Празднование 200-летия KBA, ознаменованное также ребрендингом и возвращением исторически более точного названия Koenig & Bauer, докатилось до России.
На приглашение компании «КБА РУС» от лица Koenig & Bauer 26 октября откликнулись без малого 100 российских полиграфистов. Местом праздника был выбран Калининград, который до войны был немецким городом и назывался Кёнигсберг, что созвучно с фамилией одного из основателей компании и её «новым старым» названием. К тому же, являясь самой западной точкой России, Калининград и расположен географически ближе всех городов нашей страны к родине Koenig & Bauer.
Участники праздника на фоне знаменитого Кафедрального собора в Калининграде |
Для размещения гостей и торжественных мероприятий выбрали отель «Кайзерхов» с немецким названием и довольно типичным для города архитектурным стилем, образованным неожиданно гармоничным смешением разных стилей и эпох. А основную презентацию компании доверили провести продукт-менеджеру Михаелю Кёнигу, так что красная нить всего мероприятия была выдержана «от и до».
Возможно, не все ещё знают, что в качестве короткого логотипа Koenig & Bauer будет использоваться… символ амперсенда в особом начертании. На фото — генеральный директор «КБА РУС» Фёдор Смирнов демонстрирует этот логотип на обложке первого привезённого в Россию экземпляра фирменного каталога компании после ребрендинга |
Но первое слово генеральный директор «КБА РУС» Фёдор Смирнов передал Свену Стржельчику, многие годы возглавлявшему представительство KBA в нашей стране, а затем — дочернюю компанию «КБА РУС». Сейчас он является вице-президентом Koenig & Bauer по направлению листового офсета. К сожалению, по состоянию здоровья он не смог присутствовать лично, но записал видеообращение. В нём Стржельчик сказал: «Я очень сожалею, что не могу разделить праздник с вами в Калининграде! 200 лет концерна KBA — такая дата, которую, несомненно, имеет смысл праздновать широко. “Кёниг и Бауэр“ является старейшим производителей печатных машин в мире, но, одновременно, самой динамичной и инновационной компанией. Уже два века мы предлагаем на мировом рынке самые современные печатные машины, которые позволяют типографиям выпускать качественную продукцию. Это событие является большим праздником для российских типографий. Ведь во многих из них раньше работали машины “Планета“, а теперь трудятся “Рапида”. Для меня Россия была и остаётся особенной страной и особенным регионом для работы. Несмотря на то, что сейчас я отвечаю за направление листового офсета в “КБА Радебойль“ и работаю со многими регионами, мне очень интересны российские проекты. Многих руководителей типографий я знаю лично, всегда с удовольствием встречаюсь и общаюсь с ними, помню, как они начинали свой путь на полиграфическом рынке. Среди таких типографий я хотел бы отметить московскую “Триада“, “ИмаПрессПринт“ из подмосковной Дубны и многие другие. За многие годы работы в России я бывал в разных регионах страны — на севере в Санкт-Петербурге, где машины KBA работают в “Санкт-Петербургской образцовой типографии“, “Печатне“, “Аванте“ и др., на юге — в типографии “Аполинария“, “Графобал-Дон“ и др. Меня также радуют новые российские проекты. Некоторое время назад в России была запущена первая машина Rapida 105 Pro, а в ближайшее время в Москве в типографии “Дельта Принт“ заработает первая в России полуформатная Rapida 75 Pro. Я хотел бы пожелать всем российским полиграфистам успехов в их непростой работе и процветания их бизнесу. Компания KBA на протяжении всей своей 200-летней истории всегда ставила интересы клиентов на первое место, и это правило всегда останется неизменным!»
Секрет её молодости
200 лет — огромный возраст для компании, которая имеет полное право называть себя старейшим производителей печатного оборудования. Но способность оставаться «вечно молодой», т. е. не просто выжить и не растерять достижений предыдущих поколений, а приумножить их — вещь невероятно редкая. Это возможно, только если компания способна успешно адаптироваться к изменениям, а иногда даже инициировать их, предлагая инновации, которые оказываются востребованы рынком.
Мы не будет подробно останавливаться на истории KBA — об этом в Publish № 10, 2017 г. вышла статья Клауса Шмидта «От высокой печати к цифровой» из корпоративного журнала KBA Report (https://www.publish.ru/articles/201710_20013786). Добавим лишь несколько интересных исторических и современных моментов из презентации Кёнига.
Например, у компании были все шансы стать российской — в 1806 г. Фридрих Кёниг приезжал в Россию и пытался получить аудиенцию у царя, чтобы представить ему свою идею строительства фабрики по производству печатного оборудования. Но к царю Кёнига не допустили, а царедворцы не смогли оценить всей инновационности идеи не плоской, а цилиндровой печатной машины. В итоге Фридрих уехал в Англию, где и построил первую такую машину, на которой в 1814 г. была напечатана газета The Times тем самым шрифтом. А в 1817 г. (вот она, та самая дата) в Вюрцбурге была основана Schnellenpressenfabrik Koenig & Bauer — «Фабрика скоростных прессов Кёнига и Бауэра». Кстати, Schnellenpressenfabrik — частое название для первых немецких фабрик для выпуска печатных машин в те времена, а в их основании нередко принимали участие отпрыски семей Кёнига и Бауэера. В итоге эти фабрики выросли в конкурентов: Heidelberg и Manroland.
Среди других важных достижений: выпуск в 1876 г. первой ротационной машины, изобретение в 1902 г. планетарного привода (именно он дал название заводу и выпускаемой на нём серии машин, очень популярных в Советском Союзе), создание в 1928 г. первой четырёхкрасочной машины для многокрасочной печати, выпуск в 1964 г. первой многосекционной машины, а в 1967 г. — машины большого формата (это стало основой лидерства компании в этом секторе) и устройства переворота.
Без опыта нет будущего
Так в «КБА РУС» решили переводить новый лозунг компании We’re on it. И дали понять — компания сохранилась и выросла благодаря инновациям. И она видит залогом своего будущего продолжение этого курса. Но, глядя на развитие компании со стороны, нельзя не заметить, что своими успехами в последние года она также обязана грамотной диверсификации. Теперь она производит не только офсетные машины (листовые и рулонные), но множество другого оборудования, в первую очередь предназначенного для устойчиво растущего рынка упаковки — от флексографских машин и рулонных цифровых для печати по гофролайнерам до машин для печати по жести, систем маркировки и плоских высечных прессов.
В Koenig & Bauer удержались от соблазна удешевить производство за счёт его переноса в регионы с недорогой рабочей силой. Все 10 заводов компании расположены в Европе — в Германии, Австрии, Чехии, Италии и Испании. Крупнейший завод по выпуску листовых офсетных машин расположен в Радебойле. Там на площадях 40 000 м2 выпускают машины, годовой объём продаж которых в 2016 г. составил 615 млн евро. Общий оборот компании в 2016 г. составил 1,167 млрд евро, прогноз на 2017 г. — 1,25 млрд евро.
М. Кёниг и директор по маркетингу «КБА РУС» Анна Перова наглядно объясняют, что продукция, выпущенная с помощью оборудования KBA, теперь сопровождает нас на протяжении всего дня |
Собравшимся также напомнили о наиболее интересных современных инновациях. Например, уникальный надёжный и производительный самонаклад без боковой марки DriveTronic SIS позволил компании установить мировой рекорд скорости в листовом офсете — 20 000 отт./ч, этот самонаклад эксплуатируется более чем на 800 машин. Ещё на таком же количестве машин (а также на 300 машинах большого формата) установлен модуль переворота. Упаковочные типографии, которых среди клиентов KBA около 2500 по всему миру, благодаря технологиям компании могут печатать офсетом на картоне толщиной до 1,6 мм. Ещё одно интересное новейшее решение — EgroTronic AutoRun, позволяющее воплотить в жизнь максимально автоматизированный техпроцесс. Печатнику остаётся только вовремя загружать бумагу и разгружать оттиски, подносить формы, а также реагировать на нештатные ситуации.
Среди крупных проектов последнего времени в России — модернизация филиала «Первой образцовой типографии» «Чеховский Печатный Двор», где были последовательно установлены сначала полноформатная пятикрасочная с лаковой секцией KBA Rapida 105, а затем — две восьмикрасочные KBA Rapida 164 с переворотом (https://www.publish.ru/news/201709_20090272). Компания также реализовала проект с запуском рулонной офсетной журнальной машины KBA Compacta C-518 с газовой сушкой в типографии «Девиз» (Санкт-Петербург) (https://www.publish.ru/news/201703_20089773). В ростовской типографии «Графобал-Дон» запущена уже третья KBA Rapida 106 с двумя лакировальными секциями. Ещё одна машина KBA Rapida 106 недавно заработала в «Московском центре упаковки».
Глядя на этот график, можно понять, что работать в России трудно не только типографиям, но и поставщикам листового офсета. Объём этого рынка кардинально меняется каждый год. При этом KBA удаётся удерживать солидную долю, а в 2016 г. компания установила рекорд — 82% рынка новых машин Источники: VDMA, экспортная статистика Японии, собственные оценки KBA |
Успехов в следующем столетии!
День завершился праздничным гала-ужином, на котором представители типографий, оснащённых машинами KBA, получили памятные дипломы «За верность KBA». Один из первых таких дипломов достался московской типографии «Триада», которая, как выяснилось, за время своей работы купила шесть машин KBA и никогда не приобретала печатной техники других марок. Кульминацией же вечера стало поздравление юбиляра тортом с 200 свечками. Представители Koenig & Bauer задули свечи под общие аплодисменты. Редакция Publish поздравляет компанию и её клиентов и желает всем третьего столетия процветания вместе!