В Heidelberg уверены — в обозримой перспективе в типографиях, выпускающих картонную упаковку, найдётся место и для офсетной, и для цифровой технологий печати. Главное, чтобы производство было эффективным и соответствовало требованиям цифровой эпохи.
16 мая 2018 г. в Print Media Center (PMC) на заводе Heidelberg в Вислох-Вальдорфе состоялся очередной день открытых дверей для упаковщиков Packaging Day, в котором приняли участие более 400 заказчиков и журналистов из 35 стран мира. Мы уже были на подобном мероприятии около полугода назад («Упаковка без остановки», И. Терентьев, Publish № 12, стр. 38), поэтому постараемся избежать повторов, останавливаясь подробнее на новостях.
С ноября 2017 г. PMC претерпел изменения, самым заметным из которых стало появление Heidelberg Primefire 106 |
Р. Хундсдёрфер обратился к собравшимся на фоне панно из 35 приветствий для делегатов из разных стран. Плакаты были отпечатаны на Primefire 106 — это типичный цифровой заказ |
Для мероприятия в центре PMC была возведена небольшая трибуна, фоном для которой стало панно из 35 плакатов с приветствиями странам, представители которых приехали в Германию. Вокруг располагались Heidelberg Primefire 106 и разные модели Speedmaster, а также послепечатное оборудование MK для производства упаковки — системы высечки, тиснения, инспекции и фальцевально-склеивающая линия. Всё это работало под общим управлением ПО Prinect. В Heidelberg считают, что только они способны объединить в общем автоматизированном техпроцессе цифровую и офсетную печать, а также послепечатные процессы. В своей приветственной речи генеральный директор Heidelberg Райнер Хундсдёрфер сказал: «Располагая таким набором решений, Heidelberg цементирует свои позиции как лидер в упаковочной печати и предлагает решения, отвечающие текущим и будущим требованиям цифровой эры. Мы помогаем нашим заказчикам повысить производительность, а значит — и прибыльность их бизнеса».
Heidelberg в цифровую эру
Чуть позже на брифинге для журналистов Хундсдёрфер напомнил, что три последних финансовых года Heidelberg получала прибыль. Новая стратегия компании имеет три ключевых элемента: инновации, которые создают ценность для заказчиков; цифровая трансформация; операционная эффективность самой компании и её заказчиков. Общие годовые объёмы рынков, за которые собирается бороться компания, оцениваются так: расходные материалы — 8 млрд долл., листовое офсетное оборудование — 2,4 млрд евро, цифровое оборудование — 2,5 млрд евро. Примечательный факт: рынок сбыта цифровых машин по оценкам Heidelberg уже больше, чем листовой офсетный. Для дальнейшего развития следует учитывать тот факт, что общая инсталлированная база оборудования в перспективе будет падать, а выработка печатной продукции за счёт повышения производительности — расти. Поэтому для Heidelberg важно связать свой рост с увеличением объёмов печати клиентов. А инструментами для этого будут максимальная «цифровизация» и переход к новым бизнес-моделям, включая подписную для офсетных типографий (Heidelberg subscription).
Говоря о передовых решениях компании, Хундсдёрфер отметил, что все они разрабатываются с учётом концепции интеллектуального печатного производства Smart Print Shop. Например, представленная на drupa 2016 концепция Push to stop обеспечивает существенное повышение производительности, а количество установленных машин, в которых реализованы решения Push to stop, уже превысило 400 единиц. Заказчики отмечают высокую эффективность машин.
В Heidelberg также видят определённый потенциал развития в направлениях, не имеющих отношения к привычной полиграфии. Пример — система Omnifire для прямой цифровой печати на трёхмерных объектах. Уже состоялось 10 инсталляций Omnifire 250, запущена в производство крупноформатная модель Omnifire 1000, способная печатать на предметах шириной до 50 см и длиной до 1 м. Технология востребована в автомобильной и авиастроительной отраслях. Потенциал роста здесь — около 200 млн евро в течение 5 лет.
Но, конечно, более весомый вклад должны внести новые бизнес-модели. В первую очередь — подписная модель для офсетных типографий. Базис для её успешного внедрения обеспечивают поддержка больших данных в сочетании с электронной коммерцией (заказ расходников, запчастей и т. п. через интернет-магазин). Это не проблема для Heidelberg — компания уже получает данные с более 10 000 подключенных машин и 15 000 модулей Prinect.
Пока подписная модель предлагается избранным заказчикам, ведь она делает компанию зависимой от эффективности использования машин, поэтому здесь нужна осторожность. В рамках этой модели типографии могут использовать только расходные модели Heidelberg, а перед внедрением происходит аудит производства. И по его результатам может даже оказаться, что во внедрении пока откажут. В рамках аудита также происходит стандартизация норм макулатуры на приладке для типичных заказов.
При переходе на подписную модель типографии смогут пользоваться только расходными материалами Heidelberg. К счастью, за 10 лет существования бренда Saphira он стал синонимом качества, а ассортимент постоянно обновляется и расширяется. На фото — торт в честь юбилея, предложенный гостям на торжественном ужине 15 мая |
На подписную модель перешли уже 10 заказчиков, а ближайшая цель — перевести 30 заказчиков к концу 2019 фин. года. Средний доход для компании составляет более 1 млн евро в год на машину. Сейчас происходит создание команд поддержки подписной модели во всех регионах. Один из работающих по этой модели заказчиков отметил, что команда Heidelberg помогла превратить типографию в настоящее промышленное предприятие. Ожидается, что в течение 5 лет подписка должна принести компании дополнительно около 250 млн евро.
Ещё один важный момент — цифровая трансформация бизнеса за счёт внедрения передовых ИТ-решений, а также предложения своих услуг производителям высокотехнологичных решений. Например, Heidelberg изготавливает 3D-принтеры BigRep. На заводе в Вислох-Валдорфе, где порядка 30% площадей пустует, создаётся кампус для стартапов в области высоких технологий. В 5-летней перспективе это позволит заработать дополнительно ещё 50 млн евро. К этому следует добавить такую же сумму экономии за счёт повышения операционной эффективности.
Цели компании до 2022 г.: повысить объём продаж до 3 млрд евро, достичь доналоговой прибыли (EBIDTA) в 250–300 млн евро и чистой прибыли — 100 млн евро.
Объём производства печатной продукции и прогноз по оценкам Heidelberg. Обратите внимание, что в 2017 г. объёмы печати упаковки и этикетки электрографическим и струйным способом примерно равны. Однако по прогнозу на 2022 г. струйная печать почти вдвое превысит объём электрографической в этом секторе |
В Heidelberg тщательно следят за тенденциями упаковочной индустрии. Подробнее об этом рассказала старший вице-президент и новый руководитель направления цифровой печати Heidelberg Монсеррат Педро-Инса. Она вспомнила историю массового внедрения цифровых технологий печати в разных секторах. Например, в коммерческой печати переломным стал 2004 г., в этикетке — в 2012 г., а в складной упаковке Педро-Инса считает ключевым 2016 г. (угадайте, почему). К 2020 г. она спрогнозировала переход на «цифру» в гибкой упаковке. По оценкам Heidelberg производство упаковки будет расти всеми способами — аналоговыми и цифровыми, однако темпы роста «цифры» будут существенно превосходить традиционную печать.
Главными условиями перехода в Heidelberg считают потребности рынка и наличие платформы промышленного уровня. Педро-Инса назвала немало требований владельцев брендов, которые можно было бы удовлетворить с помощью ЦПМ. Это сегментация предложений продуктов для максимально эффективных продаж; дифференциация и лучшее качество на полке; высокая скорость выхода на рынок; эффективность логистических цепочек; дополнительная защита от подделки и др.
Что касается технологии, то в упаковочном секторе ставка делается на струйную печать. По собственным оценкам компании ежегодный рост использования струйной печати в выпуске этикетки и упаковки на период до 2022 г. будет составлять максимальные 18,5%. Для сравнения, аналогичный показатель для электрографии оценивается в 4%.
Что же предлагает Heidelberg? Пока единственную серийную ЦПМ формата B1 на рынке — Primefire 106, которая уже отвечает всем заявленным выше запросам. Она легко интегрируется в существующие техпроцессы (а Heidelberg может предложить все необходимые программные инструменты автоматизации), ускоряя их перевод на цифровые рельсы. Качество её печати позволяет эмулировать офсетное, что чуть позже нам продемонстрировали, показав выпуск упаковки с одинаковым дизайном на Primefire 106 и стоящей рядом Speedmaster XL 106. Последующая обработка отпечатков выполнялась одинаково для цифровых и офсетных оттисков.
М. Педро-Инса: «У меня есть одна мечта, и она называется “Smart Print Shop для упаковки“. В такой типографии будет высочайший уровень автоматизации, минимум персонала и не будет склада» |
Отвечая на мой вопрос о точной дате старта коммерческих продаж Primefire 106, Педро-Инса сообщила, что это уже происходит — во второй половине мая к заказчику отправляется первая коммерческая машина. А всего до конца 2018 г. планируется запустить у заказчиков от 12 до 15 машин.
Монсерат также поделилась планами по дальнему развитию машины. Она перечислила их в порядке от самых приоритетных до перспективных: повышение мощности контроллера печати; увеличение скорости печати до 4000 листов в час за счёт режима со сниженным разрешением; добавление возможности печати по более толстым, синтетическим и другим невпитывающим материалам; добавление специальных чернил — в первую очередь белых. Но Педро-Инса призналась, что разработать белые водные чернила — крайне сложная задача, над которой работают многие компании.
Один из образцов печати с Primefire 106 показывает, что машина способна качественно воспроизводить разнообразные защитные элементы |
Что касается тонерных ЦПМ, то они продолжают занимать своё место в портфолио Heidelberg. Этот бизнес приносит компании около 60 млн евро в год. Они важны по многим причинам — эти решения оптимальны для выхода в сектор коммерческой цифровой печати с минимальными затратами, для печати по сложным материалам, реализации специальных эффектов и т. п.
Цифровое предприятие colordruck
Ещё в ноябре 2017 г. нам пообещали, что для бета-тестирования будут выбираться типографии, нацеленные на разные сектора рынка упаковки. В представленной тогда MPS свою первую цифровую машину установили для производства парфюмерной и косметической упаковки.
На этот раз о своём опыте использования Heidelberg Primefire 106 рассказали руководители colordruck Baiersbronn W. Mack — Мартин Брюттель и Томас Пфефферле. Эта семейная типография в немецком Байрсброне основана в 1954 г. При обороте 44 млн евро в год она имеет 250 сотрудников и склад площадью 30 000 м2, в год обрабатывают 20 000 т картона, выпуская 1 млрд коробок. В типографии считают себя технологическим лидером в производстве складных коробок в Европе за счёт высокого уровня автоматизации, включая внутреннюю систему транспортировки.
Компания имеет три направления: производство упаковки, упаковочный сервис (основан в 2009 г. для промышленной упаковки конфет в адвент-календари) и цифровое упаковочное (основано в 2012 г.). Чтобы мы могли лучше представить себе масштаб деятельности второго направления — упаковочного сервиса, Брюттель пояснил, что с начала мая до конца октября текущего года в типографии изготовят и на автоматизированных линиях собственной разработки наполнят конфетами 2,5 млн адвент-календарей.
Один из примеров малотиражной упаковки: для оформления комплекта из 12 коробочек-кубиков можно загрузить собственные изображения |
Вопроса, начинать ли изготавливать упаковку цифровым способом, для компании не стояло. Важно было выбрать правильный момент. Начали изучать перспективы адаптации бизнес-моделей для цифровой упаковки. В итоге придумали платформу массовой индивидуализации и персонализации упаковки designyourpackaging.de. В сентябре 2016 г. в рамках первого этапа реализации проекта приобрели HP Indigo 30000, цифровую фальцевально-высекальную систему Highcon Euclid II и режущий плоттер Zünd с роботизированной системой работы с материалами и заготовками. На следующем этапе в декабре 2017 г. установили Heidelberg Primefire 106. Бета-тестирование этой машины заканчивается в мае, после чего начинается её нормальная коммерческая эксплуатация.
Цифровой проект базируется на концепции dynaments — от dynamic elements (динамические элементы). Она предусматривает максимально автоматизированное взаимодействие отдельных модулей — от веб-магазина и конструктора упаковки до проверки данных и логистики готовой продукции — для создания кастомизированной и персонализированной упаковки.
Экран и пульт оператора на Primefire 106 расположены не так, как на офсетных машинах, а перпендикулярно направлению прохождения листов — они являются продолжением машины. Оператор в любой момент может включить подачу листов прямо на пульт — на фото видно, как только что отпечатанный лист выходит из щели прямо в руки оператора |
Типичные тиражи, которые заказываются через сервис, — от 20 до 100 экземпляров, но минимальный заказ может быть даже единичным. Располагая двумя машинами с разными технологиями, могут выбирать оптимальную для разных случаев. Например, при печати по металлизированным материалам или с белым цветом используют HP Indigo, а в случаях, когда имеют готовые штампы формата B1, отправляют заказы на Heidelberg Primefire 106. Что касается цифровой высечки и резки, то тиражи менее 100 экземпляров режут на Zünd, от 100 до 5000 — на Highcon. Для малых тиражей фальцовку и склейку делают вручную, для более крупных — на небольшой машине с автоматизированной переналадкой.
Руководители colordruck высоко оценили ЦПМ Primefire 106, особенно качество её печати, возможность изготовления упаковки для прямого контакта с пищевыми продуктами, а также простоту интеграции в существующий техпроцесс. Отпечатки с машины можно сразу отправлять в дальнейшую обработку на уже имеющемся в типографии оборудовании.
Случай с colordruck существенно отличается от MPS. Если в ноябре 2017 г. нам в основном рассказывали об открывающихся возможностях, то в colordruck налицо выстроенная бизнес-модель. Хотя судить о её успешности пока рано — данных об объёмах выполняемых заказов и окупаемости нам не представили. Впрочем, пока проект находится в стадии пилотного. Чтобы понять, насколько он и лежащая в его основе бизнес-модель работоспособны, должен состояться официальный коммерческий запуск.
От стандартной и кастомизированной упаковки до сквозной автоматизации и специальных эффектов
Наградой для типографии, которая подключит в общую систему автоматизации всё основное оборудование, станет сводка бизнес-процессов по самым разнообразным срезам с помощью нового решения |
Во время мероприятия для всех присутствующих организовали три специальных тура: «Упаковка на любой вкус», «Идеальное производство» и «Специальные применения». Нам продемонстрировали, с какой лёгкостью передовые технологии Heidelberg позволяют существенно расширить границы возможного в упаковочных типографиях. Это касается выпуска персонализированной или малотиражной упаковки, сквозной автоматизации технологических и бизнес-процессов, а также добавления к упаковке «фишек», которые существенно повышают конкурентоспособность типографий.
В PMC располагались небольшие стенды компаний-партнёров. Многие из них являются лидерами в своих секторах: изготовитель фольги для тиснения и решений для цифрового облагораживания Kurz, производитель обычных и лазерных резальных машин Polar, поставщик решений для лакирования и цифрового облагораживания Steinemann, швейцарский производитель планшетных режущих плоттеров Zünd. Везде можно было подсмотреть множество интересных образцов и решений.
Если посмотреть на Primefire 106 с торца, то можно даже спутать её с офсетной машиной. Тот же самонаклад, те же шкафы с периферией. И полиграфистам нравится, что ЦПМ базируется на многих проверенных и хорошо знакомых технологиях. Кстати, уже после самонаклада и до модуля печати есть одно важное и полезное дополнение — проводится полный контроль чистых листов. Если они по каким-либо критериям не подходят, то машина не станет тратить чернила на печать, а выбросит эти листы в лоток для брака, расположенный под приёмкой |
Например, на 12-секционной Speedmaster XL 75 Anicolor UV показывали выпуск премиальной косметической упаковки с конгревным тиснением по металлизированному картону в линию. Тиснение выполнялось на последней секции лакирования, где на печатный цилиндр была надета металлическая форма производства Kocher&Beck для тиснения. Ответной формой выступало офсетное полотно. Полученный таким способом рельеф внешне не отличается от того, которого можно добиться на отдельных прессах для тиснения. Рядом стояла машина Speedmaster XL 106–8-P+LYYL, на которой возможно реализовывать разнообразные эффекты лакирования. Здесь же можно было увидеть, какие интересные эффекты позволяет получить сочетание УФ-печати с холодным тиснением фольгой в линию.
Лакировальная секция Speedmaster XL 75 Anicolor UV, оснащённая формой для конгревного тиснения |
Дополнительные возможности обработки демонстрировались на прессе для тиснения MK Promatrix 106 FC, а стоящая рядом система инспекции MK Diana Eye 55 демонстрировала возможности своего всевидящего «ока». Что касается финальной стадии производства упаковки, то её показали на примере фальцевально-склеивающей линии Diana Easy 115 (её, кстати, можно будет увидеть на стенде «Гейдельберг-СНГ» на выставке Printech 2018). Готовые коробки укладывались с помощью Diana Packer, способной разложить по коробкам и упаковать до 200 000 изделий в час с минимальным вмешательством оператора. Для подавляющего большинства российских упаковочных типографий подобное оборудование пока — несбыточная мечта.
Впрочем, все показанные нам решения действительно существуют. Их можно купить, установить и организовать собственное производство мечты. Будет ли его базой офсетное или цифровое печатное оборудование — это ваш выбор, в Heidelberg не настаивают на конкретной технологии. Но в любом случае «цифры» на подобном производстве будет много…