Илья Кунахович, технический директор типографии «Сам Полиграфист» (Москва):
На выставку в этом году мы ездили и присмотреть необходимое оборудование, и ознакомиться с общими тенденциями. Цифровое направление развивается, заметно увеличилось количество послепечатной техники для высокопроизводительных ЦПМ, в т. ч. рулонных.
Также появился выбор по части отделочного оборудования: «цифровой» лак, фольгирование. В результате получается шикарная, блестящая продукция. К сожалению, у нас пока не настало время для внедрения такого оборудования: непонятно, кто может в него вкладываться в нынешней обстановке.
Игорь Золотов, генеральный директор ГК «Шар» (Тула):
По моим впечатления, выставка была достаточно большая и оживлённая. Хотя все говорят о кризисе, но полиграфия находится в бодром состоянии. Настроение у полиграфистов на выставке оптимистичное — и это радует.
Сложилось впечатление, что гиганты, производящие офсетную технику, чувствуют себя не очень уверенно. Другие способы печати «поджимают» офсет. Например, Bobst продемонстрировал рулонную флексографскую машину с очень высоким качеством печати. Конечно, такие компании, как Heidelberg и KBA держатся на плаву, но Heidelberg уже оставил свои попытки объять необъятное и собрать под своим брендом всю полиграфическую технику, какая только возможна.
Развивается направление контроля печати в линию. То, что мы видели несколько лет назад в Японии и воспринимали как дорогую экзотику, уже внедряется в жизнь.
Также очень перспективно выглядит направление УФ-технологий печати с сушками на светодиодах.
Андрей Семашко, генеральный директор компании PixelPRO (Домодедово):
Выставка, конечно, произвела положительное впечатление. Правда, в офсете не видно каких-то серьёзных новшеств, всё движется в сторону «цифры». Причём в сторону серьёзных машин — не просто дорогих, а очень дорогих. К сожалению, в связи с кризисом у нас ожидать появления таких машин не приходится. При такой цене на оборудование неприлично даже обсуждать эту тему с акционерами. Российская полиграфия теперь движется с отставанием на 5–7 лет по сравнению с полиграфией развитых стран.
С другой стороны, за эти годы, надеюсь, производители доведут своё новое оборудование до ума. Не все цифровые машины на стендах смогли показать в работе, даже у ведущих производителей — не без проблем. И, может быть, наконец-то понизятся цены на чернила и другие расходные материалы, из-за которых в основном и тормозится внедрение «цифры» в полиграфии.
Анри Мелуа, директор типографии «МФИН» (Санкт-Петербург):
Если пропустить впечатления от общения с коллегами и многочисленных вечерних мероприятий, то тезисно отметил бы самое главное.
Первое — заметное «съёживание» офсета.
Второе — развитие «цифры» дошло до такого уровня, что послепечать для неё стоит несколько сотен тысяч евро. Впечатляет!
Третье — посещение павильонов с 3D-печатью оставляет ощущение «термитов в древесном теле цифры». Это совсем не полиграфия: на фоне 3D-принтеров, где бурлит жизнь, офсет почти пропал, а «цифре» отмерено всего две-три drupa.
Наталья Рукина, генеральный директор компании «Цифровые технологии» (Москва):
В Дюссельдорфе у нас сложилось впечатление, что полиграфия устремилась в упаковку. Последняя выставка особенно показательна в этом отношении.
Что касается «цифры», то, к сожалению, для небольшого оборудования, которое актуально для нас, инноваций показано практически не было, в основном тяжёлая, индустриальная техника.