101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Блестящая точность выбора

  • Олеся Зайцева
  • 5 декабря 2019 г.
  • 57

Блестящая точность выбораВариантов воспроизведения металлизированных эффектов много, но не все они обеспечивают универсальность, удобство и точность подбора оттенка на оборудовании разных производителей. Рассмотрим варианты получения предсказуемого результата в зависимости от выбранной технологии: краски, пигменты, фольга.

Восемь секунд достаточно продержаться на быке наезднику на родео. От трёх до семи секунд есть на то, чтобы привлечь внимание потребителя в условиях перенасыщения стимулами и товарами. И кому в итоге сложнее? Шансы преуспеть гораздо выше, если привлечь на помощь ассоциации, работающие на подсознательном уровне: золото, серебро, бронза — ими традиционно отмечали лучших.

Блеск и фактура металлизированных эффектов по-прежнему привлекают внимание и вызывают интерес — и на магазинной полке, и среди бумаг на столе. В некоторых сегментах упаковки, включая косметику, они уже стали практически стандартом. Помимо эстетики популярность металлизированных эффектов, которые гораздо сложнее воспроизвести, чем обычную многокрасочную печать, продиктована ещё и соображениями защиты.

Конкурс World Label Awards 2017: каберне Octopoda, цифровая печать (тонер)

Конкурс Gmund Award 2018: каталог, конгрев и тиснение фольгой

Точность по Pantone

Самый распространённый вариант получения точных оттенков — хорошо знакомый полиграфистам по обычным краскам стандарт Pantone, который также широко используется в варианте с металликами в качестве экономичной альтернативы тиснению фольгой. Популярность металлизированных красок растёт вместе с их качеством и удобством в работе. Уменьшенные частицы пигмента и новые связующие позволяют повышать линиатуру и воспроизводить более мелкие детали.

Веера Metallics Guide и Chips Book (вариант с отрывными образцами) содержат 354 металлизированных оттенка для упаковочной продукции (серия 10xxx) и 301 для коммерческой печати (870–877C и серия 8xxx). При подготовке макетов дизайнеры и полиграфисты зачастую ограничиваются серией 870–877C, которая поставляется в виде готовых красок, пригодных для длительного хранения, но её популярность отнюдь не означает универсальности.

Для печати упаковки Pantone рекомендует специализированные краски с повышенной стойкостью, что исключит повреждение продукции при производстве, транспортировке и складировании. При изготовлении красок серии 8xxx базовую металлизированную краску (Pantone Silver 10077 C или Pantone Rose Gold 10412 C) смешивают с другим стандартным оттенком.

Чтобы избежать недоразумений, в 2019 г. палитре Premium Metallics с пигментами на основе алюминия дали новое название — Packaging Metallics. Краски с пигментами Packaging Metallics не окисляются и не меняют оттенок; подходят для офсетной, глубокой, флексопечати и шёлкотрафарета; совместимы с картоном, бумагой, металлом и другими упаковочными материалами. Они дороже металлизированных красок для коммерческой печати, но лучше подходят для лакирования, в том числе водными и УФ -составами.

Для производителей упаковки из металла, в частности, двухкомпонентных алюминиевых банок, на выставке Labelexpo Europe 2019 также были представлены новые специализированные библиотеки Metal Deco, содержащие более 4000 прозрачных и кроющих цветов. Библиотеки обеспечивают точность воспроизведения цветов Pantone на блестящих металлических поверхностях и доступны как часть сервиса подписки PantoneLIVE Production — Print and Packaging.

Металлизированные краски, соответствующие палитре Pantone, есть в ассортименте практически всех крупных производителей. Отличаются они в основном пигментом и структурой частиц, причём наиболее приближены по отражающим характеристикам к фольге пигменты, полученные методом вакуумной металлизации (VMP).

Металлизированные краски против фольги

Блестящая точность выбора

Краски не всегда становятся полноценной заменой фольге, поскольку уступают ей и по яркости металлического блеска, и по стойкости. Запечаткой фольги (обычно серебряной) можно добиться множества разнообразных эффектов, подробнее о которых ниже. Тем не менее, у красок есть свои весомые преимущества.

  • Подходят как для плашек, так и для растровых изображений с высокой линиатурой (впрочем, это можно делать и с помощью фольги для холодного тиснения).
  • Доступны в широчайшей цветовой гамме: 655 оттенков (у Pantone).
  • Лучше смотрятся на печатной продукции, когда металлические оттенки доминируют в дизайне (например, при отделке обложки).
  • В отличие от фольги подходят для дизайнов с мелкой антиквой и выворотками, которые нужно напечатать на текстурном материале.
  • Обходятся дешевле тиснения фольгой и металлизированных материалов для печати.
  • Проще в переработке по сравнению с фольгой и металлизированным картоном для упаковки.

 

Ещё больше блеска

Сделать изображение ещё эффектнее можно нанесением — в том числе и в линию — лакового покрытия с матовыми или металлизированными пигментами. Раздел Specialty Coating веера Pantone Metallic Coated Guide содержит образцы с перламутровыми пигментами ECKART, добавленными к глянцевому УФ-лаку и нанесёнными флексографским способом.

 

Блестящая точность выбора

Система Color-Logic: 250 металлизированных оттенков из пяти базовых цветов

 

Эффекты без смесевых «металликов»

Веера Pantone не оставляют возможности для разночтений при печати офсетом на бумаге. Но что если металлизированный оттенок нужно отпечатать на другом материале, да ещё и с покрытием? А если хочется получить сразу несколько металлизированных оттенков в одном продукте? Для предсказуемости без тестирования не обойтись.

Технология компании Color-Logic позволяет не только оценить возможности печатного оборудования, но и обеспечить предсказуемый результат с меньшими затратами. Для воспроизведения металлизированного цвета компания предлагает наносить в первой секции печатной машины специальную серебристую краску, а поверх неё — стандартную триаду. Приобретая металлический блеск, триадные краски одновременно выступают защитой для нижележащего серебристого слоя.

Предлагаемое компанией комплексное решение Process Metallic Color System подходит для трафаретной, гибридной, цифровой и офсетной печати, в том числе при печати на фольге или металлизированных материалах (с созданием белой маски). Возможна работа с УФ-красками и УФ-лаками. Ранее аналогичную технологию предлагала MetalFX (Publish экспериментировал с похожей технологией Exact Colour Print ещё в 2007 г., даже отпечатав с её помощью обложку (И. Терентьев. История с суперцветом), но в 2008 г. владелец компании закрыл это направление. Новый поставщик — Color-Logic — появился при активном содействии Ричарда Эйнджа, в свое время разработавшего систему MetalFX. Главные преимущества — простота и скорость. Для подготовки дизайна используются дополнительные программные модули для Adobe Creative Cloud и QuarkXPress. Важно, что в одном макете без удорожания проекта можно комбинировать сколько угодно металлизированных оттенков. Веерный каталог на 250 цветов с образцами эффектов для текста, иллюстраций и фотографий даёт представление о конечном результате. Одним из компонентов системы является приложение FX–Viewer — виртуальная цветопроба в формате 3D, демонстрирующая, как будет выглядеть изделие при попадании на него света. Приобретая решение Color-Logic, предприятие получает лицензию на выпуск собственных цветовых вееров, чтобы наглядно демонстрировать заказчикам и дизайнером возможности собственного печатного оборудования. Для оценки потенциала технологии офсетным типографиям предлагается базовый комплект из фирменной серебряной краски и тестовой формы. Для других печатных процессов (включая цифровые) типографии могут использовать собственные металлизированные краски.

Когда универсальность не принципиальна

Вариантов создания металлизированных эффектов много, но фирменных систем для получения предсказуемого цвета гораздо меньше. Как правило, такие библиотеки описывают сочетания «металлик + CMYK», которые можно отпечатать на интересующих типографию материалах и предложить клиентам для выбора. Полученным оттенкам можно присвоить уникальные номера для сохранения соответствующих комбинаций при обработке RIP. Этот подход работает и в офсете или флексографии, если есть холодная припрессовка фольги, и на цифровых широкоформатных устройствах с поддержкой металлизированных экосольвентных и УФ-чернил (Roland, Mimaki, Epson), а также на ЦПМ HP Indigo и Xerox. Металлизированными чернилами или тонером в этом случае можно заменять белый кроющий слой на тёмных материалах или, наоборот, выбирать металлизированные носители с нанесением на них белых чернил для сохранения контрастности. Ещё один вариант — нанесение фольги на ламинаторе с последующим запечатыванием для достижения нужного оттенка. К сожалению, у такого подхода есть серьёзный недостаток — он не является универсальным, поскольку отпечатанный типографией веер будет соответствовать уникальному сочетанию устройства печати, красок/чернил/тонера и материала. Таким веером придётся снабдить каждого клиента, с которым предприятие собирается работать. А это не особенно удобно, если только вы не крупная упаковочная типография, постоянно сотрудничающая с крупным же заказчиком. Для узкоспециализированных направлений практикуется создание собственных цветовых библиотек. Так, например, INX разработала и продолжает расширять линейку красок для прямой печати по металлу — с собственным цветовым каталогом на более чем 600 оттенков. Для точности цветопередачи все цвета напечатаны на металле. Цветовая библиотека INX доступна и в цифровой форме: компания разработала плагин Digital Color Library для графических программ Adobe, работающих с системой Adobe Standard Exchange (.ase).

INX: библиотека «металликов» для печати по металлам

Точность, проверенная временем

Выбор оптимальной технологии получения металлизированных эффектов определяется бумагой, необходимостью наносить покрытие, способом печати и желаемым эффектом.

Если для тиража выбрана шероховатая бумага без покрытия, серебряная краска будет казаться серой, а золотая — коричневой. В таких случаях надёжнее остановиться на тиснении фольгой: в отличие от краски фольга полностью остаётся на поверхности бумаги, обеспечивая блеск любых поверхностей и точное соответствие выбранному оттенку. Если раньше отделку фольгой выбирали в основном для премиальных товаров, то сейчас она прижилась и в сегменте товаров широкого потребления: нанесение фольги больше не ограничено по скорости и качеству.

Система Pantone не распространяется на фольгу: выбор металлических оттенков уже не ограничен золотым и серебряным, но всё же не так широк, как для библиотек красок. Цветная металлизированная фольга состоит из тонких слоёв клея, плёночного носителя, алюминия (наносится в вакууме) и лакового покрытия, определяющего цвет. Оно также защищает поверхность фольги.

Расширенный каталог фольги Art of Foil (Leonhard Kurz)

Ассортимент Leonhard Kurz — изобретателя фольги для тиснения — представлен в трёх стандартных каталогах: Luxor/Alufin (образцы оттенков золота и цветного металлика/серебряной фольги толщиной 12 мкм), Light Line Designs (дифракционная фольга), Colorit (образцы матовой, пигментной фольги). Впрочем, в этих трёх каталогах представлен только стандартный ассортимент фольги Kurz. Существует также расширенный каталог Art of Foil. Раз в год специалисты Leonhard Kurz добавляют к коллекции новые актуальные оттенки, учитывающие актуальные тенденции отделки печатной продукции. Сфера применения — самая широкая: от картонной и пластиковой упаковки и этикеток до рекламных буклетов и книжных обложек из синтетических материалов.

Среди предложений компании также есть специальные виды цифровой фольги, совместимые с тонерами — жидким HP ElectroInks и с сухими. На выставке Labelexpo Europe 2019 собственная станция цифрового фольгирования Kurz DM-Jetliner работала в линию с HP Indigo 6900. В этом случае предполагается, что фольга (обычно серебряная) наносится первой, после чего сразу запечатывается жидким тонером. Это позволяет получать широкое разнообразие эффектов. Однако такую технологию нельзя назвать универсальной, а для её воплощения в жизнь придётся отпечатать каталоги с образцами и выбирать нужный цвет на них вместе с заказчиками или дождаться сертификации этого процесса компанией Color-Logic.

Об авторе: Олеся Зайцева (info@just-translate-it.com) — 20-летний опыт работы в полиграфии в качестве маркетолога, автора, переводчика.

Publish о получении металлизированных эффектов

Анна Баранова. Волшебство спецкрасок. Publish № 4, 2008

Сабина Ленц. Как превратить бумагу в металл? Publish № 8, 2005

Керри Пианофорте. Металлический цвет. Publish № 8, 2005

Ольга Варнавская. Красота неземная. Publish № 8, 2001

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ricoh Ri 1000
Ricoh Ri 1000

Струйный принтер с белилами формата А3 для печати по футболкам и другим готовым изделиям из ткани будет хорош для печатных салонов среднего размера и цифровых типографий, которые хотят расширить своё присутствие в этом секторе рынка.

Итоги 2019 года в полиграфии
Итоги 2019 года в полиграфии

Год прошёл, самое время подвести его итоги. Давайте вспомним обо всех его важных событиях в мире и России в полиграфической отрасли — от слияний и поглощений до новых продуктов, выставок и кадровых перемен.

European Carton Excellence Award 2019
European Carton Excellence Award 2019

Лучшая европейская картонная упаковка 2019 года по версии ассоциации Pro Carton.

Рабочие лошадки для рекламных производств
Рабочие лошадки для рекламных производств

Выбираем универсальный рулонный принтер (принтер/каттер) для интерьерного оформления и наружной рекламы самых популярных в рекламной индустрии форматов — с шириной печати до 183 см.


Новый номер

Тема номера — «Мобильные приложения для полиграфистов». В номере — итоги 2019 года в полиграфии, интервью с Horizon International, встреча с RMGT. «Например» о типографии PMG и Design Studio 3D. Справочник покупателя по широкоформатным (до 1,8 м) принтерам для рекламных производств. Лучшая европейская картонная упаковка. Обзор Ricoh Ri 1000. Тайный Покупатель — о ценах и сроках изготовления журнала.


Голосование
Что сдерживает переход на цифровую печать упаковки и этикетки?
    Проголосовало: 68