Тенденции в современном книжном дизайне на примерах со стендов крупнейшей книжной ярмарки во Франкфурте.
Пятый павильон, этаж 0. Здесь находился российский павильон Read Russia — он виден за красным баннером и буквой «С» |
Frankfurter Buchmesse — крупнейшая книжная ярмарка в мире. Она проходит во Франкфурте ежегодно, в середине октября. Здесь можно познакомиться с новинками и тенденциями международного книгоиздательского рынка. На выставке 2015 г. мировые книжные новинки расположились на территории 172 000 м2 в четырёх многоуровневых павильонах. В ней приняли участие 1600 издательств из более 150 стран.
Раскраски — не только детям…
Обычно раскрасками увлекаются дети. Но в последние нескольких лет приобрели популярность антистрес-раскраски для взрослых. Причиной популярности раскрашивания сложных рисунков стала компьютеризация современного общества. В наши дни человек испытывает стресс, который может снять заполнение графических рисунков цветом. Творчество и арт-терапия становятся лекарствами от бешеного ритма современной жизни. На выставке, помимо обычных раскрасок, были представлены ежедневники и планеры с раскрасками. Планируя бизнес-совещания, вы можете расслабиться и привести мысли в порядок, придавая плану рабочего дня более красочный вид.
Раскраски становятся частью бизнес-сувениров. На фото — планеры с раскрасками от издательства La rousse |
Развитие творческого потенциала, рисование карандашами, ручками и красками — это тенденция, ставшая заметной ещё в 2015 г. Обилие раскрасок на Frankfurter Buchmesse 2015 показало, что они остаются основным трендом и нынешнего года. Раскраски, SketchBook и DoodleBook погружают человека в мир творчества, отвлекая от серых будней.
Корешок и обрез
Обрез | Одна из тенденций оформления книг этого года — закраска обрезов книжного блока его (верхнего, бокового и нижнего торца).
Специальный выпуск книги «Может ли искусство изменить мир?» с фотографиями глаз разных людей на обрезе. Издательство Phaidon |
Книгу Терри Гиллиама «Гиллиамески. Предпосмертные мемуары» в России выпустило издательство Corpus без запечатки обреза. У оригинального издания Gilliamesque: A Pre-posthumous Memoir издательства Canongate Books есть печать по обрезу книги |
Для закраски обрезов используют специальные краски, в состав которых входит пигмент и водорастворимое связующее. Закрашивают сразу после обрезки. На обрез равномерно наносят краску, которая не вызывает слипания листов.
До автоматизации процесса окрашивания обрезов книг это делали вручную, а обходилось это дорого. Закрашенный обрез создаёт большую законченность книжному блоку — книга с крашенным обрезом выделяется на книжной полке и становится более привлекательной для потенциального покупателя.
Корешок | Это один из важнейших элементов внешнего оформления книги, потому что на полке магазина или в шкафу читатель нередко начинает выбор книги по корешку. Сегодня художники-оформители книги используют в его оформлении корешка креативные решения. Например, когда на корешок переходит изображение с обложки. Оформитель играет со зрителем, используя нестандартные приёмы.
Изображение с первой сторонки обложки переходит на корешок книги |
Корешки цвета радуги создают оригинальный вид серии на книжной полке |
Лак, тиснение, вырубка
Лакирование | Это уже давно наиболее популярный вид послепечатной обработки в полиграфии. Выборочное лакирование улучшает яркость, контрастность и насыщенность цветовой гаммы изображения. За счёт разных видов лакирования (матового и глянцевого, флюоресцентного, глиттерного — с блёстками, рельефного и т. п.) и их сочетаний книжной продукции можно придать настоящую уникальность.
Выборочное лакирование позволяет добиться более реалистичного эффекта экрана телефона |
Тиснение | Создаёт рельефное изображение на бумаге, картоне или другом переплётном материале с помощью давления клише. Тиснение фольгой любого цвета придаёт книжному блоку более дорогой вид, делает его «богаче». Блинтовое тиснение выполняется плоским клише без фольги, с нагревом или без него. Необычные приёмы тиснения особенно обильно были представлены в книгах из стран Восточной Азии. Например, тиснение на переплёте дополнительных геометрических форм.
Мягкий переплёт с тиснением серебром различных геометрических форм |
Вырубка (высечка) | Также придаёт изделию особую индивидуальность. Она выполняется при помощи специальных металлических вырубных форм, хотя в последнее время всё чаще можно встретить использование лазерной высечки, с помощью которой можно получить особенно интересные эффекты, поскольку лазер обеспечивает высокую детализацию высечки.
Суперобложка с вырубкой создает эффект трёхмерного пространства обложки |
Вырубка в обложке и клапанах создаёт глубину на первой обложке книги |
Суперобложки
Суперобложка надевается на переплёт или основную обложку. Основная её функция — рекламная, но она также является элементом внешнего оформления и предохраняет переплёт от загрязнения.
Суперобложка выполняется из материалов прочных к истиранию, таких как плотная или ламинированная бумага, картон, пластик. Популярным материалом суперобложек на этой выставке стала калька.
Особенно эффектны примеры суперобложек с вырубкой, сквозь которую можно увидеть часть переплёта. Этот приём популярен также в оформлении книг из Восточной Азии. Благодаря суперобложке книга часто выделяется среди массы других изданий на полках магазинов.
Мягкая обложка со складными клапанами с вырубкой, наложение нескольких текстовых планов |
Многослойная складная суперобложка создаёт эффект театральных декораций |
Серия путеводителей с суперобложками в виде карт городов |
Складная суперобложка открывает дополнительные части изображения, скрытые в сложенном виде |
Полусупер
Если суперобложки закрывают обложку целиком, то полусупер — дополнительная рекламная поверхность книги, закрывающая часть переплёта. Сегодня полусуперы становятся всё популярнее. Особенность художественного оформления полусуперов, представленных на выставке во Франкфурте, — разделение визуальной информации на супере и обложке. Например, на супере помещается только текст или изображение, а на обложке — орнамент. Особенно эффектно смотрятся суперы сложной формы.
Пластиковый полусупер нестандартной формы придаёт книге по-настоящему уникальный вид |
Смешной полусупер для детской книги в виде трусов. Он одевается на медведя, нарисованного на переплёте |
Хотя полусупер скрывает название книги, но оно частично проступает через прозрачную кальку |
Нестандартная серийность
Формирование книжной серии строится на повторе основных её элементов — логотипа, шрифта, стиля оформления. В классическом построении серии все элементы находятся на закреплённых за ними местах и не меняют свое положение на протяжении всех книг серии. В современных книжных сериях европейских издательств для обозначения серии используется единое цветовое решение, но при этом шрифт у каждой книги может быть уникальным, подобранным под каждую книгу. Основной элемент серии, например, треугольник, может располагаться на переплёте не на одном и том же месте, а на разных.
Нестандартная серийность создаётся за счёт размещения объектов различной формы одного цвета Pantone на обложках |
Серийность книг различного фонового рисунка построена на использовании белого прямоугольника в верхнем правом углу обложки |
Белый треугольник объединяет в серию совершенно разные по цвету и размеру книги |
Внесерийные издания
Дизайн обложки книги должен создавать уникальный образ книги. В нестандартных серийных оформлениях используются необычные материалы, а форма книги начинает видоизменяться. Мировой экономический кризис оставил отпечаток на использовании нестандартных форм и материалов для книжных изданий. Сократилось количество книг с деревянными, вязаными и другими дорогостоящими, нестандартными переплётными материалами. Большинство изданий имитируют фактуру бетона, кирпича и дерева с помощью запечатки переплётной крышки.
Нестандартные внесерийные издания интригуют читателя за счёт необычного воплощения идеи, заключённой в книге. А обложки китайских издательств просто шокируют необычностью подхода к оформлению.
Переплёт, разделённый горизонтальными линиями, название расположено на пересечении глаз зверя и нижней части лица человека
«Тёплая» книга с вязаным переплётом. С обеих сторон обложки пришиты варежки |
Зачёркивание
Закрывание основного изображения обложки второстепенными графическими элементами, зачёркивание названия создаёт интригу, останавливает взгляд читателя на книге. Приём, который используется в дизайне сайтов и рекламе, в этом году стал одной из самых заметных тенденций оформления книжных изданий.
Фото, закрытое трафаретной надписью. За счёт прорезей в надписи можно одновременно рассматривать фотографию и читать название книги |
Текст, зачёркнутый маркером, интригует читателя |
Зритель останавливает взгляд на обложке со скрытыми элементами, ему интересно представить черты лица, скрытые под плашками и текстом.
Складная суперобложка открывает дополнительные части изображения, скрытые в сложенном виде |
Сходства и отличия
Подводя итоги Международной книжной выставки во Франкфурте, можно выделить отличия мировых тенденций в оформлении книг от российских:
Первым таким трендом можно назвать большой процент книг в мягкой обложке, представленных на выставке. В российских книжных — обратная история: твёрдые переплёты превалируют над книгами в обложке. В восприятии российского читателя твёрдый переплёт выглядит дороже обложки.
В отечественных книжных магазинах пока редко можно встретить книги с вырубкой в обложке и картоне переплётной крышки. В книгах, представленных на выставке, вырубка в обложках, суперобложках и клапанах, напротив, встречалась нередко.
В книгах китайских издательств с полусуперами текстовая информация вынесена либо на полусупер, либо на обложку. Во отличие от российских книг с полусупером, где текст помещают и на обложке, и на полусупере.
Сегодня европейский книжный дизайн для нас понятен, более нестандартные решения можно увидеть в дизайне стран Востока и Азии. Китайский, тайский, индийский дизайны стали для меня открытием! Надеюсь, наши книжные дизайнеры тоже будут чаще воплощать нестандартные идеи, используя современные полиграфические технологии и материалы.
Об авторе: Юлия Тарасова (Tarasova.YVi@eksmo.ru) — креативный директор редакции Non-fiction издательства «Эксмо».