Итоги круглого стола между экспертами рынка, посвящённого тенденциям и перспективам широкоформатной печати. И, конечно, в первую очередь речь идёт о доминирующей струйной технологии.
Какие основные тенденции появятся в этой области?
Пэрр: Если говорить о нынешних тенденциях, то, как мы знаем, полиграфия в целом становится всё более персонализированной, и отпечаток всё больше ориентируется на одиночного человека, а не на усреднённую массу. Основные возможности здесь несёт цифровая печать, в том числе и в своём широкоформатном варианте. Тем не менее, нет никакой причины для того, чтобы широкоформатная струйная печать не могла стать ещё более доступной для среднего потребителя, хотя она пока по-прежнему остаётся в значительной степени ориентированной на сегмент B2B. Мы ожидаем дальнейшего роста спроса на запечатанные цифровым способом элементы декора — обои, панели, напольные покрытия и т. д. — ведь клиенты из сегмента B2C могут повысить осведомлённость публики и разработать системы, способствующие росту бизнеса по модели web-to-print.
![]() |
Продолжится рост рынка печати по одежде. Печать на этом платье выполнена на сублимационном принтере Roland Texart RT-640 |
Монкриф: Наших заказчиков в целом устраивает качество печати широкоформатных печатных устройств нынешнего поколения. Поэтому мы полагаем, что дальнейшее развитие будет направлено на повышение автоматизации печати и её производительности.
Ханулек: Технологии струйной печати продолжают развиваться, реагируя на рост спроса и на другие рыночные факторы. Нашим клиентам нужны ещё более быстрые принтеры, которые обеспечивают высокую производительность и быстрое переключение с заказа на заказ. Поэтому мы работаем над дополнительными функциями автоматической подачи материала, позволяющими повысить объёмы печати и сократить расходы на оплату труда. Основное внимание сейчас направлено на печать вывесок и указателей на тканях, и эта тенденция сохранится и в будущем. Выпустив на рынок принтеры VUTEk FabriVU для печати вывесок, указателей и рекламных изображений на тканях, мы достигли очень большого успеха по всему миру.
По мере развития технологий однопроходной печати в промышленности всё активнее будет наблюдаться переход от аналоговой к цифровой печати. Мы уже наблюдаем эту тенденцию в сегменте печати по гофрокартону на примере нашей ЦПМ Nozomi C18000. За первый квартал 2018 г. EFI продала девять этих машин по всему миру, и каждая такая ЦПМ способна способствовать переводу значительных объёмов печати на «цифру». Переход к цифровым методам печати будет всё больше ускоряться, подхлёстываемый развитием новых технологий, таких как однопроходная печать по ткани и другим материалам, которую разрабатывает EFI.
Максвелл: Что касается наблюдаемых нами тенденций развития светодиодного УФ -отверждения, мы познакомились с рядом новых возможностей, недоступных для сольвентной или латексной печати. Например, использование решений со светодиодным УФ-отверждением позволяет добиться большей функциональности (за счёт многослойной печати) при оформлении световых коробов. Это открыло новые возможности создания элементов оформления точек продаж и торговых залов, при этом обеспечивая всю дополнительную функциональность с помощью единой платформы. Мы полагаем, что по мере внедрения технологий светодиодного УФ-отверждения во всё большем числе типографий будет расти и спрос на устройства этого типа. Мы уже испытали рост спроса на использование устройств светодиодного УФ-отверждения в печати автографики: эта технология позволяет быстрее печатать и наклеивать на транспорт такие материалы.
Здесь пока по-прежнему «правит бал» сольвентная печать, а латексные чернила не обеспечивают той долговечности отпечатка на открытом воздухе, которой требуют заказчики. Светодиодное УФ-отверждение позволяет объединить лучшие черты обоих миров. Поэтому мы в партнёрстве с 3M и Avery Dennison разработали и предлагаем эффективные решения для декорирования транспортных средств с использованием наших принтеров семейства UCJV.
Д’Амико: В широкоформатной печати всё бóльшую роль будут играть скорость и способность печатать в один проход. Уровень качества печати устройств уже достиг необходимого «потолка», и мы не видим необходимости повышать его ещё более. Производители сконцентрируются на повышении скорости и снижении стоимости печати.
Хатчесон: Цифровая печать — это гибкость, высокая производительность и расширение доли на рынке для уникальных изделий в одном экземпляре и для коротких тиражей, что позволяет использовать все преимущества персонализации и вариабельности. Теперь стало экономически выгодно печатать продукцию тиражом и в один, и в 10, и в 1000 экземпляров: скорость печати одна и та же, и почти одинакова себестоимость одного отпечатка. При этом графика легко персонализируется, поэтому легко подстраивать своё послание под целевой регион. Представьте настенные постеры для рекламной кампании американской национальной сети отелей, но в шт. Колорадо с картинами горнолыжного отдыха, а в шт. Флорида — с пляжами.
Строительная отрасль, в том числе строительство зданий, школ, дорог, жилых домов и общественной инфраструктуры — потенциально крупный потребитель продукции широкоформатной печати. Возможность цифровой печати на поверхностях и покрытиях окон, полов, стекла, дерева и керамической плитки — важный фактор, влияющий на состояние этих вертикальных рынков.
Здравоохранение — один из наиболее быстро растущих вертикальных рынков, и нет признаков замедления этого роста, тем более что наблюдается старение населения. Как и в других отраслях, медицинским учреждениям нужно рекламировать свои услуги, и широкоформатная печать — очень удобное средство для этого.
Хайт: Рынок цифровой печати на гибких материалах и на тканях продолжит свой рост. Производители будут инвестировать в системы на основе водных чернил и в однопроходную технологию печати, что обеспечивает очень высокую производительность. Некоторые из более крупных игроков рынка будут инвестировать в эту технологию, чтобы перейти от «аналога» к «цифре» при изготовлении упаковки.
Хольцхауэр: Благодаря использованию онлайн-инструментов заказчики смогут быстро и просто настраивать и персонализировать вид требуемых отпечатков. Быстрое переключение между тиражами станет нормой.
Корман: Некоторым полиграфическим компаниям удалось автоматизировать оформление заказа и предпечатную подготовку. Это позволит привести печать к той же бизнес-модели, которую применяет Amazon.com или полиграфическая компания VistaPrint. И тогда интерфейс работы с заказом станет важнее, чем собственно процессы печати.
Какие новые рынки выйдут на передний план?
![]() |
По словам Майкла Максвелла, методы многослойной печати открывают перед полиграфистами, печатающими вывески на гибких материалах, новые рыночные ниши, связанные с выполнением заказов компаний розничной торговли |
Максвелл: Мы видим, что многослойная печать открыла перед полиграфистами новые ниши для печати рекламно-вывесочной продукции для розничной торговли. Если говорить о сегменте печати по ткани и по одежде, то здесь существуют комплексные решения по предварительной печати по готовому крою и по заготовкам, например, при использовании текстильного принтера Mimaki Tiger-1800B и продукции компании Rimslow. Это открывает перед поставщиками услуг печати новые производственные возможности, которые позволяют сократить использование аналоговых технологий, и дают возможность всё новым компаниям выйти на рынок печати по текстилю в режиме в режиме «Точно в срок» (Just-in-Time, JIT).
![]() |
Использование решений со светодиодным УФ-отверждением позволяет добиться большей функциональности (за счёт многослойной печати) при оформлении световых коробов. Вывеска, отпечатанная на Mimaki UCJV300, позволяет добиться уникальных эффектов при переходе между выключенной и включённой подсветкой |
Хайт: Ткань как носитель графического изображения будет завоёвывать всё бóльшую долю рынка. Аддитивные технологии производства (3D-печать) окажут влияние на розничный рынок и на оформление точек продаж, ведь эта технология совершенствуется, освоила цвет и повысила производительность. Аддитивная технология потенциально способна вытеснить традиционные технологии производства при изготовлении многих изделий, выпускаемых в нашей отрасли: стандартных элементов оформления точек продаж и розничных магазинов, дисплеев для торговых залов.
Киритс: Дизайн и декорирование интерьера с использованием цифровых отпечатков — один из важнейших новых и растущих рынков для широкоформатной печати.
Монкриф: Рынок сублимационной печати продолжает расти как в сегментах печати по ткани для одежды, так и в производстве вывесок на тканях, указателей и рекламных изображений. Рынок промышленной струйной печати продолжает расти, и мы рассматриваем это как источник возможностей найти новое применение уже существующим платформам цифровой печати, а также как перспективу объединения линеек из печатных головок для создания решений большей производительности.
д’Амико: Многие из нововведений в широкоформатной печати появились, исходя из потребностей СМИ и медиакомпаний. Новые и инновационные области применения, например, нанесение изображений на окна и двери, появились в последние годы благодаря новым материалам. Я думаю, эта тенденция в широкоформатной печати продолжит своё развитие. Появляются новые рыночные возможности в таких нишах, как печать по гофрокартону и нанесение струйных изображений на промышленные изделия — и это будут возможности для многих игроков рынка цифровой печати. Струйная печать находит применение во многих новых областях. Достаточно только взглянуть, как она повлияла на рынок керамической плитки, и можно представить, как она способна изменить другие рыночные сегменты.
![]() |
Новый принтер Durst P5 250 HS ориентирован на использование в условиях высокопроизводительного промышленного производства, а также на печать уникальных работ с офсетным качеством. Технологии платформы P5 используют возможности нескольких принтеров нового поколения, управляемых новым, разработанным в компании ПО и средствами управления техпроцессами |
Пэрр: Рынок элементов декора имеет очень большой потенциал развития, если только цифровой печати удастся завоевать спрос потребителей. Владельцы магазинов товаров для дома и ремонта, возможно, пожелают установить у себя в торговых залах широкоформатные принтеры и начать предлагать покупателям изделия с заказным оформлением — подобно тому, как уже сейчас они предлагают краску в тон обивки мебели. Теперь они могут пойти ещё дальше и начать предлагать покупателям обои с выбранным ими рисунком; скатерти с изображением, отпечатанным сублимационными чернилами; стеновые панели из ДВП, запечатанные «под мрамор»; изделия из разноцветного стекла; «живописные» картины, отпечатанные на холсте, и т. д.
Орански: Мы уже стали свидетелями того, как цифровая печать расширила свою долю в сегментах обоев и керамической плитки, а рост объёмов цифровой печати элементов декора будет наблюдаться и в дальнейшем. Печать на материалах для отделки поверхностей, на ламинированных покрытиях для пола и для столешниц, на элементах для отделки фасадов — все они, вероятно, станут «струйными». Возможность печати непосредственно по готовому изделию способствует переходу от трафаретной и тампонной к цифровой печати и в сегментах рекламно-сувенирной продукции, а также при изготовлении персонализированных потребительских товаров. И, наконец, несколько производителей представили высокопроизводительные принтеры для печати по гофрокартону, которые должны в ближайшие годы сильно изменить рынок упаковки.
Хольцхауэр: Сильнее всего будет расти рынок печати по ткани. Кроме того, использование тонких светодиодов делает цифровые вывески более доступными по цене.
Хатчесон: Производство продуктов питания и напитков — ещё один сектор, в котором владельцы вкладывают средства в различные широкоформатные печатные элементы с целью стимулировать продажи, поддерживать осведомлённость публики и для оформления заведений общепита и создания в них благоприятной атмосферы. Среди других «точек роста» — компании оптовой и розничной торговли, в том числе оптовые продавцы вина и пива, винные магазины и бары, гостиницы. Все они остаются крупными потребителями услуг широкоформатной печати.
Ожидается, что ежегодный рост объёмов печати вывесок, указателей и рекламных изображений на тканях, а также запечатанных «цифрой» текстильных продуктов составит около 20%. Вывески на тканях всё больше применяются в точках продаж, на выставках, для декорирования интерьера и для размещения рекламы (в т. ч. дисплеев) в помещении, что объясняется простотой их установки и размещения, а также удобством их доставки (поскольку они складываются и имеют малый вес). Цифровая печать по ткани открывает пути к новым рыночным нишам, например, декорированию домашнего интерьера и оформлению промышленных помещений и изделий.
***
В третьей части этой дискуссии, которая будет опубликована в январском Publish, эксперты обсудят возможности будущего роста, сравнят печатные и электронные вывески, расскажут о ведущихся разработках.
Об авторе: Билл Шиффнер уже более 25 лет пишет о состоянии дел в полиграфии. Он — автор статей о многих цифровых технологиях обработки и печати изображений, технологиях, изменивших полиграфический рынок.
* Публикуется с разрешения Ассоциации SGIA.© SGIA Journal, сентябрь/октябрь, 2018.
Начало — в Publish № 10, 2018, стр. 18.