Как достучаться до заказчика фотокниг, воздействуя на его осязание, обоняние, зрение, слух и вкус.
Можно сколь угодно долго и столь же продуктивно спорить, «потеряла ли полиграфия половину объёма печати или половину сохранила», факт остается фактом: структуры заказов и объёмов печати начала века уже не будет никогда. Кто-то, так и не сумев это понять, закрывается, кто-то, осознав, ищет другие рыночные ниши.
На первый взгляд нас, цифровиков, эти процессы как бы и не касаются. К нам течёт довольно широкая река заказов, ранее размещавшихся на малоформатном офсете, коротких и срочных. Но судьба многих, ранее успешных, офсетных типографий не позволяет нам почивать на лаврах. Понимание сложности конкуренции с электронными медиа приходит всё явственней.
Это и понятно: мы никогда не сможем угнаться за Сетью ни в скорости, ни в дешевизне доставки контента, ни в простоте комбинирования разных средств представления информации, ни в оперативности реакции на происходящие события.
Проигрываем ли мы конкуренцию электронным медиа? А они с нами и не конкурируют, они нас просто замещают. В первую очередь в тех сегментах, где нам просто нечего противопоставить дешевизне и скорости Сети, в информационно-новостном и познавательно-развлекательном.
Опять же это сегменты, в которых «цифра» никогда и не работала: мы не печатали ни газет, ни крупнотиражных журналов. Но вполне разумное желание учиться на ошибках других не позволяет нам игнорировать ничей опыт, особенно опыт негативный.
Основная причина перехода информационно-новостного и познавательно-развлекательного контента на электронные носители — дешевизна и скорость его доставки потребителю, но, по моему мнению, есть ещё несколько аспектов, ускоривших этот процесс.
Один из них — разрушение единства формы носителя информации (газеты, книги, журнала) и его содержания. В благословенную безальтернативную информационную эпоху, когда никакого другого способа донести информацию до миллионов её потребителей, кроме полиграфии, не было, газета, книга, журнал являлись самостоятельным источником эмоций читателя. Поглаживая переплётную крышку, шелестя страницами и вдыхая запах краски, читатель уже предвкушал удовольствие от прочтения, ещё до его начала.
В конкурентной борьбе с электронными медиа, в бесплодных попытках сохранить былую рентабельность мы сами всеми возможными способами упрощали и удешевляли вещественный носитель информации: книгу, журнал, газету. Мы сами лишили читателя маленького ежедневного праздника от приобретения объекта самостоятельной ценности, красивого, приятного на ощупь, социально статусного. Удовольствие от осязания формы ушло, осталось лишь удовольствие от восприятия содержания, ценность формы нивелировалась, осталась лишь ценность содержания.
И содержание ушло. Ушло на другие, более быстрые и дешёвые носители, на электронные устройства и в Сеть.
Понимая это, мы, «цифровики», уже не можем сказать, что нас это не трогает. Ведь сегодня мы повторяем ту же самую ошибку в развитии рынка фотокниг, что и классическая полиграфия в развитии рынка книг, газет и журналов, — всеми средствами снижаем себестоимость производства за счёт упрощения конструктива и удешевления технологий и материалов.
Нельзя сказать, что мы рискуем получить тот же самый результат. Мы не рискуем — мы его гарантированно получим. Наступит день, когда потребитель «оторвёт» слово «фото» от слова «книга», содержание от формы, и содержание в очередной раз «уйдёт» на более дешёвые и удобные носители.
Момент этого «ухода» определяется лишь процессом совершенствования и удешевления смартфонов и планшетов, каналов связи и «облачных» хранилищ.
В значительной мере фотокнига — плод нашей привычки к прямоугольным бумажным карточкам 10×15, следствие былой безальтернативности отображения фотосодержания, способов донесения его до потребителя. Фотокниги тяжелы, громоздки, недолговечны при интенсивном использовании, не допускают внесения в содержание каких-либо изменений, подчас похожи одна на другую, а многие откровенно безлики.
Да, это не «продукт», а сплошное недоразумение, но… это «недоразумение» нас кормит! Кормит не кого-то, а нас, «цифровиков», и будущее фотокниг не может оставлять нас равнодушными.
Предлагаю поразмышлять над возможными путями развития фотокниги, ставя во главу угла задачу сохранения фотокниги как таковой.
Попробуем определиться с базовыми понятиями. Начнём с важнейшего…
«Фотокнига, это что?», «Фотокнига! Для чего?»
Предлагаю следующее определение фотокниги как явления: «Фотокнига — конгломерат объективных свойств и проявлений, подвергающихся субъективному восприятию и оценке с целью изменения эмоционального состояния субъекта (заказчика)». Теперь переведём это месиво слов на человеческий язык.
Фотокнига — объект, ничего с этим поделать нельзя. Если она напечатана на «туалетной» бумаге на струйном принтере, то она обладает свойствами и проявлениями объекта, напечатанного на «туалетной» бумаге на струйном принтере, это данность. Другое дело, что субъект (зритель, заказчик, клиент), воспринимающий и оценивающий этот объект (фотокнигу), мог полжизни мечтать, чтобы она была напечатана именно так, а не иначе. И это уже предмет диалога «заказчик — исполнитель», диалога, призванного облечь в техническое задание все мечты и пожелания заказчика.
Теперь самое главное. Все эти свойства и проявления воспринимаются и оцениваются с одной лишь целью: не оставить заказчика равнодушным! Просмотр фотокниги должен вызвать у заказчика ясное понимание её высокой ценности для него, оправданности вложений в её создание и реализации всех его ожиданий. Мы должны изменить его эмоциональное состояние, причём в лучшую сторону (если мы хотим получить прибыль)! Возможна, конечно, продажа и без «эмоций», «потому что дата, потому что надо», но, как правило, это будет единичная продажа, без продолжения. А ведь мы стремимся к лояльному, постоянному заказчику. Впрочем, даже в случае вынужденной покупки пустой и безликой «макулатурной» фотокниги заказчик всё равно найдёт повод для маленькой радости — низкая цена. И если его попытаются лишить и этой, «последней радости», то вовсе откажется от покупки. И правильно сделает! «Ни уму, ни сердцу!»
Итак, если Вы, Читатель, согласны с моим определением понятия «фотокнига», попытаемся конкретизировать способы и средства воздействия на Заказчика с целью изменения его эмоционального состояния в нужную нам сторону.
Ну а здесь как раз всё просто: вызвать любые эмоции можно лишь воздействием на органы чувств.
Как известно, у нас их пять: осязание, обоняние, зрение, слух и вкус. Современные фотокниги адресованы почти исключительно к зрению, мы их рассматриваем. В случае кожаного или тканевого переплета немного осязаем. И… всё! Ни уловить аромат, ни услышать звук, ни ощутить вкус сегодняшние фотокниги не позволяют.
Можем ли мы изменить существующее положение вещей? Конечно! Стоило бы в противном случае «городить» такую кучу букв. Начнём с…
Осязание
Мы говорили, что мы немного осязаем в случае кожаного или тканевого переплёта, но к содержанию фотокниги прямого отношения это не имеет. Переплёт (переплётная крышка) лишь несколько (или весьма значительно) «поднимает» социально-статусную ценность фотокниги, выводит её из ниши массового недорогого продукта, практически ничего не «сообщая» зрителю в психоэмоциональном плане. Да и вообще можно говорить о переплёте как о единственном способе придания индивидуальности современной фотокниге, ведь в блоке-то всё у всех одинаково: красивые, оригинальные макеты — «звери» редкие и пугливые, а талантливые и осмысленные фотосюжеты — и вовсе исчезающие.
Итак, осязание. Начнём с формы. Только применение гильотинных резальных машин определяет прямоугольную (квадратную) форму фотокниги в целом и отдельных её страниц. Но если мы хотим сказать что-то зрителю посредством формы фотокниги и её отдельных страниц, нам ничто не мешает придать им произвольную форму с помощью плоттерной резки.
Сложное паспарту — украшение фотокниги |
Сейчас набирают моду фотокниги со страницами, оформленными в паспарту. Кроме простейших устройств для прямолинейной резки существуют и компьютеризированные станки для резки паспарту. Это станки для плоттерной резки с возможностью задания не вертикального, а наклонённого под требуемым углом положения ножа в разрезаемом материале.
Обладая подобным оборудованием, мы обретаем возможность формирования произвольной формы как внешней кромки страницы, так и внутренней кромки окна. Конечно, степень применимости и эмоциональной выразительности не прямоугольных страниц и окон будет полностью зависеть от таланта и такта дизайнера, но ведь мы сейчас говорим о технологических возможностях, а не конкретных случаях применения.
Натуральный шпон, запечатанный на цифровой машине |
Осознав возможность криволинейной резки паспарту, мы уже готовы идти дальше — напрашивается применение необычных видов картона для паспарту, например кашированных тканью или шпоном, замещение картона натуральной или искусственной кожей, шпоном ценных сортов дерева… При этом поверхности, кашированные кожей или шпоном, также можно запечатать на цифровых печатных машинах или планшетных УФ-принтерах.
Если в ассортименте торговых компаний — огромное количество готовых вариантов, а подходящего нет, всегда можно изготовить индивидуально — были бы желание и бюджет заказчика.
Мы предоставили дизайнеру дополнительные возможности воздействовать на осязание зрителя с помощью необычной формы страниц и паспарту. Можем ли мы дать такие же возможности в отношении изображений? Можем!
Сейчас мы печатаем на гладких, в основном глянцевых сортах бумаги и плёнках, ничего не говорящих зрителю. Значительно больше дизайнер мог бы сказать зрителю при печати изображений на текстурированных, фактурных материалах, таких как ткани или шпон, материалах, вызывающих у зрителя самостоятельные эмоции и ассоциации и вполне способных усилить впечатления от изображения.
Возможностей нанести фотоизображения на ткани масса, даже перечислять не станем. Но большинство из них требуют применения целого комплекса технологий и оборудования, в основном базируясь на струйных термосублимационных и термотрансферных технологиях.
Разнообразию сюжетов — разнообразие тканей |
Применяя классические ткани для прямой и термосублимационной печати, не стоит забывать и о классическом их использовании, для которого они и создавались, — печати по ним на струйных широкоформатных принтерах
Можно ли напечатать на ткани на оборудовании, предназначенном для печати на бумаге? Можно, на печатных машинах, имеющих в основе своих красок сополимер этилена с метакриловой кислотой. Если у вас есть такая печатная машина, необходимость в специальном оборудовании для печати на ткани (в приложении к производству фотокниг) отпадает.
По чисто синтетическим тканям на основе полиэфирных волокон (100% полиэфир) эти машины печатают без какой-либо предварительной подготовки поверхности в силу химической родственности полимеров основы и краски, на тканях с долей натуральных волокон или чисто натуральных тканях — после предварительного нанесения праймирующего состава (праймера). Таким образом, затраты по печати на ткани при помощи таких машин формируются в основном из наклейки ткани на самоклеящуюся бумагу (для придания необходимой для прохождения через машину жёсткости) и, при необходимости, нанесения на ткань праймера. Что примечательно, для печати на натуральном шпоне праймирование никогда не требуется, краска отлично «лежит».
Хлопотно? Да, отчасти хлопотно! Но ведь и изделие не массовое, уникальное получается изделие!
Что у нас дальше?
Обоняние
Уж сколько было сломано копий в попытке «породнить» ароматы и полиграфию! Кто только не пытался внедрить аромат в печатную краску. Пытались ранее и продолжают попытки ныне. Но в реальном производстве «сердце успокоилось» банальными уже аромалаками и шелкотрафаретным нанесением в стиле «потри и понюхай». При огромном желании и эти возможности можно применить при решении задачи контекстной (зависящей от сюжета) ароматизации страниц фотокниги, но в данном случае это уже не просто хлопотно, а очень хлопотно!
И кроме самой необходимости иметь шелкотрафаретный участок, затраты времени и денег на изготовление «сетки» для одного нанесения (берём самый сложный случай) на одну страницу одного фотоальбома «снесут» любую экономику, никакой заказчик не потянет. Да и служат эти аромалаки недолго, и обновить их нет возможности.
Итак, что мы хотим? Мы хотим, чтобы носитель (источник) аромата был стандартным и изменялся лишь сам аромат. Чтобы носитель мог воспринимать ароматы на любой стандартной основе (масляной, спиртовой, водяной) и был обновляем. Чтобы носитель был управляем (позволял открыть источник аромата при необходимости и закрыть его) и обеспечивал сохранность аромата в течение нескольких месяцев.
Прошерстив частым гребнем все павильоны drupa 2016 в поисках готовых решений, я, кроме усталости, ничего не получил.
Жаль, конечно, «изобретение велосипеда» в мои планы не входило, но «за неимением гербовой»…
Приходится создавать аромакейс самостоятельно. Определяющие параметры: стоимость, технологичность, презентабельность.
Немного поразмышляв и поэкспериментировав, придумал довольно простой и забавный аромакейс из листового пластика, с крышкой, застёжкой и вкладышем из высококапиллярного картона. Крышка обеспечивает довольно длительное время сохранность аромата, застёжка служит той же цели. В принципе, размещение аромакейса на странице фотокниги приводит к закрытию крышки при закрытии страницы, но застёжка позволяет остановить истечение аромата при открытой странице.
Параметр технологичности на данный момент диктует прямоугольную форму аромакейса, но работа над ним продолжается, в том числе и в направлении придания ему произвольной формы.
Конечно, создание носителя аромата (аромакейса) — это лишь первый шаг на пути создания индустрии ароматизации фотокниг. Важнейшим шагом будет накопление опыта оправданного и ненавязчивого сочетания изображения и аромата. На этом пути потребуется всё чувство меры и талант парфюмеров и фотохудожников, пытающихся вступить на этот непростой путь. Но отрадно, что таковые уже находятся.
Первая выставка «Запах женщины», организованная «Гильдией парфюмеров» и фотохудожником Григорием Горячевым, совмещающая фотоизображения и ароматы, состоялась в августе 2014 г. в московском арт-центре Vauxhall.
В марте-мае 2015 г. в Санкт-Петербурге, в арт-центре в Перинных Рядах, прошла выставка «Парфюмер: Ню. Портрет и Запах», объединившая фотоработы, подобранные Андреем Базановым, и ароматы, созданные Оксаной Чернышовой и Сергеем Кротким. В 2016 г., посетив предварительно Уфу и Иркутск, выставка добралась до Москвы, где прошла в июле-августе в выставочном зале «Тушино».
Можно «до хрипоты» спорить о стилистической ценности и уместности конкретных пар изображений и ароматов (тем более представленных ароматов, созданных исключительно из синтетических компонентов), но одно несомненно: синергетический эффект при слиянии визуального ряда и аромата неоспорим. Направленность этого эффекта можно долго обсуждать, но безучастным выставку не покинул ни один посетитель. В том числе и я…
Зрение
Все ли возможности зрения мы используем при производстве фотокниг? Далеко не все. Если все предыдущие нами обсуждаемые возможности электронными устройствами просто не реализуются и фотокниги вырываются в лидеры, то в отношении зрения оказываются в догоняющих. Самая большая проблема — недостаточный цветовой охват классических печатных технологий.
Этот недостаток не проявляется на большинстве фотоизображений, возможностей CMYK-печати более чем достаточно, но… мы же говорим о достижении максимального эмоционального воздействия на зрителя с помощью наших фотокниг, поэтому не должны упускать ни единой возможности.
Синий и зелёный секторы — самые перспективные для дополнительных красок |
Опыт практической работы с изображениями с увеличенным цветовым охватом говорит нам, что в большинстве случаев нам не хватает возможностей CMYK-печати в синем секторе. Это глубокие насыщенные тропические сумерки, южное море, средиземноморское небо, сценический свет.
В значительно меньшей степени нам нужен помощник в зелёном секторе, сюжеты с насыщенным зелёным встречаются заметно реже. Немного тропической зелени, птиц, иногда сьёмка модных показов или арт-объектов.
За несколько лет практического цветоделения и печати многокрасочных изображений так и не удалось найти ни одного изображения с избыточным охватом в красном секторе. Самые насыщенные помидоры и закаты прекрасно воспроизводятся CMYK-печатью. Другое дело, что в красном секторе наиболее ярко проявляется другая положительная сторона многокрасочной печати — заметный рост детализации. Детали в оригинале без потерь доходят до деталей в оттиске.
Многокрасочным цветоделением и печатью на уровне технологических экспериментов кто только не занимался, но массового распространения на рынке фотокниг ни одна технология не получила. Почему? Во всех случаях виновата экономика: прирост качества печати совершенно не соотносится с увеличением её стоимости вследствие увеличения числа требуемых красочных секций и применения негуманно дорогого программного обеспечения. Но жизнь не стоит на месте, и появляются ранее совершенно не достижимые возможности.
Всё большую популярность набирает так называемая печать «без чёрного»: только CMY, при которой чёрный формируется триадными красками. Для печати фотоизображений совершенно работоспособная технология с неплохими результатами.
Таким образом у нас освобождается один красочный канал, который вполне можно использовать для дополнительного цвета. Самый универсальный и разумный выбор CMY+Violet. Violet для популярной марки ЦПМ входит в клик-контракт (отдельно платить за него не требуется), и возникает удивительная, ранее совершенно невозможная ситуация: печать с дополнительной краской на четырёхкрасочной машине и по цене CMYK-печати. Ни на грош не дороже!
«Так, так, — скажете Вы мне, — а стоимость софта?» А это очередная уникальная возможность сегодняшнего дня: многокрасочное цветоделение реализуется стандартными для препресс-отделов программами: i1Profiler, Adobe Photoshop с InDesign, Heidelberg PDF Toolbox. Они, конечно, тоже не бесплатные, но без них и при CMYK-печати не обойтись.
Таким образом, вложив немного энергии в обучение и освоение, можно получить цвет «мокрого» фотопроцесса при четырёхкрасочной цифровой печати.
Слух
Даже не столько слух, а то, что ранее называлось расплывчатым термином «мультимедиа», а теперь именуется ещё более расплывчатой «дополненной реальностью». Мир захлёстывает очередное игровое безумие: Pokemon Go. Этой ли игрой или следующей, но человечество всё равно будет приучено к поиску виртуальных объектов в реальном мире.
Хорошо это или плохо, оставим эту дилемму социальным сетям, но для нас — это ещё один инструмент выживания на рынке.
Изображение на бумаге — дополнительная информация на смартфоне |
При помощи интеграции мультимедиасодержания в изображение мы получаем в первую очередь так недостающую нам переменную составляющую наших фотокниг. Мы и раньше могли вызвать на экране мобильного устройства звуковой или видеофайл, веб-страницу или просто изображение посредством считывания штрих- или QR-кода, но недостаток этого метода в непрезентабельности самих изображений кодов.
Сегодняшний день дает нам возможность использовать в качестве QR-кода само изображение, не помещая на страницу никаких машинных меток.
При этом фотоальбом обретает возможность быть изменённым или обновлённым в течение всего времени его использования. Также не стоит забывать о возможности, используя геолокацию, «пристёгивать» разную мультимедиаинформацию к одному и тому же изображению — в зависимости от местонахождения пользователя.
Вкус
В принципе, о возможности ощутить вкус при использовании фотокниги можно было бы поговорить прямо сейчас, но это не «по фэн-шуй». Предлагаю немного повременить и оставить обретение возможности «закусить» фотокнигой на потом. Кстати, будет повод ещё раз встретиться!
Об авторе: Сергей Кувшинов (s.kuvshinov@nissa.ru), инструктор цифровой печати «НИССА Центрум».