Ставка на лидера
«Наше сотрудничество с “Гейдельберг-СНГ“ началось в 1997 г. и позволило за три года установить сначала офсетную машину GTO 52–1 и одноножевую бумагорезальную машину Polar 66, а затем Speedmaster SM 52–1», — рассказывает управляющий типографией Игорь Золотов и поясняет, что с момента становления бизнеса было решено сделать ставку на одного из лидеров полиграфического машиностроения. «Мы решили, что нужно держаться лидера, внедрять в своё производство инновации, которые этот лидер разрабатывает, и за счёт них быть впереди конкурентов. Благодаря партнёрству с “Гейдельберг-СНГ“ нам удалось освоить технологии современной офсетной печати, новые приёмы и, соответственно, укрепить свои позиции на рынке в плане качества продукции и конкурентоспособности», — говорит он.
Игорь Золотов (справа) и его сын Антон |
В 2000 г. «Шар» стала покупателем юбилейной — 10-тысячной — секции офсетной машины Speedmaster SM 52–4. В честь этого события секция была выкрашена в золотой цвет. Эта машина давно поменяла владельца, однако фото руководителя на фоне «золотой» секции стало своеобразной визитной карточкой «Шара».
«Золотая» 10000-я печатная секция офсетной машины Speedmaster SM 52–4 стала своеобразной «визитной карточкой» типографии «Шар», и теперь кожух этой секции находится в музее компании. Фото сделано на выставке «Росупак-2016» |
Развитие производства упаковки из картона
В 2019 г. к имевшимся на тот момент печатным машинам Heidelberg Speedmaster CD 74–5+L-P и Speedmaster CD 102–6+L типография приобрела 5-красочную офсетную машину Speedmaster CX 102–5+L с секцией лакирования и высоким уровнем автоматизации. Золотов считает, что эта машина наилучшим образом решает стоящие перед его предприятием задачи по печати пищевой и фармацевтической картонной упаковки. «Мы выбрали машину с высоким уровнем автоматизации, позволяющую меньше зависеть от квалификации печатника», — объясняет он и отмечает, что одним из главных плюсов машины считает спектрофотометрическую систему Prinect Inpress Control 2 для контроля качества оттисков в линию, которая значительно сокращает время приладки и количество макулатурных отходов. «Система сканирует цветовую шкалу на листе в процессе печати и корректирует подачу краски, автоматически поддерживая оптическую плотность на всём тираже в соответствии с заданными параметрами, — говорит Золотов. — Снижение риска брака из-за разнооттеночности — это, конечно, большой плюс».
«Шар» находится в посёлке Первомайский в 12 км от Тулы, радиус нахождения заказчиков компании — примерно 500 км |
За все годы существования типографии в покупке печатного оборудования она оставалась верной одному поставщику. «Мы — не сторонники “зоопарка”, — рассуждает директор. — Оборудование одного производителя удобнее в плане заменяемости и ремонтопригодности».
По словам Золотова, было время, когда наличие в типографии машины Heidelberg являлось знаком хорошего качества печати и само по себе привлекало заказчиков. Сейчас оборудование известной марки по-прежнему играет положительную роль в процессе переговоров с новым заказчиком, но более важным стало соблюдение сроков и определённого уровня качества продукции при минимально возможной цене. «Многие заказчики спрашивают о том, есть ли у нас вторая машина, на которую можно будет “перекинуть” заказ в случае поломки, хотят минимизировать риски по срокам», — объясняет он.
Оптимизация затрат
Несмотря на то, что в период самоизоляции, связанной с пандемией коронавируса, типография не останавливалась ни на один день, Золотов признаётся, что пережил этап сильного психологического напряжения из-за нестабильности экономической ситуации. «Наш главный заказчик не останавливал своё производство, поэтому у нас наблюдалось лишь небольшое снижение загрузки. Однако даже без учёта влияния пандемии рынок сейчас очень сложный и требует постоянного снижения затрат, — рассуждает директор. — Поэтому мы решили полностью перейти на работу в формате 72×102 см и продать печатную машину второго формата. Так будет удобнее и технологичнее». По мнению Золотова, держать дорогостоящую технику формата В2 ради использования от случая к случаю сейчас нерационально. Если у постоянного заказчика «Шара» возникает необходимость в продукции такого формата, проще изготовить её на 102 -х машинах, смирившись с некоторыми неудобствами. «Мы выпускаем промышленную упаковку и считаем, что средние и крупные тиражи более рентабельны, поэтому делаем основную ставку именно на них. Но не забываем и о клиентах с малыми тиражами», — говорит он.
Ещё один способ экономии затрат, который выбрала для себя «Шар», — аутсорсинг услуг доставки. «Мы ориентируемся на Европу, а там ярко выражены узкая специализация и сотрудничество. Я считаю, что нужно стремиться быть лучше в чём-то одном, а в другом пусть лучше будут другие. Транспортные компании в России активно развиваются и могут доставить нашу продукцию лучше и дешевле, чем мы», — говорит Золотов.
Не исключает он и вариант экономии путём повышения степени автоматизации печатных машин и перехода на бизнес-модель Heidelberg Subscription (по подписке). «Нынешние рыночные условия требуют постоянного снижения издержек, поэтому мы стали внимательнее относиться к затратам и тщательно анализируем экономическую эффективность перехода на бизнес-модель по подписке и покупки дополнительных средств автоматизации», — объясняет он и добавляет, что необходимость пересмотра затрат привела к появлению собственной сервисной службы, позволяющей обращаться в «Гейдельберг-СНГ» только в сложных случаях.
Совместно с Центром занятости населения Щёкино «Шар» организует экскурсии по предприятию для старшеклассников |
Экономически эффективнее оказалось и объединение компаний группы «Шар» — «Шар-МТ» по переработке макулатуры и изготовлению из неё упаковки и «Шар-папье», выпускающей объёмные заготовки из прессованной бумажной массы для детского творчества, — в одну с общим руководством и бэк-офисом.
Развитие не останавливается
«Шар» — семейная компания. Вместе с отцом работает сын Игоря — Антон. По словам отца, он даёт сыну столько ответственности, сколько тот может взять, готовя из него преемника, способного сохранить высокий уровень обслуживания клиентов и социально значимой деятельности, которой сегодня славится типография. Это некоммерческие литературно-художественные проекты; финансирование камерного хора «Озарение» Тульского музыкального училища им. А. С. Даргомыжского; финансовая поддержка детского театра «Эксперимент», фестиваля детских театров области, развития лапты и детской спортивной гимнастики.
«Мы работаем и будем работать, ставим перед собой новые задачи, стараясь решать их качественно и точно в срок», — подытожил Золотов.