101 СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ПЕЧАТИ

Разговоры о фотокнигах

  • Игорь Терентьев
  • 2 апреля 2020 г.
  • 6623
Три истории про практический опыт организации бизнеса в области фотокниг.

Коронавирус уйдёт, а люди останутся (мы так надеемся). Со всеми их желаниями и стремлением запечатлеть самые памятные моменты в жизни. Один из лучших способов для этого — фотокниги.

Хотя общее потребление материалов для фотопечати в мире за счёт снижения спроса на обычную печать фотографий постоянно снижается, мировой рынок фотокниг стабильно растёт, хотя в последние три года темпы роста замедлились. По оценкам одного из крупнейших в мире производителей фотобумаги и специальных материалов Felix Shoeller, среднегодовой темп роста (CAGR) потребления бумаги для печати фотокниг и сопутствующих фотопродуктов на период до 2023 г. составит 1,3%. Происходят процессы по перераспределению технологий, с помощью которых изготавливаются фотокниги. Cамый быстрорастущий, но пока занимающий относительно небольшую долю сектор — струйная печать водными чернилами, за ним следует электрофотография (с жидким и сухим тонером), уже имеющая наибольшую долю рынка. Продолжает сокращаться доля фотокниг, изготовленных «мокрым» способом. Это объясняется постоянным сокращением объёмов выпуска фотоматериалов и, как следствие, их удорожанием.

Разговоры о фотокнигах

По данным исследования Tebiz Group «Рынок печатных фотоальбомов в России — 2020. Показатели и прогнозы», самый значительный рост рынка фотокниг за последние четыре года был зафиксирован в 2016 г. — 4%, в 2017 г. рынок стабилизировался, в 2018 г. вырос на 2%, а в прошлом — на 1%. Это говорит о том, что рост этого сектора в России, увы, практически остановился. Хотя не остановилось развитие — продолжались консолидация и перераспределение долей рынка, отладка техпроцессов и переоснащение более современным оборудованием.

Крупнейший российский производитель фотокниг — компания netPrint. Она оценивает свою долю на этом рынке в 63%. В 2019 г. на фотокниги пришлось 58% от выручки компании, а объём их выпуска по сравнению с 2018 г. увеличился на 18%. По категориям доля продаж фотокниг типа «Стандарт» составила 29,1% (на 1,2 процентных пункта больше, чем в 2018 г.) от общего объёма. Доля фотокниг типа Royal (люксовый сегмент) — 12,9% (на 0,4 п.п. меньше, чем в 2018 г.). Доля самого массового сегмента — фотокниг типа «Премиум» — составила 58% (на 0,8 п.п. больше, чем в 2018 г.).

О практическом опыте печати фотокниг мы поговорили с руководителями трёх московских компаний: «Вишнёвый пирог», iPrintIt и «П-Центр». Все они разные — только одна полностью специализируется на выпуске фотокниг, для двух других они являются одним из сегментов. Этими типографиями также используется разное цифровое печатное оборудование. Но всех их объединяют большой опыт в этой области и стремление максимально автоматизировать подготовку заказов на печать.

Вишнёвый пирог

Мы уже не раз писали об этой московской типографии. Она регулярно приобретает другие компании, среди них — печатавшая много фотокниг ставропольская типография «Студия 52» и российский онлайн-сервис «Лемон Принт», который собирал заказы на изготовление печатной продукции, обрабатывал их и распределял по партнёрским типографиям, цифровая универсальная типография «24принт». О том, как устроен в типографии «Вишнёвый пирог» бизнес по изготовлению фотокниг, нам рассказал директор по развитию Евгений Тимощенко.

Евгений Тимощенко («Вишнёвый пирог») демонстрирует только что освоенную актуальную печатную продукцию

Масштабы | Всего в типографии — 4 основных направления, одним из которых являются фотокниги, объединённые с темой обычных книг в твёрдом переплёте и обложке. По объёму выручки в этом направлении фото- и обычные книги приносят примерно равные доли. В пик сезона типография изготавливает более 30 000 фотокниг в месяц.

Приём заказов и организация производства | Средняя стоимость одной фотокниги выше, чем обычной. Это связано прежде всего с малым тиражом фотокниг — средний тираж составляет 17 экземпляров. Поэтому в типографии по-разному подходят к организации техпроцессов при выпуске фотокниг — иначе не получится добиться адекватной рентабельности. Самое главное — выпуск фотокниг должен быть организован потоком, в то время как при изготовлении обычных книг производство «заточено» на выполнение отдельных заказов. И там возможно индивидуально корректировать большинство параметров — от выбора бумаги и формата до особенностей переплёта. Тираж позволяет. При выпуске же фотокниг всё очень стандартизировано — только так можно эффективно объединять поток заказов в сборные тиражи.

Приём заказов от оптовых клиентов выполняется с помощью интегрированных автоматизированных систем. Заказчики загружают в систему файлы под заданные шаблоны, файлы попадают в разработанную типографией систему. «Мы пробовали приспособить для этой цели готовые программные продукты, но это не удалось», — объяснил Тимощенко. В системе все дальнейшие операции выполняются автоматически: приёмка файлов с проверкой их по всем параметрам, комплектация заказов и их раскладка на печатный формат.

Есть ещё один источник заказов от розничных клиентов — через онлайн-конструкторы (входят в системы web-to-print Pixlpark и DigiLabs). Через этот канал в месяц принимают заказы на 1,5–2 тысячи фотокниг в месяц.

Ассортимент | Для оптовых заказчиков предлагается порядка 60 позиций ассортимента, для розничных — более 100. Кажется, что это много, но на самом деле ассортимент стандартизирован и по каждому параметру фотокниги — формат, технологии сборки блока и обложки (переплёта) — у заказчика есть всего несколько вариантов выбора. По форматам всё более-менее обычно для этого рынка. Блоки могут собираться «бабочками» (типичная для фоторынка со времён преобладания «мокрой» фотопечати технологии «сэндвичей», когда каждый разворот печатается на одном листе, а затем они склеиваются «спина к спине»); скрепляться втачку из обычной бумаги, ламинированной или разных видов бумаги Flexbind с гибкими шлицами (это позволяет получать плоские развороты) до формата А3 в ландшафтной или портретной ориентации; сшиваться на нитку.

Для обложек (в таком варианте фотокниг делают мало) и переплётов в типографии могут предложить оформление стандартной фотопечатью, а также различными переплётными материалами. В случае эксклюзивных изданий, которые обычно стоят от 20 000 руб. за экземпляр, заказы на них оформляются через менеджеров. Тогда для переплётов возможны различные изыски — цифровое облагораживание выборочным лаком на Scodix, а также применение кожи, тканей и т. п.

Образцы фотокниг, изготовленных в типографии «Вишнёвый пирог»

Оборудование | Для печати большинства фотокниг используется ЦПМ HP Indigo 7900, обеспечивающая практически эталонное для этого рынка качество, а также пока редкая в России HP Indigo 12000 — когда это требуется из соображений более выгодного размещения полос книги на увеличенном формате или при печати эксклюзивных книг второго формата, которые обычно заказывают в одном-двух экземплярах для выставок в дополнение к тиражу каталогов обычного формата. Их скрепляют втачку на болты и переплетают в твёрдый переплёт. Получается внушительный том размера 50×70 см, а стоит такая книга около 30 000 руб.

Среди послепечатного оборудования, используемого для изготовления фотокниг, — автоматический ламинатор Tecnomac Easy 3 с автоподачей, полуавтоматические крышкоделательные машины Direx, а также другое пооперационное оборудование. Блоки клеются на КБС Horizon BQ-280PUR и автоматической машине Samed (блоки-«бабочки»), а также сшиваются на ниткошвейной машине Smith F-55L. Тимощенко подчёркивает, что «Вишнёвый пирог» — одна из немногих типографий, выпускающих фотокниги с блоками (в том числе больших форматов), сшитыми нитками. Это даёт хорошую раскрываемость и обеспечивает длительный срок службы фотокниг.

Тенденции | Объём выпуска фотокниг в типографии «Вишнёвый пирог» в последнее время остаётся стабильным. Смысла существенно инвестировать в развитие и продвижение этого сегмента Тимощенко не видит: «Этот рынок стагнирующий. Если по поводу фотокниг не появятся какие-то новые, яркие идеи, то интерес к этому продукту будет постепенно падать. Довольно долго фотокниги оставались чуть ли не главным драйвером продаж ЦПМ, но в последние 2–3 года про этот продукт продавцы цифровой печатной техники говорят гораздо меньше — в центре их внимания оказалась упаковка и этикетка. Мы уже и в этом сегменте плотно поработали год, и пока там рыбы нет. Заказчики на упаковку привыкли совсем к другому ценообразованию, чем то, которым оперируют цифровые типографии». Что касается ближайших перспектив фоторынка в этом году с учётом приближающегося сезона на фоне эпидемии коронавируса, то Тимощенко охарактеризовал их коротко. Но воспроизвести эту оценку мы не можем — такие слова в печатной прессе по закону недопустимы.

П-Центр

Подробно о типографии «П-Центр» и её опыте в области фотокниг мы писали довольно давно — в 2012 г. («Очень личный бизнес…», Publish № 12, 2012). Как рассказал коммерческий директор типографии Борис Титов, воды с тех пор утекло немало. Но обо всём по порядку…

 

Борис Титов («П-Центр») с Ricoh Pro C9200

Разделение труда | «П-Центр» входит в группу компаний, объединяющей также онлайн-сервисы «Эдитус» и «Имиджбук». Помимо «П-Центр», являющейся оперативной цифровой типографией и печатающей, помимо фотокниг, весь традиционный набор рекламной и издательской продукции, непосредственное отношение к теме нашего разговора имеет также «Имиджбук» — онлайн-сервис для приёма заказов на изготовление фотокниг. В общем объёме выручки «П-Центр» на фотокниги приходится до 20%.

Приём заказов и организация производства | Между «П-Центр» и «Имиджбук» есть чёткое разделение труда: типография только печатает и переплетает книги, а сервис обеспечивают продвижение и сбор заказов в виде готовых макетов. Изначально система строилась на базе ПО M-Photo, включавшего настольное приложение с конструктором фотокниг. С M-Photo была интегрирована производственная система собственной разработки. Система постоянно дорабатывалась — её расширили функциями, удобными для школьных фотографов, а также добавили браузерный конструктор фотокниг. Собранные, проверенные и подготовленные к печати файлы заказов два раза в сутки поступают в типографию. По мере добавления новых позиций ассортимента фотокниг какое-то время их могут передавать для изготовления напрямую в типографию, минуя автоматизированную систему, что позволяет быть более гибкими.

Ассортимент | На сайте «Имиджбук» заказчикам предлагают выбрать фотокнигу по жанрам: выпускные, детские, для бизнеса, портфолио, свадебные и т. д. Есть три опции — создать фотокнигу в онлайн-конструкторе, в приложении M-Photo или в онлайн-сборщике для загрузки готовых макетов. Для типичной фотокниги в онлайн-конструкторе предлагается всего три выбора форматов (горизонтальные А5, А4 и А3) и два вида переплётов («Мягкая обложка» — переплёт на пружину; «Твёрдая обложка» — твёрдый). В других вариантах набор опций может отличаться. Например, для свадебных фотокниг предлагают также «Панорамный альбом», представляющей собой фотокнигу в твёрдом переплёте со страницами, напечатанными на бумаге Flexbind, обеспечивающей плоские развороты. А для Instabook предлагают квадратный формат и дополнительный выбор самого доступного варианта переплёта — с обложкой на скрепку. Есть также возможность заказать фотокниги-«сэндвичи». Самый популярный вариант фотокниги — в твёрдом переплёте, блок в которой скрепляется втачку и проклеивается по торцу. В зависимости от тиража переплётные крышки могут изготавливаться с помощью самоклеющейся бумаги (при малых тиражах) или из обычной бумаги, которая приклеивается на картонные сторонки термоклеем.

Что касается среднего тиража фотокниг, то в самой массовой для типографии категории школьных альбомов он обычно составляет 25–30 экземпляров.

Образцы фотокниг, изготовленных в типографии «П-Центр»

Оборудование | В конце 2018 г. в типографии были установлены сразу две ЦПМ Ricoh — цветная Pro C9200 и монохромная Pro 8210. На цветную машину перевели всю печать фотокниг. Ricoh Pro C9200 со скоростью до 115 стр./мин печатает на бумаге форматом до 330×700 мм, а также на баннерах длиной до 1200 мм, что особенно полезно при изготовлении обложек фотокниг в альбомной ориентации.

До этого в типографии работали на Xerox Color 1000, поэтому выбрать новую машину надо было так, чтобы она не уступала и не отличалась заметно по качеству (заметные изменения качества всегда вызывают подозрения постоянных заказчиков), а также имела лучшую себестоимость. Обе эти задачи с установкой новой ЦПМ были решены. «C9200 оказалась лучше по качеству печати, а выбранный нами для неё самый мощный RIP успешно справляется с задачей быстрой обработки фотокниг — это даже важнее, чем линейная скорость печати», — объяснил Борис. На машину также перевели большую часть печати обложек фотокниг, которые раньше из-за формата приходилось часто печатать на широкоформатном принтере. Ещё раньше, в конце 2016 г., в типографии была установлена пятикрасочная ЦПМ Ricoh Pro C7100X, но себестоимость печати на ней выше, поэтому после появления C9200 пятикрасочную ЦПМ стараются больше использовать для выполнения заказов с дополнительными цветами или эффектами оформления. И, конечно, на C9200 печатают не только фотокниги, но и любые другие заказы на самых разнообразных материалах, включая фактурные и плотные.

Сейчас машина «прошла» уже более 3 млн оттисков. «Идеальных машин, конечно, не бывает, — констатирует Титов. — Но в целом Ricoh Pro C9200 наши ожидания вполне оправдала».

Послепечатные процессы организованы с помощью пооперационного оборудования. Самый главный инструмент — эксплуатируемая третий год полуавтоматическая крышкоделательная машина Schmedt Pr?ziCase Pro. Она удобно и быстро перенастраивается с формата на формат без необходимости что-то регулировать. Есть также машины для переплёта на пружину, ламинатор, несколько ручных аппаратов.

Тенденции | Исторически до 2016 г. направление фотокниг постоянно росло, затем оно стабилизировалось, а по итогам 2019 г. выручка в этом секторе немного выросла (при параллельном небольшом снижении объёма выпуска) — за счёт увеличения среднего чека. По фотокнигам «П-Центр» старается уходить с массового рынка в более дорогие сегменты. В основном это школьные фотографы.

Учитывая сложившийся контингент заказчиков, в типографии по направлению фотокниг очень заметная сезонность. Пик загрузки приходится на май, июнь и первую половину июля. Интересно, что в этом году пандемия коронавируса уже привела к заметному снижению заказов на рекламную полиграфию, но пока никак не повлияла на уровень заказов фотокниг. С другой стороны — до пика фотокнижного сезона ещё далеко.

 

iPrintIt

Московская типография iPrintIt, основанная в 2010 г., построила свой бизнес на довольно специфической модели. Подробности рассказал директор типографии Денис Колесников.

 

Денис Колесников (iPrintIt) с Konica Minolta bizhub PRESS 70hc

Истоки специализации | iPrintIt стал первым опытом Колесникова в области полиграфии. Он вспоминает: «Мы начали с того, что сделали свою онлайн-систему приёма заказов на печать фотокниг для пользователей “Маков”». Дело в том, что на этой платформе есть программа iPhoto, позволяющая с минимальными усилиями создать фотокнигу из фотографий, имеющихся на компьютере пользователя. Встроенный функционал позволял экспортировать фотокнигу в PDF, но заказать её печать в России было невозможно. «Мы увидели в этом хороший отложенный спрос», — объясняет Денис.

Приём заказов и организация производства | В 2019 г. Apple убрала функции создания фотокниг из iPhoto. Поэтому iPrintIt начали разработку собственной онлайн-системы на основе предоставленных Apple API (набор программных интерфейсов) для создания подобных решений, но это оказалось не просто. Пока привычный для клиентов iPrintIt способ заказа фотокниг недоступен.

Но есть альтернативы. Первая — программа Mimeo Photo с очень похожим на Apple iPhoto функционалом создания и экспорта фотокниг. «К сожалению, на нашем рынке есть две проблемы. Первая — люди просто не хотят тратить какие-то усилия на создание фотокниг, вторая — они тем более не хотят устанавливать какие-то дополнительные настольные программы на свои компьютеры, — констатирует Колесников. — Поэтому мы уже несколько лет назад разработали собственный онлайн-конструктор для создания фотокниг, работающий в бразуере». Мотивацией создания подобного онлайн-сервиса для iPrintIt стали обращения заказчиков, не имеющих «Маков», но желающих заказать собственные фотокниги. До его появления в качестве варианта выхода из этой ситуации в iPrintIt даже ввели услугу выездного дизайнера, который приезжал к заказчику с ноутбуком Macintosh и создавал фотокнигу. «Если бы мы торговали “Маками”, то могли бы таким образом продавать их десятками», — улыбается Денис. Кстати, онлайн-система получилась настолько удачной, что её предлагают на коммерческой основе для использования другим типографиям с оплатой процентом от оборота. Таких лицензиатов у iPrintIt — более полутора десятков.

Помимо заказов, подготовленных в онлайн-сервисе (они обеспечивают примерно половину оборота) и в Mimeo (около 25%), значительная часть фотокниг поступает в iPrintIt от корпоративных заказчиков. От них обычно приходят полностью готовые к печати файлы, поскольку ими занимаются профессиональные фотографы и дизайнеры.

Хотя тиражи фотокниг существенно варьируются, средняя цифра (если поделить общее количество фотокниг, изготовленных за год, на число заказов) — 1,7 экземпляра. Хотя в пик сезона в декабре средняя тиражность выше — доходит до 2,4 экземпляра.

Образцы фотокниг, изготовленных в типографии iPrintIt

Ассортимент | Если ты работаешь с онлайн-конструктором, то стандартизация обязательна. Заказчикам iPrintIt предлагают три формата (20×15, 28×21 и 33×26 см), два вида бумаги и три типа переплётов (на пружину, мягкий клеевой и твёрдый переплёт; все три доступны не для всех форматов). «Если заказчику давать выбор больше, чем из трёх позиций, он просто теряется — во всех смыслах», — уверен Денис.

Заказать какие-то особые форматы или дополнительную отделку для обложки нельзя — таких опций просто нет в системе. Хотя в исключительных случаях что-то более сложное делали. Например, один из постоянных заказчиков попросил сделать фотокнигу со сканированными изображениями драконов, которые весь год рисовала его дочь, а также сделать для неё переплёт с отделкой кожей. Увидев рисунки, в iPrintIt всё-таки решили помочь. Понятно, что это была эксклюзивная работа с не менее эксклюзивной ценой.

Оборудование и ноу-хау | Для печати фотокниг используется ЦПМ Konica Minolta bizhub PRESS 70hc, которая служит верой и правдой уже около 8 лет. Специфическая особенность этой машины — расширенный цветовой охват за счёт специального тонера. Чтобы извлечь максимум возможного из этой машины, изображения на неё следует отправлять в цветовой модели RGB. Именно так настроен и техпроцесс в iPrintIt. При этом макеты, предоставляемые заказчиками, в типографии не корректируют — их только отправляют на печать с настроенным профилем выбранной бумаги. С момента приёма файла до начала печати всё выполняется автоматически — от проверки файлов на соответствие спецификациям до спуска полос. Печатник только загружает чистую бумагу, выгружает отпечатки и передаёт их на послепечатную обработку. Обложки также печатают на этой ЦПМ — она принимает листы длиной до 1200 мм, формата которых хватает на все варианты фотокниг.

В списке послепечатного оборудования типографии — ламинатор Boway, машина КБС и резальная того же производителя, степлеры, несколько других пооперационных машин.

Блок скрепляется с помощью КБС и дополнительно — скобой втачку. Для твёрдого переплёта с хорошей раскрываемостью в типографии реализовали вариант для бумаги со шлицами (аналог Flexbind), которую здесь делают сами с помощью ламинатора и комплекта разработанных самостоятельно приспособлений.

Сборку твёрдого переплёта в iPrintIt тоже делают по-своему. В качестве сторонок используют жёсткий пластик (его не «ведёт», как переплётный картон при проклейке), как покровный материал — самоклеющуюся бумагу, добавляя между ними мягкую прокладку. Эта технология удобна тем, что качество блока всегда идеальное, а при сборке практически исключён неустранимый брак. Более того — уже собранную книгу можно даже разобрать и добавить или убрать листы. Это позволяет в любом случае спасти блок, который является самой дорогой частью фотокниги.

Тенденции | Объём выпуска фотокниг iPrintIt относительно невелик — от 500 до 600 экземпляров в месяц, оборот — до 700 тыс. руб. До 2016 г. выручка постоянно росла, затем стабилизировалась, а в 2018 г. началось снижение. Колесников отметил особенно заметное общее сокращение спроса по итогам 2019 г., достигшее для типографии 20%, а также повышение чувствительности заказчиков к цене. Первой жертвой сокращения спроса стали тематические фотокниги на память о путешествиях. У свадебных фотографов стали чаще покупать только результаты съёмки, отказываясь от фотокниг. В этом году, учитывая общую сложную ситуацию из-за пандемии и падения курса рубля, снижение скорее всего продолжится, хотя в феврале и марте объёмы заказов ещё были практически такие же, как годом ранее.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
15 наивных, но важных вопросов про автоматизацию склейки

Как лучше всего клеить коробочки и не только? Можно ли на одном устройстве изготавливать два заказа одновременно? А четыре? И кому вообще может быть полезен плоттер с клеем?

12 преимуществ настольного УФ-принтера Roland

Настольные планшетные УФ-принтеры — очень популярные устройства в рекламно-производственных и сувенирных компаниях, салонах оперативной полиграфии и коммерческих типографиях.

Есть ли перспективы у направления фотокниг?

На этот раз среди полученных нами ответов была значительная доля пессимистичных. Кто-то делает фотокниги, но мало, кто-то вовсе не считает этот сектор перспективным. Последние события, связанные с пандемией и очередным скачком курса валют, тоже не добавляют уверенности в будущем.

Полиграфическая мода сезона 2020/2021

Хотя уже на следующий день после анонса Heidelberg стало известно о переносе drupa на 2021 г., объявленные решения точно будут оставаться актуальными для полиграфистов на ближайшие пару лет. А может быть, и дольше…

Цифровая трансформация вузов: Ricoh поможет

5 марта 2020 г. в Московском политехническом университете с успехом прошёл Международный научно-практический форум «Цифровизация вуза как элемент формирования цифровой экономики государства». Говорили о возможностях современных средств обучения и ЦПМ как средства повышения удовлетворённости студентов и получения дополнительных доходов.


Новый номер

Тема номера – «Фотокниги». Heidelberg Speedmaster нового поколения. Глобальное обновление модельного ряда HP Indigo. Ricoh и цифровизация вузов. Справочник по цветным МФУ формата А3. Тайный Покупатель – о ценах и сроках изготовления буклета.


Голосование
Какие из «цифровых» спецэффектов вы считаете самыми полезными?
    Проголосовало: 114