Очень большая доля полиграфистов, которые приняли участие в голосовании на нашем сайте, выбрали пессимистический вариант ответа: они уже попробовали — и пожалели об этом. На первый взгляд, это может показаться странным: ведь «цифра» и офсет должны помогать другу!
Например, руководитель «Типографии Михаила Фурсова» (Санкт-Петербург) Михаил Фурсов считает, что гибридная типография экономически выгоднее. Поэтому появление ЦПМ в офсетных типографиях — естественный эволюционный процесс (см. статью в теме номера). Что же пошло не так в тех типографиях, которые разочарованы попыткой внедрения цифровой печати?
Дмитрий Лаврик, генеральный директор типографии «Альфа Дизайн» (Москва):
Возможно, трудности с цифровой печатью в офсетных типографиях связаны с тем, что их владельцы не могут набрать достаточное количество соответствующих заказов.
В нашей типографии ЦПМ HP Indigo 5000 появилась относительно недавно — пару лет назад. Многие офсетные типографии успели обзавестись цифровой техникой гораздо раньше. Мы же не стали торопиться, хорошо обдумали и оценили ситуацию, зато к моменту появления машины на производстве уже точно знали, что именно будем на ней печатать. Поэтому теперь она у нас имеет стабильную загрузку.
Эдуард Мошкарин, директор типографии «А-Гриф» (Иваново):
Мы покупали первую ЦПМ очень давно под влиянием растущего спроса наших заказчиков на оперативную полиграфию. Чаще всего с помощью цифровой печати делали тиражи, которые заказчику «нужны вчера», — этим экономически обосновано применение цифровой технологии. И сегодня тиражи, которые печатаются на ЦПМ, обычно такие же — те, которые нужны клиенту «вчера». Сейчас цифровые заказы в нашей типографии составляют 7–10% от объёма печати. Думаю, что если бы не было таких срочных тиражей, а технологию печати выбирали только с точки зрения экономики, то и цифровых заказов было бы меньше.
Да и менеджерам надо не «стесняться» и продавать эту услугу дорого, поскольку в данном случае они продают клиенту решение его проблемы. И при этом объясняют ему, что и как он может сделать выгоднее для себя при следующем заказе.
При оперативной печати также крайне важно послепечатное оборудование. При срочных заказах оно должно быть под рукой и работать так же оперативно, как и печатное оборудование.
Михаил Тенцер, генеральный директор типографии «Борус» (Тула):
ЦПМ необходима офсетной типографии в двух случаях.
Во-первых, когда офсетная типография «выросла» из копировального салона. В этом случае исторически сложившийся поток клиентов будет загружать «цифру» мелочёвкой: визитками, приглашениями, меню и т. д.
Во-вторых, когда офсетная типография, специализирующаяся на многостраничных изданиях (журналах, каталогах и т. п.), покупает ЦПМ в целях обеспечить сервис своим клиентам: например, изготовить сигнальный экземпляр или допечатать часть тиража из-за брака. В остальных случаях ЦПМ в офсетной типографии чаще всего не приживается.
Артём Дюженков, генеральный директор типографии «Формула цвета» (Москва):
У нас цифровая техника сейчас органично сочетается с офсетом. Но дело в том, что наша компания не может служить образцом для большинства офсетных типографий. Сейчас у нас всего одна офсетная печатная машина третьего формата, на которой скорость смены тиражей вполне сравнима со скоростью работы «цифры»1. У тех типографий, которые имеют большее количество машин и, главное, машин большего формата, трудности в сочетании цифрового и офсетного рабочего процесса будут гораздо серьёзнее — для них цифровая машина может стать не преимуществом, а обузой.
Связано это как с процессом работы с заказами, так и с производственными особенностями. С одной стороны, для цифровых заказов нужна своя «маршрутная карта». С другой, отличаются способы послепечатной обработки. Если у нас форматы офсетной и цифровой машин отличаются не кардинально, то в обычной типографии, с офсетными машинами первого и второго формата, невозможно заниматься цифровой печатью, ничего не поменяв на послепечатном этапе. Необходимо специальное оборудование, о котором следует помнить, затевая внедрение «цифры» в офсетной типографии.
***
Мнение Мошкарина и Дюженкова о проблемах, связанных с форматом запечатываемых листов, стоит учесть особо. Кстати, об этом же идёт речь и в нашем «Справочнике покупателя» в этом номере: возможно, некоторым типографиям стоит не спешить с производительной техникой, а начать эксперименты с принтеров?
С другой стороны, есть вероятность, что распространение ЦПМ второго формата облегчит совместную работу цифровых и офсетных печатных машин — как это и происходит, например, в «Ситипринт». Управляющий производством типографии «Ситипринт» (Москва) Сергей Раизин сказал (см. статью в теме номера), что типография приобрела ЦПМ именно с целью вписать её в офсетное производство — например, для персонализации своей же офсетной продукции. Но и в этом случае для менеджеров работа с небольшими заказами стала шоком, поэтому такие заказы лучше принимать от клиентов онлайн через какую-либо автоматическую систему. К тому же старым клиентам, привыкшим к «офсетным» ценам, трудно продавать продукцию дороже, поэтому менеджерам приходится усиленно пропагандировать новые возможности, появившиеся у производства.
1 В типографии «Формула цвета» работает офсетная печатная машина Heidelberg Speedmaster с системой Anicolor, которая отличается быстрой и короткой приладкой.