Компания «Терра Системы», до лета 2018 г. предлагавшая полиграфистам печатные решения только на основе офсетных машин RMGT и светодиодных сушек AMS, теперь, совместно с Ricoh Rus, начала активную работу по внедрению «цифры». Партнёры уверены, что могут предложить офсетчикам лучшее из двух миров — аналоговой и цифровой печати.
11 октября 2018 г. в пригороде швейцарского Цюриха состоялась третья ежегодная конференция Print UV Russia 2018. Это стало её первым зарубежным заседанием — в 2016–2017 гг. они проходили в Москве и Санкт-Петербурге. Открыл конференцию генеральный директор «Терра Системы» Стефан Валуйский, напомнивший о том, что концепция Print UV уходит корнями в США. Он также объяснил, почему местом проведения был выбран Цюрих: здесь находится штаб-квартира Chromos — поставщика полиграфических решений, дистрибьютора RMGT и AMS.
Перед началом конференции Меткалф сделал традиционное селфи со всеми присутствующими |
Первым уже традиционно выступил Стивен Меткалф — президент AMS Spectral UV, a Baldwin Technology Company (далее — AMS). Он напомнил, что слияние AMS с Baldwin произошло полтора года назад. С 2010 г. Baldwin начала поглощать компании, имеющие отношение к УФ-печати и занимающиеся системами визуального контроля: Nordson UV в 2010 г., Web Printing Controls — 2014 г., а в 2017 г. — сразу четыре компании: Air Motion Systems, Ahlbrandt System, PC Industries и QuadTech. Сейчас в Baldwin — шесть основных направлений деятельности, включая поставку УФ-, светодиодных (LED VUV) и ИК-сушек. AMS Spectrl UV — крупнейшее подразделение этого направления с офисами в США и Великобритании.
AMS установила по всему миру уже более 1000 систем с шириной излучающих элементов более 250 мм. Они используются на офсетных, флексографских и цифровых струйных печатных машинах. Помимо полиграфии, сушки также используются для изготовления плоскопанельных дисплеев и нанесения покрытий и клеёв в других отраслях.
«Светодиодное отверждение в корне изменило парадигму УФ-отверждения», — уверен Меткалф. Это высокоэффективная технология, пригодная для любых применений, она имеет малое энергопотребление, не нагревает материал, обеспечивает постоянную и измеряемую мощность… В офсетной печати она позволяет мгновенно отверждать оттиски, отказаться от порошка и избавиться от запаха, получить яркие цвета на любых сортах бумаги, обеспечить постоянное качество на всех скоростях печати, выдавать готовую продукцию в день заказа, создавать специальные эффекты с лаками, использовать невпитывающие материалы и повысить производительность послепечатной обработки.
В рулонном офсете она позволяет избавиться от громоздких газовых сушек и газа, охлаждающих валов; получить качество, аналогичное листвой печати; работать на высоких скоростях; снизить общее потребление энергии; минимизировать потребность в обслуживании; расширить спектр запечатываемых материалов (включая самую тонкую бумагу); сократить расход краски и макулатуру; а также избавиться от типичных проблем рулонной печати с газовой сушкой.
Не менее важно и то, что повышается уровень доверия. Операторы более уверенно печатают на высоких скоростях, а значит — растёт объём производства и его прибыльность. Один из заказчиков даже заявил, что никогда не печатал на машине с макс. скоростью до появления LED UV.
Новейшее поколение сушек AMS — XP Series LED UV. Его патентованная оптика Peak обеспечивает высокую энергоотдачу и однородность отверждения с мощностью до 32 Вт/см2 на протяжении до 30 000 часов — это абсолютный рекорд для индустрии. Водяное охлаждение минимизирует шум при эксплуатации, прочная промышленная конструкция и компактный профиль позволяют без проблем устанавливать сушки практически на любых моделях машин, в том числе модернизируя их уже в типографиях. Возможно изготовление востребованных в гофроиндустрии сушек шириной вплоть до 3 м.
Интернет вещей для LED UV и другие инновации
Дальнейшее направление развития следует в русле передовых мировых тенденций. Интернет вещей (IoT) обеспечивает более полный контроль за производством и управление им в реальном времени через интернет. В Baldwin используют эту концепцию для создания подключенных устройств не только для сушек (обычных и светодиодных), но и других решений компании.
В AMS создали Inteliled IOT — это небольшой модуль, который устанавливается между каждой сушкой и её шкафом управления. В чём суть решения?
Вся важная информация в системе сушки (и не только в ней, к модулю можно вывести сигналы от датчиков штатной системы управления печатной машиной) постоянно измеряется, сохраняется и анализируется. Буквально каждую секунду. В контексте LED UV речь идёт о параметрах эффективности и режимах работы сушки, температуре, качестве увлажнения, условий внешней среды и состояния печатной машины (скорости печати, время работы и т. п.). Это позволяет выдавать интеллектуальные оповещения и гарантировать бесперебойную работу машины.
Меткалф также показал новый эффект, который можно получить с помощью светодиодной сушки на 5-красочной машине с секцией лакирования, оснащённой анилоксом. Технология LED MotionCoat, реализованная компанией Atega, похожа на твин-лакирование, но позволяет получать эффекты микрорельефа за счёт взаимодействия двух специальных лаков Atega — печатного (для 5-й секции) и для лакировальной секции. Результат можно увидеть на фото |
Обычные системы дистанционной диагностики (они уже довольно распространены в отрасли) только фиксируют факт неполадки в тот момент, когда она уже произошла. Как правило, с этого момента до устранения неисправности машина простаивает. В AMS обещают, что при использовании Inteliled IOT сохраняется всё, что происходило с системой, а интеллектуальные оповещения уведомляют о предпосылках проблем и позволяют их устранять до возникновения реальных неисправностей. Это назвали Inteliled IOT Active Care — системой, которая отображает разнообразные параметры после интерпретации накапливаемых данных, вплоть до ключевых параметров эффективности. Это также позволяет реализовать тотальный контроль качества, под которым подразумевают способность точно повторять тиражи, что особенно важно для заказов на дорогостоящих материалах. Данные передаются в облачное хранилище в зашифрованном виде, поэтому никаких проблем с безопасностью нет.
Технология на уровне базовых функций уже внедрена в новые шкафы управления XP-I Series LED UV. Их поставки начинаются в конце 2019 г. Кроме того, они защищены от пыли и влажности и имеют вертикальную конструкцию, что обеспечивает экономию места и облегчает доступ для инженеров при ремонте. Новые шкафы уже готовы к подключению модулей Inteliled IOT.
Ещё одна новинка — чипы XP-I Serie NS с мощностью 32 Вт/см2 для использования в сушках. Изолирующий материал в них — керамика, что обеспечивает постоянный микроклимат для светодиодов, теперь способных работать до 30 000 часов (это уже подтверждено внутренними тестами), такие чипы удобнее обслуживать. Начало поставок запланировано на конец 2018 г. Возможна также модернизация уже установленных систем.
Отвечая на вопрос по поводу состояния рынка красок для светодиодного отверждения, Меткалф сказал: «С одной стороны, этот рынок уже очень развит, краски выпускают все ведущие компании, однако в последнее время были сложности с поставкой сырья, что повлияло на цены — они повысились. Но сейчас уже наблюдается нормализация ситуации с постепенным возвращением к обычным ценам».
Идеальная пара: RMGT и AMS в Швейцарии
О том, как шло развитие бизнеса RMGT и AMS в Швейцарии, рассказал директор по продажам и маркетингу Chromos Хейни Мааг. Компания основана в 1946 г., это частное семейное предприятие. Генеральные директора Chromos и Fujifilm (Switzerland) — члены одной семьи Богли. Chromos входит в холдинг Prografica, оперирует ещё в Австрии и Германии, где также является дилером RMGT и AMS. Примечательно, что офис Cromos в Германии находится в Аугсбурге — родном городе manroland sheetfed. В портфеле компании — более двух десятков известных полиграфических брендов в области допечатной подготовки, печати, послепечати и расходных материалов.
Мааг считает RMGT и AMS идеальной парой |
Мааг работает в компании уже 28 лет и за это время прошёл ступени от технического специалиста и руководителя сервиса до директора по продажам. Chromos поставляет в Швейцарию машины Ryobi, а позже — RMGT, более 20 лет, а в 2012 г. в компании узнали про AMS. «И уже тогда я понял, что RMGT и AMS — идеальная пара», — заметил Мааг.
Первая машина Ryobi с LED UV (пока с сушкой Panasonic) была установлена в Швейцарии в январе 2013 г. В ноябре того же года провели первую модернизацию уже двумя сушками AMS машины Heidelberg SM52–10, затем оснастили машину Komori. В сентябре 2017 г. реализовали ещё один важный проект — модернизировали светодиодной сушкой первую рулонную машину. Это произошло после того, как годом ранее представители типографии посмотрели на первую в мире рулонную машину с сушками LED UV в Японии. В ходе реализации проекта пришлось модернизировать систему смывки, тщательно очистить машину. В проекте, помимо AMS, участвовали Siegwerk и Toyo как поставщики красок, тестировались полотна разных производителей. После успешного переоснащения пятой секции через два месяца гибридными валами переоснастили все остальные секции. Всё это время машина продолжала печатать коммерческие тиражи, именно поэтому для переоснащения выбрали гибридные валы.
Хейни напомнил о важности правильного подбора всех компонентов — от красок и валов до полотен, увлажнения, смывок и пластин. Он уверяет, что благодаря качественному стартовому пакету Chromos удаётся запускать офсетные машины с LED UV даже с меньшим количеством проблем, чем бывает при запуске обычных. В качестве сушек предпочитают AMS, а не Panasonic, хотя последние могут поставляться в составе машины с завода. Почему? Одна из причин: иногда важна возможность ставить сушку в качестве промежуточной, между секциями. AMS это позволяют — их легко переставлять. Кроме того, они имеют высокую мощность, достаточную для отверждения красок и лаков.
Мааг перечислил модели машин RMGT, которые оснащены сушками AMS в Швейцарии. Список оказался длинным: 520GX-4-LED, 520GX-5-LED и 520GXP-6-LED; 790ST-5-LED, 790–5-SLD-LED; 920ST-4-LED, 920PF-8-LED, 920PF-9-LED. Всего в небольшой Швейцарии уже установлено или модернизировано сушками LED UV 30 офсетных машин. Интересно, что по информации Chromos в стране есть только одна инсталляция Komori H-UV.
Оптимальный формат и российский опыт
Российскую часть конференции открыл технический директор «Терра Системы» Алексей Искоростинский. Он рассказал о серии машин RMGT 9 и последних инновациях в ней. Главное преимущество этого формата — экономия на формных материалах и электричестве при печати стандартных 8-полосных тетрадей. При сравнении с обычной машиной формата B1 серия RMGT 9 занимает на 34% меньше места (например, перфектор 4+4 занимает всего 12 м в длину), налицо также существенная экономия энергии.
Среди последний улучшений, почерпнутых из наработок Mitsubishi, — улучшение красочного аппарата. Автоматическая система смены пластин Smart FPC за счёт параллелизации процесса позволяет поменять весь комплект всего за 108 с. Новая программная опция, показанная на IGAS 2018, позволяет экономить ещё 11% времени на приладке. Система контроля в линию RMGT PQS-D (I) позволяет поддерживать высокое качество печати, не требуя соответствующей квалификации от печатника. ПЗС-камера на приёмке фиксирует марашки и прочие дефекты, сканируя все листы и сравнивая их с эталоном. Дефектные листы можно автоматически отмечать с помощью одной из двух опций: струйным впечатывающим модулем или системой установки закладок. Более функциональная версия системы обеспечивает также автоматическое удержание цвета и контроль приводки. На большой 55-дюймовый информационный экран на пульте управления можно выдать изображения с трёх камер из разных точек машины. То же самое можно выбрать для показа на мобильном планшете оператора.
Вслед за Алексеем выступил генеральный директор типографии «Любавич» (Санкт-Петербург) Максим Румянцев, который представил новую версию своего опыта эксплуатации офсетных машин с LED UV, сразу предупредив, что даст другой взгляд на эту тему. «Когда я начинал проект с RMGT 920ST-6, то брал лизинг на 5 лет, но теперь собираюсь закрыть его через три года. И всё, что говорили про возможности, оказалось правдой», — с непривычным оптимизмом начал он. Далее, признавшись, что сам всё делает «не по науке», Румянцев попробовал дать несколько советов тем, кто сейчас будет начинать, в стиле теории антипланирования. Оказалось, нужно подкармливать «духов», чтобы они дали в нужное время нужные ресурсы. Например, в тот момент, когда в типографии «Любавич» начали развивать тему LED UV, «духи» помогли Румянцеву в лице очень кстати появившегося человека, который активно и успешно взялся за дело. Но углубляться в детали Максим не стал, а просто охотно ответил на вопросы коллег.
Доволен ли он внедрением LED UV? Скорее, да. Просто ли её осваивать? Нет, приходится долго возиться с подбором расходных материалов. Экономика складывается? Вполне, а расходы на краску остались на уровне обычной технологии печати масляными красками — около 2% стоимости тиража. А формат RMGT 9 позволяет получить небольшой дополнительный выигрыш за счёт формных материалов. Помогает ли LED UV продавать услуги? Безусловно, поскольку теперь есть отличные ответы на вечный ответ заказчиков «А что у вас нового?»: «У нас есть спецэффекты и печать по невпитывающим материалам». «И вообще, есть ощущение что типография стала крутая», — закончил своё эмоциональное выступление Максим.
Вслед за ним вышел директор типографии «ПСП Принт» (Санкт-Петербург) Сергей Питиков. В этой типографии осенью 2017 г. была установлена RMGT 920 в 4-красочной конфигурации без светодиодного оснащения. Покупка должна была решить регулярную проблему типографии — недостаток печатных мощностей в моменты максимальной загрузки. Решили, что нужна машина большего формата. В итоге на неё отправляют все работы с форматом, кратным А4. И она отлично справляется — теперь задержки бывают только на послепечати. В типографии довольны качеством печати и сервисом «Терра Систем».
Необычная швейцарская типография: Druckerei Kyburz
Участники конференции сфотографировались перед экскурсией по Druckerei Kyburz. А ещё до её окончания каждый получил буклет с приветствием и общим снимком. Типография богато оснащена не только офсетным, но и цифровым оборудованием и умело использует его возможности |
По счастливому стечению обстоятельств буквально в 500 метрах от штаб-квартиры Chromos расположена очень интересная типография Druckerei Kyburz. Её историю мы услышали из уст основателя Конрада Кибурца. Началось всё в 1972 г. с одной 4-красочной печатной машины KBA. В 1987 г. было построено новое промышленное здание, где была установлена рулонная офсетная машина Man Roland Octoman. В 2001 г. инвестировали 30 млн франков в ещё одно новое здание и большой набор оборудования — тогда в типографии начали печатать большие объёмы рекламных персонализированных рассылок. В 2007 г. Конрад передал управление типографией сыну Патрику, но сам остался советником. В 2010 г. в типографии установили пятикрасочную Ryobi 925, которую в 2014 г. оснастили сушкой AMS LED UV. Это была первая инсталляция на базе этой технологии в Европе. Внедрение потребовало больших усилий со стороны руководства и печатников.
Кибурц демонстрирует типичный печатный продукт типографии — персонализированную рассылку |
Успехи в переходе на LED UV позволили в 2017 г. сделать следующий шаг — внедрить сушку AMS LED UV на рулонной машине Man Roland Octoman, до этого оснащённой газовой сушкой (это проект, о котором говорил Мааг). На ней установили гибридные валы для работы с обычными и высокореактивными красками. В итоге за два выходных в сентябре 2017 г. в типографии демонтировали газовую сушку. Среди полученных преимуществ — возможность постоянной печати на высокой скорости (40 или 53 тыс. об./ч) и снижение потребления энергии, а также повышение качества печати, снижение макулатуры при приладках и остановках, поддержание оптимальной влажности бумаги, отсутствие проблем при фальцовке (без волн). Однако, как отметил Кибурц, высокореактивные краски стоят втрое дороже обычных, поэтому в типографии не стали переоборудовать сушками LED UV более скоростную машину Man Roland Rotoman. На Octoman сейчас выполняют более сложные и дорогие заказы (в том числе с персонализацией). Пластины менять не стали — после обжига они работают и на Octoman с высокореактивными красками.
Конрад подчеркнул важный момент: персонал типографии должен стать помощником при движении вперёд, быть мотивирован для успешной реализации проекта. На практике печатники, которые работали с LED UV, уже не хотят возвращаться на обычные машины.
Рулонная офсетная машина Octoman имеет нетипичную конфигурацию во всём — начиная от пяти секций (при этом работа, которую печатали в нашем присутствии, имела красочность CMK + красный «пантон») и установленной сразу за ними сушки AMS LED UV и заканчивая специализированной системой изготовления прямых рассылок в линию Jet Web с несколькими установленными на ней струйными модулями впечатывания Kodak Prosper S10 |
На первом снимке слева — 5-красочная Ryobi 525, на которой сушка AMS была установлена ещё в 2014 г., справа — запущенная в 2017 г. 9-красочная RMGT 920, оснащённая двумя сушками AMS. На втором фото — экран оператора, на котором сверху видны изображения с камер, установленных в ключевых точках машины |
В 2017 г. в типографии также заменили вторую 5-красочную машину Ryobi на перфектор RMGT 920 с красочностью 5+4 и двумя сушками AMS LED UV, что позволило вдвое поднять производительность печатника. На всех трёх машинах (2 листовых и одной рулонной) с сушками LED UV работают только с высокореактивными красками. «Без нововведений мы бы потеряли заказчиков, а сейчас мы приобрели новых», — констатировал Кибурц.
Всего в типографии работает 130 человек, годовой оборот — около 30 млн долл., в год расходуют около 1100 т краски и 15 тыс. т бумаги.
Счастливы вместе
С июня Ricoh Rus и «Терра Системы» — стратегические партнёры. Об этом было объявлено на Printech 2018, и уже состоялась первая продажа ЦПМ. Руководитель продуктового маркетинга Ricoh Rus Олег Панкин сделал презентацию «Офсет и цифра: счастливы вместе», в которой представил видение компании путей развития полиграфии и успешного совместного использования технологий цифровой и офсетной печати. Он напомнил о продолжающейся тенденции общего снижения тиражей на фоне постепенного роста цифровой печати, а затем перешёл к рассмотрению стереотипов, сложившихся у офсетчиков относительно возможностей цифровых технологий — от сложности повторения офсетного качества и попадания в цвет до трудностей со спецэффектами и ограничений в точности приводки.
К счастью, у Ricoh есть решения для большинства поднятых вопросов. Панкин отметил, что у ЦПМ Ricoh — самый тонкий слой тонера, дающий низкий уровень глянца и обеспечивающий высокое качество финишных операций. Другие преимущества — наличие верного угла, прямого тракта прохождения бумаги, дополнительных цветов для спецэффектов (белила, лак, спец. цвета). ЦПМ серии Ricoh Pro C9200/C9210 печатают на плотной бумаге и картоне до 470 г/м2 без праймера на макс. формате листов до 330×1260 мм (330×1030 мм в дуплексе). И даже по экономике ЦПМ Ricoh способны конкурировать с офсетными машинами формата А3 на тиражах до 800 экз. В Ricoh также готовы помочь с выстраиванием гибридных техпроцессов с помощью контроллера Ricoh TotalFlow Print Server, который интегрируется с популярными у офсетных типографий АСУТП.
Рассказали и об успешных внедрениях в офсетных типографиях: в московской «Август Борг» (Ricoh Pro C7100 и Pro 8110e; объём печати — 120 000 отт. А3 в месяц), в «Астер» с площадками в Перми и Екатеринбурге (Ricoh Pro C7100; 70 000 отт. А3 в месяц); в алмаатинской De Luxe (Pro C7100x; за год отпечатали 1,2 млн отт. А3).
Олег также представил портфолио рулонных струйных печатных машин Ricoh, которые позиционируются для разных применений: от InfoPrint 5000 со скоростью до 128 м/мин (транзакционная печать) до флагмана Pro VC60000/70000 со скоростью до 150 м/мин для цветной печати продукции на мелованной бумаги. В пересчёте на форматы B2 — это 12 000 отт./ч. По идеологии Ricoh эти ЦПМ не предназначены для замены офсета — их лучше использовать для выпуска той продукции, которую нельзя или невыгодно делать офсетом. А какой именно — мы узнали уже на следующий день…
Две секретные типографии
12 октября мы, теперь уже по приглашению Ricoh, посетили две очень специфические типографии.
Первая — Avaloq Outline, расположенная в городе Винтертур. Она специализируется на прямых рассылках и обслуживает банки, страховые компании и т. п. Типография расположена в здании страховой компании, здесь очень строгие меры безопасности. Нам не разрешили пронести внутрь мобильные телефоны и фотоаппараты. Допуск в производственную часть — не просто по карточке, но ещё и по отпечатку пальцев. Avaloq Outline была образована 25 лет назад как печатное подразделение страховой компании, а 10 лет назад её выкупил менеджмент, и она стала самостоятельной, предлагая свои услуги в области аутсорсинга прямых рассылок. Сейчас в компании работает 60 человек, она располагает двумя производственными площадками. Вторая расположена в италоязычной части Швейцарии — это важное требование заказчиков, обязывающих компанию иметь дублирующие мощности. Поскольку производственные площади ограничены, бумага сюда доставляется к моменту начала работы — два раза в день.
Печатный цех оснащён оборудованием Xerox — 4 разных модели монохромных листовых Nuvera, две цветных Color 1000, рулонная тонерная машина. Примерно пять лет назад здесь установили также цветную листовую ЦПМ Ricoh Pro C920 AFP (модификация для транзакционной печати) и струйную цветную Infoprint 5000. Новейшее приобретение — Ricoh Pro C9200, которая должна заменить Xerox Color 1000. Модель C9200 имеет скорость печати 115 стр./мин и оснащена драйвером IPDS, что, по словам руководителя производства, выгодно отличает её от Color 1000. В конфигурацию вошли два вакуумных модуля подачи, стеккер большой ёмкости и буклетмейкер Plockmatic 500 с трёхсторонней подрезкой. Нам показали один из продуктов, отпечатанных на ЦПМ, — бланк с вклеенными в него с двух сторон цветными пластиковыми карточками. Они запечатаны на офсете, а на C9200 в них впечатывали переменную информацию. Машина только установлена, и, если она себя хорошо зарекомендует, вскоре будет установлена ещё одна такая же на этой площадке и третья — на дублирующей.
Работающая в соседнем зале струйная рулонная ЦПМ Ricoh Infoprint 5000 «прошла» уже более 30 млн отт. А4. На неё отправляют более объёмные заказы в тех случаях, когда заказчика устраивает «транзакционное» качество печати. В линию с ней работают модули Hunkeler, включая систему динамической перфорации, позволяющую делать продольную и поперечную «выборочную» перфорацию. Это довольно популярная опция — мы видели несколько рассылок, где были сделаны отрывные купоны и т. п. Затем полуфабрикаты сматываются в рулоны. Их обрабатывают на одной из трёх конвертовальных линий Pitney Bowes. В случае брака вся информация записывается в системе, а затем формируются задания на перепечатку. Если объём брака невелик, то перепечатка выполняется на листовых ЦПМ. Сам брак немедленно уничтожается и отправляется в закрытые на замки накопители — это тоже требование заказчиков.
Avaloq Outline активно привлекает клиентов, желающих перевести печать рассылок и документации на аутсорсинг. Если в первый год основания объём печати составил 5 млн отт. А4 в месяц, то сейчас он достиг 200 млн. И хотя общая тенденция на рынке прямых рассылок говорит о снижении их объёмов, правильная организация производства и качественный сервис позволяют Avaloq Outline уверенно смотреть в будущее. Компания уже планирует проект замены рулонной струйной ЦПМ на новую Ricoh Pro VC20000.
Другая типография, которую мы посетили, — Trend Commerce Group — расположена в известном многим полиграфистам Сант-Галлене. Она похожа на первую по масштабам, роду деятельности и бизнес-модели. Здесь такие же строгие меры безопасности, как и в Винтертуре. Численность персонала на двух производственных площадках (вторая — в Лихтенштейне) — 60 человек. Но объём печати здесь больше — около 350 млн отт. А4 в год. Цифровая печать на площадке в Сант-Галлене сейчас выполняется на двух струйных рулонных ЦПМ HP PageWide T230 и T240 HD, а также двух листовых ЦПМ Ricoh Pro C9110 со скоростью печати 130 стр./мин. Аналогичный набор листовых ЦПМ используется в Лихтенштейне. Для послепечатной обработки рулонной продукции применяются две линии Hunkeler, включающие динамические перфораторы DP6 и DP8, и стеккер, а также 4 конвертовальные линии Bowe Fusion X. Туда же поступает и листовая продукция.
Среди печатной продукции нам показали комплекты из нескольких листов для лояльных покупателей крупной сети супермаркетов. На первом листе была расположена информация о набранных баллах лояльности, а на нескольких следующих — специальные предложения со скидочными купонами, снабжёнными перфорациями для удобного отрывания. Такие комплекты каждый месяц здесь печатают миллионами!
Интересно, что 4 листовых ЦПМ Ricoh здесь были установлены полтора года назад взамен 8 ЦПМ Xerox. В типографии посчитали, что лучше иметь меньше единиц более производительного оборудования. В конфигурации обеих Pro C9110 включены по два модуля подачи большой ёмкости и по два стеккера. Это позволяет обеспечить максимальную длительность бесперебойной работы. На каждой из этих машин за полтора года отпечатано по 5 млн отт. А4.
Швейцария: картина рынка изнутри
Хотя нарисованная коллегами из Ricoh Switzerland общая картина полиграфического рынка страны не особенно радужная, они сохраняют оптимизм, ведь в секторе цифровой печати наблюдается рост |
В качестве приглашённых звёзд на конференции выступили сотрудники Ricoh Switzerland — менеджер по ключевым клиентам Александр Шеффел и специалист по продажам международных проектов Наталья Ландольт.
Александр представил Швейцарию, население которой составляет 8,49 млн человек, говорящих на четырёх языках. При этом она находится на 20-м месте в мире по ВВП и на втором — по уровню жизни. К сожалению, в печатной отрасли дела обстоят не блестяще — оборот сократился с 5,6 млрд шв. франков в 2008 г. до 2,9 млрд в 2015 г., а количество полиграфических компаний за тот же период сократилось с 1213 до 1078. Впрочем, в соседней Германии всё происходило примерно так же. Единственная позитивная новость — уровень проникновения цифровой печати увеличился от менее 1% до 5%.
Ricoh оперирует в трёх секторах: корпоративном (внутрикорпоративные отделы печати), коммерческом и рулонном (печать бесконечных формуляров). В первом наблюдается небольшое снижение объёмов цветной печати, растёт аутсорсинг и спрос на программные решения (W2P, кроссмедиа и т. д.), высок спрос на финишные опции в линию. Лёгких ЦПМ продаётся меньше, зато в этом секторе Ricoh увеличила свою долю за счёт тяжёлых ЦПМ Pro 9100 и 9200. Аналогичная ситуация с тяжёлыми и лёгкими ЦПМ в коммерческом секторе. Интересно, что каждые 7 из 10 офсетных типографий в Швейцарии уже оснащены ЦПМ.
Что касается рулонного сектора, то здесь происходит консолидация — всего 3 крупных подрядчика собирают заказы на аутсорсинг. При этом всё больше офсетчиков задумываются о рулонных струйных ЦПМ. В процессе обсуждения — более 40 проектов. Сейчас в стране уже работает около 15 рулонных струйных ЦПМ, из них 4 — Ricoh.
Задавшись вопросом о различиях между швейцарским и российском рынками, присутствующие пришли к заключению о том, что стоимость печатной продукции (например, книг) отличается примерно втрое (в Швейцарии больше), а выработка на одно полиграфическое предприятие в России существенно меньше. Как обычно говорится в таких случаях, у нас есть потенциал роста…
Лучшее из обеих миров
Времена, когда офсетчики смотрели на «цифру» как на что-то непонятное и видели в ней угрозу привычному бизнесу, давно прошли. На импровизированном круглом столе состоялось обсуждение способов оптимального использования ЦПМ в офсетных типографиях. Оказалось, что даже относительно недорогие цветные МФУ уже способны выполнять важную функцию оказания дополнительных услуг клиентам офсетных типографий. При этом, если думать о более серьёзном бизнесе, возможны разные варианты — от прямой интеграции ЦПМ в техпроцесс с оперативным решением по выбору более экономичного способа печати до образования самостоятельных цифровых типографий или развития новых направлений (таких, как цифровая упаковка) в рамках существующих производств. И появление поставщика, предлагающего лучшее из обеих миров в сотрудничестве с одним из лидеров индустрии цифровой печати, — хороший знак для офсетных типографий.