Рабочий поток начинается с самого трудного шага. Последующие этапы коррекции сделают цвета настолько насыщеннее, что даже небольшие проблемы с цветом могут превратиться в очень серьёзные. Поэтому сначала нужно найти такие неправильные цвета и устранить их, пока проблема не стала фатальной.
Подвиги знаменитого теоретика цвета лейтенанта Коломбо из департамента полиции Лос-Анджелеса являются иллюстрацией нетрадиционного подхода, известного как инвертированный детектив. В отличие от детектива классического, здесь личность преступника известна с самого начала. Интрига заключается в том, каким образом Коломбо сможет доказать его вину.
Развязка наступит в финале. Благодаря ошибкам самого злоумышленника, Коломбо найдёт доказательства и, встретившись с преступником лицом к лицу, с помощью железной логики припрёт его к стенке. Может быть, с точки зрения драматургии это и интересно, но настоящие любители головоломок находят такой финал скучным. Реальная мыслительная работа происходит во время расследования, когда все подсказки постепенно складываются в единую картину.
Примерно так же устроен и открыточный рабочий поток. Мы отлично знаем, каким будет финал. Появится калейдоскоп безумных цветов, и затем с помощью методов, которые для различных изображений чуть различаются, мы заставим зрителя поверить, что цвета, кажущиеся перенасыщенными, на самом деле таковыми не являются. С точки зрения драматургии — это интересно, но для настоящих любителей цветокоррекции это скучно. Реальная работа происходит ранее, когда идет подготовка к тому, чтобы в финале всё прошло как по маслу.
Все хорошие детективные романы содержат множество второстепенных деталей, например, таких, как любовь Коломбо к острому перцу. В противном случае читатель знал бы заранее, что каждая сцена содержит важную подсказку.
Подобным же образом дела обстоят и с нашим первым шагом. Мы проверяем изображение на наличие проблемных цветов. Чаще всего они отсутствуют. В этом случае мы не станем ничего делать. Мы просто скажем, как говорил Коломбо: это стандартная процедура, сэр, вам не о чем беспокоиться.
Новая книга Дэна Маргулиса
Вышло в свет русское издание новой книги Дэна Маргулиса. За семь лет, прошедших с момента выхода последнего издания его предыдущей книги «Photoshop для профессионалов», автор кардинально переосмыслил стратегию цветокоррекции и предложил новую технологию быстрого получения ярких и насыщенных изображений, получившую название «открыточный рабочий поток». Он содержит революционные изменения, меняющие традиционную практику. Например, контраст и цвет всегда корректируются раздельно, а на промежуточных этапах изображение может выглядеть хуже оригинала.
Открыточный рабочий поток автоматизирован и базируется на наборе готовых операций (Actions), которые читатели могут свободно скачать в виде панели Photoshop.
Среднее время обработки одного изображения не превышает 3 минут. В книге также предлагаются стратегии коррекции в тех случаях, когда на один снимок можно потратить не более одной минуты или, наоборот, время не является критическим фактором.
Заказать персонализированный экземпляр книги Дэна Маргулиса можно на сайте www.margulisbook.ru.
Собираем подсказки
Целью данной главы не является идеальный или даже просто хороший цвет. Вместо этого мы хотим избавиться от неправильных цветов, которые могут вызвать проблемы на последующих этапах коррекции. И сейчас нас не должно волновать изменение детализации, контраста или общей светлоты.
Обнаружить наличие проблемных цветов нам поможет предварительный анализ изображения. В традиционном рабочем потоке подобный анализ занимает больше времени, чем он того заслуживает. Мы же хотим потратить на него не более 10 секунд. Если окажется, что надо предпринять какие-либо действия, времени потребуется больше, а если нет, то мы сразу перейдём к следующему этапу коррекции.
Рис. 3.1. Вверху: оригинал. Посередине: цвет откорректирован с помощью техники, описанной в этой главе. Внизу: альтернативная версия, созданная за секунды с помощью простейших средств.
В каждом примере, представленном в данной главе, есть проблемные цвета. А иначе зачем их было здесь размещать? Я еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что в большинстве случаев подобные проблемы либо вообще отсутствуют, либо весьма незначительны. Лучшее представление о том, как часто требуется предварительная коррекция цвета, дают последующие главы, где рассматриваются типичные оригиналы.
Оригинал на рис. 3.1А является слишком тёмным. Но нас сейчас интересует только цвет изображения, и поэтому его светлота нам не важна. Единственной нашей целью является рис. 3.1B. Чтобы его получить, потребуется около одной минуты.
Рис. 3.1С представляет собой более примитивную альтернативу. Чтобы за несколько секунд получить подобный результат, большого ума не надо. Более подробно мы поговорим об этом далее. А сейчас, предположим, что рис. 3.1B — это именно то, что нам нужно.
Различия между рис. 3.1B и рис. 3.1А столь малы, что у вас может возникнуть вопрос, стоило ли посвящать целую главу обсуждению того, как их добиться. Возможно, и не стоило, если бы мы хотели на этом остановиться. Но ведь на следующих шагах мы планируем значительно усилить насыщенность цвета.
Применим к рис. 3.1A и 3.1B операцию Color Boost, которую мы применяли в первой главе к рис. 1.7А. Теперь в одинаковой степени осветлим оба варианта и получим рис. 3.2A и 3.2B. Оба намеренно сделаны излишне красочными, что для PPW в порядке вещей. Рис. 3.2A подчеркивает недостатки оригинала 3.1A. Задний план явно является холодным. Облака — синие, краснота крыш подавлена, и самое дальнее здание имеет голубой оттенок.
Рис. 3.2. Операция Color Boost из главы 5 и одинаковое осветление обоих файлов дают намеренно перенасыщенные версии рис. 3.1A (вверху) и 3.1B. Обратите внимание на холодный оттенок верхней версии.
Открыткам обычно присущи теплые цвета, которые у нас ассоциируются с солнечным светом и счастьем. Да, на рис. 3.2B их слишком много. Да, можно было бы начать процесс обработки изображения с рис. 3.2А. Да, результат все равно выглядел бы лучше, чем оригинал. Однако избыток холодных цветов стал бы ограничителем, который не позволил бы добиться наилучшего результата.
Гораздо легче иметь дело со слишком красными объектами, чем с изображением, выглядящим излишне холодным. Поэтому мы просто возьмём вариант 3.2B, немного понизим насыщенность и получим открытку 3.3.
Открытка 3.3. Вверху: оригинал. Внизу: версия, откорректированная с использованием всех средств PPW. Обратите внимание на то, как она похожа по цвету на рис. 3.2B.
В качестве подозреваемых — памятные цвета
Мы будем предпринимать какие-либо действия только тогда, когда найдем убедительные доказательства неправильности цветов, которые мы видим. Наиболее вероятным источником подобных свидетельств могут стать объекты, которые по нашему опыту должны быть нейтральными — белыми, серыми или чёрными. Например, в нашем примере части флагов безусловно должны быть белыми. Если мы обнаружим, что это не так, нам придется реагировать.
Следующим источником являются предметы, цвет которых хоть и не полностью нейтрален, но близок к тому. Здесь зачастую можно сразу исключить альтернативные варианты. Светлое здание слева может быть либо белым, либо серым — в данном случае этого нельзя сказать с уверенностью. Однако поскольку мы часто видели подобные здания, то знаем, что в их цвете обычно нет голубого, зеленого или фиолетового оттенков. В крайнем случае, цвет будет коричневатым, может быть с уклоном в желтизну.
Короче говоря, мы не знаем, какой именно он есть на самом деле, но знаем, каким он точно быть не может. Добиваться «правильного» цвета пока не обязательно. Любой цвет, который мог бы быть правильным, лучше того, который наверняка является неправильным.
Такой же подход может быть применён к трём другим типичным объектам: к деревьям и другой зелени, лицам и небу. Все три категории имеют широкий диапазон приемлемых цветов. Но когда мы находим значения, выходящие за рамки этого диапазона, мы должны вмешаться.
Учитывая, что данный рабочий поток ранее был представлен в качестве самого простого, вам должно быть грустно слышать, что первый из трех шагов, который мы собираемся изучать, не только труднее двух других, но еще и самый незаметный с точки зрения конечного результата. К тому же он требует наибольшей аккуратности, потому что на вопросы, которые здесь ставятся, есть как правильные, так и неправильные ответы. Главы 4 и 5 в этом плане гораздо проще: тут правильными являются те варианты, которые выглядят лучше.
А если вас и это недостаточно расстроило, то добавлю, что приёмы, рассматриваемые в следующих трёх главах, важны практически для каждого изображения, тогда как эта глава касается менее половины всех изображений.
Отзывы тех, кто освоил данный рабочий поток, усиливают это утверждение. В основном они сообщали о трудностях, возникших в неявных случаях. Некоторые из них даже сдавались: они применяли PPW ко всем изображениям подряд, не обращая внимания на начальные цвета, попросту смиряясь с тем фактом, что примерно четверть их изображений в результате будет выглядеть не слишком хорошо.
Бета-читатель Джеймс Грей поддерживает мою точку зрения, что традиционные профессиональные рабочие потоки труднее, поскольку в них требуется одновременно жонглировать и цветом, и контрастом.
Джеймс пишет: «Математическое образование подсказывает мне, что попытка отрегулировать две переменные одновременно является разновидностью сумасшествия. Если есть возможность разделить их и настраивать по отдельности, процесс становится более логичным».
Я мог бы добавить ещё кое-что о том, что делать, если читатель находит этот предварительный шаг слишком трудным. Так я сам поступал, когда начинал осваивать PPW. Я обнаружил две возможные альтернативы. Во-первых, можно сразу подкорректировать цвет в Adobe Camera Raw. Другой альтернативой являлся короткий визит в пространство LAB. Я использовал оба метода. Несомненно, метод регулировки цвета с помощью корректирующего слоя кривых, переключаемого в режим Color, является превосходным. Вы проделаете это позже в данной главе. Я могу поручиться за то, что после некоторой практики первый шаг PPW станет легче.
* Фрагмент книги Дэна Маргулиса «Современная технология цветокоррекции в Photoshop. PPW и другие идеи для быстрого улучшения изображений». Публикуется с разрешения автора при содействии Валерия Погорелого, © 2015.