Первые шаги
Рассказывая об истории компании, Максим признаётся, что пришлось «хлебнуть полной ложкой», пока он изучил все тонкости цифровой печати на футболках. Образование программиста и бухгалтера помогает ему тщательно выстраивать бизнес-процессы и внимательно просчитывать риски. Однако жизнь часто вносит в процесс свои коррективы. Так было и в начале деятельности «Макспринт», и при покупке принтера Aeoon Compact.
В 2011 г. вместе с партнёром, у которого был интернет-магазин футболок с принтами, он решил организовать собственное печатное производство. Изучив рынок, купили в 2012 г. подержанный футболочный принтер Kornit Thunder и туннельную сушку Proxima российского производства. Пока решали организационные моменты, принтер простаивал. «Через месяц выяснилось, что печатающие головки высохли — в итоге одну пришлось заменить, а остальные промывать. Чернила и расходники возили из Финляндии, пока в 2013 г. в России не появился официальный дилер Kornit. Много было и технологических сложностей, но со временем научились печатать с высоким качеством», — вспоминает Максим. По мере расширения бизнеса и начала работы с оптовыми заказчиками потребовались новые производственные мощности, и в 2014 г. были куплены более производительный принтер Kornit Storm и новый сушильный шкаф Dido Chiossi e Cavazzuti. В 2017 г. докупили новую четырёхметровую туннельную сушку Proxima.
Пристальный взгляд
Даже имея опыт работы на похожем оборудовании, Максим долго настраивался на покупку принтера Aeoon. «Я впервые увидел эти принтеры на выставке FESPA 2017. Скорость печати показалась мне просто невероятной, но были сомнения — кроме выставки, я фактически не видел работающих принтеров. К тому же в России тогда не было официального дилера этого производителя, — рассказывает он. — В 2018 г. удалось пообщаться с пользователями принтеров Aeoon из Франции и США. В том же году я побывал на производстве в Австрии вместе c сотрудниками “НИССА Дистрибуция” (NISSA Stensart) — дилера Aeoon в России. За два дня мы выполнили огромное количество тестов, и все демонстрировали скорость и качество, о которых можно было только мечтать. Но смущали высокая стоимость принтера, необходимость продажи старого оборудования и запуска нового так, чтобы не возникло простоя. Правда, после расчёта себестоимости и экономических показателей окупаемости принтера сомнений стало меньше».
Максим Якимов: «Футболочных принтеров технологичнее нашего пока ни у кого в России нет» |
Помимо денежных вопросов, Максима беспокоила и необходимость освоения новой технологии. «Хотелось увеличить скорость печати, но новая технология пугала — большинство процессов отличалось от привычных», — признаётся он и объясняет, что принтеры Kornit выполняют печать «мокрое по мокрому»: и праймер, и чернила наносятся непосредственно в принтере. Для печати на Aeoon нужно предварительно обработать футболку праймером и высушить его. Пришлось для праймирования купить к принтеру автоматическую машину Schulze PRETREATmaker IV.
Поначалу такое разделение процессов казалось Максиму неудобным, но со временем он начал видеть в этом всё больше плюсов. В частности, можно заранее подготовить продукцию к печати и, когда понадобится, напечатать, причём изготовление одной футболки (печать и сушка) займёт всего 3 минуты. «На принтерах Kornit при печати с белой подложкой из-за большого количества праймера на сушку футболки при температуре 160 °C требовалось 10–12 минут, а на изделия из футера — все 20. Это приводило к сильной усадке изделий и появлению на белых и цветных тканях по периметру нанесения праймера жёлто-коричневого оттенка, который (в отличие от уксусного запаха праймера) не всегда устранялся при стирке. Помимо этого, нанесение праймера внутри машины приводило к появлению ржавчины. Ко всем этим нюансам мы со временем приспособились и решали их разными способами, но вот скорость печати нас уже не устраивала. В декабре приходилось работать круглосуточно и от некоторых крупных заказов отказываться. Поэтому, работая на принтерах Kornit, мы искали им более скоростную замену. Новые, старшие модели Kornit более производительные и технологичные, чем были у нас, но даже они не дотягивают по скорости до Aeoon Compact и стоят дороже», — говорит он.
Принтер Aeoon Compact (Австрия) в «Макспринт» дополняют автоматическая машина Schulze PRETREATmaker IV (Германия) для нанесения праймера, туннельная сушка и двойной пневматический термоппресс Proxima (Россия) |
Вмешалась пандемия
Всё сложилось в декабре 2019 г., когда был продан один из принтеров Kornit и подписан контракт с Aeoon на покупку модели Compact из её демозала с рассрочкой на год. При этом производитель заменил на новые все 8 промышленных печатающих головок Kyocera (CMYK + 4W), фильтры и все быстроизнашиваемые детали. После продажи Kornit Storm и до установки нового принтера пришлось работать только на Kornit Thunder с производительностью 10–20 футболок в час.
Оборудование было завезено в новое помещение, которое Максим снял с учётом расширения бизнеса, 27 марта 2020 г., когда в Москве был объявлен карантин из-за пандемии коронавируса. «О приезде инженеров из Австрии в тот момент не могло быть и речи, хотя планировались две недели на запуск и неделя на обучение наших специалистов, — рассуждает Максим. — Долгое время представители Aeoon не давали согласия на удалённый запуск, объясняя это необходимостью проведения дополнительных работ по подготовке демозальной машины и наличием прямого контракта, который подразумевал запуск силами австрийских инженеров».
«Макспринт» оказалась в сложной ситуации. «Были моменты, когда мы не знали, чем будем платить аренду и зарплату, а оптовые заказы выполнять не могли, едва успевали делать только свою онлайн-розницу», — вспоминает Максим. В Aeoon пошли навстречу — заморозили ежемесячные платежи до конца 2020 г., хотя принтер начал работать в сентябре. «После неудавшейся попытки организовать летом приезд к нам специалистов из Австрии, в сентябре 2020 г. было получено разрешение на запуск принтера силами специалистов NISSA Stensart с дистанционным контролем из офиса Aeoon, — рассказывает Якимов. — Инженеры NISSA Stensart уложились в полторы недели вместо двух, получив от руководства Aeoon высокую оценку их квалификации».
Белый шерстяной свитер с рисунком выполнен по заказу дизайнера Дениса Симачёва. Ни состав волокон, ни крупные петли не помешали получить изображение высокого качества |
Рекордная производительность
На парковке печатающие головки постоянно находятся в специальной жидкости. Чистка головок, протирка и парковка происходят автоматически |
Работающий в «Макспринт» принтер Aeoon Compact с двумя рабочими столами способен запечатывать в час до 650 белых футболок формата А4. На цветные с белой подложкой можно в спокойном режиме наносить 100–150 изображений в час. «Печать выполняется в шахматном порядке, — поясняет Якимов. — Пока одна футболка печатается, оператор фиксирует на втором столе другую. Происходит это настолько быстро, что на первый план выходят сноровка и квалификация печатника и качество самих футболок». Оригинальные пигментные чернила Aeoon на водной основе закрепляются в сушке за 2 минуты и выдерживают не менее 100 стирок. При этом после сушки цвет отпечатков почти не меняется. «Aeoon поразил меня возможностью печати на тёмном, полутонов разной степени прозрачности и мелких деталей. И на ощупь слой чернил на изделии практически не ощущается», — восхищается Максим.
Высокая скорость печати потребовала изменений производственного процесса. Aeoon Compact — промышленный принтер, рассчитанный на круглосуточную работу. Печать, как правило, производится партиями, а обработку изображения, подбор футболок, праймирование и сушку можно выполнить заранее или параллельно с печатью. Разработанная Максимом программа управления предприятием формирует для каждой футболки штрихкод со всей необходимой информацией. Печатнику остаётся только поднести футболку со штрихкодом к сканеру и разместить её на столе. Принтер позволяет печатать с разрешением от 600 до 2400 dpi при максимальном формате 50×70 см. Технических ограничений по дизайну и разрешению практически нет, нужно только использовать изображение высокого качества.
Будем шить!
Максим возлагал на 2020 г. большие надежды по расширению бизнеса — собирался открывать собственный швейный цех. Пандемия помешала реализации этих планов. «Для организации правильного швейного производства нужны большие первоначальные вложения в оборудование, персонал, изоляцию печатного участка — пыль не должна попадать в принтер. Сейчас свободных денег на развитие нет, а не под одну программу государственной помощи малому бизнесу мы не попадаем», — сожалеет Максим.
И хотя Максим сталкивается в бизнесе с разными трудностями, преодолеть их ему помогает любовь к тому, что он делает. «Я этим живу! Когда позволяет время, я углублённо изучаю производственные процессы, которые мне как руководителю в общем-то не нужны. Мне это всё ужасно интересно и заодно позволяет проанализировать все этапы работы, добиваясь ещё большей автоматизации и сведения ошибок к нулю!» — улыбается он.