Сергей Боев, технический директор типографии «Т8 Издательские технологии» (Москва):
Конечно, автоматизация лучше всего внедряется и работает в том случае, когда всё стандартизировано: виды бумаги, форматы изданий и т. д. Но и в нашей типографии, оснащённой рулонными струйными ЦПМ, автоматизация тоже играет важную роль. Пожалуй, она наиболее эффективна на послепечатном этапе — в линии для изготовления переплёта Kolbus со специально написанным под неё ПО.
Входящая в состав этой линии термоклеевая КБС Kolbus KM200, несмотря на свои размеры — 26 кареток, может перенастраиваться на новую толщину блока за считанные секунды, не останавливая процесс склейки. В случае, если у книг значительно отличается формат, такой быстрой перенастройки не получается — пару кареток машина всё же пропускает. Но в итоге автоматизация послепечатных операций на всех этапах производства книги получается очень высокой, что позволяет эффективно работать с тиражами различной величины.
Дмитрий Гаврилов, независимый эксперт полиграфического комплекса «Буки Веди» (Москва):
Разумеется, в «Буки Веди» есть автоматизированная система управления участками полиграфического производства. Первая и основная система полной автоматизации коммуникации отделов типографии — это браузерное приложение WF, полностью разработанное в нашей типографии ещё в 2013 г. В дальнейшем она совершенствовалась и дорабатывалась.
Например, в тот момент, когда мы стали развивать направление офсетной печати, этому приложению перестало хватать желаемого функционала, поэтому параллельно ввели коммуникацию в Google Docs на основе формата Exсel. Это было большим подспорьем и «костылями» для WF. Позже мы соединили эти CRM, и они работают в одном пространстве, прекрасно дополняя друг друга. С их помощью производится управление отделами продаж и допечатным, печатным и постпечатным цехами, складом материалов и готовой продукции.
В CRM поддерживается управление техническим обслуживанием крупного оборудования — печатных машин, СТР, ВШРА, резаков, переплётного оборудования и т. д. Можно отслеживать техническое состояние машин, планировать и контролировать их обслуживание.
Я совершенно уверен, что без таких систем коммуникации и контроля крупная и даже средняя типография в нынешнее время существовать не в состоянии.
Разумеется, важна и автоматизация непосредственно оборудования. Без этого невозможно держать высокую планку выполняемых объёмов заказов. Если раньше львиная доля операций во время приладки выполнялась печатником последовательно и вручную, то о 60 приладках в смену нельзя было даже мечтать — максимум речь шла о 15–18.
Правда, у автоматизации имеется и отрицательное последствие: современные печатники превратились в «кнопочников», которые не способны решить возникающие технические или технологические проблемы — даже средние. Когда всё хорошо, печатники «шарашат» очень шустро, но при малейшей проблеме приходится задействовать сервисную службу, а оборудование простаивает. Хотя, возможно, это естественный путь развития успешного производства, с плановым наращиванием объёма. Тем самым происходит сведение к минимуму человеческого фактора.
Надо начинать
Трудно не согласиться с тем, что современная типография не может рассчитывать на успешное развитие в будущем, если не стремится к автоматизации как отдельных операций, так и предприятия в целом. У нас уже есть на кого равняться в этом направлении: например, нижегородская типография, которую возглавляет Дмитрий Самохвалов, представляет из себя интересный и очень редкий пока для России пример компании, в которой рабочий поток практически полностью автоматизирован на основе системы управления предприятием Heidelberg Prinect. Об этом интересном опыте мы рассказывали неоднократно: см. «С Heidelberg всё чётко», Publish № 6, 2014 г., «Антистресс для резчика» в Publish № 12, 2015 г., «Устойчивое развитие “АПД”: автоматизация плюс диверсификация» в Publish № 7/8, 2017 г., и, наконец, в теме этого номера.
Конечно, не все могут взяться за автоматизацию сразу всего предприятия — даже в «АПД» эту работу начали с одного участка. Но откладывать на далёкое будущее этот процесс не стоит (об этом же, кстати, говорили и на конференции Publish, о которой можно прочитать на стр. 36-42). Конечно, на практике ситуации бывают разные. Если руководство не собирается развивать полиграфическое направление бизнеса, считая его бесперспективным, то позиция выжидания, скорее всего, будет правильной. Хотя в этом случае, наверное, лучше поскорее всё продать новому собственнику, который верит, что полиграфия может быть прибыльной.
Если же взят курс на развитие, то надо не только выбрать, с какого участка начать, но и обдумать заранее, на приобретение какого оборудования следует теперь ориентироваться. Например, есть ли у того или иного устройства опции автоматизации или возможность последующей модернизации, как оно будет вписываться в систему управления рабочим процессом. Ошибки в выборе могут в будущем обернуться значительными трудностями. — Ю. Захаржевский
Дмитрий Самохвалов, генеральный директор типографии «АПД» (Нижний Новгород):
Сразу скажу, что лучше всего — комплексная автоматизация. Мне кажется, сравнивать автоматизацию на разных участках — это всё равно что спросить, здоровье какого органа важнее для человека — желудка или, например, почек. Важно всё!
В своё время мы начинали с автоматизации на допечатном участке, но в итоге пришли к её внедрению во всей типографии: и в печатном цеху, и на послепечатной технике, и в отделе продаж. Теперь вся компания работает как единое целое, в чём нам, конечно, сильно помогло то обстоятельство, что среди наших машин преобладает оборудование Heidelberg и оно работает в рабочем потоке Prinect. Естественно, такая автоматизация всего предприятия и оптимизация производства в целом приносят гораздо больший эффект, чем повышение производительности только в одном подразделении.