|
Директор объединённого репроцентра «Выражайтесь печатно», PRINTDESIGN, «Форма 24» (Москва) Иван Гудим имеет опыт и в выпуске полиграфической продукции, но фотокнигами не занимается:
Этот рынок падает: спрос уменьшается, игроков в этом секторе много, а для хорошего качества и низкой себестоимости необходимо дорогое, специализированное оборудование и программное обеспечение. При этом цифровая печатная машина — только 5% дела.
По моим ощущениям, пик развития в этом секторе наступил в тот момент, когда вся фотосъёмка стала производиться в «цифре», покупательная способность населения была выше, чем сейчас, а доступных устройств с хорошими экранами было меньше. Но «бумажные» люди уходят, приходят «цифровые». Бумагой делиться трудно, а с «цифрой» дедушкам и бабушкам можно моментально послать видео внучат.
В таких секторах этого рынка, как выпускные, свадебные и прочие праздничные альбомы, уже всё занято. Так что перспективы развития у этого рынка отсутствуют.
|
Михаил Тенцер, генеральный директор типографии «Борус» (Тула):
Изготовление фотокниг мы начали давно — семь-восемь лет назад. Заказчики — частные лица. Для общения с ними у нас есть специальный сайт.
Однако перспективы этого направления очень туманны. Надо вкладывать очень много денег в маркетинг, и только тогда, может быть, удастся достигнуть роста продаж. Но мы не делаем таких вложений, поскольку работаем с тульской аудиторией, а она небольшая.
Но среди принявших участие в опросе есть и оптимисты. Например, в типографии ВШЭ (Москва) выпуск фотокниг освоили год назад. В типографии всё делают самостоятельно: печатают и делают твёрдый переплёт. Основные заказчики, разумеется, учащиеся вузов.
|
Директор типографии Марсель Шарифуллин считает, что перспективы у нового направления нормальные: рынок фотоальбомов, по его мнению, стабилизировался и даже немного растёт.
|
Основатель сервиса iCMYK.ru и партнёр проекта DEPO.one (Москва) Роман Ковалёв дал развёрнутый ответ:
Фотокниги — очень интересный продукт и заслуженно стоят «особняком» среди прочих полиграфических изделий. Как правило, они имеют твёрдый переплёт, и уже поэтому от сотрудников типографии требуются приличные навыки в переплётном деле. Особенностью данного сектора являются также повышенные требования к качеству печати и цветопередаче, так как многие клиенты являются профессиональными фотографами. Поэтому не все типографии готовы соперничать на этой ниве, и конкуренция на рынке фотокниг несколько слабее, чем на рынке рекламной продукции, стандартных брошюр и книг.
Думаю, уже можно сказать, что «цифра» победила традиционную, «мокрую» фотопечать: качество изображений, цветопередача у неё не хуже, а возможностей по послепечатной отделке и переплёту — больше. При этом себестоимость печати заметно ниже, а оборудование проще загрузить работой, если нет загрузки по печати фотопродукции. Традиционный процесс фотопечати всё ещё прочно держится лишь в сегменте элитных фотокниг, например свадебных альбомов, которые делаются в фотоателье профессиональными фотографами.
Несомненно, фотокниги имеют будущее, но выиграет в этом секторе тот, кто сумеет «протоптать» свою дорожку к заказчику. Первое, что приходит на ум, — работа с профессионалами в художественной и постановочной фотосъёмке. Например, иногда печатаются сборники авторских работ фотохудожников, причём тираж может быть от единиц до десятков экземпляров, а то и больше. К заказам от профессионалов можно смело отнести дорогие свадебные и Love Story альбомы: они были, есть и будут.
Разумеется, ещё жива традиция выпускных альбомов, и, думаю, не ошибусь, если скажу, что в денежном выражении это один из самых высоких сегментов, хотя и с очень сильной сезонностью. Разумеется, на этом рынке правят бал предприимчивые фотографы и фотостудии, так как типография не в состоянии взять на себя весь процесс. Следствие — типография в этой нише работает с невысокой нормой прибыли, хотя её общий объём может быть и не маленьким.
В моём опыте также были очень удачные корпоративные заказы. Один из них запомнился надолго: альбом, посвящённый известному яхт-клубу. Тираж — 200 экземпляров, формат — 280×280 мм. Особенность, в частности, заключалась в том, что блок отдали печатать на офсет: это оказалось выгоднее, чем на ЦПМ. Заодно покрыли страницы эффектным лаком, что немного увеличило цену, зато клиент и автор были более чем довольны результатом.
Что же касается массового рынка, то перспективы здесь, по моему мнению, мрачные. Основная проблема состоит в том, что на глазах уменьшается численность клиентов, предпочитающих фото на бумаге: те, кому сегодня менее тридцати лет, уже предпочитают делиться картинками и эмоциями в «онлайне», через социальные сети. Если раньше фотография была мастерством и искусством, то потом она превратилась в хобби, в массовое увлечение, а сейчас это просто функция в смартфоне, который есть у каждого. Всё сложнее отбирать действительно ценные кадры, которые стоило бы превратить в фотокнигу. Даже такой жанр, как «Наш малыш», к сожалению, перетекает в «онлайн».
Есть еще одно «историческое» отличие нашего рынка от других стран, где издавна очень популярно хобби «скрап-букинга» (ручное изготовление книг с использованием всяческих вырезок, с украшениями из мелких предметов, открыток и семейных фотокарточек). Там появление возможности сверстать и заказать фотокниги стало очень органичным развитием этого хобби. В России же, говоря про фотокниги, всё ещё часто приходится рассказывать и показывать, что это такое. Иногда только реальный экземпляр, полученный в подарок или увиденный в гостях, способен возбудить интерес и желание как-то систематизировать многочисленные снимки и создавать фотокниги.
Поговорка «Книга — лучший подарок» обретает очень практичный смысл, когда мы говорим о продвижении услуг печати фотокниг. Именно через подарок легко подвести человека к желанию создавать свои фотокниги. И сам, бывает, решив головоломку «что же подарить-то?!», преподношу родным в подарок собственноручно созданную книгу с кадрами семейной хроники или подарочный сертификат друзьям от типографии.
Фотокниги стоят недёшево, и себестоимость сильно зависит от импорта и курса рубля, в то же время тенденций к уверенному росту спроса на них не видно. Убеждён, что выиграют в массовом сегменте этого рынка те, кто умеет не просто автоматизировать производство, а сможет предельно упростить для клиента сервис приёма заказов, особенно это важно для мобильных устройств, так как доля онлайн-покупок и заказов постоянно растет.
И напоследок — о моём любимом сегменте. Я бы назвал его «Бабушкин сундук» или «Домашний архив». Уходят старшие поколения, оставляя буквально горы фотокарточек. Среди них есть уникальные кадры и документы прошлого, представляющие из себя большую ценность для нескольких родственных семей. Всё это требует не просто копирования. Нужно отсортировать, добавить описания — кто и что находится в кадре. Сканирование, обработка, систематизация, надёжное хранение и обмен фото стали доступнее, работа с архивами упрощается, и немало людей задумывается о наведении порядка в семейных архивах, составлении фотоальбомов и генеалогических книг. Это вполне подходящая аудитория для издательских студий и фрилансеров, особенно если типографии поддержат их скидками и консультациями.
|
Российский рынок имеет характерное отличие: существование очень крупного предприятия, которое занимает львиную долю этого сектора. При опросе пришлось встретиться даже с мнением, что конкурировать с этой компанией почти бесполезно. Об успехах этой фирмы нам рассказала директор по коммуникациям netPrint (Москва) Юлия Шелыгина:
Из года в год самыми популярными товарными категориями в netPrint остаются фотографии и фотокниги, так как это самые классические и самые понятные пользователям всех возрастов продукты компании. Три года назад начался бум на печать фото Instagram-формата. На это, безусловно, повлиял пик развития самой соцсети.
А два года назад резко обрели прежнюю популярность 90-х фото Polaroid-формата. Мы связываем это с прогрессирующей популярностью фотоаппаратов моментальной печати. Безусловно, мода на устройства рождает моду на формат самих фотографий.
Если раньше, 4–5 лет назад, комнату или рабочее место украшали стандартными фотографиями, то последние годы всё чаще классические фото вытесняются «молодежными» форматами. Но, несмотря на этот тренд, формат 10×15 остаётся излюбленным вариантом наших клиентов. И если для декора сегодня зачастую предпочтут именно новинки, то для простого хранения своих ярких воспоминаний классика всегда берёт верх.
Что касается фотокниг, то за последние полтора года пользователи стали предпочитать именно полиграфические. Они сделаны из гладкой мелованной бумаги, их страницы выглядят как в модном глянцевом журнале. Смело можно сказать, что фотокниги из просто фотоальбомов превращаются в издания «лёгкого» и тонкого формата, которые порой не отличить от модного лайфстайл-издания.
Также за последний год на 22% выросла популярность крупных форматов фотокниг, особенно 30×30 см, причём самым популярным переплётом является твёрдый. Это объясняется тем, что клиенты, привыкшие к фотокнигам, становятся более взыскательными. Они желают рассматривать свои воспоминания, важные мелочи и любимые лица ещё подробнее, а крупные форматы как раз отлично для этого подходят.
Также можно отметить, что в 2019 г. стали активно печатать фотографии, сделанные с дронов, что объясняется всё большей доступностью этих аппаратов.
Ну и, конечно, нельзя не сказать о снимках с мобильных устройств, которые уже давно потеснили фотоаппараты. Сейчас только каждый пятнадцатый снимок сделан не на смартфон. «Мобильная фотография» и дальше будет идти вперед. Также наша статистика показывает, что развитие цифровой индустрии не сказывается на рынке фотопечати. Печать фотографий на сегодняшний день ничуть не уступает по количеству заказов ни одному из годов последней пятилетки. А это значит, что поколение миллениалов не собирается отказываться от, казалось бы, «олдскульных» форматов. В эпоху цифровизации люди стали ещё бережнее относиться к своим воспоминаниям. Ведь, несмотря на все плюсы электронных носителей, есть у них и огромный минус — можно в два счета потерять сразу всё. netPrint активно работает и с профессиональными фотографами. Эта традиция появилась в 2017 г., и база продолжает расширяться с каждым месяцем. Особенно ярким в этом сотрудничестве стал 2018 г., когда количество фотопрофессионалов среди наших клиентов увеличилось сразу на 232% за год. Такие фотографы имеют повышенные льготы и наиболее широкий ассортимент продукции (например, возможность заказать книги в тканевой обложке или в формате «трюмо»). Безусловно, это выгодный тип сотрудничества для обеих сторон.Что касается тематических секторов, то три основные группы — выпускные, свадьбы, путешествия. Тут нет каких-то значительных изменений в течение последних пяти лет. Сезон выпускных всегда приходится на апрель-июнь, свадеб — на июнь-октябрь, путешествий — на май-октябрь. Конечно, люди путешествуют круглый год без привязки к какому-то определённому месяцу, но все же большая часть отпусков приходится на лето, и мы легко можем это отследить по количеству заказов данной тематики.
Наша компания работает и в других секторах. Например, в интерьерной печати, которая у нас с каждым годом набирает обороты. Многие потребители просто ещё не знакомы с такими продуктами, как фото на холсте, дереве, пенокартоне и других материалах, а некоторые просто боятся экспериментировать. Но мы уверены, что эта категория будет расти и дальше. Ведь увидев у кого-то дома, например, фотобокс (фотокартина, форма которой немного напоминает коробку), её непременно рассмотришь и запомнишь.
Самыми популярными товарами сувенирной категории на протяжении уже трёх лет являются магниты. На втором месте по популярности — керамические кружки. На магнитах чаще всего печатают семейные фотографии, а на кружках — офисные.
Объём печати визиток в 2019 г. стал меньше, чем в 2018 г., на 5%. Людям всё чаще становится удобнее внести человека в список друзей на Facebook, чем коллекционировать визитки, которые не всегда под рукой. Но, конечно, этот продукт будет жить ещё долго.
Самый большой рост заказов в netPrint за последние три года пришелся на 2019 г.: по сравнению с 2018 г. количество заказов увеличилось на 15%, а оборот компании — на 9%. Ассортимент за последний год пополнился детскими именными книгами и свитшотами.