При всей кажущейся простоте и «плоскости» бумага на самом деле — сложная, многомерная вещь, способная вызывать у людей сильные эмоции. И на организованной 5 апреля компанией «Берег» в Москве презентации «Бумага и чувства» владелец фабрики Gmund — харизматичный Флориан Колер — это убедительно доказал.
Цветовые измерения по системе
Свою презентацию Флориан Колер начал с аттракциона, в ходе которого бумага убедительно победила смартфон. Сначала он предложил всем одновременно удалить из почты на смартфоне ненужное письмо. Весь зал не колеблясь проделал это. Затем все с удовольствием смяли и выбросили листик обычной белой бумаги. Но на яркий, флюоресцентно-розовый листочек рука ни у кого не поднялась. «Gmund против Apple: 1–0», — удовлетворённо констатировал выступающий |
Начал Флориан со своего любимого детища — Gmund Colors. Представленная в 2015 г. коллекция бумаги на самом деле является, как уверяют создатели, первой в этой индустрии системой, в которой все цвета идеально подходят друг к другу.
Колер рассказал о нюансах творческой кухни — процесса создания этой коллекции, который занял три года. Идея зародилась во время семейного отдыха в Иордании, где местный рынок поразил Флориана настоящим буйством красок. Но одно дело — разнообразие красок в мире, другое — способность людей их различать и называть. В Gmund поставили для себя задачу создать систему, содержащую как можно… меньше цветов. Опросив более 300 человек, определили, что большинство людей способны назвать только от 40 до 60 цветов. В итоге остановились на 48 самых важных, которые были выстроены в таблицу из 6 строк и 8 колонок. Места цветов в таблице подчиняются определённой системе. Например, левый верхний угол занимает чистый белый цвет, под которым расположили его тёплые оттенки. Следующая колонка — холодные оттенки белого, а в третьей колонке расположили тональности к третьей. Целых две колонки посвятили самым важным в корпоративной айдентике вариантам синего цвета.
Дополнительные измерения системе придают коллекции фактурной бумаги Gmund Colors Felt (Фетр) из 9 цветов, с металлизированным эффектом Gmund Colors Metallic из 12 цветов и калек Gmund Colors Transparent из 7 цветов.
Колер особо подчеркнул два важных момента: все варианты цветов Gmund Colors идеально сочетаются друг с другом, а полная коллекция будет доступна по всему миру. Диапазоны плотностей для матовой бумаги Gmund Colors Matt — от 100 до 400 г/м2, для каждого цвета предлагаются и конверты нескольких форматов. Плотности и варианты форматов конвертов для дополнительных коллекций менее разнообразны.
Для удобства работы с системой предлагается компактный буклет со всеми образцами — он не обременит даже дамскую сумочку.
Знакомство с образцами, отпечатанными на «пивной» коллекции Gmund Bier Papier |
Измерения глубины, пива и золота
Новейшее пополнение Gmund — коллекция Bier Papier. В неё вошли всего пять оттенков, обозначающих популярные сорта пива: Weizen (белое), Lager (светлое), Pils (пльзеньское), Ale (эль) и Bock (баварское тёмное крепкое пиво). Последний вид бумаги получил настолько необычный тёмно-коричневый цвет с нерегулярными светлыми крапинками, что, увидев его образцы, сидящая за моей спиной девушка-дизайнер завизжала от восторга.
Бумага выпускается в плотностях от 100 до 250 г/м2. Предлагаются также конверты двух форматов.
Ещё одна новинка получила название Gmund Heidi (Хайди), а источником вдохновения для её создания стала классическая машина Heidelberg Cylinder, до сих пор применяющаяся для глубокой печати, высечки и тиснения.
Появление этой бумаги должно порадовать мастеров глубокой печати, которая в последнее время переживает ренессанс. Для получения по-настоящему впечатляющих образцов технология требует использования толстой и пластичной бумаги — «имеющей глубину», как выразился Колер. С ним нельзя не согласиться — бумага, особенно в варианте с плотностью 530 г/м2, действительно позволяет добиться интересных эффектов с помощью глубокой печати. Она предлагается в 5 оттенках: 4 — варианты белого (включая очень глянцевый и гладкий Milky Glassine — только для конвертов) и один Dull Black очень насыщенного чёрного.
Разумеется, Колер не забыл напомнить и о коллекции Gmund Gold. Она была разработана несколько лет назад, но расширена чуть больше года назад и для некоторых задач по-прежнему не имеет достойных альтернатив. 12 эффектных вариантов искрящегося золота нашли своих фанатов по всему миру. Например, один из оттенков выбран для конвертов, в которых вкладывают листочки с именами победителей премии Оскар.
Цветовые предпочтения дизайнеров
Gmund и «Берег» позаботились о том, чтобы никто не ушёл с презентации без сувениров: они привезли и разложили на столах множество превосходных образцов дизайна, в которых использовалась бумага Gmund. Кроме того, каждый участник получил пакет с каталогами коллекций и даже мог попробовать пирожные в стиле Gmund Colors на фуршете |
В заключение своей презентации Колер провёл ещё один социальный эксперимент — всем собравшимся предложили проголосовать листочками одного из 48 цветов Gmund Colors за любимые цвета. Подсчёт голосов позволит получить Russian Color Index, а также сравнить его с предпочтениями дизайнеров из других стран — результаты в течение нескольких недель должны быть опубликованы на сайте Gmund. Оставайтесь в тренде!
Модные коллекции полиграфического сезона
Xerox начала выпуск дизайнерской текстурированной бумаги Xerox Embossed Paper с расширенным ассортиментом фактур. Производители уверяют, что материал сочетает в себе высокое качество, доступную цену и оптимальные характеристики для печати на полноцветных ЦПМ.
В Xerox Embossed Paper представлены четыре фактуры: «гладкий лён», «грубый лён», «гранит» и «кожа». Материал плотностью 240 г/м2 создан специально для цветной лазерной печати. Такая плотность обеспечивает качественное запекание тонера. Бумага выпускается в формате SRA3 (450×320 мм) и подходит для печати художественных репродукций, пригласительных билетов, открыток, сертификатов, книжных обложек, визитных карточек, фотоальбомов, буклетов, меню, постеров и др. Xerox Embossed Paper выпускается в пачках по 250 листов и уже доступна для заказа.
Концерн Fedrigoni представил обновлённую коллекцию дизайнерской бумаги Sirio Color формата 70×100 см. Добавлены 5 цветов: Antracite (антрацит), Cacао (какао), Cashmere (кашемир), Iris (ирис), Nude (телесный). Все они (кроме Cashmere) появились и в линейке Sirio Color/E с тиснением E20 Denim (лён). Фабрика объявила также о прекращении выпуска бумаги с тиснением Arpa (вельвет).
Бумага Sirio Color новых цветов, как и вся линейка, производится в широком диапазоне плотностей — от 80 до 350 г/м2, что позволяет применять её и в рекламной, и в книжно-журнальной полиграфии.
Производители говорят, что высококачественное сырьё и особая технология тонирования в массе специальными красителями гарантируют отличную стойкость бумаги к выгоранию, а также превосходные результаты при печати, лакировании, перфорации и многих других способах послепечатной обработки.
Gruppo Cordenons показала на выставках Packaging Innovation в Лондоне и LuxePack в Монте-Карло два инновационных вида бумаги. Leatherlike очень похожа на натуральную кожу и может быть востребована в модной индустрии и изготовлении упаковки класса люкс. Бумага экологически чистая, сертифицированная FSC, поставляется в трёх цветах: чёрный, коричневый и белый с четырьмя вариантами тиснения: Classic, Ethnic, Minimal и Vintage в плотностях 120, 230 и 360 г/м2.
BlackGold — безуглеродная бумага глубокого чёрного цвета, отличающаяся невероятной гладкостью. Она устойчива к истиранию, на ней не остаются отпечатки пальцев. Бумага производится с использованием чистоцеллюлозной массы из возобновляемых источников. Основная область применения — тиснение фольгой. Бумага предотвращает окисление фольги, сохраняя её блеск.
Antalis приняла участие в проекте «Бумага для дизайна в эпоху цифровых технологий», объединившем представления 12 известных графических дизайнеров из разных стран о роли бумаги в эпоху цифровых технологий.
Писатель и журналист Вероник Виенн спрашивала их о том, действительно ли дизайнеры и в наше время творчески подходят к выбору бумаги, и если да, то каким образом им удаётся найти компромисс между необходимостью использования электронных носителей и искусством определения необходимой плотности, выбора подходящей текстуры, умением видеть разницу при выборе бумаге, точно соответствующей обстоятельствам. Её интересовало, насколько выбор бумаги влияет на позитивное восприятие рекламы, идеи или концепции. Вместе с лучшими в своём деле графическими дизайнерами, экспертами по брендам и руководителями рекламных агентств она исследовала важнейшие проблемы, связанные с ролью бумаги в современном мире.
По итогам исследования было сделано несколько основных выводов и выпущена серия небольших записных книжек из различных видов бумаги производства Arjowiggins Creative Papers из ассортимента Antalis. В отличие от цифровых устройств, бумага пробуждает чувства; информация, напечатанная на бумаге, запоминается лучше, чем показанная на экране; успех проекта зависит от выбора бумаги в такой же степени, как и от выбора шрифтов, цветов и технологий печати.
Источники: «Xerox Евразия», «Берег», Gruppo Cordenons, Antalis