Итоги круглого стола между экспертами рынка, посвящённого тенденциям и перспективам широкоформатной печати. И, конечно, в первую очередь речь идёт о доминирующей струйной технологии.
Какие основные тенденции появятся в этой области?
Пэрр: Если говорить о нынешних тенденциях, то, как мы знаем, полиграфия в целом становится всё более персонализированной, и отпечаток всё больше ориентируется на одиночного человека, а не на усреднённую массу. Основные возможности здесь несёт цифровая печать, в том числе и в своём широкоформатном варианте. Тем не менее, нет никакой причины для того, чтобы широкоформатная струйная печать не могла стать ещё более доступной для среднего потребителя, хотя она пока по-прежнему остаётся в значительной степени ориентированной на сегмент B2B. Мы ожидаем дальнейшего роста спроса на запечатанные цифровым способом элементы декора — обои, панели, напольные покрытия и т. д. — ведь клиенты из сегмента B2C могут повысить осведомлённость публики и разработать системы, способствующие росту бизнеса по модели web-to-print.
Продолжится рост рынка печати по одежде. Печать на этом платье выполнена на сублимационном принтере Roland Texart RT-640 |
Монкриф: Наших заказчиков в целом устраивает качество печати широкоформатных печатных устройств нынешнего поколения. Поэтому мы полагаем, что дальнейшее развитие будет направлено на повышение автоматизации печати и её производительности.
Ханулек: Технологии струйной печати продолжают развиваться, реагируя на рост спроса и на другие рыночные факторы. Нашим клиентам нужны ещё более быстрые принтеры, которые обеспечивают высокую производительность и быстрое переключение с заказа на заказ. Поэтому мы работаем над дополнительными функциями автоматической подачи материала, позволяющими повысить объёмы печати и сократить расходы на оплату труда. Основное внимание сейчас направлено на печать вывесок и указателей на тканях, и эта тенденция сохранится и в будущем. Выпустив на рынок принтеры VUTEk FabriVU для печати вывесок, указателей и рекламных изображений на тканях, мы достигли очень большого успеха по всему миру.
По мере развития технологий однопроходной печати в промышленности всё активнее будет наблюдаться переход от аналоговой к цифровой печати. Мы уже наблюдаем эту тенденцию в сегменте печати по гофрокартону на примере нашей ЦПМ Nozomi C18000. За первый квартал 2018 г. EFI продала девять этих машин по всему миру, и каждая такая ЦПМ способна способствовать переводу значительных объёмов печати на «цифру». Переход к цифровым методам печати будет всё больше ускоряться, подхлёстываемый развитием новых технологий, таких как однопроходная печать по ткани и другим материалам, которую разрабатывает EFI.
Максвелл: Что касается наблюдаемых нами тенденций развития светодиодного УФ -отверждения, мы познакомились с рядом новых возможностей, недоступных для сольвентной или латексной печати. Например, использование решений со светодиодным УФ-отверждением позволяет добиться большей функциональности (за счёт многослойной печати) при оформлении световых коробов. Это открыло новые возможности создания элементов оформления точек продаж и торговых залов, при этом обеспечивая всю дополнительную функциональность с помощью единой платформы. Мы полагаем, что по мере внедрения технологий светодиодного УФ-отверждения во всё большем числе типографий будет расти и спрос на устройства этого типа. Мы уже испытали рост спроса на использование устройств светодиодного УФ-отверждения в печати автографики: эта технология позволяет быстрее печатать и наклеивать на транспорт такие материалы.
Здесь пока по-прежнему «правит бал» сольвентная печать, а латексные чернила не обеспечивают той долговечности отпечатка на открытом воздухе, которой требуют заказчики. Светодиодное УФ-отверждение позволяет объединить лучшие черты обоих миров. Поэтому мы в партнёрстве с 3M и Avery Dennison разработали и предлагаем эффективные решения для декорирования транспортных средств с использованием наших принтеров семейства UCJV.
Д’Амико: В широкоформатной печати всё бóльшую роль будут играть скорость и способность печатать в один проход. Уровень качества печати устройств уже достиг необходимого «потолка», и мы не видим необходимости повышать его ещё более. Производители сконцентрируются на повышении скорости и снижении стоимости печати.
Хатчесон: Цифровая печать — это гибкость, высокая производительность и расширение доли на рынке для уникальных изделий в одном экземпляре и для коротких тиражей, что позволяет использовать все преимущества персонализации и вариабельности. Теперь стало экономически выгодно печатать продукцию тиражом и в один, и в 10, и в 1000 экземпляров: скорость печати одна и та же, и почти одинакова себестоимость одного отпечатка. При этом графика легко персонализируется, поэтому легко подстраивать своё послание под целевой регион. Представьте настенные постеры для рекламной кампании американской национальной сети отелей, но в шт. Колорадо с картинами горнолыжного отдыха, а в шт. Флорида — с пляжами.
Строительная отрасль, в том числе строительство зданий, школ, дорог, жилых домов и общественной инфраструктуры — потенциально крупный потребитель продукции широкоформатной печати. Возможность цифровой печати на поверхностях и покрытиях окон, полов, стекла, дерева и керамической плитки — важный фактор, влияющий на состояние этих вертикальных рынков.
Здравоохранение — один из наиболее быстро растущих вертикальных рынков, и нет признаков замедления этого роста, тем более что наблюдается старение населения. Как и в других отраслях, медицинским учреждениям нужно рекламировать свои услуги, и широкоформатная печать — очень удобное средство для этого.
Хайт: Рынок цифровой печати на гибких материалах и на тканях продолжит свой рост. Производители будут инвестировать в системы на основе водных чернил и в однопроходную технологию печати, что обеспечивает очень высокую производительность. Некоторые из более крупных игроков рынка будут инвестировать в эту технологию, чтобы перейти от «аналога» к «цифре» при изготовлении упаковки.
Хольцхауэр: Благодаря использованию онлайн-инструментов заказчики смогут быстро и просто настраивать и персонализировать вид требуемых отпечатков. Быстрое переключение между тиражами станет нормой.
Корман: Некоторым полиграфическим компаниям удалось автоматизировать оформление заказа и предпечатную подготовку. Это позволит привести печать к той же бизнес-модели, которую применяет Amazon.com или полиграфическая компания VistaPrint. И тогда интерфейс работы с заказом станет важнее, чем собственно процессы печати.
Какие новые рынки выйдут на передний план?
По словам Майкла Максвелла, методы многослойной печати открывают перед полиграфистами, печатающими вывески на гибких материалах, новые рыночные ниши, связанные с выполнением заказов компаний розничной торговли |
Максвелл: Мы видим, что многослойная печать открыла перед полиграфистами новые ниши для печати рекламно-вывесочной продукции для розничной торговли. Если говорить о сегменте печати по ткани и по одежде, то здесь существуют комплексные решения по предварительной печати по готовому крою и по заготовкам, например, при использовании текстильного принтера Mimaki Tiger-1800B и продукции компании Rimslow. Это открывает перед поставщиками услуг печати новые производственные возможности, которые позволяют сократить использование аналоговых технологий, и дают возможность всё новым компаниям выйти на рынок печати по текстилю в режиме в режиме «Точно в срок» (Just-in-Time, JIT).
Использование решений со светодиодным УФ-отверждением позволяет добиться большей функциональности (за счёт многослойной печати) при оформлении световых коробов. Вывеска, отпечатанная на Mimaki UCJV300, позволяет добиться уникальных эффектов при переходе между выключенной и включённой подсветкой |
Хайт: Ткань как носитель графического изображения будет завоёвывать всё бóльшую долю рынка. Аддитивные технологии производства (3D-печать) окажут влияние на розничный рынок и на оформление точек продаж, ведь эта технология совершенствуется, освоила цвет и повысила производительность. Аддитивная технология потенциально способна вытеснить традиционные технологии производства при изготовлении многих изделий, выпускаемых в нашей отрасли: стандартных элементов оформления точек продаж и розничных магазинов, дисплеев для торговых залов.
Киритс: Дизайн и декорирование интерьера с использованием цифровых отпечатков — один из важнейших новых и растущих рынков для широкоформатной печати.
Монкриф: Рынок сублимационной печати продолжает расти как в сегментах печати по ткани для одежды, так и в производстве вывесок на тканях, указателей и рекламных изображений. Рынок промышленной струйной печати продолжает расти, и мы рассматриваем это как источник возможностей найти новое применение уже существующим платформам цифровой печати, а также как перспективу объединения линеек из печатных головок для создания решений большей производительности.
д’Амико: Многие из нововведений в широкоформатной печати появились, исходя из потребностей СМИ и медиакомпаний. Новые и инновационные области применения, например, нанесение изображений на окна и двери, появились в последние годы благодаря новым материалам. Я думаю, эта тенденция в широкоформатной печати продолжит своё развитие. Появляются новые рыночные возможности в таких нишах, как печать по гофрокартону и нанесение струйных изображений на промышленные изделия — и это будут возможности для многих игроков рынка цифровой печати. Струйная печать находит применение во многих новых областях. Достаточно только взглянуть, как она повлияла на рынок керамической плитки, и можно представить, как она способна изменить другие рыночные сегменты.
Новый принтер Durst P5 250 HS ориентирован на использование в условиях высокопроизводительного промышленного производства, а также на печать уникальных работ с офсетным качеством. Технологии платформы P5 используют возможности нескольких принтеров нового поколения, управляемых новым, разработанным в компании ПО и средствами управления техпроцессами |
Пэрр: Рынок элементов декора имеет очень большой потенциал развития, если только цифровой печати удастся завоевать спрос потребителей. Владельцы магазинов товаров для дома и ремонта, возможно, пожелают установить у себя в торговых залах широкоформатные принтеры и начать предлагать покупателям изделия с заказным оформлением — подобно тому, как уже сейчас они предлагают краску в тон обивки мебели. Теперь они могут пойти ещё дальше и начать предлагать покупателям обои с выбранным ими рисунком; скатерти с изображением, отпечатанным сублимационными чернилами; стеновые панели из ДВП, запечатанные «под мрамор»; изделия из разноцветного стекла; «живописные» картины, отпечатанные на холсте, и т. д.
Орански: Мы уже стали свидетелями того, как цифровая печать расширила свою долю в сегментах обоев и керамической плитки, а рост объёмов цифровой печати элементов декора будет наблюдаться и в дальнейшем. Печать на материалах для отделки поверхностей, на ламинированных покрытиях для пола и для столешниц, на элементах для отделки фасадов — все они, вероятно, станут «струйными». Возможность печати непосредственно по готовому изделию способствует переходу от трафаретной и тампонной к цифровой печати и в сегментах рекламно-сувенирной продукции, а также при изготовлении персонализированных потребительских товаров. И, наконец, несколько производителей представили высокопроизводительные принтеры для печати по гофрокартону, которые должны в ближайшие годы сильно изменить рынок упаковки.
Хольцхауэр: Сильнее всего будет расти рынок печати по ткани. Кроме того, использование тонких светодиодов делает цифровые вывески более доступными по цене.
Хатчесон: Производство продуктов питания и напитков — ещё один сектор, в котором владельцы вкладывают средства в различные широкоформатные печатные элементы с целью стимулировать продажи, поддерживать осведомлённость публики и для оформления заведений общепита и создания в них благоприятной атмосферы. Среди других «точек роста» — компании оптовой и розничной торговли, в том числе оптовые продавцы вина и пива, винные магазины и бары, гостиницы. Все они остаются крупными потребителями услуг широкоформатной печати.
Ожидается, что ежегодный рост объёмов печати вывесок, указателей и рекламных изображений на тканях, а также запечатанных «цифрой» текстильных продуктов составит около 20%. Вывески на тканях всё больше применяются в точках продаж, на выставках, для декорирования интерьера и для размещения рекламы (в т. ч. дисплеев) в помещении, что объясняется простотой их установки и размещения, а также удобством их доставки (поскольку они складываются и имеют малый вес). Цифровая печать по ткани открывает пути к новым рыночным нишам, например, декорированию домашнего интерьера и оформлению промышленных помещений и изделий.
***
В третьей части этой дискуссии, которая будет опубликована в январском Publish, эксперты обсудят возможности будущего роста, сравнят печатные и электронные вывески, расскажут о ведущихся разработках.
Об авторе: Билл Шиффнер уже более 25 лет пишет о состоянии дел в полиграфии. Он — автор статей о многих цифровых технологиях обработки и печати изображений, технологиях, изменивших полиграфический рынок.
* Публикуется с разрешения Ассоциации SGIA.© SGIA Journal, сентябрь/октябрь, 2018.
Начало — в Publish № 10, 2018, стр. 18.