Всё, что вы хотели узнать про цифровую печать по тканям, — от основ до практики и перспектив.
Сегодня объём мирового рынка цифровой печати по текстилю, по разным оценкам, значительно превышает 2 млрд долл. А в натуральном выражении суммарный объём печати — примерно 1 млрд м2. Ежегодный рост рынка составляет примерно 12%. В России уровень проникновения цифровых технологий в этот сегмент существенно ниже, чем в странах Западной Европы, США и Китае, поэтому потенциал развития намного больше. 26 сентября 2018 г. в рамках выставки «Реклама 2018» Publish совместно с «ЭкспоЦентром» провели конференцию «День цифровой печати по тканям».
Важные основы
Конференцию открыл её консультант — независимый эксперт в области цифровой печати по тканям Михаил Шпилькин — с воодушевляющей фразы «Печатать можно на всём». Но быстро перешёл к конкретике — рассказу о том, что можно печатать на ткани, оживляя свою речь фотографиями различных изделий: флаговой и рекламной продукции; постельного белья, занавесок, скатертей; одежды и аксессуаров. Сделав этот незамысловатый, но крайне полезный для новичков в бизнесе обзор, Михаил перешёл к описанию технологий цифровой печати на ткани. Оказалось, здесь не всё однозначно. Результат своих размышлений Михаил изложил слушателям. Он предложил делить оборудование по типу чернил и конструктиву оборудования.
М. Шпилькин (на первом плане): «Мы не можем конкурировать с странами, имеющими собственное производство тканей и дешёвую рабочую силу исключительно ценой. Есть другие аргументы, например, близость производства к месту продаж или импортозамещение» |
Сублимационные чернила позволяют легко и просто напечатать способом сублимационного термопереноса на синтетических тканях (обычно с содержанием не менее 70% полиэфира). Пигментные чернила отлично работают по некоторым натуральным тканям (однозначно — на хлопке и льне, но на практике — даже на шёлке). Производители чернил и принтеров рекомендуют использовать заранее подготовленные (пропитанные) ткани, но российский опыт показал, что это не обязательно, да и купить такие ткани в России очень сложно. Но пигментные чернила хорошо ведут себя на неподготовленных для цифровой печати тканях. После печати — финальная сушка в каландре. Сложнее всего — печать активными и кислотными чернилами на натуральных тканях и коже. Стандартный процесс таков: пропитка ткани, сушка, печать, обработка паром в зрельнике, а затем в специальных составах при различной температуре, завершает всё сушка. Для каждого из этих этапов есть специализированное промышленное оборудование, стоимость которого может превысить цену принтера. Самые популярные — активные чернила — используются для печати по хлопку, льну, шёлку и вискозе; кислотными чернилами печатают по шерсти, шёлку, нейлону и коже.
Также Михаил выделил три группы оборудования, которые отличаются по способы и результатам печати. Планшетные футболочные принтеры (Direct to Garment, DTG) печатают прямо на готовых изделиях и на крое из натуральных или синтетических тканей, их формат ограничен размером печатного стола. Младшие модели имеют формат А4, а максимальный обычно 60×90 см. Кроме формата, DTG-принтеры можно делить по скорости печати — от 10 изделий в час до нескольких сотен, но это даётся непропорционально большим ростом стоимости оборудования. Перед печатью на изделие зачастую необходимо нанести специальный праймер для лучшей адгезии чернил к ткани. Чернила — пигментные, выпускаются различными производителями, для большинства принтеров предлагается белый цвет, позволяющий печатать по цветным тканям, а также дополнительные цвета для расширения цветового охвата. Для окончательного закрепления чернил на ткани нужно второе устройство, которое будет нагревать готовое изделие: плоский термопресс или туннельная печь.
Сублимационные принтеры могут печатать сначала на специальной бумаге, а потом с неё делается перенос на синтетическую ткань в каландре (валковом термопрессе) с рулона на рулон. Это самая массовая технология печати в России. В другом варианте печать идёт дисперсными чернилами сразу по синтетической ткани, однако она должна быть специально подготовлена для прямой печати. После печати — сушка в каландре. Есть деление по скорости печати: до 50 м2/ч и промышленное оборудование со скоростью до 1500 м2/ч.
Следующая категория оборудования — принтеры, печатающие по натуральной ткани. Их ассортимент гораздо меньше. Если говорить о пигментной печати — самом простом способе — то де-факто в начальном и среднем уровне в России представлен всего один принтер Mimaki. Печатает он до 35 м2/ч, и Шпилькин сделал акцент на два момента: «как делать» и «как правильно делать». В простейшем варианте идёт печать на обычной ткани, дальше — сушка порядка двух минут в каландре или туннельной печке — и изображение готово для дальнейшего использования. Однако классическая технология печати немного сложнее. Рекомендуют сначала пропитывать ткань специальным составом, затем пропитка должна быть высушена, и только после этого ткань попадает в принтер. Потом — печать и сушка. В идеальном варианте — вторая пропитка, которая используется для придания ткани дополнительных свойств эффектов.
Существуют промышленные машины Kornit, которые могут печатать по несколько иной технологии, но тоже пигментными чернилами прямо по ткани. Всё делается за один шаг за счёт автоматического нанесения пропитки непосредственно перед печатью.
Многие производители серьёзного оборудования представили в этом году принтеры для печати пигментными чернилами. Это модная тенденция, потому что рынок расширяется, а этот метод печати значительно проще, чем с применением активных или кислотных чернил.
Нужно помнить, уточнил Михаил, что готовый отпечатанный рулон ткани — это всего лишь один этап производства. После этого её нужно либо разрезать на размер, либо раскроить по лекалам и сшить. И для этого тоже нужны отдельные единицы оборудования.
Для получения предсказуемого результата печатное оборудование должно быть откалибровано и отпрофилировано под каждый вид ткани. В случае сублимации это сделать ещё сложнее, так как используется промежуточный носитель, а измерения делаются уже по ткани. Но без этого ничего хорошего получить нельзя, уверен Михаил. В этом году Pantone выпустила свой первый каталог цветов на синтетической ткани, и он может стать подспорьем в работе текстильного производства.
История о моде и мерче
Основатель и исполнительный директор фабрики цифровой печати «Принтпик» Михаил Купавцев рассказал немного трагическую, но со счастливым концом историю своего бизнеса. Первоначально был бренд одежды с большим ассортиментом: платья, куртки, плащи, платки, юбки. Одежда этого бренда до сих пор продаётся, но в 2016 г. пришлось сократить персонал, распродавать остатки и закрыть магазины. У бренда была сложная аудитория, покупательская способность которой снизилась из-за проблем в экономике. Развитие бренда решили отложить на будущее. А ведь уже была реализована вся цепочка производства: от проектирования до печати ткани, пошива и продажи. В то время конкуренты не печатали сами, а покупали ткани на выставках, у оптовиков. Михаил с партнёрами решили делать то, что у них получается хорошо, — цифровую печать по ткани. У «Принтпик» есть несколько направлений работы: промотекстиль — промоодежда и аксессуары с логотипом клиента, производство бизнес-сувениров; домашний текстиль — пледы, подушки, шторы, палатки, одежда. Главная особенность — индивидуализация, это продукция с брендом клиента. В «Принтпик» же в первую очередь стали продавать свои услуги производителям одежды — брендам, которые славятся повышенными требованиями к качеству печати и материалам. Выбор делается буквально с образцами ткани в руках, и только так принимается решение о покупке. Печать должна быть насыщенная, яркая.
М. Купавцев: «Раньше был ограниченный выбор тканей, сейчас появляется всё больше интересных видов, но нужно ещё больше, особенно для рынка “фэшн“» |
Отдельно Михаил отметил ещё одно редкое направление текстильной печати — мерчандайзинг. Например, бренд «Калашников» — это концерн, который производит различные типы вооружения. Но, как ни странно, у него есть свой интернет-магазин, который заказывает и продаёт много одежды. Музыкальный лейбл, который из своего мерча (мерч — сленговое обозначение разного рода продукции с определённой символикой) построил отдельный бизнес, — Black Star. По сути, это промотекстиль, но который не дарится в целях продвижения бренда, вместо этого из него был создан качественный продукт для реализации на рынке, открыты точки продаж по всей России. Многие компании и видеоблогеры, которые производят продукт или контент, стараются обзавестись своим мерчем. И здесь прорыв состоялся благодаря цифровой печати: индивидуализация, выпуск ограниченных серий, производство необычных товаров, например, двусторонних футболок. И нет ограничений, свойственных шёлкографии. В «Принтпик» могут запечатывать отдельно манжеты, воротники, подкладки или всё изделие целиком.
Ещё одна отличная сфера, где можно предлагать услуги цифровой печати, — галереи и музеи. Та же самая Третьяковская галерея имеет потрясающий интернет-магазин, у них классная продукция, и производят они её очень много. «Если у вас есть такие клиенты, обязательно предлагайте им это», — посоветовал Михаил.
Затронул он и больную тему практически для всех производителей текстиля. Наверное, в силу предубеждений клиенты часто отказываются от изделий из синтетических тканей, которые представляются им чуть ли не ядовитыми. Но футболисты бегают в синтетике всю игру, а альпинисты поднимаются на Эверест никак не в полушубке, а в высокотехнологичной одежде из синтетики. Когда вопрос заходит о корпоративной одежде, все начинают думать про галстуки и шейные платки. Но самый популярный вариант — фартук. Их много заказывают с фирменными цветами, логотипами. И всегда встаёт вопрос выбора между натуральными тканями и синтетическими. А у клиентов есть твёрдое мнение, что корпоративная одежда должна быть из хлопка. И ощущение такое, что этот стереотип индустрия будет преодолевать ещё лет 15.
Сейчас в «Принтпик», кроме обычных сублимационных принтеров Epson SureColor SC-F7200 и SC-F9200, работает большое промышленное оборудование — недавно инсталлированный итальянский принтер MS JP4 шириной 1,85 м и каландр Monti Antonio. Работа идёт на итальянском оборудовании с итальянскими чернилами, потому что рекламные агентства, которым важна цена, — не основные клиенты «Принтпик». Их заказчики — бренды одежды, для которых помимо цены очень важно качество.
Как начинать подобный бизнес? По опыту Михаила, лучше всего проявили себя принтеры Epson и маленький корейский каландр, которые появились в компании, заменив слишком медленный Roland. Именно с таких принтеров и имеет смысл начинать бизнес: они позволяют печатать больше, так как их даже можно оставлять работать на ночь без присмотра.
Когда текстильная печать «зашла»
Технологии производства синтетических тканей ушли далеко вперёд, всё время появляются новые материалы. Генеральный директор ГК «Русском» Юлия Арешко явно этим восхищена: «Я даже не знаю названий некоторых тканей и волокон — из чего они состоят». По её мнению, не надо отрицательно относиться к синтетике и смесовым тканям. «Русском» с 2002 г. занимается темой текстильной печати, «подружившись» по этому поводу с техникой Mimaki. У этой компании — широкая линейка широкоформатных принтеров, есть среди них и текстильные — это были первые принтеры, специально разработанные для печати текстильными чернилами. В то время было две модели, а у других производителей не было ни одной. Они отличались надёжностью: некоторые принтеры работают по сей день, хотя были сняты с производства в 2010 г. Вся техника Mimaki позволяет работать почти круглосуточно, уверяет Юлия, но осторожно рекомендует делать перерыв для принтера хотя бы на пару часов в сутки. Тема текстильной печати, что называется, «зашла», но, познакомившись с ней поближе, специалисты «Русском» осознали, что не хватает других составляющих для организации полноценного производства: клиентам нужна на просто ещё одна «машинка», а инструмент для зарабатывания денег. Не хватало довольно большого количества обрабатывающей техники: в сублимации — для процесса фиксации чернил необходим термопресс или каландр, в прямой печати по синтетической или смесовой ткани — для изделий «неодёжного» назначения, помимо термоустройств с контактным способом воздействия, можно обойтись ИК-сушками.
В случае печати на натуральной ткани всё сложнее. На конференции прозвучал вопрос, который Юлия слышит в разных вариациях 15 лет: можно ли работать на натуральных тканях и как это делать? В «Русском» были полны энтузиазма и изучили все технологии, включая традиционные. Так были найдены поставщики самого различного оборудования. Это и каландры — сейчас поставляются машины трёх производителей (двух корейских и одного европейского). У Mimaki на тот момент не было своих чернил, и пришлось найти 3–4 производителя, а свой выбор остановили на Kiian — это один из мировых лидеров в текстильных чернилах. Итальянская MS сделала для «Русском» пропитчики, а также станины с ременной протяжкой для ткани. В течение первых лет приходилось не просто продавать технику, но и очень много печатать самим для отработки технологии и изучения тонкостей производства. Например, управления цветом при работе с текстилем — это особая и очень непростая тема.
В те времена были разработаны два комплекса для печати по текстилю. Один — на базе принтера Mimaki JV4 и последующих моделей, которые хорошо работали на чернилах на водной основе для сублимации. Второй — оборудование для прямой печати на натуральных тканях на базе принтера Mimaki TX-2. Таких было продано три, ориентировочная стоимость каждого — 250 тыс. евро. Вот ответ на вопрос о возможностях такой печати. Для сравнения, за этот же период времени принтеров TX-2 в версии для прямой печати на синтетических тканях было продано более 30.
Юлия представила текущую линейку: «Сегодня мы предлагаем комплекты оборудования разной производительности на базе разных моделей принтеров Mimaki: TS30–1300 (до 20 м2/ч), JV150–160 (до 50 м2/ч), JV300–160 (до 100 м2/ч). Их можно использовать как в версии для сублимационной печати, так и, при небольшой модификации, для прямой печати. Комплексы на базе принтеров TS300P-1800 (до 115 м2/ч) и TS500–1800 (до 150 м2/ч) работают только с сублимационными чернилами. И новинка — комплекс на базе TS55–1800 достигает производительности 140 м2/ч».
Гибрид ткани и металла
Возможности печати на тканях активно используются и в рекламной отрасли. Санкт-петербургская «Лиго» начала заниматься печатью на текстиле в 2009 г. С этого же времени началось сотрудничество с Adidas, открывшей для генерального директора Руслана Закирова факт существования фреймсистем, которые ещё только появлялись. В «Лиго» начали с ними работать, но первый год вышел с убытком: учились на своих ошибках — печать на ткани сложна. За эти годы было перепробовано множество оборудования. Сейчас остановились на текстильных принтерах MS, также используют Durst.
Фреймсистема AluTextile представляет собой рамку из алюминиевого профиля и постер, выполненный с помощью интерьерной печати на текстиле. По краю отпечатка пришивается силиконовая лента, благодаря которой края ткани прочно закрепляются в алюминиевом профиле. Сложность при производстве возникает на этапе обрезки изображения на формат фрейма: точность должна быть миллиметровая, в «Лиго» используют для этого плоттер Zünd, ножницы не подойдут. Это связано с тем, что ткань не тянется и если отрезать лишку, то уже нельзя будет закрепить её в рамке, а если отрезать меньше, чем нужно, полотно не натянется и будет провисать.
Печать по ткани выполняется сублимационным способом. Реклама на этом типе носителя получается дороже баннера, но магазины, в которых установлены рамки AluTextile, экономят на логистике, так как всё транспортируется в сложенном виде без риска получения повреждений, и на профессиональном монтаже — заменить ткань с изображением под силу даже неспециалисту. Ткань — 100% полиэфир — не содержит хлор, нет вредных выделений в атмосферу, а «Лиго» сертифицирована практически по всем экологическим стандартам, что позволяет работать с иностранными компаниями, для которых это принципиально.
Использование лёгких материалов (полиэфира и алюминия) даёт возможность для создания необычных рекламных конструкций большого размера: например, подвешивать их на очень тонких тросиках, что выглядит в закрытых пространствах очень эффектно.
Касаясь стоимости текстильной печати, Руслан высказал осторожную мысль, что нельзя просто сказать, что чем больше по размеру и производительности оборудование, тем дешевле отпечаток. На первый взгляд может показаться, что так и есть, но в расчёте себестоимости надо учесть и амортизацию машин, которые, естественно, тем дороже, чем они производительнее, и часто — непропорционально дороже. Поэтому надо позаботиться о полной загрузке производства. Тем не менее, по расчётам Руслана, полная себестоимость изготовления рекламных конструкций на ткани (с учётом затрат на хранение и логистику) получается вдвое ниже, чем на баннере.
Умные ткани
Такова одна из возможных расшифровок названия компании «Смарт-Т». Удивительный факт: она занимает пятое место в мире по объёмам продаж (обороту) техники Mimaki. Об этом сообщил слушателям руководитель учебного центра «Смарт-Т» Павел Баулин. Помимо принтеров, в ассортименте есть много вспомогательного оборудования, которое позволяет полностью оснастить участок текстильной печати по любой технологии. Самый доступный вариант по цене 15 тыс. евро создан на базе принтера Mimaki TS30 и каландрового термопресса Titanjet GTM-44. Это решение самого начального уровня для сублимационной печати. Но даже в этом случае есть приятные бонусы: на печатные головки производитель даёт двухгодичную гарантию без ограничения пробега, каландр имеет барабан с верхней загрузкой, что позволяет работать не только с рулонами ткани, но и с кроем. Самый производительный принтер в этой линейке TS500 выдаёт до 150 м2/ч. В нём установлены шесть промышленных головок Ricoh Gen5, усиленный механизм натяжения и размотки/намотки для рулонов весом до 60 кг для продолжительной печати без остановки.
Промышленный принтер Tiger-1800B может работать как с сублимационными чернилами, так и с активными для прямой печати по натуральным тканям. Восемь печатающих головок Kyocera обеспечивают производительность на уровне 385 м2/ч.
Но начать работу на рынке текстильной печати Павел рекомендует с футболочных принтеров TexJet греческой компании Polyprint. Три модели различаются размерами печатных столов. Добавьте плоский термопресс — и получится идеальный вариант, чтобы начать печатать на натуральных тканях на небольшой производственной площади. Принтеры позволяют легко менять стандартный стол на специальные: для печати на манжетах, кепках или рубашках-поло.
Прямая печать по натуральным тканям пигментными чернилами доступна с Mimaki Tx300P. Это наиболее простая технология печати на рулонах ткани, не требует дополнительного оборудования, кроме сушки (каландра или ИК). При скорости до 35 м2/ч обеспечивается себестоимость печати (по расходу чернил) около 1 евро. Для расширения цветового охвата принтер может печатать в семицветной конфигурации (CMYK плюс красный, синий и серый).
Поделился своим опытом Павел и в вопросе предварительной обработки натуральных тканей. При печати пигментными чернилами предварительной обработки тканей не требуется. Хотя и существуют специальные пропиточные растворы, которые должны увеличивать чёткость печати и стойкость к стиркам, но проведённые в демозале компании испытания не позволили утверждать, что результат заметно отличается от непропитанных тканей. А кажущаяся слабая стойкость к стирке, которую приписывают отпечаткам пигментными чернилами, связана, по словам Павла, с другим процессом. После нескольких стирок изделия из нитей ткани начинает лезть ворс, который располагается выше поверхности ткани. Именно он и создаёт эффект «выцветания» отпечатка. Это особенно характерно для дешёвых тканей.
Меньше ткани, больше стандартизации
Владелец и руководитель типографии «Вишнёвый пирог» Евгений Тимощенко сначала поведал слушателям о прописных истинах цифровой печати, с уверенностью заявив, что нас ждёт эпоха массового производства штучных индивидуальных изделий. В своей презентации он провел сравнение цифрового способа производства печати на ткани с традиционным. Оказалось что у обоих (сюрприз!) есть плюсы и минусы.
Е. Тимощенко: «Вы любите котиков? Вы захотите напечатать себе сегодня костюм с котиками, а завтра — с чем-то другим. Что же побуждает развиваться эту технологию? Нежелание повторяться и быть похожим на других» |
Существует минимальный/оптимальный размер партии ткани. В «цифре» можно сделать одно изделие. Или изготовить столько, сколько нужно. В традиционном производстве нужно изготовить столько, сколько минимально экономически выгодно. Таким образом, здесь на стороне «цифры» оказывается высокая стоимость одного изделия, но низкая стоимость небольшой партии. Евгений привёл пример из более знакомого ему бизнеса. Исследования в области книгоиздания показали, что в общей массе до 40% книг после длительного срока хранения остаются невостребованными покупателями и утилизируются. Теперь на рынке небольшие, пробные тиражи, допечатки тиражей делают с применением цифровой печати. Скорее всего, аналогичная история ждёт и цифровую печать по ткани, предположил Евгений. Если клиент хочет попробовать, доделать или произвести индивидуальный товар, то поможет «цифра», в остальных случаях — традиционная технология печати.
Ещё один не очевидный факт при организации цифрового печатного производства — затраты на оплату труда в структуре себестоимости печати, например, футболки. Самая дорогая часть изделия — время, потраченное на обработку заказа, приём и проверку файла, подготовку к печати, упаковку готовой футболки и отсылку клиенту.
Если на производстве есть огромный принтер, то его нельзя загрузить огромным заказом на военную униформу, потому что стоимость печати всё равно выше, чем при традиционном способе окрашивания тканей. Вместо этого нужна куча маленьких заказов и технология для их эффективной обработки.
Рост количества заказов, которые требуются для загрузки промышленного оборудования, приводит к тому, что количество времени, затрачиваемое на обработку каждого заказа (ещё до начала печати), начинает играть существенную роль. Средняя типография обрабатывает от 30 до 50 заказов в день. И выйти за границы этого диапазона сложно: нужна стандартизация решений и процессинга. И пока не будут пройдены определённые этапы в общении с клиентом (согласование параметров заказа и файла), самые замечательные печатные машины не смогут помочь производителю при росте числа заказов.
Инновации снова здесь
О них уже говорил Шпилькин, и вот они снова вернулись в выступлении руководителя инженерно-технологического отдела цифровой печати «Ол принтс Технологии» Георгия Мурылева — технологии Kornit в печати по тканям. В принтерах этого производителя используются промышленные печатающие головки Dimatix Spectra с высоким ресурсом, надёжные и позволяющие выполнять промывку. Последнее означает, что даже если они засорились, то существует возможность аккуратно очистить их от засора и восстановить. Срок службы — 10 лет при компетентном обслуживании.
Kornit была пионером и остаётся одним из лидеров среди производителей принтеров промышленной печати по готовым текстильным изделиям. У неё есть своя запатентованная технология подготовки к печати. Обычный футболочный принтер требует подготовительных работ перед началом печати: либо разглаживание ткани, либо пропитка, закрепление и сушка. В последнем случае — это дополнительная технологическая операция, которая удлиняет цикл производства и увеличивает издержки и требования к площади производственного помещения. Интегрированный процесс Kornit допускает печать «мокрым-по-мокрому»: нанесение праймера происходит непосредственно в принтере и только на то место, где будет производиться печать. За разглаживание ткани перед печатью отвечает специальный ракель, который проходит над поверхностью изделия, расправляя её.
Принтеры Kornit позиционируются для тех, у кого уже есть поток заказов, кто понимает, чем он загрузит оборудование. Это оборудование промышленного класса, но и в пределах его есть несколько условных градаций. Самый популярный и массовый принтер в этом классе — Kornit Breeze. Благодаря его конструкции, белый цвет печатается одновременно с CMYK, поэтому скорость печати на тёмной ткани ненамного меньше, чем на светлой. Используются пигментные чернила, в первую очередь подходящие для натуральных тканей, но можно работать и с синтетикой. Причём чем больше шероховатость поверхности, тем выше уровень адгезии чернил.
В модели Storm 1000 установлен увлажнитель воздуха для создания микроклимата в зоне печати и сокращения испарения водных чернил с поверхности головки. Модификации Storm Hexa и Storm HD6 печатают дополнительными цветами — красным и зелёным, которые являются проблемными для текстильных принтеров. В них нет ограничений модели CMYK, поэтому печать ведётся с файлов RGB, дающих больший цветовой охват.
Флагман линейки — принтер Avalanche с двумя палетами, которые могут заменяться на одну большую. В модификации Avalanche DC Pro печать производится вытравными чернилами по изделиям из тёмной ткани без нанесения белой подложки. Это делает слой чернил на поверхности изделия более тонким.
А для очень больших объёмов заказов есть машина Vulсan с конвейерной подачей палет: каждые пятнадцать секунд из машины выходит запечатанная футболка.
Те, кто печатает трафаретным способом, уже знают, что полноцветное изображение с высокими требованиями к приводке удобнее наносить цифровым способом. Для них была разработана концепция Paradigm (сейчас на рынке уже вторая версия), в которой принтер интегрируется в трафаретный станок карусельного типа. Это даёт возможность за один цикл наносить полноцветную картинку с точным позиционированием относительно трафаретной части всего изображения.
Георгий отметил новинку среди расходных материалов — серию чернил NeoPigment Rapid, которая доступна в моделях принтеров с буквенным индексом HD. Эти чернила при меньшем размере капли обеспечивают такую же площадь покрытия и укрывистость, как у предыдущей серии. Заливки при этом получаются более ровными, а красочный слой кажется более тонким. Белые чернила имеют более высокое содержание пигмента, что даёт более плотное нанесение.
Ещё одна инновация Kornit — рулонный принтер Allegro. Это компактное решение в первую очередь для печати по натуральным тканям на скорости до 183 м2/ч, также подходит и для других тканей независимо от состава волокон. Печать ведётся без предварительной подготовки ткани, нанесение праймера обеспечивают отдельные печатающие головки, поэтому расход состава минимизирован: каждая капля праймера ложится только в то место, где будет наноситься капля чернил.
Текстильная печать на «расстоянии» 48 часов
Полностью автоматизированным процессом прохождения заказов на своем предприятии гордится генеральный директор «Мануфактуры печати и пошива» Иван Виноградов. По его словам, от приёмки заказа до сдачи готового изделия в службу логистики проходит 48 часов. Этот срок заявлен как для розничных клиентов, так и для оптовых. При этом в работу могут поступать заказы различного объёма: и на 2000 изделий, и на одну футболку. И нет разницы ни в цене на изделие, ни в себестоимости, ни в сроках или качестве.
«Мануфактура» предоставляет весь процесс производства текстильных изделий «на вынос»: они могут напечатать, сшить, упаковать и доставить изделие заказчику. А их ИТ-мощности позволяют интегрироваться с интернет-магазинами, с другими клиентами и их CRM-системами. В розницу продаются простые изделия, благодаря которым клиенты могут выразить себя, своё «я» при помощи каких-то модных принтов. Если говорить об оптовых клиентах, то это в основном промопродукция, спортивная одежда.
Ещё одно направление деятельности «Мануфактуры» связано с новым оборудованием (приобретено в декабре 2017 г.) для печати активными чернилами по натуральным тканям на базе принтера MS. Сейчас уже отлажен полностью автоматизированный процесс подачи в производство заказов клиентов. Есть обученная команда, которая может отпечатать до 400 погонных метров за 12-часовую смену в спокойном режиме без напряжения. А при росте числа заказов производство может выйти на максимальную производительность — 2–3 тыс. погонных метров отпечатанных натуральных тканей. Полный цикл производства занимает 5–6 часов.
И. Виноградов: «Мы не просто производим изделия из ткани. При необходимости мы помогаем организовать процесс их реализации: разрабатываем для наших клиентов различные ИТ-решения, например, платформы для продажи готовых изделий конечным потребителям» |
Иван декларировал стремление своей компании, чтобы клиент получал свой заказ всегда вовремя: через 48 или 72 часа. Это может быть депозитная система работы, когда заказчик оплачивает определённую сумму за весь заказ, например, на ткань, а производство по его требованию сможет производить хоть по одному метру в день — это не принципиальный вопрос. У компании есть собственная логистика и контроль качества на всех этапах производства, как встроенный, так и внешний.
В «Мануфактуре» не демпингуют, чтобы не разрушать сложившийся рынок. Работа идёт по принципу, чтобы клиент мог заработать сам: «Мы делаем изделия по такой цене, чтобы потом клиент их мог бы с прибылью продать». Свои работы могут размещать сотни дизайнеров одежды. Таким образом, «Мануфактура» стала частью процесса развития индустрии моды в России.
Система продаж — ещё один повод для гордости Ивана. Основной источник заказов — интернет, как только клиент попадает на сайт и оставляет заявку, CRM-система автоматически дозванивается до него в течение пяти минут. После консультации клиенту будет отправлен индивидуальный прайс-лист, созданный под потребности. Когда клиент становится постоянным (а в логике CRM-системы это происходит уже после второго заказа), то к работе с ним подключаются самые опытные менеджеры, которые знают все возможные (и невозможные) решения, которые можно предложить: интеграция, депозитная система заказов, создание ИТ-проекта «под ключ», а также логистика и склад.
Например, таким образом был создан интернет-магазин телеканалу ТНТ для продажи их собственного мерча. У ТНТ не было ни платформы, ни площадки, «Мануфактура» выполнила всю техническую часть, а задача телеканала — маркетинг, привлекать людей для розничных покупок. Примерно так же было организовано взаимодействие со спортивными клубами «Спартак» и ЦСКА.
Крупный проект был реализован для ралли Silk Way — порядка 20 тыс. изделий, которые нужно было произвести за один месяц. У «Мануфактуры» тогда месячная мощность была 16 тыс. изделий, и оборудование было занято выполнением текущих заказов, поэтому были изысканы внутренние резервы и привлечены партнёры. Всё было выполнено в срок, и заказы отправились в разные точки по маршруту гонки.
Краткость — делу венец
Завершил серию выступлений конференции менеджер по развитию направления промышленной струйной печати Ricoh Rus Игорь Ломакин. Он был лаконичен и убедителен в презентации новых футболочных принтеров Ricoh Ri 3000/Ri 6000. По своим характеристиками это ещё не индустриальные модели, но уже где-то рядом. Благодаря использованию печатающих головок собственного производства Ricoh Gen5 машины серии Ri 3000/6000 являются самыми быстрыми в классе. Соотношение скорости печати и цен на чернила при максимальном уровне автоматизации обслуживания принтера позволит начать работать и зарабатывать на рынке текстильной печати. А технические решения, реализованные в этих моделях, позволяют «футболочникам» Ricoh всерьёз конкурировать на рынке устройств DTG.
Закончилась конференция круглым столом с участием всех выступающих, в ходе которого обсуждались самые насущные вопросы — от начала бизнеса до источников получения заказов и перспектив развития в России.
Все материалы конференции (презентации участников, видеозаписи их выступлений, фотографии) можно найти на сайте https://www.publish.ru/dtextile