Уже десятки лет выставки являются для производителей и поставщиков полиграфической отрасли важнейшим инструментом продвижения своих решений. Расчёт на то, что выставки, как магнит, привлекают целевую аудиторию — полиграфистов. Постепенно сформировалась определённая иерархия выставок, однако этот ландшафт не высечен в камне — даже самые успешные выставки не застрахованы от потери авторитета, а затем — экспонентов и посетителей. И порой здесь происходили перемены, достойные самого захватывающего сериала.
Пожалуй, самая яркая история взлёта и падения — Ipex. Это сокращение от International Printing Machinery and Allied Trades Exhibition — международная выставка печатного оборудования и сопутствующих решений. Ipex, проходившая в Великобритании, считается старейшей полиграфической выставкой англоязычного мира — её начали проводить ещё в 1880 г.! Проходила выставка в провинциальном (и относительно недорогом) Бирмингеме раз в четыре года, что долгое время вполне соответствовало темпам развития полиграфии. Последние пару десятков лет цикл Ipex был устроен так, чтобы находиться на равной временной дистанции от главного конкурента — Drupa. Это помогало организаторам собирать приличную экспозицию и хорошую международную аудиторию. В 2006 г. у выставки появились новые владельцы — Informa Exhibition, и уже в этот год она заметно сократилась. Но ещё в кризисном 2010 г. выставка имела вполне приличные размеры — 1000 экспонентов, 50 000 посетителей. Однако к следующему Ipex организаторы приготовили для индустрии сюрприз — выставка в 2014 г. переехала в Лондон. Этот шаг породил настоящую волну отказов ведущих производителей оборудования. Одним из первых стал Heidelberg. И хотя компания объяснила свой отказ политкорректно, заявив о пересмотре политики продвижения своих решений и графика участия в выставках, все понимали что речь прежде всего идёт о затратах на участие в выставке и их окупаемости. Вслед за Heidelberg тяжкий груз участия в Ipex охотно сбросили и другие серьёзные игроки. Свою лепту в падение Ipex неожиданно внесли и организаторы drupa. Дело в том, что они ещё задолго до drupa 2016 объявили о переходе на трёхлетний цикл, из-за чего Ipex тоже пришлось «подвинуть» по срокам, чтобы оставаться на равном удалении от главного конкурента.
К чему всё это привело? Ipex 2014 собрал 400 экспонентов и 23 000 посетителей, а выставка в редакции 2018 г. вернулась в Бирмингем, но было уже поздно — всего 7000 посетителей, удивлённо спрашивающих «Эта половина павильона — всё, что вы можете нам показать?». Итог оказался настолько плачевен, что летом 2018 г. было объявлено — Ipex больше не будет.
Это только одна история. Глядя на диаграмму, отражающую количество посетителей двух последних «редакций» важных полиграфических выставок в мире, можно заметить — ситуация меняется. В последние годы наибольшее количество посетителей, кроме drupa, собирали китайские «общеполиграфические» выставки.
Зато правильно выбранная специализация и рациональный подход к организации практически гарантируют стабильный рост — это показывают примеры Labelexpo Europe, Fespa и Hunkeler Innovationdays.
Автор цикла романов «Песнь льда и пламени» (по ним поставлен сериал «Игра престолов») Дж. Р. Мартин как-то в ответ на обвинение в том, что он любит убивать своих персонажей, написал открытое письмо. Вот короткая цитата из него: «Почти всегда смерть — прямое последствие дебильных поступков персонажей, которых ослепляет гордость, честь и громадное эго». Пусть это станет назиданием всем, кому следует, в том числе и организаторам выставок, которые иногда заигрываются и перестают слушать индустрию…