Инновации на drupa 2016 в листовом офсете, позволяющие самой заслуженной технологии печати успешно противостоять натиску «цифры».
Не так уж далеко то время, когда многие полиграфисты смотрели на «цифру» свысока: мол, игрушки всё это, до офсетной техники этим машинкам ещё далеко. А на наш век и офсета хватит! После очередного посещения Дюссельдорфа большинство участников рынка, даже горячие сторонники традиционных способов печати, рассуждают в основном о том, через сколько лет «цифра» сумеет серьёзно потеснить конкурентов. Но пока что ясно, что случится это не сегодня, да и не везде одновременно. В отдельно взятых странах внедрение цифровых технологий явно будет отставать.
Производители офсетной техники благоразумно следуют концепции «не можешь остановить движение — возглавь его». И сами делают цифровые и гибридные машины в содружестве с известными «цифровиками». Кроме этого, они стремятся сделать так, чтобы офсетная и цифровая печать давали на выходе одинаковый результат. Например, ПО Komori K-ColorSimulator 2 Easy Color Matching помогает добиться соответствия цветов цифровой и офсетной печати при соблюдении стандартов ISO.
Но и поле своей традиционной технологии «старожилы» офсета не собираются сдавать без боя. Чтобы оказать сопротивление наступающей «цифре», им приходится бороться, в первую очередь, за оперативность. Этому служит, разумеется, всепроникающая автоматизация офсетных машин: на приладке, смывках, смене форм и бумаги. Интересно, что в Heidelberg верят в существование очень большого запаса повышения эффективности листового офсета — говорят о возможности 50-процентного прироста всего за несколько лет! Давайте посмотрим, за счёт чего…
Дорогой автоматизации
В Heidelberg к выставке подготовили новую концепцию автономной печати Push to stop («Остаётся лишь нажать стоп») — она описана в статье «Четыре истории с drupa 2016» (http://www.publish.ru/articles/201607-08_20013600) и реализуется за счёт внедрения нескольких новейших технологий, разработанных для печатных машин Speedmaster. Чтобы достигнуть высокой оперативности, разработчики модели Speedmaster XL 106 создали, в частности, систему Hycolor Multidrive для независимого управления красочными и увлажняющими аппаратами с главного привода. Благодаря этой системе, смывка красочного аппарата выполняется в тот момент, когда главный привод задействован в операции смены лакировальных форм или смывки офсетного полотна и печатных цилиндров.
Это — Heidelberg Speedmaster 106 XL. На скорости 18 000 листов в час за 7 мин 35 с было отпечатано три тиража по 300 листов |
Пульт управления Heidelberg Prinect Press Center XL 2 выполняет функцию цифрового интерфейса с рабочим потоком и служит интеллектуальным интерфейсом между машиной и человеком |
Устройство AutoPlate XL 2 — второе поколение систем одновременной смены форм — работает быстрее предыдущего. Эта система полностью независима от смывки полотна и печатного цилиндра, то есть работает параллельно с ней.
Повысился уровень автоматизации секции лакирования. В этот раз была представлена полностью автоматизированная смена лакировальной формы с помощью устройства AutoPlate Coating Pro.
Встроенная система спектрофотометрического контроля цвета и корректировки приводки в линию второго поколения Prinect Inpress Control 2 отличается вдвое уменьшенным временем до первого измерения и оптимизированными алгоритмами контроля качества, применяя которые можно сократить количество макулатуры на 20%.
Искусственный интеллект нам поможет
Ещё один путь к оперативности — максимальная простота управления.
На пульте управления нового поколения Prinect Press Center XL 2 работает ПО Intellistart 2, которое само вырабатывает оптимальную последовательность смен заказа, инициирует запуск автоматизированных процедур подготовки машины к печати и выдаёт понятные инструкции оператору, когда требуется ручное вмешательство (например, смена красок в кипсейке). Разработчики уверяют, что Intellistart 2 сокращает количество выполняемых операций при смене заказа на 70% и частоту перемещений оператора между машиной и пультом управления.
Система Intellistart 2 совмещена с новым экраном Wallscreen XL, разделённым на четыре части. В области Job Queue представлен список работ в очереди на печать. Система автоматически проходит по списку в заданном порядке (смена положения работ в очереди делается простым «перетаскиванием», а сама система интуитивно понятна и легко осваивается операторами). В области Intelliguide графически отображается ход выполнения процессов: оператор видит, какие из них идут на машине в настоящий момент, как долго до завершения каждого, в какой момент потребуется вмешательство — например, для замены краски. Если же такового не требуется, то Intellistart 2, завершив все процедуры по переходу на другой тираж, сама инициирует печать. Входящая в состав Intellistart 2 функция Quality Assist, работая в комбинации с системой контроля оттисков Prinect Inpress Control 2, позволяет в полностью автоматическом режиме осуществлять переход от приладки к печати, как только достигнуты предварительно заданные параметры качества.
То есть машина сама решает, какой заказ взять в работу, перестраивается на него, начинает печать, проверяет качество приладочных листов и, получив нужный результат, печатает тираж. При таком оборудовании многие сотрудники из низшего и среднего звена управления становятся ненужными. Для кого-то это будет печальной новостью, но рентабельность предприятия повысится. Что касается печатников, то существует мнение, что они превращаются в придаток автоматизированной печатной машины: работника уровня «подай-принеси», который будет подвозить «умной» машине бумагу, менять краски и формы. Но, с другой стороны, избавившись от таких рутинных операций, как смывка, настройка самонаклада и т. п., печатник сможет наконец-то подумать о высоких материях: водно-красочном балансе, красочных профилях и т. д.
Автоматизация через модернизацию
Нужно ли приобретать новую машину, чтобы насладиться всеми достоинствами автоматизации печати? Кое-что можно сделать и без столь серьёзных инвестиций.
Единственная на выставке офсетная печатная машина Shinohara демонстрировалась на стенде Cron — известного разработчика систем СТР. Она была оснащена модульной цифровой системой управления подачей краски — EZcolor system, которая предлагается Cron как комплект для модернизации любой офсетной печатной машины в типографии.
EZcolor system дозирует подачу краски на каждой секции, что сокращает расход краски, уменьшает время переналадки и даже, как уверяет производитель, повышает качество изображения |
Конечно, в этой системе не стоит искать революционных решений: дозирование краски с учётом данных о красочном покрытии давно реализовано и в листовом, и в рулонном офсете. Но возможность применить такое решение на старой технике может заинтересовать полиграфистов, которые сейчас не в состоянии обновить печатный парк.
Конечно, подобные системы есть не только на машинах Heidelberg. На машинах Komori для ускорения приладки, экономии времени и бумаги служат системы автоматической смены форм Full-APC и быстрого выхода на тиражную печать KHS-AI.
Снижение стоимости больших экранов и их полезность для повышения эффективности работы, похоже, стали стимулом для их повсеместного внедрения — например, Ryobi MHI Graphic Technology (RGMT) представила свои машины с 55-дюймовыми экранами на пультах управления.
Конечно, автоматизация — это не только ПО и мониторы, но и изменения в техническом оснащении. Например, представленная на выставке Komori GLX-640+C оснащена новой автоматической системой смывки красочных валиков, которая значительно облегчает смену цветов. Именно смывка красок зачастую является «бутылочным горлышком» при работе со специальными цветами. Эта машина на выставке была показана с рядом систем. PDF Comparator System «считывает» напечатанное изображение и сравнивает с данными в файле. Это даёт возможность вовремя обнаружить ошибки при выводе форм и предупредить потерю продукции. ПО Automatic Mask Creation автоматически формирует выборочные зоны инспекции, включающие только изображения изделий, на основе файла для высечки. А система Sheet Numbering System Automatic нумерует листы с помощью струйной головки, располагающейся на накладном столе.
Общее название для решений, повышения эффективности печати на машинах Komori — Komori ICT (Information Communications Technology).
Облачный сервис KP-Connect Komori Solution Cloud, который повышает производительность работы, делая дистанционно доступными операции печати в режиме реального времени, а сам процесс — менее зависимым от индивидуального мастерства печатника. В частности, он позволяет получить оценку себестоимости каждого тиража в момент, когда файл для него попадает в систему. Также он позволяет делать анализ производимых на печатной машине работ и получать рекомендации, касающиеся её эксплуатации и обслуживания. Благодаря этим советам искусственного интеллекта полиграфисты смогут сократить затраты времени на непроизводительные операции, повысить общую производительность оборудования.
Как ни замечательна работа на новых высокоавтоматизированных машинах, эта дорога уже подходит к своему пределу. Назвать её «тупиком» нельзя, потому что все эти усовершенствования действительно здорово помогают полиграфистам, но счёт в соревновании на скорость пошёл уже на секунды. На самых автоматизированных машинах скорость переналадки при тиражах в несколько сот экземпляров уже мало отличается от «цифры». Очевидно, что многого на дальнейшей разработке этого направления добиться уже невозможно. Обещанная Heidelberg перспектива увеличения эффективности ещё на 50% относится, скорее, к тому уровню производительности, который имеется в типографиях на сегодняшний день, а не к достигаемым максимально автоматизированными моделям. Чтобы реально угнаться за «цифрой», производители офсетной техники ищут более радикальные методы.
Устройство Anicolor Booster — это дополнительный валик. После того как нож красочной камеры выравнивает краску на анилоксе, резиновый валик со встречным (относительно поверхности анилокса) движением «поднимает» часть краски из анилоксовых ячеек, увеличивая, таким образом, подачку краски на форму без замены анилокса или серии краски |
Heidelberg Speedmaster XL 75 Anicolor 2 оснащена технологией Anicolor нового поколения. Красочный аппарат Anicolor позволяет кардинально сократить количество листов, необходимых на приладку. Подача краски в нём осуществляется с помощью анилоксового вала. Но порой его приходится заменять или использовать краску другой серии — например, если запечатываемый материал требует значительно изменить количество подаваемой краски. Чтобы избежать таких непроизводительных операций, в красочном аппарате Anicolor 2 появилась новая функция — Anicolor Booster. Она позволяет расширить диапазон подачи краски и, следовательно, делает работу на этих печатных машинах ещё более оперативной: например, без замены анилокса или краски работать на мелованной бумаге и на бумаге без покрытия.
Параллельная жизнь офсета и «цифры»
Директор по продажам Komori International (Europe) Нил Саттон уверен в том, что у офсета по-прежнему есть потенциал роста. Впрочем, его компания готовится к любому развитию событий — она участвует в разработках цифровых печатных машин, первая из которых уже готова в выводу на рынок.
На drupa 2016 мы видим, что цифровая печать «набирает вес», вытесняя офсетную из выставочных павильонов. Видите ли Вы потенциал развития офсета в будущем?
Нет никаких сомнений в том, что у офсета есть будущее. На это есть множество причин. Во-первых, на офсете по прежнему выпускается много продукции, которую сложно или дорого печатать «цифрой». Во-вторых, скорость и производительность ЦПМ всё ещё относительно невелики. Предстоит проделать большой путь, чтобы догнать офсет. Нельзя также забывать и о том, что цифровая печать пока проникла лишь в малый формат. Продажи в сектор B2 относительно невелики, а освоение B1 ещё не началось. Хотя Komori (совместно с Landa), Heidelberg и KBA представили свои первые решения в этом формате, им ещё предстоит пройти путь до начала коммерческих продаж.
Наше видение этой ситуации — офсет и «цифра» будут ещё долго развиваться параллельно. И у меня нет опасений за существование офсета в обозримой перспективе.
Видите ли Вы какие-то важные тенденции в офсете?
Очевидно, что распространение ЦПМ формата B2 делает этот сектор печати более динамичным, в том числе становятся оперативнее офсетные машины B2. Заказчики дают всё меньше времени типографиям на подготовку работы к печати и выдачу готового продукта. Офсетчики отреагировали на эту тенденцию, представив современные системы сушки для высокореактивных красок. Komori здесь выступила пионером, представив свою систему H-UV. Теперь мы видим, что и остальные производители предлагают подобные решения — LED-UV, LE UV и др.
Продолжается тенденция к персонализации и снижению средних тиражей, на волне которой в своё время начала появляться цифровая печать. А это значит, что и офсетные машины должны более эффективно справляться с короткими тиражами — быстрее и с меньшими затратами переходить с одного заказа на другой.
ЦПМ будут ещё долго работать с офсетом параллельно, а это значит, что в отрасли будут востребованы эффективные гибридные техпроцессы. При этом офсетным машинам уготована роль выполнения более промышленных тиражей, которые пока не могут взять на себя набирающие популярность ЦПМ формата B2.
Если сравнить технологии H-UV и LED-UV, какая из них предпочтительнее?
Мы имеем самую большую в мире инсталлированную базу офсетных машин, работающих с высокореактивными красками и сушками H-UV, — уже около 700 инсталляций, из них около 150–160 только в Европе. Это очень успешный проект для Komori. Причём происходило это в очень сложный период всемирного экономического кризиса.
Принципиальной разницы между технологиями H-UV и LED-UV нет. На самом деле мы были первые, кто начал эксперименты и со светодиодными сушками. Но в тот момент бизнес-модель при использовании LED-UV была нежизнеспособной из-за высокой стоимости сушек. Но мы накопили опыт и знания. Однако изначально решили предложить рынку системы с более доступными сушками H-UV и красками от нашего партнёра Toyo Ink.
Сейчас, когда наступил более благоприятный момент для продвижения светодиодных сушек, мы готовы также предложить нашим клиентам светодиодный вариант H-UV L. Это не говорит о том, что мы принципиально поменяли свой подход. Я ещё раз подчеркну — технология LED-UV не является новой для Komori. Располагая альтернативными технологиями и хорошо представляя себе достоинства и недостатки обеих, мы предоставляем клиентам свободу выбора.
Что касается конструкции УФ-сушек, то разработчиком обоих типов для нас является Baldwin. Мы сотрудничаем с этой компанией уже много лет и очень довольны качеством их продуктов.
Разрабатывая ЦПМ, Komori активно сотрудничает не только с Konica Minolta, но и с Landa. Как скоро нанографические цифровые печатные машины под маркой Komori появятся в продаже?
То, что срок разработки машин Landa оказался долгим, бесспорно — с момента первого представления на предыдущей drupa прошло 4 года. И машины всё ещё не продаются. Но сейчас мы находимся намного ближе к этому моменту. Мы уверены — когда эти ЦПМ поступят в продажу, они будут иметь все шансы революционизировать полиграфию. Сочетание скорости, формата B1 и универсальности по отношению к запечатываемым материалам уникально. Машина, которую показываем на стенде мы, несколько отличается от представленных Ландой, но базовая технология у них общая. Более того, мы считаем, что сможем начать продажи даже раньше Ланды. Но когда это произойдёт точно, я сказать не могу.
С УФ-машиной формата B2 IS29 определённости больше?
Да, мы уже объявили о начале продаж в этом календарном году и принимаем заявки на покупку. Результаты бета-тестов в Америке и Японии говорят о полной готовности решения. С клиентами мы уже обсуждаем цены и бизнес-модели. Наша задача была — добиться максимального качества печати, и это удалось. Вы можете увидеть это на образцах. (Демонстрирует большую книгу образцов, страницы на разворотах которой напечатаны офсетом и цифровым способом на IS29.)
Как будут организованы продажи?
Запуск продукта будет разбит на две фазы. В первой фазе продажи будут организованы только напрямую. Сейчас мы занимаемся подготовкой своих продавцов и сервис-инженеров по этой машине. Во второй фазе к процессу подключатся наши дистрибьюторы. Некоторые из них поставляют конкурентные продукты, поэтому потребуются дополнительные переговоры с каждым. К тому же дистрибьюторы — это независимые компании, которым мы не можем диктовать свои условия. Это должны быть взаимовыгодные договорённости.
Последние два года были очень сложными для российского рынка. Видите ли Вы какие-то изменения к лучшему?
Наибольшей проблемой было резкое ослабление курса рубля. К тому же рынок офсетных типографий по всей Европе консолидировался — уменьшилось количество потенциальных заказчиков. Изменились и бизнес-модели, под которые клиенты выбирают оборудование. Например, всё больший вес набирают типографии, внедряющие у себя технологии web-to-print. Стало сложнее получить финансирование, особенно в России. Рынок офсетных машин особенно пострадал — за последний год количество установленных у вас новых машин формата B2 и B1 всех производителей сократилось вдвое. Но на этом фоне нашему партнёру — «ЯМ Интернешнл» — удалось сохранить объёмы продаж на докризисном уровне, а рыночную долю увеличить вдвое. В частности, половина установленных в России в 2015 г. офсетных машин формата B2 и B1 были марки Komori. Мы очень довольно работой нашего партнёра — он развивает наши рыночные позиции, располагает полной информацией о рынке и заказчиках. Мы уверены — как только у российских типографий появятся возможности инвестировать в оборудование, продажи Komori ещё вырастут.
Высокореактивный переворот
Если уж речь зашла о радикальных переменах, то естественным будет вспомнить о красках с химическими радикалами — т. е. об УФ-печати. Офсетная печать обычными масляными красками — уже давно не то направление, в котором можно ожидать чего-то нового и ради которого стоит ехать в Дюссельдорф. Основным направлением новшеств в офсетном секторе становится печать высокореактивными УФ-красками. Это логично: оперативность — не только механическая скорость, но и возможность выдать тираж, готовый к послепечатной обработке. И в этом смысле полное или почти полное отсутствие противоотмарочного порошка на отпечатках тоже содействует оперативности: «специально обученным людям» не придётся перед ламинированием или лакированием очищать от порошка каждый оттиск вручную, с помощью тряпки.
Теперь уже практически нет производителей, не предлагающих листовые офсетные машины для печати высокореактивными красками в самой передовой версии — со светодиодами. На выставке такие машины показали Heidelberg, KBA, Komori, RMGT, manroland sheetfed и Sakurai. Причём у последних трёх оборудование демонстрировалось только с LED-UV.
КВА, как и прежде, сильна в секторе крупноформатных машин. Слева — KBA Rapida 145, которую компания назвала самой большой на выставке |
Впрочем, иногда полиграфистам требуется дополнительная гибкость. Поэтому ведущие производители оборудования для УФ-сушки быстро сориентировались и стали производить системы, которые позволяют быстро менять обычные УФ-лампы на легированные железом (для высокореактивных красок), или на сушки со светодиодами. Излучающие модули в таких системах стандартизированы, а электронные блоки приспособлены для работы с разными источниками излучения. Например, Heidelberg Speedmaster XL75–6+L оборудована как ламповыми, так и UV–LED сушками производства IST METZ, на ней возможна быстрая замена промежуточных модулей сушек. Представленная конфигурация позволяет наглядно сравнить возможности и качество печати при работе со светодиодными и ламповыми сушками и красками, предназначенными для разных технологий.
Но замена сушек различного типа может понадобиться не только на выставке, для демонстрации публике, но и в типографии. Традиционные УФ-краски, давно знакомые печатникам, обладают к тому же привлекательной ценой и по-прежнему хороши для печати по невпитывающим материалам. Высокореактивные краски внедряются, среди прочего, для печати журнальной продукции — в один прогон с переворотом.
Рынок и форматы
Рынок для листового офсета продолжает сокращаться — хотя и не так заметно, как рынок рулонного. Объёмы офсетной печати в развитых странах практически не растут, а производительность машин увеличивается — естественно, что и потребность в оборудовании падает.
Как следствие сокращения рынка, мы наблюдаем консолидацию производителей. Циркулировавшие несколько лет слухи о возможном слиянии кого-то из трёх крупных немецких производителей так и остались слухами. Однако за время между двумя drupa произошло слияние двух крупных японских производителей — Ryobi и Mitsubishi Heavy Industries решили создать совместное предприятие на паритетных основах (подробнее см. во врезке «Полиграфисты, попробовавшие LED-UV, уже не вернутся к обычному офсету» ниже на странице). Результат — на этой выставке мы увидели новую компанию RMGT и ребрендинг модельного ряда.
Что касается форматов, то «цифра» практически уничтожила спрос на малоформатный офсет — схватка теперь будет разворачиваться в форматах B2 и B1. Heidelberg и RMGT, продолжая производить малоформатные машины, давно не выпускали новых моделей и не считают нужным даже демонстрировать их на выставке. Возможно, единственную (мы могли пропустить что-то на многочисленных стендах китайских товарищей) малоформатную машину показала Presstek. Модель 52DI ECO-UV — это DI-машина с УФ-оснащением для высокореактивных красок. Позиционируется она в первую очередь для печати по невпитывающим материалам. Концепция объединения печати и экспонирования форм «в одном флаконе» себя не оправдала, поэтому DI-конкурентов у неё давно нет. Найдутся ли покупатели?
Тенденция набирает популярность. Например, у Komori среди печатных машин, поставляемых в Европу, доля машин для высокореактивных красок — более половины. В частности, к ним относится представленная на стенде модель GL-529+C H-UV, которая обеспечивает высокую устойчивость печати даже на тяжёлых материалах при максимальной скорости (16 500 оттисков в час).
У Ryobi MHI Graphic Technology, как рассказал в интервью нашему журналу директор по международным продажам и маркетингу Кохеи Яцумото, 80% машин продаётся со светодиодными УФ-сушками.
Широкое внедрение высокореактивных УФ-красок в России сдерживается их высокой ценой. Мы рассказывали о таком примере (см. Захаржевский Ю. Сильное впечатление от печати // Publish, № 4, 2016; http://www.publish.ru/articles/ 201604_20013563), но стратегия работы этой типографии основана на её позиционировании в качестве предприятия, оказывающего эксклюзивные услуги. Очевидно, что последовать её примеру могут далеко не все.
С появлением высокореактивных красок стали обычным делом перфекторы с УФ-сушками. Что бы ни говорили производители машин, только в такой комплектации двусторонняя печать избавилась наконец-то от своих врождённых проблем и окончательно превратилась в рабочую технологию. Важно, что на выходе такой перфектор выдаёт готовую к дальнейшей обработке продукцию, а не стопку листов, на которых ещё должна высохнуть краска.
Komori Lithrone GX40RP: необычная конфигурация для двусторонней печати без переворота |
Разумеется, именно системой сушки Komori H-UV для высокореактивных УФ-красок был оснащён восьмикрасочный перфектор Lithrone GX40RP первого формата для двусторонней печати без переворота: первые четыре печатные секции в этой машине перевёрнуты, то есть запечатывают лист снизу. Конечно, есть у такой машины и ограничения: её нельзя использовать для печати работ с повышенной красочностью, как обычные перфекторы, на которых переворот можно отключить. Но немало и преимуществ: например, отсутствие перехвата листа позволяет экономить его площадь, поскольку не нужно пространство для второго захвата. Не требуется и высочайшая точность обрезки листа, необходимая для качественной печати с переворотом на обычных перфекторах. Двусторонняя печать на такой машине может осуществляться на максимальной скорости — то есть 18 000 оттисков в час.
Представленная на стенде машина оснащена, разумеется, разнообразными системами автоматизации. Например, все 8 форм меняются за одну минуту, параллельно происходит смывка полотен и предварительный накат краски для следующего тиража. Кроме автоматического контроля приводки и цвета, каждый оттиск проходит контроль с помощью системы PQA-S — отслеживаются дефекты печати размером от 0,25 мм.
Спрос на Lithrone GX40RP за последние годы существенно вырос, чем и объясняется решение Komori продемонстрировать эту машину в Дюссельдорфе.
Была на стенде Komori и «простая» четырёхкрасочная Lithrone GL-437, оснащённая светодиодной сушкой, а не традиционной для этого производителя системой Komori H-UV. Сейчас в Японии установлено уже более 20 машин Komori со светодиодными сушками.
Максимальный формат листа у этой машины — 64×94 см, что делает её экономным (как по цене на машину, так и по расходу форм и электроэнергии) вариантом для печати журналов.
Интересно, что Heidelberg, также не так давно выпустившая машину в классе 920 — Speedmaster CS 92 — формата 65×94 см, на выставке её не показала, хотя это самая новая базовая модель в ассортименте компании, а её премьера состоялась в апреле на China Print 2015. В Heidelberg объясняют это тем, что «на выставке было только самое новое и передовое».
Полиграфисты, попробовавшие LED-UV, уже не вернутся к обычному офсету
Директор по международным продажам и маркетингу RYOBI MHI Graphic Technology (RMGT) Кохеи Яцумото говорит о 80% доли машин с LED-UV в продажах его компании, а это значит, что светодиодное отверждение становится базовой технологией.
Что представляет собой бренд RMGT?
Бренд RMGT расшифровывается как RYOBI MHI Graphic Technology. К этому названию шли постепенно — сначала компания называлась только полностью. Но поскольку в совете директоров, в общем и целом, равное представительство обеих компаний, требовалось найти некоторое компромиссное сокращённое и, главное, нейтральное название, не имеющее прямых отсылок ни к RYOBI, ни к Mitsubishi. Так и появились бренд и логотип RMGT, которых можно видеть на всех машинах на выставке.
Как выглядит портфолио компании после завершения объединения?
Начну немного издалека. Обе компании были основаны в 1943 г. в городе Хиросима, к тому же наши заводы также расположены на расстоянии всего около 40 км друг от друга. RYOBI разрабатывали машины малого и среднего форматов (до А1) и дупликаторы, в то время как Mitsubishi постепенно сконцентрировалась на формате B1 и выше. Это стало отличными предпосылками для объединения — ведь портфолио компаний отлично дополнили бы друг друга. RYOBI создала собственную машину формата B1 серии 1050, но для нас это был серьёзный вызов и выход в новый сектор рынка. К тому же мы не могли предложить эту машину с широким выбором конфигураций. И в этот момент возникла идея объединения, которая была горячо поддержана с обеих сторон. Совместное предприятие начало работать с 1 января 2014 г.
На выставке drupа 2016 мы показываем только часть нашего портфолио — три печатных машины. Они не являются совершенно новыми. Начиная с сентября 2015 г. мы унифицировали модельный ряд, изменив названия серий и моделей. Машина 1050 (1050LX-6 + LED-UV + CC) формата B1 с шестью печатными секциями и одной лакировальной, также оснащённая сушкой LED-UV, относится к серии RMGT 10. Изначально она была разработана Mitsubishi и называлась V3000. Машина 920PF формата А1 с восемью секциями и переворотом (4+4), а также сушками LED-UV изначально была разработана RYOBI и теперь входит в серию RMGT 9. Третья — цифровая машина на жидком тонере формата B2 RMGT DP 7 (DP 790), разработанная совместно RYOBI и Miyakoshi. Она позиционируется для печати переменных данных и коротких тиражей, причём с высокой для ЦПМ скоростью — 6000 стр. B2 в час. Это самая производительная ЦПМ в этом секторе. Она ещё не серийная, но очень близка к этому — мы собираемся начать продажи примерно в середине 2017 г. Она будет продаваться только под маркой RMGT.
Насколько велики продажи объединённой компании?
Мы не раскрываем эти цифры. Могу только сказать, что компания RGMT небольшая — в ней работает около 500 человек. При этом мы прибыльные, а продажи за прошлый год выросли на 4%.
Прокомментируйте, пожалуйста, беспрецедентное решение, по которому вы договорились о прямых взаимоотношениях с российским дистрибьютором «Терра Системы».
Действительно, до последнего времени между нами был посредник — немецкая компания Ferrostaal, в 2013 г. тщательно изучившая всех потенциальных партнёров и выбравшая как субдистрибьютора «Терра Системы». Через какое-то время нам стало ясно, что организацию продаж в Россию и на Украину следует изменить. Главная проблема — цены, которые после ослабления местных валют существенно выросли. Её усугубляло существование дополнительного посредника между нами. Признаюсь, для японской компании решение вступить в прямые взаимоотношения с российским дистрибьютором было нелёгким, в том числе и с точки зрения организации логистики. Но коллеги из Ferrostaal приняли наше решение с уважением. Так в 2016 г. мы начали прямой экспорт решений RMGT в Росссию.
Надо отметить, что важным побудительным мотивом стала для нас и эффективность работы «Терра Системы». У них есть большой опыт продаж офсетного оборудования ещё со времён поставок в Россию машин Shinohara, они знают офсетный рынок и людей на нём. Хотя надо ещё раз подчеркнуть, что первоначальное решение о сотрудничестве с «Терра Системы» принимали в Ferrostaal, но они проделали большую работу по оценке потенциальных партнёров. А по мере расширения нашего бизнеса в России мы поняли, что выбор дистрибьютора был совершенно правильным.
Показали ли вы новые опции для машин?
Да, мы представили несколько новых функций. Например, пульты операторов снабжены большими 55-дюймовыми мониторами. Мы также показали системы измерения параметров печати в линию для контроля качества цветопередачи PQS-Eye и контроля содержания PQS-D.
Кто чаще покупает подобные системы?
В Европе подобными системами интересуются в первую очередь упаковочные типографии. Для них важны и максимально точное попадание в допуски по цветопередаче, и гарантия качества каждого оттиска. Контролем содержания оттисков больше интересуются типографии, выпускающие фармацевтическую упаковку. Но мы видим повышение интереса к подобным опциям и со стороны обычных коммерческих типографий. Ведь внедрение PQS-Eye обещает повышение производительности за счёт более быстрого выхода на тиражный цвет. Это — заметная тенденция.
Давайте поговорим о другой тенденции — переходе на светодиодное отверждение в сочетании с высокореактивными красками. Насколько велика доля в ваших продажах систем с LED-UV?
Раньше ими интересовались только заказчики, которые печатали на пластике или металлизированных материалах. Сейчас мы видим, что более 80% (85% в Японии) наших заказчиков покупают машины с LED-UV для печати на бумаге и картоне. Мы инсталлировали уже более 250 таких машин. Этому способствует и сокращение разницы в цене между обычными красками и отверждаемыми LED-UV — теперь они есть в ассортименте почти всех крупных производителей. Те, кто перешёл на LED-UV, уже никогда не вернутся к обычной печати с противоотмарывающим порошком и прочими «прелестями».
Я также хотел обратить особое внимание на наш бестселлер — RGMT 9 формата А1 в 8-красочной конфигурации с переворотом (4+4) и LED-UV не имеет себе равных для листовой журнальной печати. По сравнению с более крупными и дорогими машинами B1, вы экономите не только время, но также формные материалы и электричество — ведь вы сможете печатать всё те же 16-полосные тетради, только намного дешевле.
RGMT представила, среди прочего, RMGT 1050 LX-6 с технологией LED-UV, камерным ракелем на секции лакирования и удлинённой приёмкой. Светодиодные сушки на этой машине установлены после 2-й и 6-й секций, а также после секции лакирования. Если на первых этапах внедрения этой технологии существовали сомнения в её применимости для печати упаковки (поскольку некоторые смесевые краски, в частности, белила, требуют для сушки большей мощности, чем прочие), то теперь, по уверениям производителя, все эти проблемы остались позади. Штатными поставщиками светодиодных сушек для RMGT являются Panasonic и Kyocera. На российском рынке, по согласованию сторон («Терра Системы», RMGT и AMS), штатными являются решения AMS. По утверждению поставщика, сушки этого производителя «справляются» не только со специальными высокореактивными УФ-красками, сделанными специально для светодиодов, и даже не только с высокореактивными красками для легированных железом УФ-ламп, но и с обычными УФ-красками. Если это утверждение подтвердится в широкой практике, в УФ-печати может произойти маленькая революция.
RGMT 9 по формату хорошо подходит для печати журналов, причём на данной восьмисекционной машине это делается в один прогон. За четвёртой и восьмой секциями видны рамки с камерами контроля: они следят за качеством печати на обеих сторонах листа |
RMGT 1050 ведёт свою родословную от печатных машин Mitsubishi. Многие, наверное, помнят, что машины этого производителя отличались интересным построением печатных секций — в частности, аппарат увлажнения в них имел не два варианта работы, как у большинства листовых машин, а три. Эта особенность у RMGT 1050 сохранилась. Хотя, разумеется, появились и новшества, главным образом — в направлении повышения автоматизации. Можно, например, управлять печатью с планшетного компьютера. У машины появился нон-стоп на самонакладе, камеры для спектрофотометрического контроля оттисков в линию и поиска дефектов печати. Также камеры слежения установлены в проблемных местах внутри машины с выводом изображения на экран на пульте.
Фольга в линию
Тиснение в линию немало добавляет к итоговой оперативности. Экономится время, а на коротких тиражах — ещё и деньги, поскольку расходы на холодное тиснение в этом случае меньше, чем на изготовление клише и отдельную операцию тиснения на менее производительных прессах. Эта опция на выставке демонстрировалась на машинах КВА Rapida и manroland sheetfed.
manroland 700 Evolution с опцией InlineFoiler с потактовой подачей фольги, которая экономит этот дорогостоящий материал |
Для некоторых типографий может быть интересна новость о том, что американская Eagle Systems нашла способ выполнять холодное тиснение по бумаге без покрытия благодаря инновационной конструкции. По словам Майка Кинга — главы компании и конструктора устройства — его можно установить на большинстве существующих офсетных листовых машин, в том числе и на уже инсталлированных ранее.
Модуль от Eagle Systems работает только с расходными материалами этой компании. Сейчас он тестируется в одной из типографий США, но уже начались продажи — например, в Дюссельдорфе было объявлено о поставке модуля для печатной машины КВА Rapida 106 в польской типографии.
Офсет офсету рознь…
Производители офсетной техники активно ищут способы повысить конкурентоспособность своих машин с помощью конструктивных и технологических решений. Это в очередной раз доказывает важность производственного «базиса» для полиграфических предприятий. Можно долго и старательно строить отношения с клиентами, применять разнообразные маркетинговые хитрости — но всё это, в конечном счёте, конкурент может быстро скопировать — в т. ч. и переманив ключевых сотрудников коммерческого отдела. А вот технологическое преимущество так просто, одной лишь «политической волей», не компенсируешь. К сожалению, в сегодняшних условиях даже понимание этого факта не всегда ведёт к успеху: слишком велико влияние на нашу отрасль привходящих обстоятельств, препятствующих развитию отрасли. Желание приобрести новую технику есть у многих, но где найти заказы под неё? Однако быть в курсе происходящих в мировой полиграфии процессов всё-таки надо.