В феврале 2019 г. в «Кениг унд Бауэр РУС» была создана новая должность — менеджер по продажам сервисных продуктов. Её занял Владимир Барковский. Идею создания этой позиции в компании объяснила директор по маркетингу и рекламе «Кениг унд Бауэр РУС» Анна Перова: «Мы видим тенденцию постоянного роста количества печатных машин Koenig & Bauer в России, причём определенная доля этих машин завозится уже не новыми. Классический отдел сервиса обычно работает только по запросам типографий, а нам хотелось бы занять более активную позицию. Человек, являющийся менеджером по продажам сервисных продуктов, сам обращается в типографии, изучает их потребности и предлагает решения по модернизации, о наличии и полезности которых многие полиграфисты могут даже не знать».
Владимир работает в тесной связке не только с коллегами из российской сервисной службы, но и с отделом дооснащения на заводе Koenig & Bauer. Этот отдел регулярно выпускает сервисные бюллетени, где подробно описываются услуги и условия акций по дооснащению выпущенных в определённый период машин разных модельных рядов. «Мы адаптируем акции под российские реалии и в рассылках оповещаем о них типографии, в которых, как мы знаем, работают машины подходящих под акцию моделей, — рассказывает Барковский. — Затем я перехожу к общению по телефону и посещаю типографии, обсуждая детали проектов. Часто в процессе более подробного знакомства выясняется, что типографии могут пригодиться и другие варианты модернизации».
Такова типичная цепочка инициирования проектов по дооснащению. Тема эта весьма обширна — начиная с замены на новые каких-то относительно небольших и недорогих механических деталей, комплекта валов или устаревшей электронной начинки и заканчивая дооснащением машины современными опциями по контролю качества печатной продукции или полной инспекцией техпроцессов типографии, которые можно связать в цифровой рабочий поток управления типографией с помощью специального программно-аппаратного комплекса. Учитывая, что в текущих условиях для многих типографий покупка новых машин оказывается неподъёмным грузом, возможность повысить эффективность существующего печатного оборудования за счёт более доступных вариантов модернизации оказалась весьма востребованной.
Контроль качества на автопилоте
Одна из набирающих популярность тенденций — дооснащение машин комплексными решениями по контролю качества. Ведь ещё 10–15 лет назад было в порядке вещей, когда даже новые машины устанавливались либо без инструментов контроля качества, либо с самыми простыми. Сейчас ситуация изменилась, и типографии всё чаще стремятся наладить инструментальный контроль, позволяющий сократить количество конфликтов с заказчиками и снизить зависимость от квалификации и добросовестности печатника. «Это характерно даже для типографий, не работающих в сегменте с самыми высокими требованиями к качеству», — отмечает Перова. «Без измерительной техники типографии проигрывают в стабильности качества, теряя деньги на перепечатках тиражей», — добавляет Барковский. А ещё заказчики в подобных случаях часто склонны менять типографии…
Измерительный стол в типографии «Арбат» стал для «Кениг унд Бауэр РУС» частью первого проекта в России по модернизации печатной машины Rapida комплексной системой контроля качества — визуальной и спектрофотометрической |
Владимир рассказал, что в московской типографии «Арбат» реализуется пилотный проект. Там установлена Rapida 105 в шестикрасочной конфигурации с лаковой секцией и УФ-оснащением, которая приобреталась на вторичном рынке, а в качестве измерительной техники с ней в комплекте был отдельный измерительный стол Densitronic S, обеспечивающий только работу с контрольными шкалами. На этой машине печатают продукцию на пластиках. А это довольно дорогие запечатываемые материалы — их стоимость доходит до 150 руб. за лист. Поэтому перед типографией остро стояла задача минимизировать брак и длительность приладки на машине. Например, случалось, что во время спуска полос шла печать тиража с ошибочными штрихкодами — такой брак было крайне сложно визуально «отловить» оператору.
В процессе реализации проекта в типографии был установлен LithoScan PDF — новый измерительный стол со спектрофотометрическим контролем цвета и контролем качества с помощью CIS-сенсоров, которые отличаются большей долговечностью. Они располагаются на очень небольшом расстоянии от оригинала, поэтому такую технологию сканирования часто называют контактной.
Помимо контроля цветопередачи по контрольным шкалам, решение также обеспечивает сравнение содержания оттиска либо с подписанным тиражным оттиском, либо с предоставленным заказчиком оригиналом в формате PDF в виде дизайна единичного изделия, которое на печатном листе может быть размножено. Система позволяет с учётом заданных допусков «отловить» большинство дефектов — от перепутанных штрихкодов до марашек, царапин, непропечаток из-за продавов офсетного полотна и т. п. К LithoScan PDF можно подключить до четырёх печатных машин. На установку стола ушло всего несколько часов, однако после этого специалисты сервиса «Кениг унд Бауэр РУС» вместе с представителем разработчика (он работает в удалённом режиме) продолжают доводку с учётом пожеланий заказчика. В вынужденном удалённом взаимодействии есть и положительный момент — на запросы отвечает непосредственно разработчик, который вносит изменения очень быстро. Например, для локализации ПО потребовалась всего пара часов, из которых большая часть времени ушла на перевод.
Фрагмент отчёта о производительности по данным log-файла из печатной машины |
Также планируется установка встроенного модуля на последний печатный цилиндр для контроля в линию. Он будет обмениваться данными со столом. Для запуска модуля, к сожалению, требуется присутствие специалиста из Германии — сейчас с этим сложности. После установки модуль будет сканировать каждый лист, делать фотографии контрольных шкал по всей ширине листа в режиме стробоскопа (подсветка — светодиодная) и выполнять автоматическую регулировку красочных аппаратов на протяжении всего тиража. Ожидается, что внедрение позволит сократить приладку до 80 листов.
«Перед тем как предлагать это комплексное решение другим российским типографиям, мы решили его максимально тщательно протестировать, локализовать и настроить», — отметил Владимир.
Ранее первое подобное решение уже было установлено в одной из крупных типографий в Санкт-Петербурге. Но там оно было проще — без измерения спектрофотометрии и встроенного модуля для контроля в линию.
Максимум пользы при минимуме вложений
Барковский привёл ещё несколько примеров популярных в России опций для модернизации. Среди них — замена менторов (основного блока питания печатной машины) и главного компьютера в рамках заводской компании. За год заменили 6 менторов и 3 главных компьютера. В тот же период было заменено несколько ламп в просмотровых столах на более долговечные и энергоэффективные светодиодные.
«Кениг унд Бауэр РУС» также проводит технические инспекции, в результате которых можно выявить детали печатных машины, требующие замены немедленно или в ближайшей перспективе. В последнем случае запчасти можно заказать заранее и в момент выхода детали из строя её можно быстро заменить. Есть и запросы на более обширную инспекцию организации техпроцессов, начиная с допечати и до конца производственной цепочки. В одной из типографий в Санкт-Петербурге недавно была проведена подобная инспекция, которая позволит получить типографии развёрнутые рекомендации по дооснащению и организации производства.
Возможно также заключение сервисных договоров с помесячной оплатой. Одно из главных преимуществ — заключившие такие договора типографии получают возможность на неограниченное количество выездов специалистов сервиса.
Даже самые крупные проекты по модернизации обычно обходятся дешевле, чем покупка новой машины. При этом по своей эффективности они нередко могут являться лучшими вложениями средств для типографий. Ведь речь обычно идёт об устранении узких мест, что в результате приводит к повышению общей эффективности и надёжности производства.