Подготовка макетов для цифрового облагораживания: выборочного УФ-лакирования и фольгирования.
С развитием цифровых технологий отделки применение выборочного УФ-лака и тиснения фольгой на единичных макетах или небольших тиражах становится всё более частой задачей для рядовых дизайнеров. Поэтому у многих возникает вопрос — как правильно подготовить макет, чтобы типографии не пришлось исправлять ваши огрехи, ведь время от постановки задачи до отгрузки тиража при цифровой печати — это деньги. Причём буквально! В этом материале на примере новогодней открытки я покажу, как провести такую подготовку в Adobe Illustrator.
В процессе создания макета и его согласования с клиентом создайте отдельные слои для печати (Print) и для каждого из видов отделки. Логично каждый слой назвать соответственно виду отделки — GoldFoil для нанесения фольги золотого цвета, SilverFoil для серебристой, Varnish или UV для выборочной УФ-лакировки. Тогда, даже не имея комментариев к макету, толковый печатник сможет разобраться, что к чему.
Рисунок 1. Слои в Adobe Illustrator при подготовке макета
На слое Print располагается вся графика, предназначенная для стандартной многокрасочной цифровой печати (CMYK). Кроме макета для цифровой печати в этом слое желательно не располагать других элементов. Это упростит работу в будущем, если потребуется внести изменения в макет (слои с лаком и фольгой можно будет отключить или заблокировать — Lock).
Рисунок 2. Слой Print с макетом для цифровой печати
Для указания в макете элементов, выполненных золотистой фольгой, необходимо создать соответствующий Spot Color. Делаем это в палитре Swatches (Window — Color — Swatches).
Рисунок 3. Создание нового Spot Color
В окне New Swatch указываем название нового цвета — “GoldFoil”, в выпадающем списке “Color Type” выбираем тип “Spot Color” и назначаем ему цвет по палитре CMYK — 0–20–60–20. Тип “Spot Color” означает, что это — смесевой цвет, который будет выведен отдельным каналом в отличие от триадных цветов, а значение цвета по шкале CMYK может быть абсолютно любым. В данном случае выбран цвет, который визуально близок оттенку золотой фольги.
Рисунок 4. Назначение нового Spot Color
В слое GoldFoil рисуем объекты, которые в итоге будут оттиснены золотистой фольгой. В открытке это надпись «Счастливого», контур звезды на ёлочке и лучи «свечения» самой звезды. Все объекты должны быть выполнены новой краской (а точнее новым Spot Color “GoldFoil”).
Рисунок 5. Слой с золотой фольгой
Рисунок 6. Объект выполненный в цвете ”GoldFoil”
Далее необходимо всем без исключения объектам, которые находятся на слое GoldFoil и выполнены цветом ”GoldFoil”, назначить атрибут Overprint. Для этого можно мышью выделить один из объектов залитый цветом, и выбрать все объекты, залитые таким же цветом, с помощью команды Select * Same * Fill Color:
Рисунок 7. Select * Same * Fill Color
И затем, не снимая выделения, назначить выделенным объектам (поставить галочку) атрибут Overprint Fill (панель Window — Attributes):
Рисунок 8. Назначение атрибута Overprint Fill всем объектам слоя ”GoldFoil”
На этом слое были использованы декоративные элементы, выполненные контуром, без заливки (лучи вокруг звёздочки на ёлке). Им также необходимо назначить атрибут Overprint. Для этого мышью выделяем один из контуров, аналогичной командой выделяем все контуры, выкрашенные в цвет GoldFoil: Select * Same * Stroke Color (выделение всех объектов с таким же цветом контура):
Рисунок 9. Select * Same * Stroke Color
И затем всем выделенным объектам назначаем атрибут Overprint Stroke:
Рисунок 10. Назначение атрибута Overprint Stroke всем контурным объектам слоя ”GoldFoil”
Атрибут Overprint необходим для того, чтобы при выводе PDF все объекты с данным атрибутом не «вычитались» из слоя Print. Если атрибут не назначить, под всеми смесевыми цветами (Spot Colors) на слое Print будут белые области, и при малейшей неприводке вокруг фольги могут появиться белые контуры. Забегая вперед — всем объектам слоя с лаком тоже должен быть назначен атрибут Overprint, иначе лак будет нанесен не на изображение, а на белые области (в форме выборочной УФ-лакировки).
Атрибут Overprint как-бы «накладывает» Spot Color поверх изображения CMYK. Посмотреть результат можно включив расширенный режим просмотра — View * Overprint Preview:
Рисунок 11. View — Overprint Preview
В таком режиме видно, что Spot Color “GoldFoil” накладывается на изображение, и как бы перекрывает его. Это правильное отображение режима наложения Overprint.
Рисунок 12. Overprint Preview слоёв Print и ”GoldFoil”
Многие могут заметить, что такой расширенный режим просмотра отбирает много ресурсов графической карты, и мало чем отличается от режима наложения Multiply, который почти не нагружает видеокарту. Это критическая ошибка, которая может изрядно ударить по вашему кошельку.
ВАЖНО: никогда не используйте режим наложения Multiply даже для предварительных эскизов. Вы можете сделать всё правильно, всем объектам назначить Overprint. Но если, помимо этого атрибута, им будет назначен режим наложения Multiply, при выводе PDF это исказит цвета нижнего слоя Print, и он будет выведен некорректно.
Далее переходим к слою SilverFoil. На нём будут располагаться все объекты, выполненные серебряной фольгой. Для начала также создаем новый Spot Color — “SilverFoil”, со значением цвета по шкале CMYK 15–15–15–10 (получается светло-серый цвет, который визуально напоминает серебристую фольгу).
Рисунок 13. Назначение нового Spot Color — “SilverFoil”
Далее рисуем объекты, которые будут выполнены на открытке серебристой фольгой. В открытке это надпись «Нового года» и снежинки. Всем объектам, как и на слое ”GoldFoil”, обязательно назначаем атрибут Overprint.
Рисунок 14. Слой с серебряной фольгой
Потом переходим к слою с лаком. Будем считать, что лак у нас наносится струйным способом (есть и другие варианты, но мы их не рассматриваем в этой статье), поэтому есть возможно регулировать толщину лакового слоя. В зависимости от максимальной толщины нанесения лакового слоя может быть от 3 до 32 градаций толщины УФ-лака (для MGI JetVarnish 3D, у других машин этот диапазон может отличаться). Задать толщину лака можно, назначая процент заливки (от 0 до 100%) объекту. Важно учитывать, что стоимость лака для цифрового нанесения на порядок выше, нежели для аналогового. Поэтому в цифровом облагораживании макетов лучше использовать не сплошные заливки лаком, а текстурные — состоящие из различных узоров.
Для лакового слоя Varnish создаём соответствующий Spot Color “Varnish” с любым значением цвета по шкале CMYK. В данном случае использовался красный цвет (т.к. макет в основном синий, при выключенном Overprint Preview будет хорошо видно, где находится выборочная лакировка).
Рисунок 15. Назначение нового Spot Color — “Varnish”
На открытке лакировка будет использоваться как поверх изображения, так и поверх золотой и серебряной фольги. Поверх надписи «Нового года», а также на носике, глазах и улыбке зайчика будет нанесён слой лака максимальной толщины, поэтому указываем ему 100% заливку:
Рисунок 16. Максимальная толщина лакового слоя — заливка цветом в 100%
Снежинки сделаем менее заметными, т.е. слой лака на них будет по толщине меньше, в данном случае назначим насыщенность в 40%:
Рисунок 17. Изменение (уменьшение) толщины лакового слоя назначением 40% заливки объекту
Вокруг звезды на ёлочке контурными линиями сделаем расходящиеся лучи, также разной толщины лакового слоя (от 20% до 60% заливки контура цветом Varnish):
Рисунок 18. Заливка контура цветом “Varnish” насыщенностью от 20 до 60%
Также Adobe Illustrator даёт возможность назначать Spot Color растровым объектам в цветовой палитре Bitmap. С помощью этого придадим шероховатую фактурность варежкам мальчишки, меховой оторочке варежек, шапки и валенок Деда Мороза, белым элементам меха зайчика и надписи «Счастливого». Для этого создадим растровый файл (я использую Adobe Photoshop) с разрешением от 600 до 1200 dpi, создаём в нем текстуру шума, переводим файл в палитру Bitmap и сохраняем в формате Tiff. Часть файла с «шумом» показана ниже.
Рисунок 19. «Шум», созданный в Adobe Photoshop
В данном случае размер файла соответствует размеру открытки (100x150 мм).
Этот растровый файл вставляем на слой Varnish (белые области на нём станут прозрачными), и не снимая с него выделения в палитре Swatches выбираем цвет Varnish. Чёрные элементы файла окрасятся в необходимый нам цвет. Сразу же назначаем объекту атрибут Overprint.
Рисунок 20. Растровый файл с назначенным Spot Color “Varnish” и атрибутом Overprint
После делаем маску для необходимых областей растра и прячем растровый файл в эту маску. В итоге получаем готовый слой для лакировки. Маске c растровым файлом тоже необходимо назначить атрибут Overprint.
Рисунок 21. Слой Varnish для выборочной УФ-лакировки
Ещё раз подчеркну, что всем без исключения элементам на слое Varnish должен быть назначен атрибут Overprint.
Рисунок 22. Общий вид открытки со всеми включенными слоями
Рисунок 23. Общий вид открытки со всеми включенными слоями, в расширенном просмотре Overprint Preview
И, наконец, необходимо создать PDF-файл, который уже можно отправить в типографию для печати. Самый простой способ — сохранить файл как PDF (File * Save As… — и в выпадающем списке выбрать Adobe PDF). Нажмите «Save» — появится окно с множеством настроек. Нас интересуют некоторые из них.
Вкладка Compression отвечает за сохранение изображений в макете.
Рисунок 24. Вкладка “Compression”
Для цветных изображений (Color Bitmap Images) в выпадающем списке выбираем “Bicubic Downsampling To” (алгоритм уменьшения разрешения картинки) и выставляем значения 300/300. Compression — JPEG, Image Quality — Maximum. (Таким образом, для всех цветных изображений, которые использованы в макете и разрешение которых выше 300 dpi, будет применён алгоритм уменьшения разрешения до 300 dpi, алгоритм сжатия при сохранении картинки — JPEG с максимальным качеством. Этого вполне достаточно для большинства полиграфических задач).
Такой же алгоритм выбираем в следующем пункте — Grayscale Bitmap Images, хотя в нашем случае он не важен — полутоновые чёрно-белые изображения в открытке не используются.
Последний пункт — Monochrome Bitmap Images. Изображения с палитрой Bitmap растрируются с гораздо большим разрешением (600–1200 вместо 300 dpi), нежели цветные или чёрно-белые полутоновые изображения. В открытке использован такой файл для создания текстуры «шероховатости». Способ сжатия (“Compression”) — ZIP.
Следующая вкладка настроек — Marks and Bleeds.
Рисунок 25. Вкладка “Marks and Bleeds”
При создании в документе были установлены допуски под обрез по 2 мм с каждой стороны. Поэтому просто оставляем галочку “Use Document Bleed Settings”.
Следующая вкладка — “Output”.
Рисунок 26. Вкладка “Output”
На данной вкладке можно выставить преобразование цвета в необходимые при печати палитры. Исходное изображение в открытке использовано в палитре RGB. Поэтому на данной вкладке в пункте “Color Conversion” в выпадающем списке выбираем “Convert to Destination (Preserve Numbers)”. Картинки и цвета будут сконвертированы в указанный ниже профиль.
В пункте “Destination” выбираем профиль, в который необходимо сконвертировать все цвета. В России и Европе стандартом печати является профиль Euroscale Coated v2.
Последний пункт — Profile Inclusion Policy — оставляем без изменений, “Don’t Include Profiles” (сохранять без профиля). Такой файл подойдет для большинства типографий.
Нажимаем “Save PDF”.
Последний этап — проверка PDF посредством Adobe Acrobat и надстройки PitStop. Для этого открываем созданный PDF в Adobe Acrobat, и далее открываем окно View — Tools — Print Production — Output Preview.
В данном окне отображаются все цвета, задействованные в макете. В открытке их семь — четыре триадные краски (CMYK), которыми печатается основа открытки, и три созданные краски — GoldFoil, SilverFoil, Varnish.
Рисунок 27. Итоговый PDF.
При выключенных дополнительных цветах изображение должно выглядеть как основа для нанесения фольги и лака, без белых выборочных областей под это нанесение.
Рисунок 28. PDF с отключенными цветами GoldFoil, SilverFoil и Varnish.
Отдельно можно посмотреть, как вывелся слой для золотого и серебряного фольгирования. Для этого отключаем все Process Plates, и ставим галочки напротив необходимых цветов (GoldFoil, SilverFoil).
Рисунок 29. Слои для фольгирования — GoldFoil и SilverFoil.
Поверх фольги наносится лак, включаем слой с краской Varnish, и визуально проверяем на соответствие задуманному макету.
Рисунок 30. PDF, включенные слои для постобработки — фольгирования и выборочной УФ-лакировки.
С помощью надстройки PitStop можно проверить цветовую модель внедренных изображений (View — Tools — PitStop Process — Enfocus Inspector).
Рисунок 31. Параметры внедренного полноцветного изображения.
Рисунок 32. Параметры внедренного изображения Bitmap.
При создании макета важно сделать так, чтобы для клиента не было неожиданностью то, что он получит в тираже. Для этого желательно делать качественные визуализации и согласовывать максимально приближенные к реальности картинки. Но это уже тема для отдельной статьи.
И последнее, но важное…
При создании макета важно сделать так, чтобы для клиента не было неожиданностью то, что он получит в тираже. Для этого желательно делать качественные визуализации и согласовывать максимально приближенные к реальности картинки. Но это уже тема для отдельной статьи.
Рисунок 33. Визуализация открытки для согласования с клиентом
Рисунок 34. Визуализация фольгирования для согласования с клиентом
Рисунок 35. Визуализация выборочной УФ-лакировки для согласования с клиентом
Цифровые технологии облагораживания (выборочное УФ-лакирование и фольгирование) раскрывают перед дизайнерами и клиентами огромнейший спектр всевозможных художественных приёмов, визуальных эффектов и дополнительных способов привлечения внимания потребителей. Поэтому настоятельно рекомендуют каждому дизайнеру освоить навыки подготовки таких макетов.
Макет, на котором проводился разбор допечатной подготовки для цифрового облагораживания можно скачать по ссылке.
Об авторе: Вячеслав Шмаков (smkv.s@yandex.ru), дизайнер.