Рейтинг самых частых ошибок в макетах печатной продукции по опыту типографии FastPrint, принимающей заказы через автоматизированную систему онлайн-проверки.
Не у всех заказчиков печатных продуктов есть возможность проверять макет с помощью опытного специалиста по допечатной подготовке. Именно поэтому типографии держат значительный штат профессионалов, способных качественно выполнять эту работу. Ведь в случае брака разбираться, кто ошибся — клиент или типография, будет уже поздно. Недовольны будут все, а кто-то потеряет деньги. Давайте разберёмся, какие ошибки в допечатной подготовке — самые частые. И постараемся их не повторять…
Разработчики не дремлют — наряду с квалифицированным персоналом появляются обучаемые программы, которые умеют находить ошибки в макетах, а главное — исправлять большинство из них на понятном для неспециалиста языке — визуально.
Процентное соотношение количества ошибок в макетах |
Частота появления типовых ошибок |
По данным типографии «ФастПринт», где используется подобный сервис онлайн-проверки и коррекции макетов, в течение 2 последних лет ежедневно проверяется более 600 макетов. Анализ действия пользователей позволил собрать статистику самых популярных ошибок, которые заказчики, увы, делают снова и снова.
Поставьте себя на место заказчика-непрофессионала или начинающего дизайнера. Список требований типографии к макету кажется им написанным на непонятном языке. Сопоставить свой макет с этим списком требований такой заказчик часто не в состоянии. Тогда ему приходит в голову «спасительная» мысль — отправить макет в типографию: «Там разберутся». На практике оказывается, что в типографии проверят макет и, в лучшем случае, исправят его на своё усмотрение. А в худшем — напечатают как есть, а после предъявления клиентом претензии по поводу некачественного тиража сошлются на документ на сайте, где чёрным по белому написано: «Клиент обязан предоставить макет, удовлетворяющий требованиям типографии». Чтобы такие ситуации происходили реже, начать следует с исключения типичных ошибок, что поможет существенно сократить вероятность брака. Возможно, кому-то этот список может показаться «детским», но в индустрию постоянно приходят новые люди, а одни и те же ошибки повторяются годами…
Чем грозит отсутствие вылетов и обрезных полей?
Вспомним, чем отличаются эти 2 типичные ошибки, которые часто идут бок о бок. Вылеты нужны в том случае, если линии реза пересекают фон, отличный от бумаги, или графические элементы. Есть риск получить рядом с графикой белую рамку из-за погрешности обрезки. Если нет меток обрезки, то изделие будет масштабировано и обрезано из того, что есть в макете. Тогда мы рискуем потерять часть элементов, расположенных по краю макета. Тут часто возникают оплошности с текстом или логотипом — их «зарезают». Поэтому все важные элементы должны размещаться на расстоянии не менее 3–5 мм от линии реза.
На примерах показаны всего 2 варианта устранения ошибки. И чтобы специалист препресса не думал за заказчика, «как лучше», рекомендуется макет готовить сразу с учётом наличия линий обрезки и вылетов.
Пример макета визитки со значимыми элементами у линии реза |
Вариант обрезки внутрь макета (в данном случае часть изображения будет обрезана) |
Вариант обрезки макета за счёт добавления белого поля (в данном случае после обрезки может остаться белая рамка вокруг изделия) |
Почему не подходит RGB?
Напомним, что цветовая модель RGB предназначена для отображения на экране, а цвета в ней задаются разной степенью яркости 3 цветов люминофоров или световых фильтров: red (красный), green (зелёный) и blue (голубой). CMYK предназначена для печати и описывает результат смешивания на бумаге красок cyan (голубая), magenta (пурпурная), yellow (жёлтая), key color (чёрный). «Неужели нельзя напечатать в RGB?» — задаёт резонный вопрос заказчик. «Конечно, можно», — ответят ему в типографии и напечатают автоматически преобразованное в CMYK изображение, которое будет намного бледнее оригинала или вообще в градациях серого. Перевод в другую цветовую модель — простейшая операция, не следует ею пренебрегать. К сожалению, в графических редакторах часто установлены неподходящие параметры для преобразования в цветовое пространство CMYK. Стоит проверить, чтобы профиль CMYK соответствовал требованиям типографии. Это позволит наиболее точно передать цвет. Более подробно с цветовыми настройками можно познакомиться в статье М. Сартакова и А. Окунева «Управление цветом в Adobe Creative Cloud без секретов» (Publish № 5, 2017).
Не забудьте перевести шрифты в кривые (если типография этого требует)
Многие типографии требуют, чтобы шрифты были представлены только как векторная графика (переведены в кривые). Если это так, требование нужно обязательно соблюдать. В результате вёрстки без перевода шрифтов в кривые мы в печатном макете можем получить либо вообще другой шрифт (который автоматически заменил отсутствующий в типографии), либо искажённый. Перевод шрифтов в каждом графическом или верстальном пакете выполняется по-разному. Например, в Adobe Illustrator нужно щёлкнуть по тексту в макете и нажать на сочетание клавиш
Расширение или разрешение, что это вообще такое?
Речь пойдёт о разрешении (хотя расширение мы тоже обсудим, но ниже). DPI (количество точек на дюйм) — одна из самых важных характеристик макета для печати. Низкое разрешение приводит к потере качества. Для восприятия на мониторе достаточно 72 dpi, но попробуйте приблизить изображение в 3–4 раза, и вы увидите, что получится на печати. Изображение получится нечёткое либо вообще в пиксельную клетку. Оптимальный уровень разрешения лежит в пределах от 150 до 300 dpi — в зависимости от применения печатного продукта. Для уличного баннера разрешение может быть небольшим — 75 или 150 dpi. Для POS-материалов, журналов, брошюр и т. п. рекомендуется 300 dpi. Увеличение разрешения выше этого значения, как правило, не повышает качества печатного продукта — в этом есть смысл только в специальных случаях (например, для защищённой печати ценных бумаг).
Размер макета
Меньше всего проблем возникнет, если макет делать сразу нужного вам размера, задавая формат в миллиметрах, сантиметрах или метрах. Причём делать это в масштабе 1:1 с добавлением вылетов и полей для обрезки. Если нужно получить А4 (210×297 мм), то верстаем макет в размере 216×303 мм (по 3 мм в каждую сторону на вылеты для листовой продукции, либо по 5 мм для многостраничных изделий). Подгонка макета другого размера под нужный формат может исказить его. Не говоря уже о том, что встречаются макеты, не соответствующие геометрии и пропорциям. Как ни уменьшай фотографию 5×5 см, она никогда не станет фотографией 3×4 см, если не обрезать по бокам или не исказить пропорции.
Формат файла
Теперь о расширении файла. Эта ошибка чаще встречается при отправке макета самим заказчиком. У многих из них могут быть вообще не установлены графические программы, и за макет ошибочно принимаются изображения для предварительного просмотра (preview) в формате JPG, которые обычно абсолютно непригодны для печати. Оптимальный формат — векторный PDF. Форматы AI, CDR и EPS уместны, но в их подготовке к печати больше тонкостей, поэтому рекомендуется всё равно экспортировать макет в PDF. Так сразу станет понятно, что в макет не попало, а что — лишнее. В перегруженных графическими элементами макетах часто теряются связи (например, вместо растрового изображения высокого разрешения будет напечатано всё тоже preview), кроме того, на печати часть слоёв может просто не выйти.
От простого к сложному
Помимо приведённого списка распространенных ошибок в макетах, конечно, встречаются и другие. Самые частые из списка «второй очереди»: нарушения ограничения на количество узлов в кривых, превышение суммарного красочного покрытия, неверные параметры чёрного цвета (составной или чистый чёрный), лишние поля за границей вылетов, атрибут overprint на чёрных и «не чёрных» объектах и другие. Полностью устранив хотя бы первые 6 перечисленных в статье ошибок, мы сразу получим значительный прирост количества корректных макетов, а заказчики — качественную продукцию. Ни в этом ли заключается миссия любого полиграфического предприятия?
Об авторе: Ирина Назарова (ivanova@fastrpint.info), менеджер по маркетингу типографии FastPrint.