Как ЦПМ Ricoh помогают развитию различных типографий Казахстана — от чисто цифровой до офсетных коммерческих и упаковочных.
Мы уже побывали в Казахстане по приглашению Ricoh Rus в конце мая 2018 г., когда компания вместе со стратегическим партнёром Print Store эффектно выступила на выставке Reklam CentralAsia (см. статью «География экспансии Ricoh», Publish № 6, 2018, стр. 28). Тогда на стенде впервые в СНГ показали новейшую Ricoh Pro C7200x, которую уже выбрала для себя типография IndigoPrint.
В марте 2019 г. пришло время узнать, как сложилась жизнь этой типографии с новой ЦПМ, а также ознакомиться с опытом коллег, также сделавших ставку на цифровые решения Ricoh. В типографиях Казахстана нас сопровождал директор Print Store Арман Жумагалиев.
Ricoh для IndigoPrint 2.0
Publish тоже выступил заказчиком «Казахстаники» — агентство приняло участие в нашей рубрике «Портфолио» и разработало отличную обложку для октябрьского номера 2018 г. Её демонстрирует Евгений Момот |
Основатель группы компаний «Казахстаника» Евгений Момот, что называется, «живёт на два дома»: в группу входит типография IndigoPrint, расположенная в Астане, и центральный офис группы компаний Национального брендингового агентства «Казахстаника» в Алма-Ате. «Как так получилось?» — интересуемся мы у Евгения, уютно устроившись в кабинете генерального директора агентства.
Оказалось, что корни «Казахстаники» уходят в 1999 г., когда она впервые была зарегистрирована как издательство, но ещё под другим названием (сегодняшнее название она получила в 2001 г.). Начиналось всё с выпуска журнала «Минеральные ресурсы Казахстана» (его выпускали до 2001 г.), чуть позже — журнала Invest Kazakhstan (с 2000 г.), а также издания книг, альбомов, брошюр и проспектов по профилям журналов на разных языках. «Как раз опыт издания — сбор и структурирование материалов, копирайтинг, их подготовка к печати (тогда всё ещё было плёночное и бумажное) — позволил нам очень естественно превратиться в рекламное агентство», — объяснил Момот. Кроме того, «Казахстаника» много работала в качестве заказчика полиграфии. Но кризис 2007 г. в Казахстане привёл к закрытию многих крупных рекламных агентств, а понимание сути рекламных услуг на рынке кардинально изменилось, в первую очередь у заказчика. «Мы же закрываться не стали, а изменили позиционирование и стали первым брендинговым агентством в Казахстане», — отметил Евгений. Сейчас у «Казахстаники» — 6 основных направлений деятельности: брендинг, веб-проекты, видеопроекты, годовые отчёты, POS-материалы и даже архитектура, которой с 2015 г. занимается отдельная компания. Общий подход у всех компаний группы одинаковый — клиента стараются сопровождать от замысла до реализации. «Казахстаника» сертифицирована по стандарту ISO 9001:2016 системы менеджмента качества, что регулярно подтверждается внедрённой административной системой и, как результат, — верификацией независимым аудитом. Это имеет важное значение для участия в тендерах, где проводится предварительный квалификационный отбор. Сейчас в «Казахстанике» работает 23 постоянных сотрудника и 5–6 фрилансеров, а в IndigoPrint — ещё 12 человек.
Идея IndigoPrint появилась в 2010 г., а в следующем году началось планирование создания совместного проекта типографии в АОО «Назарбаев Университет» в Астане, который является уникальным проектом в сфере образования. Первоначально Момота туда пригласили на работу в качестве консультанта на этапе проектирования полиграфического комплекса. Была поставлена задача создать при университете типографию, обеспечивающую выпуск продукции для собственных нужд самого высокого качества. Типографию открыли, и Евгений успешно руководил ею 7 лет, но пришло время перемен: «В начале марта 2018 г. нам сообщили, что уже в середине года мы расстаёмся, дали 3 месяца на передачу дел». Основное оборудование, включая HP Indigo 3550, оставалось в собственности университета, зато Момот являлся владельцем бренда, и за ним была готова идти команда. Оставалось понять, куда.
В это время Евгений встретился с национальным менеджером регионов Казахстан и Киргизия Ricoh Rus Мадиной Шекемовой. «Она презентовала мне примерно то, что было нужно, — цифровые отпечатки с близким к офсетному качеством и внешним видом», — вспоминает Момот. Важным для IndigoPrint отличием ЦПМ Ricoh было также наличие дополнительных тонеров для пятой секции: белого, прозрачного и др., что давало конкурентное преимущество на рынке и удовлетворяло запрос на постоянный поиск «полиграфических наворотов» для своего производства.
31 мая 2018 г. рядом с первой в СНГ Ricoh Pro C7200x слева направо — директор типографии IndigoPrint в Астане Газиз Бегалиев, Мадина Шекемова (Ricoh Rus) и генеральный директор IndigoPrint Евгений Момот |
С момента принятия решения события разворачивались с головокружительной скоростью. Это было обусловлено и тем, что до 30 июня производство должно было стартовать на новом месте. 10 апреля Момот приехал в Телфорд, чтобы посмотреть на ЦПМ Ricoh Pro C7200x, продажи которой тогда только стартовали. 15 апреля уже был подготовлен комплект документов на программу льготного финансирования для перспективных частных компаний, которые считаются полезными для определённого региона.
По этой программе Фонд развития предпринимательства DAMU в Казахстане может погасить от 50% и более выплат процентов по кредиту. 20 апреля руководители IndigoPrint «второго поколения» уже определились с основным составом оборудования — начинать пришлось почти с нуля. 5 мая была совершена сделка по приобретению дома с земельным участком. Примерно за месяц помещение было отремонтировано для производства. К 25 мая было приобретено и запущено основное вспомогательное оборудование. А 31 мая Момот впервые увидел свою машину на выставке Reklam CentralAsia на стенде Print Store и Ricoh. 15 июня её уже запустили в Астане, а 26 июня финансирование было получено, что позволило выплатить оставшуюся сумму за оборудование. 29 июня IndigoPrint съехала из «Назарбаев Университет», а с 1 июля типография заработала на новом месте с новым комплектом оборудования во главе с флагманом — Ricoh Pro C7200x. «Типография простаивала всего один день», — с гордостью подчёркивает Момот.
Производственная площадь на новом месте — всего 150 м2, поэтому в типографии тесновато. Помимо ЦПМ Ricoh, на этих площадях установлены КБС Morgana с PUR-клеем и термоклеевая, крышкоделательная машина для изготовления переплётных крышек и каширования Bemini, фальцевальная машина Stahl, листоподборочная линия, одноножевая машина Wohlenberg 76, ламинатор Foliant 400T, разнообразное переплётно-брошюровочное оборудование и др.
После переезда в новое помещение и запуска новой ЦПМ возникла необходимость более чёткого позиционирования типографии на коммерческом рынке. Теперь её концепция такова: «15% печати + 35% послепечатной обработки + 50% сервиса = 100% качества IndigoPrint». За первые три месяца на новой ЦПМ было отпечатано 1,3 млн «кликов» (А4), а к моменту нашего разговора в начале марта 2019 г. этот показатель почти достиг 2 млн.
В этом годовом отчёте прозрачный тонер заставил заиграть внутренний блок |
В этой работе белый тонер использовали для нанесения текста на плёнку |
Юбилейный комплект для Казахстанской фондовой биржи. Справа — такую обложку помогла исполнить возможность баннерной печати |
Отвечая на вопрос об использовании дополнительных тонеров, Евгений признал, что таких заказов пока выполняется меньше, чем ожидалось. Во многом это связано с тем, что высокий процент покрытия отпечатков дополнительными тонерами нужно очень тонко учитывать в ценообразовании, чего изначально не делалось по причине отсутствия опыта. Это объясняется тем, что планировать использование в дизайне прозрачного и белого тонера в новых проектах начали ещё до появления машины в апреле 2018 г., не особенно представляя, каковы будут дополнительные затраты. Пока доля белого и прозрачного в общем объёме печати не превышает 5%, но они применялись примерно в трёх десятках проектов. Чаще всего специальные тонеры используются на обложках, однако их применяют и внутри блоков, в том числе при запечатывании кальки и прозрачных плёнок. «Один из таких проектов занял первое место за дизайн и полиграфию на конкурсе годовых отчётов 2018 года», — подчёркивает Момот. На самом деле тесная связка между «Казахстаникой» и IndigoPrint очень помогает — дизайнеры могут разрабатывать проекты с чётким пониманием возможностей производства и его уникальных особенностей.
И всё же как живется IndigoPrint теперь без Indigo? «Да, мне часто задают вопрос о переименовании компании, — улыбается Евгений. — Во всём есть свои плюсы и минусы. Но напрямую сравнивать эти машины нельзя».
Среди плюсов HP Indigo второго поколения Момот называет большие возможности RIP: можно менять линиатуру и лучше корректировать цвета, использовать стохастику. В машине реализован офсетный способ передачи изображения на запечатываемый материал. Скорость печати растёт при уменьшении количества цветов. Есть выносной денситометр X-rite. Выше качество печати на отдельных материалах — всё-таки печать жидкими красками лучше передаёт цвет. Оттиск ближе к традиционному офсету.
Но есть и минусы: краска плохо закрепляется на дизайнерской бумаге и на невпитывающих материалах без праймера, а для обслуживания машины оператор должен иметь опыт работы на традиционной офсетной машине, но иметь «компьютерные мозги». Требуется много вспомогательных материалов: агенты проводимости и восстановления, фильтры циркуляции краски и смены краски, печатное масло и т. д., не говоря уже о PIP (фоточувствительная пластина) и офсетной резине, которые нужно менять при переходе на другой формат бумаги. С инженерной точки зрения есть недоработки по протяжке кабеля — часто выходят из строя лотки самонаклада, потому что ломаются многожильные шины. Во многих активных местах используются открытые подшипники. Заклинивают механизмы подачи, вывода бумаги и шаговые двигатели с энкодером.
Подобный серый градиент — настоящая головная боль для любой типографии, имеющей офсетное или цифровое оборудование. ЦПМ Ricoh Pro C7200x справилась |
Белый тонер незаменим при печати на цветной дизайнерской бумаге. Заодно можно оценить укрывистость и пропечатку фактуры |
Среди плюсов Ricoh С7200x Pro в IndigoPrint выделяют следующие: высокая скорость печати, большие форматы со стандартного (330×480 мм) и дополнительного лотка (330×700 мм) с автоматическим переворотом, плотность бумаги — до 360 г/м2 (на практике — до 400 г/м2). Дизайнерская бумага без дополнительной обработки прекрасно принимает на себя тонер. Габариты машины позволяют размещать её даже в офисных помещениях. Минимальное время на обслуживание снимает риски по выдаче продукции. Минимум вспомогательных материалов для печати — фактически только тонер. Очень много датчиков определяют состояние машины и сразу сообщают о неполадках в системе и в механизме. За время эксплуатации в течение 8 месяцев и почти 2 млн «кликов» не было серьёзных поломок.
Но не обошлось и без минусов. RIP хоть и сторонний, но, по мнению IndigoPrint, не доработан. Файлы со стандартными настройками или автосепарациями он обрабатывает по-своему. Например, файл с цветами 1+1 из-за меток Registration Mark видит как 4+4, а это плохо при клик-контракте — оператор должен следить. Плохо печатает на офсетной бумаге 120 г/м2 — подходящих настроек так и не нашли. Совмещение лица с оборотом всё-таки «пляшет». Возможно, влияет точность резки бумаги. Настройка приводки сложная. Из-за тонерной технологии напечатанные блоки деформируются (становятся волнистыми), хотя и возвращаются в норму спустя 2–5 дней. Процесс печати очень чувствителен к влажности помещения — от этого зависит плотность запечатанных изображений и качество пропечатки текстурных материалов.
«В целом этой ЦПМ я доволен. Если смотреть на результат, то он отличный, и добиться его довольно легко. Ricoh С7200x Pro просто печатает. Клиента не заботят наши технические трудности. Вопрос только в том, как выглядит конечный результат — продукт работы менеджеров, дизайнеров, печатника и послепечатников. Важно, готов заказчик платить за него или нет. С Ricoh результат превосходит ожидания клиента, и этого мне достаточно», — заключает Евгений Момот.
Полиграфия класса Deluxe
Во время поездки нам наконец удалось посетить типографию Deluxe Printery, с которой раньше мы были знакомы только по её работам — в своё время она взяла немало призов в конкурсах «Метр полиграфии» и на лучший календарь. К сожалению, визит был внеплановым, поэтому получился коротким — хватило времени только, чтобы пройтись по типографии и сделать несколько снимков. Встречал нас директор Вахид Зиганшин.
Вахид Зиганшин на фоне многочисленных наград Deluxe Printery |
Интересно, что типография наладила выпуск продуктов, которые изготавливаются не на заказ, а для розничной продажи — это разнообразные блокноты (их ассортимент постоянно расширяется и развивается) и папки-скоросшиватели (получились настолько удачными, что практически «высечены в камне» и больше не меняются). В остальном эта типография — типичная коммерческая. Берётся за выпуск очень разной продукции — от брошюр и листовок до малотиражной упаковки. Вахид — большой приверженец автоматизации, типография внедрила и постоянно развивает АСУ A-System. В каждом цехе — стенд, где работники фиксируют выполнение заказов с помощью сканера штрихкодов.
Жемчужина печатного цеха — Heidelberg Speedmaster 52–4 Anicolor |
Ricoh Pro C7100x печатает много — от малотиражных и срочных заказов до пробных образцов |
Интересно, что офсетное оборудование здесь — только малоформатное, включая «жемчужину» — единственный в Казахстане Heidelberg Speedmaster 52–4 Anicolor. А среди недавних приобретений — установленная в 2018 г. пятикрасочная Ricoh Pro C7100x. Есть также довольно редкий в России УФ-принтер Mimaki UJF-7151 plus, который используется в основном для выпуска сувениров. Всё разнообразное оборудование очень аккуратно размещено на относительно небольшой площади в двухэтажном здании. Очень приятная типография, в которой следят за каждой мелочью…
Варианты диверсификации Vario Print
Ответ на наш традиционный вопрос о самых важных вехах развития типографии генеральный директор Vario Print Арман Алтынбеков начал издалека: «В 1995 г. я поехал в Голландию учиться в Маастрихтскую школу менеджмента по годичной программе Executive MBA». Тогда Арман ещё не был в полиграфии, а занимался программами бизнес-образования в Казахстане, но чувствовал острую нехватку знаний для своего развития. Вернувшись из-за границы, Алтынбеков вскоре основывает собственное рекламное агентство. Подход был простым — оказывать заказчикам сервис полного цикла, от дизайна до изготовления продукции, включая полиграфию. «И, конечно, периодически вы были крайне недовольны работой полиграфистов?» — предполагаю я. В ответ на это Арман только заразительно смеётся — история эта стара, как мир…
В дальнейшем Алтынбеков работал уже с крупными сетевыми агентствами, но ситуация с непредсказуемым качеством полиграфии для его заказчиков — включая крупные международные бренды — никак не менялась. Выработалась даже негласная иерархия типографий-партнёров — от самой дорогой, но со стабильно высоким качеством, до недорогой и быстрой, но регулярно подбрасывающей «сюрпризы». «Это были золотые годы у нас и в России — с конца девяностых до 2007 г., когда всё бурно росло и развивалось», — с лёгкой ностальгией в голосе вспоминает Арман.
«В 2005 г. друг пригласил меня руководить типографией, которая имела отличный набор оборудования Heidelberg и была создана с прицелом на производство высококачественной коммерческой продукции, — дошёл до момента своего прихода на полиграфический рынок Алтынбеков. — Но проблема была в том, что эффективно работать у типографии не получалось». Одной из причин этого было не самое удачное расположение производства на окраине города — «заманить» квалифицированный персонал и удержать его было сложно. Не были нормально налажены и продажи…
В 2006 г. началось создание всей необходимой инфраструктуры в типографии, а уже в середине года бизнес пошёл в гору — пришли крупные заказчики. Теперь Vario Print могла себе позволить выбирать сотрудников. В то время на «выселки» никто из клиентов ехать не хотел, поэтому для удобства клиентов в центре города отремонтировали трёхкомнатную квартиру и открыли офис продаж. Параллельно продолжали отрабатывать качество продукции, доводя его до международных стандартов. «Я думаю, что нам помогло понимание минусов типографий в глазах заказчиков — за счёт этого мы быстро вошли в десятку лучших по качеству, — отмечает Арман. — И наше позиционирование даже выражалось в лозунге “Зачем ходить, когда можно летать”». То есть клиент мог разместить в типографии работу, а сам — спокойно лететь в отпуск, будучи уверенным, что его не подведут ни по срокам, ни по качеству. В тех редких случаях, когда клиенты всё-таки хотели ехать на приладку, им заказывали… лимузин, где по дороге в типографию угощали шампанским.
В 2007 г. типография всё-таки переехала ближе к центру, арендовав здание площадью 1800 м2, где она находится и по сей день. В 2018 г. оборот составил 1,6 млрд тенге (около 276 млн руб.) и вырос по сравнению с 2017 г. на 7%. «Наращивать обороты очень сложно, поскольку фактически розничный бизнес в стране падает, а каждый год происходит существенная девальвация национальной валюты», — объясняет Алтынбеков. Сейчас в Vario Print работает около 50 человек, ещё столько же сотрудников работают в дочерней компании, выполняющей упаковку, сортировку и т. п. операции. В основной компании более 60% сотрудников работают не менее 5 лет, а 20% — более 10 лет. Типография активно автоматизируется — внедрены АСУ производства A-System и CRM для управления продажами, клиентами и заказами, IP-телефония.
Печатный (слева) и послепечатный цеха Vario Print. Бросается в глаза нетипичное сочетание послепечатного «железа» — листоподборочное и брошюровочное оборудование вместе с автоматической высечкой нечасто встречаются в одной типографии |
Среди печатного оборудования Vario Print — новые офсетные машины Heidelberg Speedmaster: установленная в 2018 г. CD-102 (6 печатных и одна лаковая секция) с удлинённой приёмкой и CD-102–4, запущенная в 2017 г. До 2017 г. самой производительной была 5-красочная машина Speedmaster SM второго формата с лаком, но её загрузка уже приблизилась к максимальной. Поэтому, когда было принято принципиальное решение о выходе в первый формат, сначала выбрали более универсальную машину CD, на которую можно было перевести значительную часть коммерческих заказов и заодно освоиться в новом формате. Оказалось, что это даёт огромный прирост производительности — трёхкратный, по сравнению с машиной второго формата. Не только за счёт формата, но и благодаря более высокому уровню автоматизации. А от собственного формного участка типография избавилась — экономически выгоднее оказалось пользоваться услугами репроцентров. При выборе же дальнейшего направления развития, учитывая не лучшее состояние рекламного рынка, решили пойти в упаковку, поэтому следующая CD была приобретена в соответствующей конфигурации. К этому подталкивали и клиенты…
Параллельно с этой машиной был сделан заказ на соответствующее послепечатное оборудование: автоматический высечной пресс MK Easymatrix 106, резальную машину с дополнительной периферией, 5 фальцевально-склеивающих линий, два ламинатора первого формата и др. В Vario Print стараются обеспечивать дублирование для большей части оборудования и иметь запас прочности на случай срочных заказов.
В отделе цифровой печати. Слева Арман Алтынбеков и Ricoh Pro C7200x, справа — Арман Жумагалиев (Print Store) и монохромная Ricoh Pro 8200 |
Однако упаковка — не единственный вариант диверсификации типографии. Здесь уже внедрили цифровую печать. Первая ЦПМ здесь появилась в 2013 г. — Xerox 700. Она приобреталась, чтобы упросить работу менеджеров. Постоянные корпоративные клиенты периодически просили выполнить малотиражные заказы, которые приходилось переразмещать в других типографиях. История повторялась: качество цифровой печати было непредсказуемым, оперативность тоже оставляла желать лучшего, особенно если приходилось перепечатывать тираж. Появление собственной ЦПМ эту проблему решило. «Внедрение цифровой печати позволило лучше соответствовать концепции максимального сервиса для клиентов», — подчёркивает Арман. В 2016 г. была приобретена следующая ЦПМ — Xerox Versant 2100, но, по словам Алтынбекова, через год работы «машина разочаровала» из-за недостаточного качества печати на бумаге плотностью менее 170 и более 250 г/м2.
В типографии уже почти готов яркий каталог, который максимально эффектно продемонстрирует возможности новой машины. В нём покажут все тонеры, а также печать на разнообразных материалах — от дизайнерской фактурной бумаги до плёнок |
Ситуация оставалась «подвешенной», пока Арман не увидел достаточное количество отпечатков на разных видах материалов с Ricoh Pro C7200x. Их качество типографию убедило, и в сентябре 2018 г. эта ЦПМ была установлена в не имеющей аналогов в Казахстане комплектации — со всеми специальными тонерами: белым, прозрачным, неоновыми розовым и жёлтым, а также невидимым красным. Алтынбеков надеется, что уникальные возможности ЦПМ позволят расширить предложение услуг цифровой печати за рамки традиционного для Vario Print дополнительного сервиса для корпоративных клиентов. Для одного из таких заказчиков разрабатывается предложение пригласительных билетов с невидимым красным цветом — без такой опции это была бы обычная малотиражная работа. Есть и другие идеи. Помимо высокого качества печати, Арман отмечает конкурентную себестоимость отпечатков, а также возможность печати макетов упаковки на материалах плотностью до 360 г/м2. «Я вижу, что у этой машины есть приличное количество функций, на которых можно зарабатывать, — отмечает Алтынбеков. — С её помощью можно развиваться в нескольких направлениях: делать качественную малотиражную печать, изготавливать защищённые и рекламные продукты с невидимым тонером, выпускать рекламную продукцию с неоновыми тонерами (это несколько иная ниша) для развлекательных заведений и ресторанов и очень качественные печатные продукты на цветной фактурной бумаге, а также пластиках».
Получается, что развитие цифрового направления как самостоятельного бизнеса в Vario Print ещё только начинается. Но, учитывая то, с какой тщательностью здесь подходят ко всему, можно не сомневаться в успехе.