Итоги дня текстильной печати на выставке «Реклама-2019». Конечно, в первую очередь речь шла о возможностях и перспективах цифровизации в этом секторе…
Мировой рынок текстильной печати по итогам 2018 г. оставил 38 млрд м2. Из этого объёма 2,57 млрд м2, или около 6%, было напечатано цифровым способом. По прогнозам в 2023 г. весь рынок текстильной печати вырастет до 42 млрд м2, а доля цифровой печати увеличится до 15% и составит 6,4 млрд м2. В настоящее время объём цифровой печати по текстилю в России и Восточной Европе составляет всего около 4,7% от мирового объёма, поэтому очевиден большой потенциал роста.
Журналы Publish и «Цифровой текстиль» совместно с «ЭкспоЦентром» провели конференцию «День текстильной печати» 22 октября на выставке «Реклама-2019». Выступающие на конференции — действующие участники рынка текстильной печати — рассказали о своем опыте внедрения и работы на этом направлении, поделились мыслями о текущем состоянии отрасли и сделали прогнозы на будущее.
Что там в мире
Михаил Шпилькин, сооснователь журнала «Цифровой текстиль», независимый эксперт и модератор конференции, сделал обзор мирового рынка текстильной печати. Первое направление, которое он выделил, — рекламная печать (signage) — флаги, рекламные вывески на текстиле — занимает 15% от общемирового объёма печати. Этот сегмент расширяется за счёт перехода заказов из сегмента печати на бумаге и других не текстильных носителях. Следующее — товары для дома (home textiles): постельное бельё, шторы, занавески, обивка для мебели — всё, что можно использовать для оформления интерьера (10% мирового объёма). Доминирующая группа в цифровой печати по текстилю направления одежды и аксессуаров (fashion) — спортивная одежда, футболки, обувь, сумки, товары детского ассортимента. Её доля — 75% от общемирового объема цифровой печати. Правда, как отметил Михаил, здесь не было выделено ещё одно, стоящее немного особняком, направление — технический текстиль: спецодежда, униформа, защитная одежда.
М. Шпилькин: «Текстильная печать сейчас — это такой же маржинальный бизнес, которым были офсетная печать 20 лет или цифровая 10 лет назад» |
На мировом рынке рулонной печати по текстилю по итогам 2018 г. основные места по-прежнему занимают традиционные технологии: ротационная печать (60%) и трафаретная (25%). На долю цифровой печати трансфера пришлось 6% и 5% соответственно. Каждая из них смогла обогнать ручную печать (4%).
Цифровая печать по текстилю развивается и имеет большой потенциал к росту объёмов печати: даже умеренно оптимистичный прогноз говорит о 20% роста ежегодно до 2023 г. и увеличении доли в объёме рулонной печати до 15% к 2023 г. На рынке рекламного рулонного текстиля цифровая печать развивается более активно и уже сейчас занимает 20% от объёма в натуральном выражении. Рынок печати по готовым изделиям составил 15 млрд шт. в 2018 г., цифровая печать заняла долю в 5% в 2018 г., прогноз на 2023 г. составляет 9%.
Интересные цифры по объёму рынка, которые привел Михаил, касались печати по керамике, и они просто поражают: доля цифровой печати в 2010 г. составляла 5%, а по итогам 2019 г. прогнозируется уже в 85%. Цифровая печать вытеснила традиционную в небольшом сегменте, но есть все предпосылки, что это же может произойти с текстильной печатью. Например, рынок производства расходных материалов для керамики, следуя за спросом, также сильно вырос. На нём появилось много игроков, и это привело к интересному эффекту. Дело в том, что чернила для керамики изготавливаются на водной основе, так же, как и для текстиля. И производители «керамических» чернил, чувствуя предел для роста, начали развивать новое для себя направление — текстильные чернила, чем вызвали возмущение спокойствия на этом рынке. В дальнейшем обострение конкурентной борьбы может вызвать в ближайшие годы и снижение цен, и расширение ассортимента расходных материалов на рынке текстильной печати и не только.
Одна из тендеций, которые влияют на текстильную отрасль, — смещение торговли в онлайн. Но при глобальном охвате многих интернет-магазинов и сервисов точка цифрового печатного производства всё равно должна находиться как можно ближе к тому месту, где конечный продукт передаётся клиенту. Это мировая тенденция — построение типографий текстильной печати рядом с рынками сбыта. Поэтому есть потенциал роста именно у локальных игроков, нацеленных на одну страну или один регион.
На рынке текстильного оборудования существует большой выбор: можно купить принтер под любую задачу и бюджет для сублимационной печати. Благодаря этому рынок сильно насыщен, кажется, пределов роста для него уже не осталось. Существует проблема с оборудованием для работы с натуральными тканями и трикотажем. Оборудование это большое, сложное, требующее применения химии для обработки ткани и очень дорогое. Особые сложности вызывает работа с трикотажем. Пигментная печать — не панацея, она подходит не для всех тканей и всех скоростей. Но эти принтеры дают возможность начать бизнес и развивать производство в среднем сегменте с производительностью от 100 до 500 м2/ч. Это наиболее простой способ для вхождения на рынок печати по натуральным тканям и даже трикотажу.
Рынок текстильной печати ещё плохо структурирован, оборудование не выглядит очень уж дешёвым. У малого бизнеса не хватает денег на оборудование. А те, у кого деньги есть, не понимают, что и как на нём производить, чтобы была заметная прибыль. Сейчас идёт постепенное снижение цен и распространение технологий текстильной печати. Сейчас 3 млн руб. — это порог для недорогого входа на рынок текстильной печати. Или, объясняет Михаил, можно идти к тем, кто уже купил такой принтер и начать заказывать печать у них. И как только будет виден объём заказов и точка окупаемости, можно подходить к покупке собственного оборудования.
Восемнадцать мне уже
Е. Тимощенко: «Рынок текстильной печати будет расти, но не факт, что такими же темпами, как во всём мире» |
Директор по развитию типографии «Вишнёвый пирог» (Москва) Евгений Тимощенко рассказал о восемнадцатимесячном опыте внедрения и работы своего цеха текстильной печати. В мае 2018 г. было запущено направление по печати пигментными чернилами на натуральной ткани на базе текстильного принтера Mimaki Tx300P-1800 и каландра. Примерно через месяц начали печатать, но ещё один месяц буквально мучались в процессе обучения. Но, отмечает Евгений, для интеграции нового типа оборудования в рабочий процесс это совсем небольшой срок.
С ноября 2018 г. оборудование загружено полную 12-часовую смену 7 дней в неделю. Срок выполнения заказов составляет 24–48 ч в зависимости от загрузки. Уровень загрузки — 50–60%. Есть выраженная сезонность: естественно, рост объёмов приходится на летние месяцы (с мая по сентябрь), пики загрузки — на Новый год и к «гендерным» праздникам (8 марта и 23 февраля).
Большая часть заказов попадает в типографию через автоматические системы интеграции или через сайты — всего их восемь, и именно они формируют поток заказов, но ещё работают и собственные менеджеры «Вишнёвого пирога». Все поступившие заказы объединяются по типу ткани, а затем печатаются за один заход. Но даже в этом случае перезарядка принтера разными видами ткани может происходить несколько раз в день. Типография, по мнению Евгения, не может быть местом генерации контента, у неё другая специализация. Поэтому основная часть заказов должна идти через сотрудничество с людьми, которые сами создают контент.
Клиентом востребован готовый продукт, поэтому «Вишнёвому пирогу» нужны подрядчики для закрытия потребностей клиентов. В типографии ничего не шьют, ничего не отделывают — только печатают и сушат ткань. И это — проблема, ведь клиенту просто запечатанное полотно не требуется, он хочет футболку, фартук или сумку-шоппер. Типографии приходится искать подрядчиков, что порождает другие проблемы: срыв сроков, невозможность контроля качества, низкий уровень ответственности. Проблемой является и отсутствие взаимопонимания между швейными и печатными производствами. Цифровые типографии оперируют небольшими тиражами, для них заказ на 10 сумок — нормальный. Но «швейники» привыкли к большом потоку однообразных изделий, у них нет привычки перенастраивать производство несколько раз за смену. «Но постепенно в этом направлении взаимодействие улучшается», — со сдержанным оптимизмом говорит Евгений.
Есть нерешённые вопросы и по работе с клиентами. Один из них — различное понимание качества: ведь в текстильной печати пока нет выработанных критериев, обычные нормативы не подходят. Мнение клиента основывается только на ощущениях, а качество — понятие субъективное, объяснить его порой невозможно. Поэтому у партнеров «Вишнёвого пирога» в себестоимость изделий заложен процент возврата по причине недостаточного качества продукта по мнению клиента. Этот способ улаживания потенциально конфликтных ситуаций проще, чем отдельное разбирательство с каждым случаем возврата изделий по указанной причине.
Не всё гладко и в технологии, считает Евгений. В цифровой печати на бумаге уже сложился круг определённых типовых продуктов, которые требуют ограниченного разнообразия материалов, а сама бумага строго стандартизирована по плотности, формату, влажности, жёсткости и множеству других параметров, поэтому переход с одного вида бумаги на другой не составляет труда. В текстильной же печати существует проблема перехода с материала на материал. Проблема становится ещё больше, учитывая качество самой поставляемой ткани. Требуется отдельно готовить материал к печати: пылесосить, перематывать на нужный диаметр шпули с нужной натяжкой, отмерять метраж. Кроме того, есть и вопрос складирования: рулоны очень громоздкие, занимают много места, а ещё есть много остатков ткани от предыдущих заказов и рулоны давальческого сырья, которое нельзя перепутать со своим. Получается, что для обеспечения рабочего процесса даже для небольшого текстильного принтера нужно гораздо больше площадей и дополнительного оборудования. И работа с принтером занимает много ручного труда на загрузке/разгрузке материалов, которую можно было бы уменьшить за счёт установки систем механизации, но они требуют инвестиций и ещё больше площадей.
На сегодняшний момент, если у людей есть деньги и они думают инвестировать в текстильную печать, то… лучше не надо, советует Евгений. Он объясняет: «Если брать сублимационную печать, то я наблюдаю каждый день, как закрываются производства: и маленькие, и средние. Рынок падает, есть огромное ценовое давление из-за переизбытка мощностей, которые не обеспечены спросом. Всё больше крупных заказов распределяются через тендерные площадки, а мало- и среднеобъёмных заказов не хватает. Переход в нишу мелких заказов невозможен без серьёзных инвестиций в ИТ и создания автоматизированной системы обработки заказов, но всё равно не решает проблему загрузки, так как их потока не хватает для этого».
Тем не менее, полагает Евгений, перспективы у текстильной печати в России есть, пусть и не такие радужные, как в Европе или США. Проблемы существующих технологий понятны — маленькая производительность, сомнительное качество, относительно высокая цена. Но следующий год — год drupa, а она — двигатель прогресса.
Глубокий-глубокий чёрный
А. Сапежинский: «На рекламном рынке текстильной печати важно, чтобы цвет на одном рулоне был точно таким же, как и на предыдущем, — они часто сшиваются в одну конструкцию» |
Продакт-менеджер «Призмикс» Антон Сапежинский считает, что в России постепенно растёт рынок текстильных вывесок и рекламы на ткани. В США и Европе он развивается хорошо, и есть предпосылки для дальнейшего роста в мире.
Что печатается на рынке так называемых «мягких» вывесок? Флаги, выставочные конструкции, оформление мест продаж и панели световых коробов, декорации, материалы для оформления мероприятий и собственно текстильные вывески. Требования экологического законодательства сделали текстильные вывески доминирующим продуктом в ряде сфер. По оценке Антона, на некоторых крупных выставках в мире до 80% конструкций стендов изготавливаются из текстиля, а в Европе использование для этих целей самоклеящейся плёнки уже в прошлом. Кроме этого, применение технологий текстильной печати позволяет создавать продукцию с рядом заметных преимуществ: небольшой вес и объём готовых изделий обеспечивают простой монтаж и установку конструкций, а также облегчают транспортировку. После упаковки на ткани не остаётся заломов и трещин на красочном покрытии. Превосходный внешний вид изделий можно поддерживать за счёт стирки и сушки, это делает возможным их многократное использование.
Для этого рынка подразделение EFI VUTEk, эксклюзивным дистрибьютором которого в России является «Призмикс», выпустило комплекс текстильной печати FabriVU. Здесь нужно отметить, что компания самостоятельно разрабатывает, производит и тестирует растровые процессоры, компоненты для широкоформатных принтеров, сами принтеры и расходные материалы и чернила. Такой подход позволяет получить законченную систему, которая будет работать на заявленном рынке без проблем производственного характера. В комплекс FabriVU входят система подготовки файлов, калибровки и профилирования EFI Fiery Pro Server, собственно принтер с универсальной системой подачи и сушки, а также специальные чернила для изготовления рекламной продукции.
У участников конференции большое оживление вызвали образцы продукции |
Чернила FabriVU одновременно подходят для трансфера и для прямой печати. Они более вязкие за счёт большего содержания красителя, поэтому печать получается более плотной и насыщенной. В результате при печати достигаются яркие цвета, которые хорошо смотрятся на рекламных носителях, а также глубокий чёрный цвет. Одновременно с этим снижен расход чернил при печати, но без потери качества. Этот чёрный цвет превосходит по плотности отпечатки, сделанные на принтерах с УФ и латексной технологиями, при разнице расхода чернила в несколько раз. И компания гарантирует минимальное отклонение цвета по ширине печати при размере принтеров от 1,8 до 5,2 м.
Антон подчеркнул, что комплекс не требует дополнительных решений от сторонних компаний. Бывают ситуации, когда RIP, принтер и чернила сделаны тремя разными производителями. И при работе на рынке текстильной печати заставить работать вместе все компоненты техпроцесса сложно, а иногда и невозможно. Поэтому специализированные решения на рынке рекламы имеют лучшие себестоимость, окупаемость и предсказуемый результат.
Без шитья печать мертва
А. Малюгин: «Текстильная печать и “швейка” медленно становятся доминирующей статьёй на нашем производстве» |
Директор и владелец «Печатного центра КПД» (Красноярск) Андрей Малюгин рассказал, что его компания раньше была классическим рекламным производством: трафаретная и тампопечать, тиснение. За первые 10 лет работы никакого взрывного роста не произошло. Переломным моментом в 2012 г. стал выход на рынок текстильной печати с приобретением принтера Mimaki JV33, каландра и пары швейных машинок. На первом этапе печать по текстилю занимала долю 5–8% от оборота компании. Сейчас Андрею кажется удивительным, что кто-то, имея печатное оборудование, пошив изделий отдаёт на сторону. Не имея собственного швейного производства, придётся довольствоваться заказами на простую печать или изготовлением флагов. Оба этих варианта не защищают от давления рынка: конкуренты будут снижать цены на эти простые заказы до предела рентабельности. Поэтому путь работы в сегменте простых изделий ему кажется тупиковым. Поэтому, несмотря на небольшие объёмы заказов текстильной печати, Андреем было принято решение о расширении швейного производства: наняты швейный технолог и 3 швеи. Дальше рост парка машин стал лавинообразным. Инвестиции в оборудование за два года работы были больше, чем за предыдущие 10 лет. Для текстильного направления были приобретен принтер Mimaki JV150-160 под сублимационную печать, вышивальная машина, а также 10 швейных машинок различного функционала. Всё это сделало возможным рост доли текстильного направления в обороте компании до 50% и даже чуть выше.
Любое рекламное производство, каковым и являлся «Печатный центр КПД», имеет опыт работы с полиграфическим оборудованием, обученный персонал, дополнительное оборудования (шёлкография, цифровая печать и пр.). Запустить текстильную печать саму по себе не кажется очень трудным делом — принтер и есть принтер. Сложность возникает на этапе интеграции в производственный процесс швейного подразделения, которое имеет свои особенности. Например, невозможно одновременно вести работу над несколькими, даже двумя-тремя, заказами. Изготовление швейных вещей идет последовательно, и бывает, что заказ на тысячу изделий готов на 99%, и при этом нет ни одной полностью готовой единицы. Здесь же возникает проблема неравномерности загрузки производства: сложно выстроить очередь заказов с приемлемыми для клиентов сроками готовности — не все готовы ждать, пока закончится работа над текущими заказами. Решение может показаться парадоксальным, делится Андрей, — увеличение парка печатного оборудования и найм дополнительного персонала. Благодаря эффекту масштаба увеличивается пропускная способность «швейки»: ранее вы не могли сделать пять заказов в определённые сроки, но с ростом производства будете успевать делать 15. Но это же потребует и большего портфеля заказов для более ровного графика загрузки, придётся брать не самые удобные и выгодные заказы. Исторически сложилось, что рекламные производства универсальные, берутся практически за любые заказы, и заказчики привыкли спрашивать всё. Поэтому в каталоге «Печатного центра КПД» есть всё, что теоретически может быть изготовлено, полный спектр продукции. От флага до сумки, от банданы до спортивного костюма. Такая универсальность требует наличие соответствующего специалиста — технолога швейного производства.
Для швейных производств, а, по словам Андрея это те, у кого одновременно работает больше пяти машинок (хотя эта цифра может отличаться в Москве от регионов), приобретение печатного оборудования сейчас выглядит наиболее перспективно. Их сильные стороны — отлаженные производственные процессы в сфере шитья и, как правило, специализация на каком-либо виде продукции. Всё это упрощает задачу запуска новых технологических процессов. Слабая сторона таких производств — низкий уровень цифровизации, но это решается наймом соответствующих специалистов. Основная проблема, с которой столкнётся швейное предприятие при внедрении печатных процессов, — серьёзное недоиспользование мощностей оборудования. Например, раскроить и сшить сотню спортивных костюмов займёт гораздо больше времени, чем печать ста цветных вставок для этих костюмов. Естественным выходом будет усиление отдела продаж, а также работа по модели аутсорсинга — печать для других швейных производств, даже и конкурирующих. Таким образом можно увеличить загрузку своего печатного оборудования, извлечь дополнительную прибыль, а также, возможно, возникнет отсрочка покупки конкурентами собственного текстильного принтера. Перспектива для такого интегрированного предприятия — развитие своей специализации плюс выход на рекламный рынок.
Потенциальными игроками на рынке текстильной печати являются рекламные агентства, ивент-агентства, самозанятые дизайнеры — те, кто отрабатывает чужие заказы. Они всегда продают хорошие идеи, в отличие от печатного производства, которое работает с потоком заказов и которому некогда творить, да это и не его задача. Обратная сторона медали — непонимание производственных печатных и, что ещё важнее, швейных процессов. Андрей рекомендует оставаться в своей нише, тестировать объёмы заказов печати на ткани: если в течение 2–3 лет они постоянны или растут, то можно задумываться о вхождение на рынок текстильной продукции в качестве производителя.
Наверное, самый необычный игрок на рынке текстильной печати, по мнению Андрея,— «человек с идеей». Это условное название для тех, кто увлечённо хочет запечатать весь мир. Например, сделать миллион шапок из неопрена с авторским принтом или начать шить уникальные чехлы для чемоданов. Наличие всего одной идеи и, значит, однотипной продукции позволит легко начать производство. Большинство таких идей утопично, но если идея «выстрелила», то всем будет очень хорошо. Приобретение собственного оборудования не оправдано, пока не будет ясен объём рынка для конкретной продукции с идеей.
Минимальный полноценный старт Андрей оценивает в сумму единовременных затрат порядка 3 млн руб. и регулярных затрат на аренду помещений и фонд оплаты труда в объёме 200 тыс. руб. ежемесячно (в реалиях Красноярска). В список оборудования он включает 2 широкоформатных принтера (для прямой и сублимационной печати), каландр и не менее пяти швейных машинок различного функционала для швейного производства. Для размещения производства потребуется помещение не менее 80 м2. Печатное производство потребует двух специалистов, в швейный цех понадобятся три швеи, в т. ч. технолог.
По опыту работы Андрей знает, что в развитии швейного направления кроется основной потенциал для роста направления текстильной печати. Сейчас у него есть опыт организации работы до 20 швейных мест, а также есть договорённости с парой ателье для переразмещения заказов. Главное, по его словам, — удержаться от снижения цен путём усложнения своих изделий. Именно это позволяет «отпозиционироваться» от конкурентов, а заодно и увеличить долю добавленной стоимости в структуре цены. Также требуется работа с печатным дизайном продукции: полная запечатка изделия является востребованной услугой. Перед тем как запустить в работу сложный продукт, в обязательном порядке нужно отшить и согласовать образцы. Это может занять не один день или даже не одну неделю, но только это может гарантировать беспроблемный приём заказчиком готовой партии изделий. Для развития направления также полезным станет выбор основной специализации производства.
Натуральная фабрика
К сожалению, руководитель «Фабрики Текстиль Дизайн» Юлия Архипова (Нижний Новгород) сама не смогла присутствовать на конференции. Вместо неё презентацию провел модератор Михаил Шпилькин. «Фабрика» является подразделением «Типографии РОСТ», работающей на рынке печати этикетки уже четверть века, это их инвестиционный проект, не связанный с основным направлением бизнеса. В результате было создано предприятие, которое специализируется на печати на натуральных тканях активными чернилами на водной основе. В основе производства — полный комплекс оборудования: сушильно-ширильная машина, стимер, стирка, цифровой принтер Homer шириной 180 см в 8-цветной конфигурации. Это позволяет печатать до 25 погонных км в месяц, но есть и возможности роста.
Изменение потребительского поведения диктует новые условия при работе с заказчиками. Что им важно: сроки производства, выбор материалов (на «Фабрике» всегда в наличии 15 видов ткани — хлопок, лён, шёлк, вискоза), сохранение авторских прав. Благодаря близости производства к заказчикам получается хорошая оптимизация затрат за счёт низких транспортных расходов и отсутствию таможенных платежей. Короткие сроки изготовления заказов (5–7 рабочих дней) сокращают цикл создания коллекций и позволяют снижать складские запасы, так как запечатываемая ткань всегда есть в наличии, качество печати постоянно, а значит, не нужно делать запасы с избытком. Защита авторских прав гарантируется согласно договору о сотрудничестве и соглашению о конфиденциальности, которые подписываются с заказчиком.
Положительный экономический эффект проявляется для клиентов с потребностью от одного погонного метра до 1–2 тыс. И это уникальное для России предложение печати активными чернилами по натуральным тканям. При большем объёме печати одного дизайна всё ещё выгоднее задействовать традиционную ротационную технологию.
Также «Фабрика» готова работать с полным циклом производства: от печати ткани до пошива готовых изделий. Михаил отметил, что производств подобного уровня в России очень немного, ниша, по сути, пустует.
По окончании конференции многие захотели обсудить свои мысли с выступающими |
Реальный опыт и перспективные технологии
Таков обычный фокус внимания на наших конференциях. «День цифровой печати» не стал исключением, причём на этот раз было намного больше, чем обычно, выступлений практиков. Зал был почти полон, а некоторых докладчиков продолжали атаковать вопросами слушатели уже после окончания мероприятия. Всё это, несомненно, будет способствовать цифровой трансформации российского рынка печати по тканям.
Об авторе: Дмитрий Старцев (gorodcher@yandex.ru) — постоянный автор Publish, имеет двадцатилетний опыт работы в полиграфической отрасли как в типографиях, так и на стороне заказчика.