеристикам принтер OKI относится совсем к другому сектору рынка, но зато он тоже имеет возможность печатать белилами либо лакировать отпечаток — а это пока редкость. Но если OKI ES 9541 позиционируется, в значительной степени, как инструмент для термотрансферной печати, в т. ч. по текстилю, то для ЦПМ Ricoh такое применение невозможно, поскольку её тонер не подходит для термопереноса. Основное предназначение дополнительных цветов на Ricoh Pro C7110 — печать на цветных и прозрачных материалах.
Что касается Pro C751EX, то узел печати новой линейки является результатом её дальнейшего развития. И отличается теми же достоинствами — в частности, имеет систему жидкостного охлаждения девелопера, которая стабилизирует качество печати на длинных тиражах. А вот тонер для Ricoh Pro C71хх сделали новый — он используется также на флагманской серии цветных листовых ЦПМ Ricoh 91хх. Как опции предлагаются модуль выравнивания листов (декёрлер) и блок охлаждения готовых отпечатков. Последний предотвращает слипание тонера при выкладке листов в приёмное устройство большой ёмкости.
Замена пятого тонера
Процедура замены лака (наверное, этот термин в отношении прозрачного тонера уже можно применять без кавычек: кто сказал, что лак не может быть сухим?) на белила занимает около 15–20 минут — гораздо дольше, чем в принтере OKI.
Сначала вынимается, как в нашем случае, картридж с лаком, а на его место вставляется заглушка (см. фото). Примерно полминуты производится чистка тракта подачи тонера. Затем машина выключается, и оператор вынимает блок проявки и подачи тонера. Лишь фотобарабан используется тот же самый, всё остальное меняется, поэтому при машине имеется целый ящик с комплектом для замены.
После всего этого и установки на место картриджа с белилами надо ещё перезагрузить контроллер. Во время этой операции параллельно происходит перемешивание девелопера.
Дополнительные цвета: печать и подготовка файла
Производитель считает, что «новые машины по праву можно считать 6-цветными», поскольку белила и прозрачный лак можно сочетать в рамках одного тиража. С точки зрения «цифровиков», наверное, можно выразиться и так. Но, поскольку для использования и белил, и лака лист нужно пропустить через машину дважды, да ещё и с заменой картриджа, владельцы 6-красочных офсетных машин вряд ли согласятся с таким определением.
Надо учитывать, что тонер из пятой секции попадёт на бумагу в последнюю очередь после CMYK. Поэтому, если вам надо сделать просто изображение с лаком, печать производится в один прогон. А вот если пятым цветом будут белила, то последовательность работы будет зависеть от сюжета и запечатываемого материала. Если, например, белый цвет нигде не пересекается с цветным сюжетом, то его тоже можно положить в один прогон — но такое случается редко. А вот если печать производится на кальке или прозрачном пластике, то такая последовательность вполне уместна.
Если же белила используют как подложку для изображения на цветном материале, то печать придётся производить в два прогона: сначала — белый цвет, потом — все остальные. Причём делается это не автоматически: надо вручную заряжать бумагу снова.
Особо надо отметить, что нам пришлось потрудиться, прежде чем удалось сделать свой тестовый файл со слоями для лака и белил. При печати с белилами или лаком в файле создаётся дополнительный слой со смесевым цветом для белого или прозрачного тонера. Для этого поставщик предоставляет специальный дополнительный модуль для Adobe Illustrator и инструкции к нему. Во всяком случае, надо быть готовыми к тому, что не только своих работников придётся учить этой премудрости, но и верстальщиков клиента. И первое время, по крайней мере с некоторыми из них, будут возникать проблемы. Но результат стоит этих усилий!
Контроллеры печати и скорость обработки файлов
Если четырёхкрасочная Ricoh Pro C71хх может использоваться с «собственным» контроллером, то для работы с пятым цветом необходим контроллер EFI Е-43А или EFI Е-83А.
Обработка нашего традиционного «тяжёлого» PDF-файла 155 Мбайт контроллером EFI Е-83А заняла всего 9 с. Затем мы решили испытать его производительность на новых (впервые мы их применили в тестировании, описанном в прошлом номере) файлах, которые в реальности могут встречаться в качестве работ в цифровых типографиях.
Обложка (10 Мбайт) и блок журнала (92 Мбайт), ч/б книга (100 страниц А3, 102 Мбайт) и, наконец, цветная фотокнига (172 Мбайт) — весь этот немаленький объём работы был «перелопачен» и готов к печати всего через 34 с! Фактически, печать может начинаться ещё быстрее — после обработки 15% файла. Для сравнения, близкой по производительности ЦПМ Konica Minolta bizhub PRESS C1085 (но с встроенным коннтроллером — не самым мощным), на которой мы попробовали новый набор тестов впервые, потребовалось в общей сложности 3 мин.
Скорость печати
Если в модели С751 максимальная скорость поддерживалась до плотности бумаги 220 г/м2, то теперь — до 300 г/м2. К сожалению, бумаги такой плотности у нас не нашлось, но работу на максимальной скорости мы проверили.
За минуту был готов 91 отпечаток формата А4 на бумаге 80 г/м2 — чуть больше, чем заявлено. Двусторонняя печать в этом случае, как и обещано, дала 45 запечатанных листов за минуту.
При работе с форматом А3 (280 г/м2) скорость несколько отличалась от заявленной, причём в обе стороны: 52 отпечатка (вместо 50) при односторонней печати, но 24 листа вместо 25 — при двусторонней.
Скорость при использовании пятого цвета будет отличаться, поскольку зависит от уровня подачи тонера.
Качество печати
Печать мелкого текста 2 и 3 пт была безупречна как на макулатурной бумаге (слева), так и на Xerox Colotech+ Silk coated |
Что касается обычной цветной печати, то качество её нас вполне устроило — в т. ч. совмещение лицевой и оборотной стороны. На нашем стандартном тестовом отпечатке нам понравилось всё: яркие цвета, плавные переходы, равномерные растровые поля.
Благодаря высокому разрешению отлично получаются мелкие детали. Как уверяет поставщик, на этой машине можно печатать даже изображения для наклеивания на лентикулярный пластик.
Тестирование прошло успешно как на макулатурной бумаге, так и на обычной офисной, а также Xerox Colotech+ (280 г/м2) и серебристой Curious Metallics in silver (300 г/2). Наконец, очень неплохо пропечаталось изображение на сильнотекстурированной Arjo Wiggins Keaykolour Fusilier (300 г/м2) c глубокими бороздами. В общем, по части запечатываемых материалов Ricoh Pro C7110 — универсальная машина.
Но самым интересным, конечно, было тестирование лака и белил.
С сожалением приходится констатировать, что тонерный лак пока что не даёт зрелищных эффектов, впрочем, как и у конкурентов OKI ES 9541 и Xerox Color 800/1000 (см. обзор в Publish № 12, 2013; http://www.publish.ru/articles/201312_20013169). В последнем случае конкурирующая модель с помощью лака умеет делать ещё и текстурированную поверхность (но не имеет белого тонера).
Вверху белила на красной бумаге в один слой, внизу — в два слоя: визуально плотность заметно повысилась. На примере текста, снятого с 20-кратным увеличением, видно, что совмещение при двойном прогоне получается вполне удовлетворительным |
Чтобы тонерный лак был хотя бы заметен, надо тщательно подбирать сюжет и запечатываемый материал: чтобы он был не слишком грубым (на нём лака попросту не видно) и не слишком гладким (в этом случае глянец лака не виден на фоне собственного глянца материала). Например, неплохой результат получается на дизайнерской бумаге Touche Cover (270 г/м2) как желтоватого, так и зеленоватого оттенка. Выделять лаком нужно элементы с низким контрастом или вообще без него, иначе все ваши труды будут напрасными — их никто не заметит.
Думается, что многие клиенты будут использовать на Ricoh Pro C7110 в основном белила, как это уже происходит с принтерами OKI ES 9541. Тестирование с белилами получилось гораздо интереснее. Правда, надо отметить, что печатали белым в основном на сертифицированной для печати на этой ЦПМ бумаге Mondi IQ (270 г/м2) — чёрной, красной и зеленоватой. Если материал не сертифицирован, оператору придётся самому подбирать настройки печати. И если машину результат не удовлетворит (она следит за нанесением белил с помощью оптических датчиков), лист будет безжалостно выброшен. И так до тех пор, пока оператору не удастся найти нужные настройки.
Интенсивность нанесения белил имеет 10 ступеней: от 0,132 до 1,282 мг/см2. От расхода белил зависит как стоимость отпечатка, так и скорость работы. Далеко не всегда нужна максимальная укрывистость: сэкономить на белилах и ускорить печать можно при работе, например, с бумагой светлых оттенков или если требуется не белая плашка, а полутоновое изображение.
Даже при максимальном количестве белого тонера плотность белой плашки, конечно, несравнима с трафаретными белилами. А вот с офсетом эта ЦПМ уже вполне может потягаться. Важно, что, как и в случае с офсетом, белила можно накладывать несколько раз. Разумеется, это приведёт к потере производительности, но улучшает укрывистость, а совмещение при этом вполне удовлетворительное (см. фото). Полученный нами результат с совмещением текста доказывает, что и совмещение белой подложки с цветным сюжетом также не создаст больших проблем.
Экономика
Цена Ricoh Pro C7110SX в минимальном комплекте — около 100 тыс. евро. Если выбрать более дешёвый лоток с фрикционной подачей, то можно сэкономить 10 тыс. евро. Но надо учитывать, что в будущем эта экономия «аукнется»: вакуумный ремень, как уже было упомянуто, служит примерно в 20 раз дольше, чем ролики фрикционного механизма. Кроме того, вакуумная подача стабильнее и, следовательно, обеспечивает большую производительность. Наконец, можно выбрать вариант вовсе без дополнительных лотков подачи — есть небольшие нижние лотки в печатной секции. Но для машины такого класса это будет нерационально. Цена «обычной», 4-красочной Pro C7100 значительно меньше: машина без лотка подачи и финишёра стоит 49 200 евро.
Два с половиной года назад для Pro C751EX мы отметили, что стоимость её цветного оттиска довольно высока и составляет около 84 коп. А при заполнении 80% (20% по каждой сепарации CMYK) расходы на упомянутые детали и материалы составляли около 3 руб. 26 коп. Интересно, что у новой линейки цена на цветную печать осталась практически той же самой — как при 20% заполнения на каждый цвет, так и при 80%. Учитывая инфляцию, это можно считать снижением цены (как минимум на 40% с учётом роста курса евро). К сожалению, из-за резких изменений валютного курса трудно сравнивать себестоимость печати машин других производителей, тестирование которых мы проводили до конца 2014 г.
Каждый раз мы оговариваемся, что в наши расчёты входят далеко не все комплектующие. С другой стороны, при заключении клик-контракта можно получить у поставщика более привлекательные цены на печать.
Расходы на белый и прозрачный материал в таблицу мы не включили, поскольку конкурирующих моделей нет, да и вычислить их сложнее. Известно, что картриджи с прозрачным и белым тонером стоят по 600 евро, но ресурс прозрачного — 81 000 отпечатков А4 при 5% заполнении, а ресурс белого зависит от плотности заполнения: при минимальном расходе одной тубы белого тонера хватает на 93 700 страниц, при максимальном — на 9700. Девелоперы для белого и прозрачного тонера стоят 264 и 192 евро соответственно — также дороже, чем обычные.
Ещё одна величина, на которой настаивает производитель: Ricoh Pro C7110SX обязана сделать за время работы 14 млн 400 тыс. отпечатков А4 или прослужить не менее 5 лет. Это поможет более точно определиться с себестоимостью отпечатка и амортизационными расходами.
Заключение
Использование белил значительно повышает возможности типографии при работе с цветными сортами бумаги и прозрачными плёнками. Среди возможных видов продукции с применением белого тонера — рекламные вставки журналов и каталогов, открытки, визитки, наклейки на стекло, пригласительные билеты.
Мы поставили Ricoh Pro C7110SX высшую оценку, поскольку её характеристики выросли по сравнению с Ricoh Pro C751EX, качество цветной печати на широком спектре материалов отличное, а дополнительные цвета предоставляют пользователям новые возможности. Но пожелания всё-таки имеются.
Понятно, что на этой ЦПМ должен работать специально обученный оператор, а не простой сотрудник офиса, но всё же хотелось бы, чтобы процедура замены тонера стала проще. Например, перезагрузка контроллера, чтобы он «понял», какой теперь тонер в машине — белый или прозрачный, выглядит архаичной. Особенно на фоне таких интеллектуальных решений, как система автоматизированного определения типа бумаги.
Себестоимость цветного отпечатка также оставляет желать лучшего. Конечно, при печати на дизайнерских и прозрачных материалах это не столь актуально, но для машины, позиционируемой как устройство печати серьёзных тиражей, стоимость тонера и прочих расходных играет немаловажную роль. Впрочем, всё может выглядеть в другом свете при обсуждении клик-контракта «тет-а-тет»…