Меня всегда интриговали зазывающие описания производителей и поставщиков о производительности их раскройного оборудования. Печально, что слишком часто вопросы к написанному элементарно возникают даже с точки зрения русского языка. Я, например, не понимаю, что может означать «производительность резки» или «скорость работы плоттера». Но и с технической стороны вопросов и подмены понятий также больше, чем хотелось бы. Вот некоторые популярные уловки.
1. Отождествление производительности и максимальной скорости. Хорошо ещё, если уточняют «резки». Но если рассматривать «скоростные» характеристики, то на производительность большее влияние оказывает ускорение, а не скорость. Цифровые режущие плоттеры работают в «старт-стопном» режиме, то есть разгон — движение с допустимой скоростью резки — торможение. Чем меньше времени уходит на разгоны и торможения, тем быстрее происходит раскрой изделия. Лучший показатель ускорения может даже нивелировать отрицательный эффект от меньшей «линейной» скорости резки.
2. Отождествление максимальных скоростей резки и «холостого переезда» инструмента от одного контура к другому. Надо понимать, что реальная скорость раскроя зависит от триады: самого материала, типа инструмента и качества фиксации материала на раскройном столе. Например, при демонстрации раскроя осциллирующим ножом вас могут удивить высокой скоростью резки. Только потом не удивляйтесь, когда ваш оператор увидит в руководстве рекомендуемую скорость для этого же материала в два, а то и более раза ниже. Секрет прост — при демонстрации нож опускался глубже допустимого в подложку: длина штриха прокола ножом увеличивается, значит, можно перемещать нож быстрее.
3. Оценка производительности только временем раскроя детали. Я придерживаюсь такого определения производительности режущего оборудования: это время, затраченное на изготовления одной детали, начиная с момента подачи материала на раскройный стол и заканчивая моментом, когда все выкроенные детали сняты со стола плоттера. Разработчики говорят: плоттер не должен ждать оператора. Собственно, это и является определяющим фактором (естественно, с учётом бюджета) выбора рациональной конфигурации раскройного оборудования.
4. Вам могут рассказать не всё. Наиболее наглядно это можно показать на примере плоттера с двумя балками. Кажется, логично, что две балки удваивают производительность. Но даже корректировка, «снижающая» производительность, например, до 40%, не является всей правдой. Если докопаться до причины, почему и для чего были придуманы первые плоттеры с двойной балкой, то уже можно видеть «ограничительные контуры» реальной эффективности двойной балки. Первоначально такая конфигурация была предложена для работы с кожей, особенно для выкройки множества мелких деталей, что характерно, например, для обувного производства. Умолчания для общего применения такие: один контур должен вырезаться одной балкой, для исключения «конфликта» балок в раскладке должна быть предусмотрена «нейтральная полоса». Так что даже при возможном выигрыше в производительности можно получить перерасход материала.
5. Можно много говорить, правильно это или нет, насколько это плохо или все же не так уж, но продавцу всегда выгоднее продать более дорогую конфигурацию. И здесь аргумент, что предлагаемые дополнительные опции повышают производительность плоттера, может смотреться весомо. Особенно дорогие опции, которые автоматизируют подачу материала. Как ни странно, на практике они не всегда увеливают эффективность использования оборудования. Не всякое дополнительное автоматизирующее оборудование пригодно именно для ваших задач. Несколько лет назад я видел видео, снятое на производстве гофрокартонных дисплеев. Увиденное шокировало всех, смотрящих этот ролик. Там было три конвейерных плоттера с полуавтоматическим приспособлением, позволяющим точно позиционировать подаваемый лист. Это были механические упоры, по которым оператор вручную укладывал лист, пока плоттер работал. Автоматическим был только пневмоцилиндр, поднимающий передний упор при подаче. Спереди был стол для разгрузки кроя. И все это обслуживал один оператор! У него даже оставалось время для дискуссий с менеджерами. У меня нет точных цифр, но объём выпускаемой продукции реально впечатлял. Вывод из этого примера: оптимальная конфигурация плюс разумная организация работы могут обеспечить производительность, сопоставимую или даже превосходящую производительность «крутой» автоматической системы.
Что у нас в «сухом остатке»? Все плоттеры — кандидаты на покупку — должны быть испытаны на одном из ваших реальных заданий: ваш файл, ваш материал. Желательно раскроить несколько листов и вести хронометраж как раскроя одного листа, так и суммарное время с учётом вспомогательных операций. Не жалейте времени на расспросы, какие опции могут быть предложены, что они реально дадут вам и сколько стоят. Возможно ли докупить какие-то из них позже и установить их уже «по месту». Просите несколько конфигураций и анализируйте их «дома».
Об авторе: Виктор Миленин (vmilenin1954@gmail.com) — эксперт в области цифровой резки и инструментов для конструирования упаковки.